Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Горсовета депутатов Калининграда
от 1 марта 2006 г. N 75
План
социально-экономического развития Калининграда на 2006 год
12 апреля, 10 мая, 21 июня, 12 июля, 6 сентября, 27 сентября, 8 ноября, 20 декабря 2006 г.
Прогноз
социально-экономического развития в 2006 г. и параметры прогноза
социально-экономического развития Калининграда в 2006-2008 гг.
1.1. Тенденции и основные факторы развития Калининграда в 2004 г.
В целом, как видно из таблицы 1, сохранены позитивные тенденции в экономическом развитии, сформировавшиеся в последние годы.
1. Темп роста объемов промышленного производства (индекс физического объема произведенной продукции) в 2004 году по сравнению с предшествующим годом составил 126,0%. Это выше, чем в среднем по области (125,8%) и по России (106,1%). Отмечается продолжающаяся структурная перестройка экономики от добывающих производств к перерабатывающим. Если в 2000 г. основу промышленного производства составлял топливно-энергетический комплекс - 46,3%; то сейчас на его долю приходится только 25,8%. Зато пищевая промышленность стала занимать 25,1% против 20,5% в 2000 г., а доля машиностроения и металлообработки выросла с 21,1% до 42,8%. При этом ориентация происходит на новые виды деятельности: производство сложной бытовой техники, технологического оборудования, автомобилей, продуктов питания и мебели.
2. Динамика развития инвестиций в основной капитал в последние годы носит скачкообразный характер. После заметного роста в 2003 г. (191,8% к 2002 г.) характеризуется некоторым снижением инвестиционной активности в 2004 г. - 106,5% к уровню 2003 г. Невысокая инвестиционная активность связана с рядом причин. Во-первых, это связано с исчерпанием резервов роста в экономике города (нехватка инвестиционных площадок, трудовых ресурсов). Во-вторых, усиливается конкуренция как на рынках сбыта, так и на рынках инвестиционных ресурсов с другими регионами России, накопившими инвестиционные преимущества. В-третьих, снижение инвестиционной активности в ближайшей перспективе связано с ожиданиями инвесторов по поводу принятия нового закона об ОЭЗ. Инвестиционный климат во многом также зависит от характера международных отношений России и сопредельных для Калининградской области стран.
3. Наметились положительные тенденции в строительном комплексе, из года в год растут объемы работ по виду деятельности "строительство" и производства местных строительных материалов. В 2004 г. объем выполненных строительно-монтажных работ составил 1152,3 млн. руб. или 137,4% к уровню 2003 г. За последние пять лет сложилась устойчивая тенденция роста ввода в эксплуатацию жилых домов. Усилиями калининградских строителей возведены новые предприятия, объекты бытового и социально-культурного назначения, спортивно-оздоровительные и развлекательные комплексы, крупные магазины, построены офисы и административные здания. Постепенно сокращаются объемы незавершенного строительства жилых многоквартирных домов.
4. В качестве индикатора экономического роста - отмечается рост оборота розничной торговли. В розничной торговле города, как составляющей экономики, в последние годы свойственны те же тенденции в развитии, что в экономике страны в целом. Частный сектор в торговле занял главенствующее место. Торговые предприятия в своей деятельности стали ориентироваться на рыночный механизм, конкуренцию. Изменилась структура торговых сетей, практически не осталось крупных и средних предприятий, рынок розничной торговли заняли холдинги, супер- и гипермаркеты, в состав которых входят в основном индивидуальные предприниматели, которые в ходе рыночных реформ стали значимой экономической силой.
5. Финансовое состояние крупных и средних предприятий улучшилось. Но при этом продолжался процесс дифференциации отраслей и предприятий экономики по размерам получаемых доходов, прибыли. Прибыль концентрировалась главным образом в отраслях: ТЭК, транспорт, пищевая промышленность, связь.
6. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличились на 8,3%. Повышается реальная заработная плата, т.е. рост заработной платы обгоняет темп роста потребительских цен. Данный факт может привести к снижению прибыльности предприятий в том случае, если не произойдет соответствующего повышения производительности труда.
7. В социальной сфере сохранена сеть бюджетных учреждений здравоохранения, образования и культуры. Улучшена их материально-техническая база.
