Решение Калининградского областного суда
от 21 ноября 2008 г. N 3-59/08
Калининградский областной суд в лице судьи |
- С.А.А. |
с участием прокурора |
- К.М.Ю. |
при секретаре |
- Х.A.M., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Калининградской области об оспаривании статьи 69 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
Калининградской областной Думой 24 апреля 2008 года принят и 12 мая 2008 года губернатором Калининградской области подписан Закон Калининградской области от 12 мая 2008 года N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях", официально опубликованный в газете "Калининградская правда" N 89 от 21 мая 2003 года и вступивший в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Статьей 69 названного Закона области установлена административная ответственность за перевозку пассажиров сверх количества мест для сидения в автобусах особо малого и малого классов в виде административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 5000 руб.
И.о. прокурора Калининградской области обратился в суд с заявлением об оспаривании статьи 69 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, ссылаясь на превышение законодателем Калининградской области нормотворческих полномочий в области законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях и на несоответствие санкции данной статьи санкции ст. 12.23 КоАП РФ.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявленные требования поддержал.
Представитель Калининградской областной Думы - К.А.В. и представитель Правительства Калининградской области - С.Е.А. полагали требования прокурора не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что статьей 69 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях правомерно установлена административная ответственность за нарушение ограничения допустимого числа посадочных мест в маршрутном таксомоторе, установленного статьей 2 Закона Калининградской области от 9 февраля 2007 года N 116 "О пассажирских перевозках на автомобильном транспорте в Калининградской области".
Выслушав пояснения прокурора, представителей Калининградской областной Думы и Правительства Калининградской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 75 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч. 2 ст. 76 Конституции РФ
Законодательство об административных правонарушениях согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ).
Вопрос о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области законодательства об административной ответственности урегулирован, кроме того, Федеральным законом от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (подпункт 39 пункта 2 статьи 26.3).
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 3 названного Федерального закона субъект Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов; после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Правила перевозки людей определены разделом 22 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090.
При этом пунктом 22.8 Правил дорожного движения (в редакции постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 767) установлен запрет на перевозку людей сверх количества, установленного технической характеристикой транспортного средства.
Кроме того, вопросы обеспечения безопасности перевозок пассажиров автобусами урегулированы иным федеральным нормативным правовым актом - Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 года N 2, зарегистрированным в Минюсте РФ 14 мая 1997 года N 1302.
Согласно пункту 5.3 названного Положения при перевозках на городских и пригородных маршрутах количество пассажиров в автобусе не должно превышать их предельной вместимости, указанной в технической характеристике автобуса данной марки, а при перевозках на междугородных, горных, туристско-экскурсионных маршрутах, разовых перевозках (в том числе перевозках детей) - числа мест для сидения.
Административная ответственность за нарушение вышеуказанных правил перевозки людей установлена частью 1 статьи 12.23 КоАП РФ, при этом санкцией части 1 ст. 12.23 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за нарушение таких правил в виде предупреждения или административного штрафа в размере 100 руб.
В то же время, оспариваемой прокурором статьей 69 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях установлена административная ответственность за перевозку пассажиров сверх мест для сидения в автобусах особо малого и малого классов, при этом санкция статьи 69 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях не соответствует санкции части 1 статьи 12.23 КоАП РФ, предусматривая в качестве административного наказания административный штраф в большем размере (от 1000 до 5000 руб.).
Таким образом, статьей 69 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральным законодательством, при том, что административная ответственность за такое нарушение установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод представителей Калининградской областной Думы и Правительства Калининградской области о том, что статьей 69 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в пределах- полномочий субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение нормативного правового акта Калининградской области, основан на неправильном толковании закона.
В статье 2 Закона Калининградской области от 9 февраля 2007 года N 116 "О пассажирских перевозках на автомобильном транспорте в Калининградской области" содержится понятие "маршрутный таксомотор", под которым понимается автобус малого класса с числом посадочных мест для пассажиров от девяти до четырнадцати.
Из содержания данного Закона области следует, что он направлен на установление единых правовых основ единого рынка услуг пассажирского транспорта в части организации транспортного облуживания# населения области и регулирует общие условия перевозок и отношения, связанные с организацией перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения.
При этом каких-либо правил перевозки людей указанным Законом области не предусмотрено, в пункте 3 статьи 5 Закона имеется лишь отсылочная норма, согласно которой основными требованиями по обеспечению безопасности пассажирских перевозок, предъявляемыми к перевозчику, являются, в частности, организация перевозочного процесса с соблюдением требований, обеспечивающих безопасные условия перевозок и иных требований в сфере безопасности перевозок пассажиров, установленных действующим законодательством.
Таким образом, статьей 69 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях установлена ответственность не за нарушение требований нормативного правового акта Калининградской области, а за нарушение предусмотренного федеральным законодательством запрета на перевозку пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, в том числе автобуса.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что органы государственной власти Калининградской области превысили свои полномочия в области законодательства об административных правонарушениях, в связи с чем суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Суд полагает возможным признание ст. 69 кодекса Калининградской области об административных правонарушениях недействующей и не подлежащей применению с момента ее принятия, принимая во внимание превышение органами государственной власти Калининградской области нормотворческих полномочий в области законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ,
р е ш и л :
Требования и.о. прокурора Калининградской области удовлетворить.
Признать недействующей и не подлежащей применению с момента принятия статью 69 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
Опубликовать сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в печатном издании, в котором был официально опубликован Закон Калининградской области от 12 мая 2008 года N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской# областной суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2008 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 21 ноября 2008 г. N 3-59/08
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании