Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
окружного Совета депутатов
МО "Черняховский городской округ"
от 9 июня 2008 г. N 107
Программа
"Содействие занятости населения муниципального образования "Черняховский муниципальный район" на период 2009-2012 годы"
27 марта 2009 г., 20 апреля 2010 г., 25 мая 2012 г.
I. Паспорт
Программы "Содействие занятости населения муниципального образования "Черняховский муниципальный район" на период 2009-2012 годы"
Наименование Программы |
- |
"Содействие занятости населения муниципального образования "Черняховский муниципальный район" на период 2009-2012 годы" |
Основание для разработки Программы |
- |
Федеральный закон от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации"
|
Государственный заказчик Программы |
- |
Администрация муниципального образования "Черняховский муниципальный район" |
Основные разработчики Программы |
- |
Государственное учреждение Калининградской области "Центр занятости населения города Черняховска" |
Основные исполнители мероприятий Программы |
- |
Администрация муниципального образования "Черняховский муниципальный район", Агентство по обеспечению занятости населения Калининградской области, Государственное учреждение Калининградской области "Центр занятости населения города Черняховска" |
Сроки реализации Программы |
- |
Мероприятия программы рассчитаны на 4 года |
Цели Программы |
- |
- Удовлетворение спроса на рабочую силу, путем преодоления структурного несоответствия спроса и предложения, через создание эффективной системы подготовки и переподготовки кадров и профессиональной ориентации молодежи. - Повышение уровня занятости населения. Предотвращение роста напряженности на рынке труда района. - Преодоление социального иждивенчества и поддержание доходов незанятого населения через временную занятость и общественные работы. - Расширение сотрудничества с работодателями и общественными организациями. - Формирование финансовой базы для проведения мероприятий по содействию занятости населения и определение долей участия бюджетов всех уровней в реализации Программы |
Объем и источники финансирования Программы |
- |
Финансирование Программы предусмотрено за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов, с привлечением средств работодателей. Объемы финансирования будут ежегодно определяться при формировании соответствующих бюджетов, исходя из реальных потребностей рынка труда, с учетом определенных пропорций долевого участия всех бюджетов и включаться в них самостоятельными разделами (отдельной статьей расходов) |
Контроль за реализацией Программы |
- |
Общий контроль за реализацией Программы осуществляется Администрацией муниципального образования "Черняховский муниципальный район", ГУ КО "Центр занятости населения города Черняховска. Финансовое исполнение мероприятий Программы контролируется Агентством по обеспечению занятости населения, прокуратурой района, а также распорядителями соответствующих бюджетов |
Основные термины, употребляемые в тексте Программы:
Экономически активное население |
|
- часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг (лица, занятые в экономике и безработные граждане) |
Уровень безработицы |
|
- удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения |
Безработный |
|
- гражданин, не имеющий работы (доходного занятия), занимающийся ее поиском и готовый приступить к работе |
Базовая безработица |
|
- безработица, существующая на начало прогнозируемого периода |
Официальная безработица |
|
- безработные граждане, зарегистрированные в службе занятости и получившие статус безработного |
Занятое население |
|
- граждане, имеющие постоянную работу или доходное занятие |
II. Введение
Целевая Программа "Содействие занятости населения в муниципальном образовании "Черняховский муниципальный район" на период 2009-2012 годы", разработана Центром занятости населения города Черняховска совместно с администрацией муниципального образования "Черняховский муниципальный район". Основанием для разработки Программы являются: Конституция Российской Федерации (ст. 7, 37, 72), Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 2),
Федеральный закон от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (статья 15).
Основной задачей настоящей программы является объединение усилий службы занятости и городской власти, направленных на реализацию государственной социальной политики на местном рынке труда. Обеспечение на территории муниципального образования конституционных прав граждан на труд и защиту от безработицы, вовлечение трудоспособной части населения в общественно-полезный труд и совершенствование структуры занятости населения, развитие социального партнерства на рынке труда, формирование финансовой базы для проведения мероприятий по содействию занятости населения.