Таблица 1
Основные показатели развития экономики
(в % к предыдущему году)
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | ||
Индекс РФ потребительских цен к декабрю предыдущего года |
РФ | 120,2 | 118,6 | 115,1 | 112,0 | 111,7 |
Область | 117,5 | 121,0 | 109,8 | 117,5 | 111,7 | |
Производство продукции промышленности |
РФ | 111,9 | 104,9 | 103,7 | 107,0 | 106,1 |
Область | 132,4 | 112,9 | 108,5 | 114,5 | 125,8 | |
Калининград | 131,9 | 112,6 | 110,4 | 115,1 | 126,0 | |
Инвестиции в основной капитал |
РФ | 117,4 | 110,0 | 102,8 | 112,5 | 110,9 |
Область | 164,5 | 103,1 | 122,2 | 180,6 | 106,2 | |
Калининград | 168,5 | 108,3 | 111,2 | 191,8 | 106,5 | |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
РФ | 112,0 | 108,7 | 111,3 | 114,9 | 108,2 |
Область | 119,0 | 91,0 | 100,0 | 121,1 | 108,3 | |
Реальная среднемесячная начисленная заработная плата |
РФ | 120,9 | 119,9 | 116,2 | 110,9 | 110,9 |
Область | 115 | 122 | 125 | 117,0 | 103,5 | |
Оборот розничной торговли |
РФ | 109,0 | 110,9 | 109,3 | 108,4 | 112,1 |
Область | 101,9 | 100,7 | 100,8 | 100,7 | 116,7 | |
Калининград | 104,1 | 89,8 | 103,6 | 100,6 | 119,6 | |
Объем платных услуг населению |
РФ | 104,7 | 101,6 | 103,7 | 106,7 | 107,0 |
Область | 95,9 | 107,4 | 112,0 | 92,3 | 104,2 | |
Калининград | 94,1 | 115,1 | 113,8 | 93,7 | 108,3 |
1.2. Итоги развития города за 2004 г.
Основные показатели социально-экономического положения приведены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели | 2004 г. млн. руб. | к 2003 г., % | ||
область | Кал-д | область | Кал-д | |
Промышленная продукция: - все предприятия |
55035,6 |
43043,7 |
125,8 |
126,0 |
- крупные и средние предприятия | 42476,9 | 33210,3 | 124,4 | 125,1 |
Инвестиции в основной капитал | 13871,8 | 12690,1 | 106,2 | 106,5 |
Оборот розничной торговли | 28763,9 | 22228,8 | 116,7 | 119,6 |
Ввод жилья в эксплуатацию, тыс. кв. м. |
244,5 |
166,2 |
105,2 |
102,5 |
Реальная средняя заработная плата | - | - | 107,9 | 103,5 |
Численность официально зарегистрированных безработных (на 01.01.2005 г.), чел. |
9086 |
1324 |
108,5 |
93,6 |
В структуре промышленности города ведущая роль принадлежит топливной промышленности, машиностроению, пищевой промышленности и электроэнергетике. Указанные отрасли составляют 93,7% всех объемов промышленности. Структура промышленности приведена в таблице 3 (крупные и средние предприятия).
Таблица 3
N п/п | Отрасли | Объемы продукции (млн. руб.) |
Удельный вес, % |
Индекс физического объема, % |
|||
2004 | 2003 | 2004 | 2003 | 2004 | 2003 | ||
Промышленность - всего, в т. ч.: |
33210,3 |
22611,5 |
100 |
100 |
125,1 |
114,6 |
|
1. | Электроэнергетика | 3142,8 | 2753,2 | 9,5 | 12,2 | 96,3 | 97,3 |
2. | Топливная | 5406,3 | 3894,3 | 16,3 | 17,2 | 112,3 | 99,6 |
3. | Машиностроение и металлообработка |
14199,0 |
7433,8 |
42,8 |
32,9 |
160,7 |
139,1 |
4. | Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
683,6 |
935,5 |
2,1 |
4,1 |
101,9 |
98,9 |
5. | Промышленность стройматериалов |
676,7 |
528,7 |
2,0 |
2,3 |
105,1 |
146,1 |
6. | Легкая | 377,3 | 81,3 | 1,1 | 0,4 | 65,7 | 88,2 |
7. | Пищевая в т. ч.: | 8326,3 | 6615,4 | 25,1 | 29,2 | 112,5 | 107,2 |
- рыбная | 1781,6 | 1706,0 | 5,4 | 7,5 | 106,1 | 108,8 | |
8. | Мукомольно-крупяная | 37,2 | 36,4 | 0,1 | 0,2 | 157,4 | 78,8 |
9. | Полиграфическая | 115,9 | 103,7 | 0,3 | 0,4 | 110,7 | 95,3 |
10. | Прочие | 245,2 | 229,2 | 0,7 | 1,0 | - | - |
Объем промышленного производства (без НДС, акцизов) по крупным и средним предприятиям составил 33210,3 млн. руб. Индекс физического объема произведенной продукции в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составил 125,1%.
