Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к решению
от 24 сентября 2008 г. N 110
Муниципальная целевая программа
организации отдыха и досуга детей во внеурочное и каникулярное время "Каникулы-2009"
I. Паспорт Программы
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа организации отдыха и досуга детей во внеурочное и каникулярное время "Каникулы - 2009" |
Основание для разработки |
анализ организации и проведения летних оздоровительных кампаний в предыдущие годы, рекомендации муниципальной конференции по итогам летней кампании 2008 года |
Заказчик программы |
Администрация муниципального образования "Гусевский городской округ" |
Основной разработчик программы |
Отдел образования администрации МО "Гусевский городской округ" |
Основные исполнители программы |
- отдел образования администрации МО "Гусевский городской округ"; - методический кабинет отдела образования; - подведомственные образовательные учреждения; - отдел по культуре, спорту и делам молодежи администрации МО "Гусевский городской округ"; - Управление социальной защиты населения |
Цель программы |
- создание условий для эффективного развития системы организации досуговой деятельности детей и подростков в каникулярное время, совершенствование кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения, разработка новых форм профилактики безнадзорности (позитивной занятости) детей, подростков, развитие форм семейного отдыха в каникулярное время |
Срок реализации программы |
2009 год |
Источники финансирования программы |
Местный бюджет - 532 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты |
- расширение спектра предоставляемых детям услуг через поддержку инновационных проектов и программ в сфере детского отдыха; - повышение качества организации отдыха детей и подростков путем совершенствования нормативно-правовой и методической базы, совершенствования кадрового потенциала; - приведение в соответствие с действующими нормативами материальной базы учреждений, организующих детский отдых; - увеличение количества детей, охваченных организованными формами отдыха во время осенних, зимних, весенних и летних каникул, в т. ч. детей из предшкольной подготовки; - развитие семейного отдыха детей |
Нумерация глав приводится согласно источнику
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Показатели |
Ед. изм. |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1. Финансирование: |
Тыс. руб. |
|
|
|
|
|
|
- обл. бюджет |
|
1570,585 |
1112,47 |
1341,0 |
|
|
|
- местный бюджет |
|
500 |
500 |
500 |
550 |
600 |
650 |
2. Количество лагерей: |
шт. |
|
|
|
|
|
|
- загородных |
|
- |
- |
- |
|
|
|
- дневного пребывания |
|
18 |
11 |
23 |
24 |
25 |
26 |
профильные отряды: |
|
|
|
|
|
|
|
(всего) |
|
22 |
35 |
30 |
33 |
36 |
40 |
- спортивные |
|
2 |
2 |
9 |
12 |
15 |
20 |
палаточные отряды |
|
- |
1 |
3 |
8 |
10 |
12 |
3. Количество отдохнувших детей |
чел. |
2924 (70%) |
2269 (65 %) |
3300 (100%) |
3360 (100%) |
3400 (100%) |
3500 (100%) |
4. Количество трудоустроенных подростков |
чел. |
104 |
107 |
120 |
125 |
130 |
135 |
В настоящее время в Гусевском городском округе 3368 учащихся. Из них 2000 учащихся - из малообеспеченных семей, 238 - из многодетных и неполных семей, 159 - из семей безработных, 55 человек - из семей, находящихся в социально опасном положении; 65 подростков стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. На областном и муниципальном уровнях особое место уделяется оздоровлению детей, нуждающихся в особой заботе государства, подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, развитию творческой и социальной активности юных граждан. Главной чертой стал адресный подход к организации отдыха различных категорий детей.
В последние годы проблема совершенствования системы отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков во внеурочное и каникулярное время в Гусевском городском округе выдвинулась в разряд приоритетных. Это связано с обострившейся необходимостью создания муниципальной профилактической системы позитивной занятости детей и подростков, а также с тем, что воспитательная работа образовательном учреждении сложна и разнообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самореализации, творчества и самоуправления, поэтому деятельность летнего пришкольного лагеря, а также мероприятия каникулярного периода и внеурочная деятельность рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса в школе.