Актуальность Программы обусловлена тем фактором, что Правительство РФ постепенно сокращает участие федерального бюджета в финансировании региональных программ занятости и все более активно привлекает к решению проблем занятости региональные и местные бюджеты. При этом Правительство РФ в лице Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства финансов РФ берет на себя исключительные обязательства по всем расходам, связанным с социальной поддержкой безработных (пособия, стипендии и т.д.) и с содержанием территориальных органов службы занятости населения. Финансирование остальных мероприятий активной политики занятости предусматривается осуществлять на паритетной основе всеми участниками (исполнителями) Программы.
III. Занятость и рынок труда МО "Черняховский муниципальный район"
1. Состояние рынка труда и его перспективы
Общую ситуацию на рынке труда Черняховского муниципального района в 2007 году можно охарактеризовать как стабильную, влияние экономических и демографических факторов компенсируют друг друга.
Численность населения городского округа по данным статистики составляет 53,2 тыс. чел., из них 41,1 тыс. (77%) - жители города Черняховска. Численность трудоспособного населения составляет 34,0 тыс. человек (64%), из них 17,7 тыс. чел. - мужчины и 16,3 тыс. чел. - женщины.
Уровень регистрируемой безработицы на протяжении года не превышал 2% и к концу года составил 1,4%, число зарегистрированных безработных на 1 января 2008 года - 445 человек. Наметившаяся позитивная тенденция к снижению уровня безработицы связана с улучшением экономического развития городского округа, созданием новых рабочих мест, с изменением порядка выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет с 1 января 2007 года
Среди факторов, влияющих на местный рынок труда, наиболее значимыми являются: демографические, экономические и трудовые.
Демографические: Естественная убыль населения в полтора раза превышает рождаемость.
Экономические: На территории Черняховского муниципального образования зарегистрировано 1239 субъектов хозяйственной деятельности, что составляет 2,7% от численности субъектов хозяйственной деятельности Калининградской области.
Зарегистрировано 1392 предпринимателя, при этом наибольшее число видом своей деятельности избрали торговлю, транспорт и перевозки.
Трудовые: Численность занятых в экономике городского округа составила 24,1 тыс. человек, при этом экономически активное население в среднем определяется в 32,3 тыс. чел. Основная часть занятых работает на мелких и средних предприятиях.
Существенных изменений в профессионально-квалификационном составе занятых в экономике городского округа не произошло. Возрастные группы старше 40 лет составляют основу трудовых ресурсов городского округа (особенно это касается квалифицированных рабочих). Естественное выбытие квалифицированного персонала по старости в настоящее время компенсируется притоком молодежи на рынок труда (по оценке экспертов) не более чем на 30%. Остро обозначился дефицит на рабочие профессии высокой квалификации. Прежде всего, это касается отдельных отраслей промышленности, строительства, торговли и обслуживания, связанных с использованием труда электромонтажников, электросварщиков, строительных специальностей и т.д.
Ежемесячный спрос на рабочую силу в Черняховском муниципальном районе колеблется от 150 до 300 заявляемых вакансий. Структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы настолько велико, что спрос на рабочую силу удовлетворяется не более чем на 40%, т.к. 66% вакансий предлагают работу для мужчин, в то время как на учете в службе занятости на 1 января 2008 года состоит 78% женщин и 45% безработных проживают в сельской местности.
Общее число сокращаемых рабочих мест в год стабилизировалось и составляет до 200 чел. Сокращение происходит в основном на государственных предприятиях и носит характер реорганизации предприятий.
В 2009-2012 годах сохранятся существующие тенденции. Крупные потрясения в виде массовых сокращений маловероятны, рост официальной безработицы не прогнозируется. Причем, это напрямую будут зависеть от реализации превентивных мер содействия занятости и средней заработной платы на предприятиях города и района.
2. Основные проблемы на рынке труда городского округа в 2009-2012 годах
В перспективе до 2012 года для рынка труда городского округа будут характерны следующие проблемы:
а) Несбалансированность спроса и предложения, проявляющаяся в дифференциации городского и сельского населения.
б) Низкая конкурентоспособность на рынке труда таких категорий, как:
- женщины, имеющие малолетних детей
- граждане, проживающие в сельской местности
- молодежь без опыта работы
- лица предпенсионного возраста.
в) Незаполняемость вакансий в виду# низкой заработной платы и ужесточения требований работодателя к работникам, что проявляется в селективном подходе при приеме на работу в зависимости от пола, возраста и места проживания.