Рост объемов промышленного производства (таблица 3) наблюдался практически во всех отраслях, за исключением электроэнергетики и легкой (наибольшее увеличение объемов продукции произошло в мукомольно-крупяной отрасли - 57,4%, машиностроении - 60,7%).
В натуральном выражении произошел рост на таких предприятиях машиностроительной отрасли как ЗАО "Автотор" (автомобилей легковых на 72,6%); увеличились объемы производства в ОАО "Силикатстром" (стеновых материалов на 29,7%). Увеличился выпуск телевизоров в 2 раза; электропылесосов на 63,6%, целлюлозы товарной на 4,7%, ОАО "Система" (оборудования теплового и торгового на 45,1%); ОАО "Эсва" (оборудования электросварочного на 50,0%); В пищевой отрасли возросли объемы производства: мяса в 2,6 раза; мясных консервов на 25,9%; колбасных изделий - на 20,6%; консервов и пресервов рыбных на 20,5%; пива - на 25,3%; водки и ликероводочных изделий на 27,1%, сыров жирных на 10,7%.
Общий объем инвестиций в основной капитал (по данным областного комитета статистики) по городу за 2004 г. составил 12690,1 млн. руб., (106,5% к 2003 г.). Основными источниками инвестиций являлись привлеченные средства - 58,4% от общего объема (в 2003 г. - 56,9%). 47% от общей суммы инвестиций вложено в здания и сооружения; 41,8% - инструмент и инвентарь.
Предприятиями и организациями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками введено в эксплуатацию 166,2 тыс. кв. м. жилья, что составляет 102,5% от уровня прошлого года. Индивидуальными застройщиками введено 35,4 тыс. кв. м. жилья (54,7%).
Объем оборота розничной торговли в 2004 г. составил 22228,8 млн. руб., общественного питания - 417,4 млн. руб. Структура розничного товарооборота выглядит следующим образом: торговые предприятия и организации - 20253,9 млн. руб. (121,7% к уровню 2003 г.); вещевые, смешанные и продовольственные рынки - 1974,9 млн. руб. (101,8%). Объем платных услуг, оказанных населению Калининграда - 7390,4 млн. руб. (105,4%).
В структуре платных услуг преобладают жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта, связи, бытовые. На жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта и связи приходится 66,6% объема всех услуг. Бытовые услуги составляют всего 9,3%. Среди бытовых услуг в свою очередь преобладают ремонт и строительство жилья (24,9% от общего объема), ремонт и пошив одежды, вязание трикотажных изделий (10,9%), ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств (11,0%).
На крупных и средних предприятиях Калининграда за 2004 г. получен положительный сальдированный финансовый результат (прибыль - убыток) - 5270,0 млн. руб. (за 2003 г. - 4444,8 млн. руб.). В целом по городу прибыльными по итогам 2004 г. являются 67,3% крупных и средних предприятий (в 2003 г. - 62,4%).
По данным областного комитета статистики реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) за 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличились на 8,3%. Основную часть денежных доходов население расходовало на покупку товаров и оплату услуг.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц составила в 4 квартале 2004 г. - 2703 руб. (2003 г. - 2346 руб.).
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 22,0% от общей численности населения области (в 2003 г. - 26,8%).
Стоимость минимального набора продуктов питания по области в декабре 2004 г. составила 1315,9 рубля в расчете на месяц и по сравнению с предыдущим месяцем увеличилась на 1,4%. В Калининграде составила 1355,1 руб. и за месяц увеличилась на 1,5%.
Сводный индекс потребительских цен по всем видам товаров и услуг (декабрь 2004 г. к декабрю 2003 г.) составил 111,7%. Наибольший рост цен отмечен на платные услуги - на 15,0%, значительно подорожали продовольственные товары - на 14,7%, непродовольственные товары подорожали на 5,2%.
По данным областного комитета статистики среднемесячная номинальная заработная плата составила в 2004 г. - 7680,4 руб. (в 2003 г.- 6255,4 руб.). Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, выросла на 3,5% к уровню 2003 г.
В Калининграде численность официально зарегистрированных безработных за год уменьшилась и составила на конец декабря 2004 г. 1324 человека.
1.3. Сценарные условия социально-экономического развития Российской
Федерации и Калининградской области в 2005-2008 гг.
Сценарные условия и прогноз основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации до 2008 года разработаны на вариантной основе с учетом изменения внешних и внутренних условий и факторов экономического развития.