Во время каникул в пришкольных оздоровительных лагерях, а также во время мероприятий внеурочной деятельности необходимо создавать условия для укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, формирования толерантных отношений между участниками воспитательного процесса.
Как показала практика, основное содержание мероприятий внеурочной деятельности и в каникулярный период составляет спортивная, познавательная, индивидуально-творческая деятельность. Жизнь детей и подростков в это время должна быть особенно насыщенной, полезной и полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры, творческая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Муниципальная целевая программа организации отдыха и досуга детей во внеурочное и каникулярное время "Каникулы - 2009" основана на принципах:
1. Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе человекоцентристской направленности, уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, учителям необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип преемственности как связь качественно различных стадий развития, субъективности личности, степеней ее самостоятельности и ответственности
Преемственность - объективно необходимая связь между новым и старым в процессе развития, предполагающая не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, без чего невозможно движение ни в бытии, но в сознании.
3. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Исходящей формой освоения любой информации воспитательного характера в школе является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет сделать ребенка добросовестным и заинтересованным саратником#, единомышленником воспитателя в своем же развитии, равноправным участником педагогического пространства.
4. Принцип гармонического развития воспитательного пространства как условие высокого уровня ее целостности
Целостность воспитательного пространства отнюдь не сумма отдельных муниципальных образовательных учреждений и учреждений культуры. Высокий уровень целостности может быть сформирован лишь при условии, если педагогический процесс вберет в себя ребенка с его действительной жизнью. Основа целостности педагогического процесса есть развивающаяся в многообразных формах жизнь детей.
5. Принцип средового подхода к воспитанию
Педагогическая целесообразная организация среды пришкольных оздоровительных лагерей и использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.
6. Принцип дифференциации воспитании#
Дифференциация в рамках пришкольных оздоровительных лагерей предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально- психологическими особенностями детей;
- свободный выбор деятельности и права на информацию;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
7. Принцип толерантности
Толерантность - это терпимое, уважительное отношение к людям, признание прав каждого человека на ошибку и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, свое отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Задача учителя в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.
Стабильность в структуре организации отдыха и оздоровления во внеурочное и каникулярное время способствует проявлению творческого подхода организаторов детского отдыха, возникновению принципиально новых форм позитивной занятости детей и подростков
Ранее, одним из наиболее перспективных направлений развития структуры детского отдыха детей в пришкольных оздоровительных лагерях являлась организация профильных отрядов. Работа таких профильных отрядов предполагала:
- состав отряда - 15-20 человек (в смену). Возраст детей должен соответствовать уровню программы;
- время занятий в профильном отряде - 3 часа в день;
- проводятся занятия специалистом, который разработал программу и тематический план занятий и представил отдел образования;
- материальное обеспечение работы профильного отряда осуществляется согласно представленной смете из средств муниципальной программы "Каникулы" и областного бюджета;
- оплата труда руководителя профильного отряда производится согласно ЕТС ОУ или почасовая, на основе трудового соглашения, если он не является основным работником образовательного учреждения;
- режимные мероприятия (сбор, завтрак, сопровождение на занятия и культурно-массовые мероприятия, обед) обеспечивают воспитатели и вожатые;
- результатом работы отряда должно быть открытое итоговое мероприятие и отчет, отражающий профиль отряда, представленный в отдел образования.
Благодаря накопленному опыту работы стал возможен переход на новый, более высокий, уровень работы. На базе пришкольных лагерей дневного пребывания детей организовываются не только профильные отряды, но и профильные (тематические) смены или так называемые "Летние школы", которые включают различные виды деятельности: творческую, спортивную, экологическую, трудовую и т.д. Увеличение масштаба работы предполагает увеличение финансирования. Наличие специалистов в системе образования в Гусевском городском округе, а также педагогов дополнительного образования позволяет организовывать во время летних каникул профильные смены по следующим направлениям:
- спортивно-туристическое;
- спортивно-краеведческое;
- спортивно-оздоровительное;
- экологическое;
- трудовое;
- творческое;
- образовательное;
- школа актива.
