Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность на территории города Байконур. Поскольку Россия арендует данную территорию у Республики Казахстан, то предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. В 1997-1998 гг. предприятие осуществляло оптовые поставки продуктов питания для воинских частей. Продукты питания приобретались как у российских предприятий, так и у казахстанских предприятий и частных предпринимателей. По законодательству Республики Казахстан частные предприниматели являются плательщиками НДС (в подтверждение данного факта предприниматели предоставили документы с печатью и подписью налоговой инспекции о том, что они являются плательщиками НДС). Во всех накладных и в расчетных документах сумма НДС выделена отдельной строкой. Учитывая изложенное, предприятие всю сумму НДС, уплаченную предпринимателям, предъявило к возмещению. Однако налоговая инспекция, осуществляя выездную проверку, действия предприятия посчитала неправомерными и всю сумму НДС включила в себестоимость закупленных товаров, аргументируя свои действия тем, что по законодательству РФ частные предприниматели не являются плательщиками НДС.
Кто в данном случае прав?
Пунктом 17 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" установлено, что расчеты между хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС. Оформление документов за реализованные товары (работы, услуги) производится на основании порядка, изложенного в п. 16 Инструкции N 39.
При этом по всем товарам (работам, услугам), приобретаемым у хозяйствующих субъектов государств - участников СНГ, стоимость которых относится на издержки производства и обращения, суммы НДС учитываются в порядке, установленном для отечественных товаров, т.е. подлежат возмещению (зачету) в порядке, предусмотренном Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкцией N 39. Зачет (возмещение) НДС осуществляется на основании первичных документов, в которых сумма налога должна быть выделена отдельной строкой (см. совместное письмо Минфина РФ N 47 и Госналогслужбы РФ N ВЗ-4-05/н от 14.04.93 "О налоге на добавленную стоимость").
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Вместо указанного номера N ВЗ-4-05/н следует читать N ВЗ-4-05/55н
Учитывая тот факт, что зачет (возмещение) НДС при торговле с хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ осуществляется на основании первичных документов, выписываемых поставщиками, в которых сумма налога должна быть выделена отдельной строкой, можно сделать вывод, что изложенный выше порядок зачета (возмещения) НДС распространяется на товары (работы, услуги), приобретаемые у хозяйствующих субъектов государств - участников СНГ, являющихся плательщиками НДС по законодательству своего государства. При этом перечень субъектов, являющихся плательщиками НДС по законодательству различных государств - участников СНГ, не является единым (в каждом государстве определен свой перечень плательщиков НДС).
В данном случае предприятие закупает товары у поставщиков (частных предпринимателей) из Казахстана (участник СНГ), которые являются плательщиками НДС по законодательству своего государства. Поэтому предприятие имеет полное право предъявить к зачету (возмещению) сумму НДС, уплаченную по приобретенным товарам, на основании первичных документов, в которых сумма налога не выделена отдельной строкой. При этом тот факт, что частные предприниматели не являются плательщиками НДС по законодательству РФ, никакого значения в данном случае не имеет.
Т. Крутякова
Выпуск 18, сентябрь 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.