Вариант 1 предполагает сохранение инерционной динамики развития, характеризующейся снижением конкурентоспособности российской экономики, отсутствием позитивных сдвигов в инвестиционном климате, и не предусматривает реализацию новых масштабных проектов или стратегий. По данному варианту предполагается заметное ухудшение конъюнктуры на международных рынках энергетических ресурсов, в частности, снижение цены на нефть сорта Urals в 2006 году до 28 долл./баррель и ее дальнейшая стабилизация на этом уровне. Темпы экономического роста в данном варианте замедляются в зависимости от внешних условий с 6,3% в 2005 году до 4,5-4,6% - в последующие годы.
Вариант 2 (приложение 1) ориентирует на инновационный путь развития на основе реализации пакета институциональных преобразований и важнейших стратегий развития секторов экономики с использованием механизма частно-государственного партнерства. Вариантом предусматривается выполнение намеченных социальных обязательств по удвоению за четыре года средней заработной платы работников бюджетной сферы и среднего размера пенсий. Финансирование реформ и высокоэффективных проектов требует увеличения доли государственных инвестиций в ВВП на 0,4 п.п. в 2006 году и около 0,15 п.п. в последующие годы. Предполагается, что цены на нефть Urals в этом варианте приняты на уровне 39 долларов за баррель в 2005 г., 34 доллара - в 2006 г., 33 и 33,5 долларов за баррель в последующие годы. В 2005 году ожидается рост ВВП на 6,5% и в 2007-2008 годах - на 6,1-6,2%. Повышенные темпы роста опираются на увеличение неценовой конкурентоспособности российской экономики и интенсивные структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационного секторов.
На 2005 г. установлен целевой уровень инфляции - 8,5-10%, с последующим снижением до 4-5,5% в 2008 году.
Снижение темпов инфляции будет обеспечиваться целым комплексом факторов: замедлением темпов роста предложения денег, сдерживающей тарифной политикой в сфере естественных монополий, ограничением повышения тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (с превышением целевой инфляции по ЖКХ не более чем в 1,1-1,15 раза), развитием конкурентной среды. Кроме того, на снижение инфляции окажет воздействие и укрепление курса рубля.
В 2005 году достижение нижней границы установленного целевого уровня инфляции (8,5%) трудно реализуемо вследствие действия ряда факторов: значительного роста цен на продукцию сельского хозяйства (предложение этой продукции отстает от роста потребительского спроса), роста цен на бензин, дизельное топливо, а также произошедшего в начале года резкого повышения регулируемых на региональном уровне тарифов в сфере ЖКХ и транспорте.
В 2005 году наиболее вероятен сценарий с уровнем инфляции около 10% за год. Базовая инфляция оценивается в 7,5%. Вклад административных тарифов ЖКХ, городского транспорта в инфляцию должен быть ограничен 2,3 п.п., т.е. их прирост может составить в среднем не более 30%, что обеспечит более полное возмещение стоимости услуг ЖКХ (примерно на 80-82 процента).
Второй сценарий предусматривает существенный рост расходов на государственные инвестиции. Однако лишь незначительная часть расходов инвестиционного характера будет трансформироваться в увеличение доходов населения, что ограничит их инфляционный эффект.
С другой стороны, государственные инвестиции и финансирование реформ должны повысить эффективность экономики и темпы роста предложения, и тем самым, способствовать снижению темпов инфляции.
В результате, по оценке, указанный рост государственных расходов добавляет лишь от 0,2 до 0,4 процентных пункта в инфляцию, что является приемлемой платой за достижении более высоких темпов роста экономики. Основные инфляционные риски связаны не столько с увеличением инвестиционных расходов, сколько с тенденцией повышения тарифов населению за услуги ЖКХ и транспорта на региональном уровне с темпом, опережающим предельный уровень роста тарифов естественных монополий, а также угрозой избыточного предложения валюты и ликвидности.
Общий рост инвестиций в 2006-2008 годах прогнозируется темпами около 10% в год. В 2006 г. рост инвестиций составит 11% благодаря направлению на инвестиции части средств, оставляемых у предприятий в результате осуществления налоговых новаций с 2006 года. Кроме того, решение о реализации стратегий и участии государства в их финансировании является сигналом для частных инвесторов и положительно влияет на инвестиционный климат, что будет способствовать также приросту как отечественных, так и прямых иностранных инвестиций.
