Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
главы администрации
городского округа "Город Калининград"
от 25 сентября 2008 г. N 1542
Долгосрочная целевая Программа
"Развитие первичной медико-санитарной помощи в городе Калининграде
на период 2009-2012 годы"
25 июня, 11 ноября, 31 декабря 2009 г., 28 апреля, 22 октября 2010 г., 27 декабря 2011 г.
Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 27 декабря 2011 г. N 2325 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование программы |
Развитие первичной медико-санитарной помощи в городе Калининграде на период 2009-2012 годы |
Заказчик программы |
Управление здравоохранения городского округа "Город Калининград" |
Предполагаемые сроки реализации программы (подпрограмм) |
2009-2012 годы |
Перечень подпрограмм |
- |
Исполнители основных мероприятий программы |
Управление здравоохранения городского округа "Город Калининград" |
Предполагаемые объемы и источники финансирования мероприятий программы |
В 2009 году - 35 611,2 тыс.руб. |
в 2010 году - 51 412,1 тыс. руб. | |
в 2011 году - 4860,5 тыс. руб. | |
в 2012 году - 0 тыс. руб. | |
Бюджет городского округа | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
Ожидаемые конечные результаты программы: улучшение состояние# здоровья населения города, сократить прямые и косвенные потери общества за счет профилактики, раннего выявления заболеваний, обеспечения качественной, в том числе за счет внедрения новых медицинских технологий, доступной, бесплатной (в рамках Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней) медицинской помощью; |
Показатели социально-экономической эффективности: | |
- удовлетворенность населения качеством и условиями оказания мед. помощи - 70%; | |
- снижение среднего срока ожидания консультации специалистами в поликлиниках - 3 дня; | |
- удовлетворенность населения качеством и условиями оказания мед. помощи - 70%; | |
- своевременное оказание медицинской помощи, снижение общей смертности населения - 14,8%; | |
- снижение общей смертности населения и инвалидизации населения - 14,8%; | |
- уменьшение числа абортов - 30%; | |
- снижение перинатальной смертности -10,1%; | |
- снижение уровня заболеваемости постоянного населения туберкулезом на 100 тыс. населения - 74%; | |
- выполнение плана по дополнительной вакцинации взрослого населения -100%; | |
- охват туберкулинодиагностикой детей - 98%; | |
- выполнение плана проф. прививок - 95%; | |
- доля медработников, прошедших повышение квалификации - 100%. |
1. Анализ текущего состояния и проблем здравоохранения города Калининграда
Процессы формирования здоровья населения города Калининграда отражают общие тенденции социально-экономического развития общества. Несмотря на положительные тенденции показателей рождаемости и детской смертности, на протяжении ряда лет потери жизненного и трудового потенциалов, зависящие от преждевременной смертности и инвалидности, не имеют положительной динамики. За последние 5 лет начиная с 2003 г. не удается снизить уровень общей заболеваемости населения города (2003 г. - 1189,0 на 1000, 2007 г. - 1184,0 на 1000), новообразованиями - с 72,9 на 1000 в 2003 г. до 80,7 на 1000 в 2007 г., увеличился уровень травматизма.
Наиболее острыми проблемами здоровья горожан являются осложнения социально значимых заболеваний, таких, как артериальная гипертония, сахарный диабет, хронические заболевания печени, травматизм и другие. Основными из регистрируемых заболеваний являются болезни органов дыхания (18%), системы кровообращения (13,2%), заболевания мочеполовой системы (8,6%).
Низкий жизненный уровень населения, неполноценное и несбалансированное питание, позднее обращение за медицинской помощью и отказ от листков нетрудоспособности и реабилитации после тяжелых заболеваний в условиях санатория, лечение малоэффективными препаратами и психоэмоциональная неустойчивость не позволяют кардинально улучшить показатели заболеваемости.
Ежегодно в городе умирает около 3600 человек трудоспособного возраста. В структуре общей смертности населения 1-е место занимают болезни органов кровообращения (показатель - 724,0 на 100 тыс.), в данной группе ведущее место занимают ишемическая болезнь сердца и сосудистые поражения центральной нервной системы. На 2-м месте - несчастные случаи, травмы и отравления (208,8 на 100 тыс.), на 3-м - новообразования (206,5 на 100 тыс.). Средний возраст умерших от болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и новообразований с каждым годом уменьшается. Опережающий рост смертности от предотвратимых причин и омоложение смертности от них - свидетельство не только социально-экономического неблагополучия в обществе, но и снижения внимания к профилактике и ухудшения диагностики и качества лечения.
Ежегодно впервые признаются инвалидами от 7 до 8 тыс. человек, в трудоспособном возрасте получили инвалидность в 2007 году 993 человека. Основными причинами первичной инвалидности, в целом, так же, как и в Российской Федерации, являются болезни системы кровообращения (55%), злокачественные новообразования (9,6%), болезни костно-мышечной и соединительной ткани (7,7%).
Особую обеспокоенность вызывает остающаяся в области стабильно высокой заболеваемость болезнями "социального неблагополучия": наркоманией, ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, снижение которой возможно лишь при существенном улучшении общего уровня и качества жизни населения области.