Во внеурочное и каникулярное время особенно актуальными являются следующие направления:
- художественно-эстетическое - организация экскурсионно-познавательных поездок, посещение театров, музеев городов области;
- туристическое - организация палаточных лагерей для отрядов скаутов и "Юных спасателей", экологов и краеведов;
- волонтерское - организация профильных отрядов по работе с детьми, находящимися на стационарном лечении в районной больнице, с ветеранами и инвалидами;
- спортивно-оздоровительное - организация работы на спортивных площадках по месту жительства;
- семейный отдых - расширение деятельности Клуба выходного дня во внеурочный период и каникулярное время;
- преемственности - организация летних профильных отрядов для будущих первоклассников (группы детей предшкольной подготовки);
- привлечение родителей к организации отдыха своих детей и детских коллективов через организацию туристических походов и выездов на природу.
III. Цели и задачи программы
Основной целью программы является создание условий для эффективного развития системы организации каникулярного отдыха детей и подростков, совершенствования ее кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- реализация мер государственной поддержки детских оздоровительных центров;
- совершенствование нормативно-правовой базы организации каникулярного отдыха детей;
- научно-методическое обеспечение деятельности учреждений детского отдыха и оздоровления;
- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, - обеспечивающих детский отдых и оздоровление.#
IV. Основные направления программы
1. Меры государственной (муниципальной и областной) поддержки системы детского отдыха и оздоровления:
- система муниципальных конкурсов (конкурс вариативных программ, конкурс среди пришкольных лагерей на лучшую организацию воспитательной работы, грантовая поддержка вариативных программ профильных отрядов и профильных смен;
- система областных конкурсов, акций (областной смотр-конкурс летних оздоровительных лагерей на лучшую организацию воспитательной работы, конкурс на лучшую работу с детьми и подростками по месту жительства, акция молодежного десанта "Здоровое поколение", конкурс на лучшую подростковую трудовую бригаду, областной конкурс на лучшее учреждение по организации детского питания):
- материально-техническое обеспечение учреждений детского отдыха.
Благодаря реализации областной инвестиционной программы в МОУ СОШ N 1, N 3, N 5, во дворе дома по ул. Менделеева, в поселках Кубановка, Майское, Михайлово, Калининское, Маяковское были построены спортивные комплексы и площадки. В рамках реализации муниципальной программы "Каникулы-2008" были проведены мероприятия по оснащению игровым и спортивным инвентарем площадок и стадионов.
Система организации детского отдыха рассматривается не только как сеть оздоровительно-образовательных учреждений, но как система социальных программ позволяющих непрерывно, в течение года обеспечить содержательный досуг детей и подростков.
Необходимо организовывать лагеря дневного пребывания детей при учреждениях образования, культуры, спорта и спортивных площадках по месту жительства.
Одним из разделов программы "Каникулы-2009" является организация отдыха детей, находящихся под особой опекой государства. Для детей-инвалидов, детей социально незащищенных категорий Управлением социальной защиты населения приобретаются путевки в детские загородные оздоровительные лагеря и санатории, организуются профильные отряды социальной помощи населению, формируются продуктовые наборы для тубинфицированных детей и т.д. Отдел опеки и попечительства занимается определением воспитанников детского дома на летний период в семьи граждан города и села.
2. Научно-методическое и кадровое обеспечение:
- открытие и работа консультационно-методического пункта по организации каникулярного отдыха при методическом кабинете отдела образования
- формирование базы данных о действующих документах различных министерств и ведомств по организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков и согласование нормативных требований;
- согласование действующих инструктивных материалов, приведение их в соответствие с вновь принятыми требованиями в масштабах РФ;
- обеспечение учреждений детского отдыха нормативными и методическими материалами;
- привлечение научных кадров к разработке и рецензированию вариативных программ;
- разработка и реализация программы подготовки вожатых для отрядов пришкольных лагерей из числа старшеклассников;
- проведение инструктивных семинаров и семинаров-практикумов для организаторов детского отдыха;
- участие специалистов округа в областных семинарах по проблеме летнего отдыха.