Демографическое развитие страны становится серьезным барьером экономического роста. Начиная с 2006 года, страна вступает в период абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста. Если в 2006 г. указанная численность сократится на 30 тыс. человек, то в 2007 г. - уже на 370 тыс., а в 2008 г. - на 538 тыс. человек. В условиях намечаемого существенного сокращения численности трудовых ресурсов одним из важнейших факторов формирования трудового потенциала и его размещения по территории страны становится миграция населения. Согласно прогнозным оценкам Росстата, миграционный положительный приток населения в страну увеличится с 39 тыс. человек в 2004 г. до 272,3 тыс. человек в 2008 году. Этот оптимистичный прогноз миграции невозможен без кардинального реформирования миграционной политики, так как при сложившихся тенденциях сальдо миграции становится нулевым (или отрицательным) уже в 2005 году.
Сценарные условия функционирования Калининградской области
в 2006-2008 гг.
Факторы, определяющие условия функционирования экономики Калининградской области базируются на общероссийских тенденциях и гипотезах прогнозируемого изменения внутренних и внешних условий развития в течение данного периода.
Влияние внешних факторов определяется, прежде всего, изменением мировых цен на энергоресурсы, состоянием мировой экономики, основных торговых партнеров России, торгового и платежного баланса России и др.
Внутренними условиями развития являются создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, роста материального благосостояния населения, расширения внутреннего спроса и емкости внутреннего рынка Российской Федерации и региона.
Формируемый налоговый климат должен стимулироваться за счет следующих мер:
Первое - установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений.
Второе - осуществление мер, относящихся к налогу на прибыль организаций:
- ускоренное списание амортизации на вновь вводимые основные средства в размере 10%;
- снятие ограничения на перенос убытков на будущее (30% к налоговой базе);
- списание расходов на НИОКР в течение двух лет.
Наряду с общероссийскими факторами, влияющими на перспективы развития региона, необходимо учитывать ограничения и факторы характерные только для Калининградской области.
Экономика и социальное благосостояние области становятся во многом зависимыми от характера международных отношений России и сопредельных для Калининградской области стран.
Наиболее существенным из комплекса всех факторов являются проблемы грузового и пассажирского транзита. Усложнение процедур уже привело к снижению общего пассажирооборота, перераспределению пассажирских потоков от железнодорожного к авиационному сообщению и может оказать влияние на условия транзита грузов из/в Калининградскую область с остальной территории России. В направлении Калининградской области это, в основном, сырье и энергоносители, в направлении России - продукция предприятий и организаций области, которая достигает 80% от общего объема промышленного производства в области.
В этой связи возможны 2 варианта прогноза социально-экономического развития Калининградской области на 2006 г. и на период 2008 г., основанные на втором (более благоприятном) варианте сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации (приложение 2).
Вариант 1 (умеренно - пессимистичный). Вариант предполагает развитие в регионе ситуации, связанной с усилением действия негативных факторов, вызванных расширением ЕС. Осложнится проблема транзита грузов через территорию Литвы (рост тарифов на калининградском направлении, дополнительные затраты на оформление транзитных грузов, ограничение объема грузопотока, экологические ограничения для автоперевозчиков и т.д.), что приведет к снижению конкурентоспособности калининградских товаров на российском рынке.
Произойдет прекращение роста внутреннего спроса и объема потребительского рынка. Сокращение объемов приграничной торговли, при ограничении роста объемов производства, вызовет увеличение численности безработных и снижение реальных доходов населения.
Инвестиционная деятельность будет определяться реализацией Федеральной программы развития Калининградской области на период до 2010 года и связанными с ней другими федеральными целевыми программами (транспортная инфраструктура, обустройство границ и т.д.).
На территории области сохранится для юридических лиц действие основных положений существующего закона "Об ОЭЗ в Калининградской области". В течение указанного периода Россия присоединится к ВТО на компромиссных с ЕС условиях (менее благоприятное для России развитие торгово-экономического сотрудничества). При этом ставки таможенных пошлин для импорта иностранных товаров на территорию РФ в течение прогнозируемого периода существенно не изменятся.
Вариант 2 (умеренно-оптимистичный). Вариант прогноза социально-экономического развития Калининградской области соответствует варианту Минэкономразвития России, который предполагает дальнейшее расширение внутреннего и инвестиционного спроса, рост реальных доходов населения и предприятий. В экономике области сохранятся все положительные тенденции развития. Сокращение объемов приграничной торговли позволит привлечь в экономику дополнительные трудовые ресурсы. Успешно продолжится реализация Федеральной программы развития Калининградской области на период до 2010 года и других федеральных целевых программ.
В 2005 году будут рационально разрешены проблемы транзита грузов через территорию Литвы, сохранены конкурентоспособные тарифы. В регионе, дополнительно к существующим международным программам, начнет действовать специальная программа ТАСИС для Калининградской области.