По прогнозным оценкам, динамика показателей состояния здоровья населения в ближайшее время будет оставаться негативной, если не будут предприняты действенные меры по совершенствованию работы отрасли "Здравоохранение".
2. Цель и основные задачи Программы
Целью Программы является улучшение состояния здоровья населения города, снижение прямых и косвенных потерь общества на основе профилактики и раннего выявления заболеваний, обеспечения качественной, в том числе за счет внедрения новых медицинских технологий, доступной, бесплатной (в рамках Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней) медицинской помощью.
Задачи:
- достижение стандартов оснащенности лечебно-профилактических учреждений в соответствии с действующими нормативными документами (материально-техническое и информационно-технологическое обеспечение деятельности лечебно- профилактических учреждений);
- создание в амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждениях службы неотложной помощи;
- организация подготовки, переподготовки и усовершенствования по специальности медицинских кадров;
- улучшение кадрового обеспечения первичной медико-санитарной помощи;
- формирование навыков здорового образа жизни у населения.
Обоснование выбора целей и задач
Период 2004-2007 гг. характеризовались# существенными изменениями в сфере здравоохранения. В связи с принятием Федеральных законов N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", приказов Минздравсоцразвития изменилась нормативно-правовая база в области охраны здоровья населения. Изменились задачи муниципального здравоохранения. Приоритет отдан первичной медико-санитарной помощи. На протяжении ряда лет объемы стационарной помощи оставались неоправданно высокими, соответственно и затраты на нее. Примерно 70% объема финансирования здравоохранения шло на оплату стационарной помощи, при этом более 30% госпитализированных больных могли бы проходить лечение в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Однако первичная медико-санитарная помощь, являясь центральным звеном системы здравоохранения, не получила должного развития - прежде всего в силу недостаточного кадрового и материально-технического обеспечения. На амбулаторно-поликлиническую помощь приходится лишь 28% финансирования здравоохранения, на стационарозамещающую - 3,8%, на скорую медицинскую помощь - 10,9%. При этом особенно тревожными являются тенденции к сокращению профилактической составляющей амбулаторно-поликлинической помощи.
Усугубляют проблему недостаточная укомплектованность первичного звена здравоохранения медицинскими кадрами. В среднем по отрасти укомплектованность врачами составляет 67,8%, в том числе участковыми врачами - 80,5%, средними медицинскими работниками - 58,9%. Крайне низкая укомплектованность узкими специалистами - всего 66,4%. Не хватает кардиологов, травматологов-ортопедов, офтальмологов, ЛОР-врачей, эндокринологов. В целях обеспечения деятельности ЛПУ привлекались внешние и внутренние совместители, которые не смогли в полном объеме выполнить возложенные на них функциональные обязанности (функцию врачебной должности), что в первую очередь сказалось на доступности и качестве услуг населению.
Материально-техническая база учреждений здравоохранения не соответствует российским стандартам диагностики и лечения. Износ основных фондов в здравоохранении составляет около 60%, в том числе транспорта - 67%, зданий - более 40%, медицинского оборудования - более 60%. Укомплектованность компьютерной техникой лечебно-профилактических учреждений составляет не более 30%. Из 28 муниципальных учреждений здравоохранения 23 учреждения располагаются в зданиях довоенной постройки или в жилом фонде, требуют проведения ремонтных работ в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями в целях предупреждения внутрибольничных инфекций.
Одновременно в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и Приказом Минздравсоцразвития от 13.10.2005 N 633 "Об организации медицинской помощи" оказание неотложной медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи является обязательством муниципальных органов власти. В связи с тем, что МУЗ "Городская станция скорой и неотложной помощи" с 01.01.09 будет включена в систему финансирования ОМС, и учитывая перевод муниципальных ЛПУ в систему одноканального финансирования с подушевым принципом оплаты медицинских услуг, представляется целесообразным создание службы неотложной помощи в структуре городских поликлиник как взрослой лечебной сети, так и в детских.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 октября 2009 г. N 846 приказ Минздравсоцразвития от 13.10.2005 N 633 признан утратившим силу
Крайне важной является проблема, связанная с финансовой необеспеченностью Программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению. Размеры финансирования здравоохранения Калининградской области в рамках Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи ежегодно возрастают и составили в 2008 году 2089,0 млн. руб. Однако также имеет тенденцию к ежегодному возрастанию и размер дефицита ее стоимости, который увеличился с 10% в 2000 году до 27,0% - в 2008 году.
Для реального улучшения демографических характеристик и состояния здоровья населения города Калининграда необходимо осуществление социальных и экономических преобразований. Одновременно с этим улучшение организации оказания медицинской помощи в первичном звене здравоохранения, осуществление структурных преобразований в отрасли, привлечение дополнительных финансовых средств позволят в масштабах городской сети учреждений здравоохранения внедрить новые методы профилактики, диагностики и лечения, позволят укомплектовать первичное звено здравоохранения современным диагностическим оборудованием, усилить личную ответственность медицинских работников за состояние здоровья прикрепленного населения, повысить качество и доступность первичной медико-санитарной помощи населению г. Калининграда.