г) Отсутствие системы внутрипроизводственного обучения.
IV. Расчет баланса рынка труда на период 2009-2012 годы
1. Прогноз спроса и предложений рабочей силы
В период до 2012 года коньюктура рынка для Черняховского муниципального района будет благоприятной и число заявляемых в органы службы занятости вакансий будет превышать 1,5 тысяч мест в год, свыше 90% которых будет приходиться на Черняховск. Наиболее сложное положение сохранится в сельских населенных пунктах округа, наиболее отдаленных от Черняховска. В настоящее время служба занятости контролирует 2/3 рынка труда, следовательно оборот вакансий в годовом исчислении составляет около 2,5 тыс.
Отраслевая структура спроса в целом сохранит существующие тенденции и наиболее перспективными останутся отрасли торговли и обслуживания, строительство (в т.ч. дорожное), отдельные отрасли промышленного производства. Прежде всего это касается малого и среднего частного бизнеса. Доля рабочих профессий сохранится на уровне около 80% всех свободных мест. Привлечение и использование иностранной рабочей силы из стран СНГ будет затруднено, что станет дополнительным стимулом роста заработной платы и внедрения новых технологий в экономике.
Среднегодовая численность занятых по Черняховскому муниципальному району достаточно стабильна и составит порядка 24,1 тысяч человек. Кроме того, необходимо учесть:
- сокращенных работников, регистрируемых органами службы занятости -ежегодно до 200 человек;
- первичная безработица молодежи 900 человек (700 школьников; 50 выпускников ПТУ; 50 молодых специалистов из техникумов и около 100 выпускников очных отделений ВУЗов);
- среди временно незанятого населения (т.е. текучесть кадров, трудоспособные пенсионеры, домохозяйки, сезонные рабочие, женщины вышедшие из отпуска по уходу за ребенком, инвалиды, освобожденные ИТУ, и т.д.) потенциально заинтересованы в работе не менее 2610 человек;
- миграционный прирост лиц прибывающих в район на постоянное место жительство может колебаться от 50 человек до 1000 человек;
- граждане, состоящие на учете в службе занятости в качестве безработных - около 500 человек.
Таким образом, рынок труда Черняховского муниципального района (без учета лиц официально занятых в экономике района) в 2009-2012 годы составит около 5000 человек.
2. Баланс спроса и предложений рабочей силы
Соотношение вакансий и незанятой рабочей силы составляет 2500 свободных мест и 5000 человек незанятого населения, потенциально заинтересованных в получении работы.
Однако, принимая во внимание совокупность качественных характеристик свободной рабочей силы - не менее 20 вакансий будут заполнены квалифицированными иностранными рабочими. Кроме того, низкое качество свободных мест в бюджетной сфере (которая занимает до 30% общего объема спроса) приведет к тому, что до 750 вакансий реально не будут востребованы ни при каких обстоятельствах.
Деятельность службы занятости позволяет обеспечить работой (в т.ч. временными, общественными и постоянной - после комплекса профориентационных мероприятий) до 1000 человек, переобучить до 60 человек и обеспечить временную поддержку в виде выплаты пособий 1500 безработным в год.
Таким образом, окончательный баланс рынка труда следующий: 1730 свободных рабочих мест и 2440 трудоспособных незанятых трудовой деятельностью граждан.
V. Мероприятия содействия занятости населения в 2009-2012 годах
(Таблица N 1)
Проблему занятости предлагается частично решать привлечением целевых средств местного и областного бюджетов, направляя их на муниципальные предприятия и в административно-хозяйственные районы. Такой подход позволит организовать долевое финансирование и привлечь дополнительные средства со стороны работодателей.
Программа предлагает привлечь средства:
- местного бюджета к финансированию четырех основных направлений активной политики занятости населения - профессиональному обучению и переобучению, общественным работам, занятости подростков и временному трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
- областного бюджета к финансированию общественных работ и временному трудоустройству несовершеннолетних;
- работодателей к финансированию профессионального обучения и переобучения, организации временной занятости.