На территории области начнет действовать новая редакция закона "Об ОЭЗ в Калининградской области", которая сохранит для юридических лиц действие основных положений существующего закона на 10-летний переходный период, предоставив возможности получения (вместо таможенных) налоговых преференций для новых участников ОЭЗ. В течение указанного периода Россия присоединится к ВТО на удовлетворяющих Россию условиях. При этом ставки таможенных пошлин для импорта большинства иностранных товаров на территорию РФ в течение прогнозируемого периода существенно не изменятся, однако производители начнут ориентироваться на возможное снижение ставок таможенных пошлин.
1.4. Прогноз основных показателей социально-экономического развития
Калининграда в 2005 г. и определение параметров прогноза
социально-экономического развития Калининграда в 2006-2008 гг.
В 2005 г. ожидается, что объем производства на крупных и средних предприятиях составит в действующих ценах:
- осуществляющих добычу полезных ископаемых - 12700,0 тыс.руб.;
- на обрабатывающих производствах - 27000,0 тыс. руб.;
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 6100,0 тыс. руб.
По всем видам экономической деятельности будут обеспечены высокие темпы роста по отношению к 2004 г. (приложение 3).
Инвестиции в основной капитал ожидаются в пределах 14800,0 тыс. руб. с темпом роста к 2004 г. - 108,0%.
Оборот розничной торговли составит 108%, объем платных услуг 104% к уровню 2004 г.
Ожидается ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования в объеме 210 тыс. кв. м.
Финансовое состояние крупных и средних предприятий улучшится, при этом возрастет как прибыль прибыльных предприятий, так и сальдированный финансовый результат в целом.
Будет обеспечен дальнейший рост жизненного уровня населения (рост реальных денежных доходов и заработной платы). Численность населения Калининграда (на начало 2005 г.) - 425,6 тыс. человек, в том числе трудоспособного возраста - 285,3 тыс. чел. (67,0%). Происходит естественная убыль и старение населения города. Миграционный прирост не перекрывает естественной убыли населения. Однако численность трудовых ресурсов в прогнозируемом периоде уменьшится незначительно. Это в свою очередь позволит сохранить уровень официально зарегистрированной безработицы на уровне 2004 г.
С учетом внутренних и внешних факторов (по вариантам оптимистический и пессимистический) основные показатели социально-экономического развития Калининграда в 2006 г. будут иметь следующие значения (приложение 3):
- Темпы роста производства в 2006 году составят по двум вариантам прогноза на предприятиях, осуществляющих следующие виды экономической деятельности:
- добыча полезных ископаемых - 102-105%;
- обрабатывающие производства - 120-125%;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 102-105%.
По-прежнему рост будут обеспечивать предприятия по добыче нефти, производству электросварочного оборудования, легковых автомобилей, электропылесосов, бытовых холодильников, телевизоров, строительных материалов, пива, воды минеральной, мясных и колбасных изделий.
Оба прогнозируемых варианта развития инвестиционной деятельности на 2006-2008 гг. (приложение 4) предполагают рост объемов инвестиций (в основной капитал) в экономику города и достижимы в случае стабильности действующего инвестиционного законодательства и успешной реализации намеченных программ. Однако в "умеренно-негативном" варианте темпы роста будут более низкими, в связи с негативным воздействием внешних макроэкономических факторов.
Сохранится сложившаяся тенденция преобладания инвестиций в основной капитал предприятий и организаций над иностранными инвестициями. Такая тенденция будет сохраняться пока не определена федеральная политика по отношению к Калининградской области, которая внесет ясность по поводу стабильности режима ОЭЗ, тарифной политики, транзита через территорию Литвы и ряда других проблем.
Темпы роста инвестиций обосновываются исходя из спроса на инвестиции, а также прогноза источников финансирования инвестиций. Предполагается, что:
- динамика инвестиций после заметного роста в 2003 г. (191,8%) характеризуется некоторым снижением инвестиционной активности и стабилизацией годовых темпов роста в пределах 3,0-5,0%;
- большая часть инвестиций в основной капитал (более 50%) будет направляться в промышленность, причем будет расти доля перерабатывающих производств. Этому будет способствовать формируемый Правительством РФ в 2006-2008 годах налоговый климат, за счет реализации комплекса мер, направленных на повышение привлекательности для инвестирования капитала в развитие новых, технологичных секторов экономики;
- прогнозируются изменения в структуре источников инвестиций. С 2003 г. изменяется в сторону увеличения доля привлеченных средств (2003 г. - 61,8%; 2004 г. - 60,8%; - до 62-63% в 2008 г.); сохранится также повышающаяся тенденция доли привлекаемых кредитов банков в общем объеме инвестиций с 4,5% в 2003 г. до 31,6% в 2004 г. и стабилизацией этого уровня до 2008 г., и в связи с этим снижение доли заемных средств других организаций с 51% в 2003 г. до 18-19% в 2008 году.