Предполагается, что эффект реализации Программы проявится не только в сфере здравоохранения, но и других секторах экономической деятельности и в экономике в целом.
Программно-целевой подход в организации и управлении здравоохранением как в рамках всего государства, так и отдельных регионов и муниципальных образованиях# резко повышает эффективность расходования бюджетных средств, т.к. при программном управлении во главу угла ставятся не сложившаяся организационная структура, а управление элементами Программы, программными действиями.
В целевой Программе обозначены цели, есть показатели (индикаторы), по которым можно судить, насколько эффективно они используются.
В условиях развития рыночных отношений программно-целевой подход в управлении и организации системой здравоохранения позволяет сконцентрировать ресурсы на решение отдельной проблемы, достижение основной программной цели, в данном случае - улучшение состояния здоровья населения.
3. Финансовое обеспечение Программы
В реализации мероприятий Программы участвуют 27 лечебно-профилактических учреждений, в которых работают 3094 человека медицинского персонала, из них врачей - 1038, среднего медицинского персонала - 2056. Имеют квалификационные категории 2125 человек (68,7%), в т.ч. врачи - 532 человека (51,2%), средний медперсонал - 1593 (77,4%). Профессиональная подготовка медицинских работников муниципального здравоохранения позволяет качественно выполнять мероприятия Программы.
В 2007 г. общий объем финансовых средств, направленных на выполнение лечебно-профилактическими учреждениями основных функций, составил 1395293,3 тыс. руб. Средства городского бюджета - 267148,5 тыс. руб. (19%), средства обязательного медицинского страхования (ОМС) - 794276,5 тыс. руб. (57%), средства Фонда социального страхования (ФСС) - 36248,4 тыс. руб. (2,6%), средства за оказанные платные услуги - 267148,5 тыс. руб. (19%), средства целевой Программы "Развитие здравоохранения города Калининграда на период 2009-2011 годов" - 30471,4 тыс. руб. (2,2%).
В 2007 г. на ремонт учреждений израсходовано всего 2,7% средств консолидированного бюджета лечебно-профилактических учреждений, на приобретение медицинского оборудования - 5,3%, с учетом стоимости оборудования, полученного в рамках национального проекта "Здоровье", - 9,6%. Т.о. на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения всего израсходовано менее 13% общего объема финансирования.
Это не позволило в полной мере восстановить и заменить имеющееся непригодное и морально устаревшее оборудование, т.к. износ медицинского оборудования составляет более 60%, основных фондов - около 60%, в том числе транспорта - 67%, зданий - более 40%. Укомплектованность компьютерной техникой лечебно-профилактических учреждений составляет не более 30%. Из 28 муниципальных учреждений здравоохранения 23 учреждения располагаются в зданиях довоенной постройки или в жилом фонде, требуют проведения ремонтных работ в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями в целях предупреждения внутрибольничных инфекций.
Финансирование мероприятий по мероприятиям, исполнителям и годам представлено в приложении N 3.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 2
5. Ожидаемые конечные результаты
Реализация Программы позволит:
- укрепить материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений: привести содержание помещений ЛПУ в соответствие с санитарными правилами и требованиями;
- достичь стандартов оснащенности в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2005 N 753 "Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований";
- обеспечить стандарты обследования и лечения на догоспитальном этапе;
- обеспечить раннее выявление заболеваний;
- сократить сроки ожидания плановых лечебно-диагностических исследований, сроки ожидания консультаций врачами-специалистами;
- увеличить показатель реабилитации инвалидов;
- удовлетворить население условиями оказания медицинской помощи;
- обеспечить работу медицинского персонала на современном техническом уровне, снизить затраты времени на непрофессиональную деятельность (оформление медицинской документации, отчетов и т.п.), улучшить взаимодействие учреждений с руководящими структурами здравоохранения, использование современной профессиональной информации через Интернет;
- территориально приблизить первичную медико-санитарную помощь к населению, проживающему в отдалении от крупных медицинских учреждений;
- обеспечить динамическое и комплексное наблюдение за состоянием здоровья прикрепленного населения;
- сократить количество вызовов скорой помощи и снизить затраты поликлиник-фондодержателей на оплату услуг скорой медицинской помощи, снизить нагрузку на городскую станцию скорой помощи по оказанию неотложной помощи на дому и, соответственно, обеспечить своевременность и качество выполнения вызовов по скорой помощи;
- снизить осложнения и смертность наиболее распространенных заболеваний (гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, сахарный диабет);
- привить населению навыки здорового образа жизни, улучшить оснащенность лечебно-профилактических учреждений средствами технической информации по вопросам санитарно-гигиенических знаний;
- улучшить раннюю диагностику и выявляемость туберкулеза путем проведения туберкулинодиагностики, снизить показатель заболеваемости постоянного населения от туберкулеза;
- предупредить распространение внутрибольничных инфекций, создать безопасные условия работы для медицинского персонала;
- улучшить профессиональную подготовку медицинского персонала и, соответственно, качество оказания медицинской помощи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.