В 2009 году организация отдыха и оздоровления детей будет осуществляться в течение всего учебного года в каникулярное время.
3. Организационное обеспечение:
- обобщение и систематизация действующих образовательных учреждений в организации отдыха детей;
- разработка единой системы отчетности (по количественным и качественным критериям) для оперативной координации мер заинтересованными организациями;
- организация контроля работы детских оздоровительных лагерей.
V. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования Программы на 2009 год составляет:
- 532 тыс. руб. - местный бюджет;
- 900 тыс. руб. - региональный бюджет через Управление социальной защиты населения;
- 1120 тыс. руб. - фонд социального страхования.
Планируется привлечение внебюджетных средств, также участие родителей в частичном и полном финансировании пребывания детей в пришкольном оздоровительном лагере для увеличения финансирования летней оздоровительной кампании и каникулярного отдыха детей.
VI. Организация контроля и механизм реализации программы
Основные направления Программы реализуются в мероприятиях, указанных в приложении. Общее руководство реализацией Программы и обеспечение контроля за целевым использованием финансовых средств осуществляет администрация городского округа (мэрии)МО "Гусевский городской округ".
К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти, образовательные учреждения, различные организации.
Участники Программы вносят в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации. По каждому мероприятию представляется расчет-обоснование.
VII. Мероприятия муниципальной целевой программы организации отдыха и досуга детей во внеурочное и каникулярное время "Каникулы - 2009"
|
мероприятия |
Исполнители |
Срок исполнения |
Ожидаемый результат |
сумма затрат (в тыс. руб.) |
1. |
Проведение конкурсов |
||||
1.1 |
Проведение конкурса вариативных программ по организации каникулярного отдыха детей |
Отдел образования |
Февраль- март |
Поддержка инициативных и перспективных программ по организации летнего отдыха |
8,0 |
1.2 |
Проведение конкурса "Лучший повар детского оздоровительного лагеря" (ДОЛ) |
Отдел образования |
Июнь- август |
Освоение и распространение новых технологий в сфере детского питания |
4,0 |
1.3 |
Проведение конкурса интегрированных программ организации каникул совместно сельскими школами, домами культуры, библиотеками |
Отдел образования, территориальные отделы, ОКСДМ |
Январь-май |
Создание единой материально- технической базы и художественно- педагогического имиджа теротделов |
|
1.4 |
Проведение конкурса программ "Каникулы" по оздоровлению детей из малообеспеченных и асоциальных семей |
Отдел образования |
Март-апрель |
Обеспечение государственной заботы детях# из асоциальных семей |
2,0 |
|
Проведение конкурса познавательных программ среди библиотечных работников для пришкольных оздоровительных площадок |
территориальные отделы, ОКСДМ |
Июнь-август |
Выявление наиболее актуальных тем для детей и подростков |
|
|
Всего по 1 разделу |
14,0 |
|||
2 |
Подготовка к летней кампании |
||||
2.1 |
Семинар-практикум для вожатых и аниматоров ДОЛ |
МК отдела образования, Советский колледж культуры |
Февраль-Май |
Обеспечение детских пришкольных лагерей с дневным пребыванием подготовленными кадрами |
1,0 |
2.2 |
Семинар-практикум для организаторов ДОЛ на базе сельских Домов культуры |
Методический центр, ОКСМ |
Февраль-Май |
Обеспечение детских пришкольных лагерей с дневным пребыванием подготовленными кадрами |
1,0 |
2.3 |
Подготовка спортивно-игровых площадок территориальных отделов к летнему сезону |
Территориальные отделы |
май |
Улучшение материально- технической базы для организации летнего отдыха |
|
2.4 |