По прогнозу на 2006 г. в эксплуатацию будет введено порядка 195-200 тыс. кв. метров жилья.
Рост объема розничного товарооборота останется в пределах 107-109% на уровне текущего года.
Темп роста объема платных услуг в 2006 г. в сопоставимых ценах к 2005 году сократится по сравнению с уровнем 2004 года и составит от 102 до 104%.
Ожидается улучшение финансового состояния предприятий, возрастет прибыль прибыльных предприятий и в целом сальдированный финансовый результат деятельности.
Реальные денежные доходы населения возрастут на 8-12%, реальная среднемесячная заработная плата - на 6-10%.
Официально зарегистрированная безработица сохранится на уровне 0,6-0,7%.
Сводный индекс потребительских цен будет на уровне 109-110%.
Параметры прогноза социально-экономического развития Калининграда в 2006-2008 гг. определены в приложении 4.
2. Направления деятельности по достижению целей
социально-экономического развития
2.1. Бюджетные ресурсы
Бюджет города на 2006 г. сформирован по налоговым и неналоговым доходам в объеме 3237,4 млн. руб. Всего доходов, с учетом поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ, планируется получить в сумме 4861,4 млн. руб.
Наибольший удельный вес в налоговых доходах бюджета занимает налог на доходы физических лиц (52,4%), налог на совокупный доход (37,3%), налог на имущество (7,8%).
Расходы бюджета на 2006 г. определены в сумме 5185113 тыс. руб.
2.2. Реализация муниципальных программ
социально-экономического развития
Целью муниципальных программ социально-экономического развития является наиболее эффективное использование материальных и интеллектуальных ресурсов, объединение усилий в реализации образовательных, воспитательных, оздоровительных, социальных и жилищно-коммунальных программ.
В условиях ограниченных возможностей бюджета реализация муниципальных программ позволяет наиболее рационально использовать выделяемые бюджетные ресурсы и приводит к ощутимой экономии бюджетных средств, которые могут быть переориентированы на другие приоритетные сферы городского развития.
- в 2003 г. функционировали 18 программ на общую сумму финансирования из городского бюджета 122575,3 тыс. руб.,
- в 2004 г. - 20 программ на 123200,2 тыс. руб. бюджетных средств города
- в 2005 г. предусмотрена реализация 22 муниципальных программ на общую сумму финансирования из городского бюджета 351610,0 тыс. руб.
Решениями городского Совета депутатов на 2006 год предполагается реализация 15 муниципальных программ на общую сумму финансирования из городского бюджета 263536,0 тыс. руб.
- В области здравоохранения предусмотрено 3 муниципальные программы на сумму 54629 тыс. руб.
- В области культуры на развитие Калининградского зоопарка - 2000 тыс. руб.
- В области жилищно-коммунального хозяйства предусмотрены 10 муниципальных целевых программ на сумму 206907 тыс. руб.:
Программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" (3050 тыс. руб.) предусматривает совершенствование эпидемиологического надзора за распространением туберкулеза в городе:
- приобретение цифрового сканирующего флюорографа "Проскан-2000" - 2200 тыс. руб.,
- приобретение флюропленки# и химреактивов для проявления пленки (500 тыс. руб.),
- приобретение одноразовых туберкулиновых шприцев (350 тыс. руб.),
Реализация программы "Организация службы общей врачебной практики в структуре здравоохранения г. Калининграда" (20300 тыс. руб.) предусматривает:
- капитальный ремонт с перепланированием кабинетов поликлиник на сумму 6589 тыс. руб., в том числе в
- пос. Прибрежный 2859 тыс. руб.,
- N 8 1776 тыс. руб.,
- N 7 1954 тыс. руб.,
- приобретение оборудования - 10821 тыс. руб.,
- приобретение медикаментов и медицинского инструментария - 205,5 тыс. руб.,
- прочие услуги (переподготовка врачей, помощников врача, медсестер и др.) 1801,5 тыс. руб.
Городская целевая программа "Здоровый ребенок" предусматривает комплекс мероприятий по сохранению и улучшению репродуктивного здоровья населения, снижению материнской, младенческой, детской заболеваемости и смертности, стабилизацию демографических показателей. На реализацию этой программы в 2006 году предполагается 7185 тыс. руб.:
В рамках данной программы планируется:
- приобретение оборудования: 6925 тыс. руб.;
- медикаменты 60 тыс. руб.;
- наглядные пособия 200 тыс. руб.