К числу наиболее эффективных мероприятий опережающего характера, необходимо отнести повышение уровня информированности населения о состоянии рынка труда в округе в целом, отдельно в той или иной отрасли и по конкретным профессиям и специальностям. В 2009-2012 годах предполагается расширить и развить практику информационной поддержки Программы занятости. Службой занятости будет продолжено сотрудничество со средствами массовой информации, развитие информационной единой (компьютеризированной) базы данных, позволяющей оперативно отслеживать и получать информацию обо всех составляющих рынка труда, будет продолжено развитие компьютерной сети службы занятости. Таким образом, предполагается решить проблему общедоступности данных, поступающих в службу занятости и ее аналитической работы (в т.ч. с привлечением возможностей Интернета и электронного информирования).
В целях профилактики безработицы продолжит дальнейшее развитие система профориентационных услуг и психологической поддержки населения (прежде всего выпускников учебных заведений, лиц находящихся под угрозой увольнения и социальных групп, нуждающихся в особой опеке со стороны государства). Особое внимание будет уделено адресности этих услуг и развитию индивидуальных форм работы. В частности, для решения проблем длительно безработных граждан предполагается продолжить работу "Клуба ищущих работу" и программы "Новый старт".
Государственные услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке в 2009-2012 годах получат около 2,5 тысячи человек.
Новый импульс получит сотрудничество с работодателями. Работа с этим участником рынка труда становится приоритетом в развитии партнерских отношений. Именно, исходя из потребностей предприятий на рабочую силу, будет строиться система мероприятий по работе с безработными и повышения качества рабочей силы.
Для удовлетворения потребности работодателей в кадрах и сокращения периода поиска работы безработных будет продолжена работа по совершенствованию форм и методов деятельности самой службы занятости. Предполагается ежегодно:
- переобучить - 60 безработных;
- обеспечить общественными работами - 50 человек;
- в целях социальной поддержки слабо защищенных граждан временно трудоустроить - 5 человек;
- в целях адаптации на рынке труда временно трудоустроить выпускников начального и среднего профессионального образования - 5 человек;
- организовать временное трудоустройство несовершеннолетних граждан на период летних каникул - 350 человек;
- организовать две ярмарки вакансий и учебных рабочих мест;
- привлечь к работе в клубах "Новый старт" и "Клуб ищущих работу" - 40 человек.
Данные мероприятия будут способствовать повышению общего уровня занятости населения, противодействовать социальному иждивенчеству, давать возможность безработным легально поддержать свои доходы социально значимым трудом.
Нумерация разделов приводится согласно источнику
IV. Финансирование мероприятий Программы
(Таблица N 2)
Основные затраты по реализации мероприятий Программы занятости в период 2009-2012 годы лягут на федеральный бюджет в виде субвенций т.к. именно из этого источника осуществляется социальная поддержка безработных. Это составляет до 85% всех затрат на занятость населения.
При прогнозируемом ежегодном дисбалансе рынка труда в 5000 незанятых граждан, именно этот источник финансирования должен ежегодно обеспечить социальную поддержку в период активного поиска работы или переобучения до 2000 человек. Расчет соответствующих затрат и предоставление заявки в Агентство по обеспечению занятости населения Калининградской области Центр занятости населения города Черняховска будет производить ежегодно на основе краткосрочных (ежегодных) прогнозов рынка труда. Именно субвенции федерального бюджета призваны нивелировать социальные последствия развития ситуации в период до 2012 года.
Однако, без дополнительного источника финансирования, центр занятости не сможет использовать средства, выделенные из субвенций федерального бюджета, предусмотренные на реализацию мероприятий по содействию занятости населения в рамках программы.
Расчет необходимых мероприятий активной политики занятости и ежегодных затрат составлен на основе перспективного прогноза рынка труда и представлен в приложении N 2.
Материалы для оформления соответствующей бюджетной заявки ГУ КО "Центр занятости населения города Черняховска" будет ежегодно вносить в Администрацию муниципального образования "Черняховский муниципальный район".
V. Социальная и финансовая эффективность Программы
Программа создаст дополнительные гарантии и на практике обеспечит конституционные права граждан на труд и защиту от безработицы на территории округа, будет способствовать преодолению иждивенчества, формированию цивилизованного рынка труда, и явится хорошим стимулом для укрепления социальной стабильности. Кроме того, ее реализация позволит повысить эффективность использования трудовых ресурсов, стимулирует изменения в структуре занятости в интересах экономики округа, будет содействовать развитию социального партнерства и повысит конкурентоспособность рабочей силы.