Подготовка спортивно-игровых площадок ОУ к летнему сезону, спортивного зала ОБМО |
|
май |
Улучшение материально- технической базы для организации летнего отдыха |
|
|
Всего по 2 разделу |
2,0 |
|||
3. |
Реализация муниципальной программы организации каникулярного отдыха |
||||
3.1 |
Грантовая поддержка лучших программ по результатам проведения 5-ти конкурсов |
Отделы образования, ОКСМ, территориальные отделы |
Ноябрь, Январь Март Июнь-август |
Финансовая поддержка реализации вариативных программ, победивших в муниципальном конкурсе |
22,0 |
3.2 |
Организация работы профильных отрядов (з/п руководителям), в том числе "Вымпел" и "Орион" |
Отдел образования |
Июнь-август |
Увеличение числа специализированных смен |
80,0 |
3.3 |
Организация отдыха детей на площадках по месту жительства (дворовые вожатые из числа молодежного актива) |
Отделы образования, ОКСМ |
Июнь-август |
Увеличение количества организованно отдыхающих детей |
17,0 |
|
Всего по 3 разделу |
119,0 |
|||
4. |
Организация отдыха детей, находящихся под особой опекой государства |
||||
4.1 |
Приобретение путевок для детей из семей социально незащищенных категорий |
Управление социальной защиты населения |
|
Создание условий для отдыха, оздоровления, реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
48,0 |
4.2 |
Приобретение путевок для опекаемых детей |
Отдел образования |
|
|
32,0 |
4.4 |
Организация летнего отдыха опекаемых детей в приемных семьях |
Отдел образования |
|
|
112,5 (средства д/дома за питание детей в семьях) |
4.4 |
Поездки в театры, музеи, на экскурсии |
Отдел образования |
|
|
|
|
Всего по 4 разделу |
80,0 |
|||
5. |
Кадровое и методическое обеспечение детского отдыха |
||||
5.1 |
Организация работы консультационно- методического пункта по проведению летней кампании (з/п куратору) |
Отдел образования |
Май-август |
Улучшение научно- методического обеспечения летней кампании |
4,0 |
5.2 |
Проведение семинаров для организаторов летнего отдыха, начальников лагерей |
МК, ЦБ, ЦГСЭН, ПЧ-13 |
Апрель-май |
Повышение образовательного уровня специалистов, распространение передового опыта |
1,0 |
5.3 |
Приобретение и тиражирование нормативно-правовых документов, методических материалов |
МК отдела образования |
Апрель- август |
Распространение методических пособий, нормативных документов и инновационных технологий в области отдыха и оздоровления детей |
2,0 |
5.4 |
Участие специалистов в областных семинарах по вопросам организации летнего отдыха |
МК отдела образования |
Май-август |
Повышение квалификации специалистов |
5,0 |
|
Всего по 5 разделу |
12,0 |
|||
6. |
Культурное обслуживание детей во внеурочное и каникулярное время |
||||
6.1 |
Транспортные расходы (во внеурочное и каникулярное время) Сопровождение поездок детей сотрудниками ГИБДД (приобретение ГСМ) |
Отдел образования, ОКСМ, территориальные отделы |
Январь- декабрь |
Улучшение качества проведения массовых детских мероприятий |
200,0 |
6.2 |
Приобретение спортивного и игрового инвентаря для ОУ |
Отдел образования |
Июнь-август, Ноябрь |
|
50,0 |
6.3 |
Приобретение спортивного и игрового инвентаря для СДК |
ОКСДМ Территориальные отделы |
Июнь-август, ноябрь, январь |
|
30,0 |
6.4 |
Организация и проведение культурно-массовых и спорт иных мероприятий (в т.ч. Спартакиада лагерей; "Зарница", День России, День физкультурника Проведение творческих конкурсов, массовых развлекательно- игровых программ в каникулярное и внеурочное время# |
Отдел образования, ОКСМ |
Январь- декабрь |
|
|
|
Посещение кинотеатра, театра зала компьютерных игр, городского музея во внеурочное и каникулярное время |
|
Январь- декабрь |
|
25,0 |
|
Всего по 6 разделу |
305,0 |
|||
|
Всего по Программе |
532,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.