Мероприятия Программы обеспечат необходимую поддержку жителям округа, сделают процессы в сфере занятости более прогнозируемыми и контролируемыми. Программа позволит смягчить негативные последствия безработицы и обеспечить дополнительную социальную защиту незанятого населения.
Принцип паритетного выделения средств на мероприятия Программы исключит возможность сокращения финансового участия бюджетов других уровней в решении проблем занятости на территории муниципального образования "Черняховский муниципальный район".
Финансовый эффект Программы будет характеризоваться:
- снижением объемов социальных выплат, т.к. жители городского округа будут вовлечены во временную занятость;
- расширится налогооблагаемая база и доходы бюджетов всех уровней, т.к. указанные мероприятия имеют не только социальную, но и экономическую составляющую;
- поддержанием доходов граждан в период поиска работы.
Таблица N 1
Комплекс мероприятий
по реализации Программы "Содействие занятости населения муниципального образования "Черняховский муниципальный район" на период 2009-2012 годы"
N |
Перечень мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственный исполнитель |
Примечание |
1 |
Ежегодное целевое финансирование мероприятий активной политики занятости на всей территории округа с привлечением средств бюджетов всех уровней |
2009- 2010 г. |
Главные распорядители бюджетов |
Для реализации активной политики занятости |
2 |
Расчет и представление в местную администрацию предложений по количеству участников активных программ занятости и необходимым средствам для составления бюджетных заявок |
ежегодно к августу месяцу |
Центр занятости населения города Черняховска |
Обеспечение своевременного, обоснованного привлечения бюджетных средств |
3 |
Информирование населения и органов власти о состоянии, проблемах и перспективах местного рынка труда |
постоянно |
Администрация центр занятости |
Обеспечение открытости и публичности в обсуждении и решении проблем занятости |
4 |
Обеспечение прав граждан в сфере занятости, социальная защита незанятого населения, реализация всего комплекса мероприятий активной политики занятости на территории округа |
2009- 2012 г. |
Администрация служба занятости |
Практическая реализация "Закона о занятости населения РФ" и настоящей программы на территории округа |
5 |
Контроль за расходованием средств выделяемых на мероприятия содействия занятости |
2009- 2012 г. |
Контролируется распорядителями соответствующих бюджетов |
Недопущение не целевого использования средств |
Решением районного Совета депутатов МО "Черняховский муниципальный район" Калининградской области от 25 мая 2012 г. N 67 в таблицу 2 настоящей программы внесены изменения
Таблица N 2
Финансирование мероприятий программы занятости населения Черняховского городского округа в 2011-2012 годы
25 мая 2012 г.
Мероприятия программы |
2012 год финансирование (тыс. руб.) |
|||||
|
Число участников |
Всего |
ФБ |
ОБ |
МБ |
Средства работодателей |
Выплата пособий |
1450 |
8250 |
8250 |
0 |
0 |
0 |
Выплата досрочных пенсий |
20 |
828 |
828 |
0 |
0 |
0 |
Выплата стипендий |
60 |
214 |
214 |
0 |
0 |
0 |
Организация профессионального обучения |
60 |
340 |
300 |
0 |
0 |
40 |
Организация профессиональной ориентации |
1550 |
15 |
15 |
0 |
0 |
0 |
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
2 ярм. |
12 |
12 |
0 |
0 |
0 |
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда |
5250 |
10 |
10 |
0 |
0 |
0 |
Организация общественных работ |
42 |
432,3 |
108 |
85 |
190,3 |
40 |
Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы |
6 |
45 |
20 |
0 |
0 |
25 |
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда |
40 |
15 |
15 |
0 |
0 |
0 |
Оказание содействия самозанятости населения |
1 |
4 |
4 |
0 |
0 |
0 |
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые |
3 |
28 |
8 |
0 |
0 |
20 |
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в т.ч. 34,2 тыс. руб. погашение задолженности за 2011 год) |
150 |
1191,9 |
270 |
550 |
371,9 |
0 |
Итого: |
|
11385,2 |
10054 |
635 |
562,2 |
125 |
<< Назад |
||
Содержание Решение окружного Совета депутатов МО "Черняховский городской округ" Калининградской области от 9 июня 2008 г. N... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.