В целях наиболее эффективного использования потребителями и экономии энергоресурсов (электроэнергии, газа, тепла, воды) с 2003 г. функционирует программа оснащения муниципального жилищного фонда приборами учета энергоресурсов. В свете реализации этой программы в 2006 году на установку приборов учета в жилых зданиях водомеров, приборов учета расхода газа планируется выделить 1500 тыс. руб.
В целях уменьшения количества муниципальных лифтов города, отслуживших нормативный срок эксплуатации, снижения затрат на капитальный ремонт, а также экономии электроэнергии "Программа модернизации и замены муниципальных лифтов г. Калининграда" предусматривает план проведения капитального ремонта лифтов и диспетчерской связи лифтов (12600 тыс. руб.).
Программа "Светлый город" (14634 тыс. руб.) предусматривает повышение надежности и электробезопасности работы сетей наружного освещения, улучшение освещения города и снижение бюджетных расходов путем экономии электроэнергии и снижения эксплуатационных расходов.
Реализация городской целевой программы "Развитие Калининградского зоопарка на 2004-2008 гг." предусматривает финансирование мероприятий в объеме 2000 тыс. руб.
Программа "Мой дом" (65027 тыс. руб.) содержит две подпрограммы: "Реконструкция и капитальный ремонт кровель" ("Кровля") и "Модернизация и капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей и оборудования" (ВДС). Мероприятий данной программы предусматривают капитальный ремонт и реконструкцию муниципального жилищного фонда в г. Калининграде, снижение расходов городского бюджета на содержание и обслуживание муниципального жилищного фонда за счет применения современных ресурсосберегающих технологий, повышение комфортности проживания в муниципальном жилищном фонде.
Программа "Мой двор" (17030 тыс. руб.) предусматривает комплексное благоустройство дворовых территорий в целях повышения комфортности проживания и улучшения качества жизни населения города.
Реализация Программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Калининграде на 2005-2010 гг." планируется в объеме 7800 тыс. руб.
Городская целевая Программа "Энергосбережение на объектах водоснабжения и водоотведения МУП "Водоканал" на 2005-2006 годы предполагает финансирование из городского бюджета 5000 тыс. руб.
Перечень муниципальных программ прилагается к плану социально-экономического развития (приложение 5).
2.3. Адресная инвестиционная программа
Расходы на инвестиционную программу в сумме 514257 тыс. руб. (приложение 6) включают в себя:
В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы комитета строительства и транспорта (66,9%), комитета ЖКХ - 16,7%, управления здравоохранения - 10,5%.
Расходы на инвестиционную программу в сумме 514257 тыс. руб. (приложение 6) включают в себя:
- мероприятия по газификации города - предусмотрено 26510 тыс. руб., в том числе газификация пос. Суворово - 4000 тыс. руб., пос. Лермонтово - 5850 тыс. руб., пос. Космодемьянского - 3000 тыс. руб., ул. Батальная - 1200 тыс. руб., микрорайон Северная гора - 4500 тыс. руб. и другие;
- мероприятия по улучшению водоснабжения по ул. Краснопресненской, Карташова, - 2860 тыс. руб.;
- реализацию программы "Светлый город" - 14634 тыс. руб.;
- строительство станции очистки и обезжелезивания воды пос. Чкаловск - 10000 тыс. руб.;
- реализацию программы "Установка индивидуальных приборов учета воды и тепловой энергии в муниципальном жилом фонде" - 1500 тыс. руб.;
- реализацию программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда г. Калининграда на 2005-2010 гг." - 7800 тыс. руб.
- реконструкцию аварийных жилых домов по ул. 9-е Апреля и Портовая, 6 - 7740 тыс. руб.;
- установка частотно-регулируемых приводов на насосное оборудование ВВС, ЮВС-1, ЮВС-2 - 5000 тыс. руб.;
- реализацию энергосберегающего проекта по программе БЮГГРЕГ - 600,0 тыс. руб.
- разработку рекомендаций с учетом сейсмических воздействий - 700,0 тыс. руб.;
- разработку схемы водоснабжения и водоотведения пос. Космодемьянского - 850 тыс. руб. и другие.
Предусмотрено финансирование мероприятий подготовки к празднованию 60-летия образования Калининградской области на сумму 202600 тыс. руб.
Администрациям районов выделено на объекты программы всего 17614 тыс. руб.
2.4. План ремонта по отраслям муниципального хозяйства
(приложение 7)
Ремонтные работы по отраслям муниципального хозяйства на 2006 г. с учетом средств, распределенных депутатами городского Совета, предусмотрены в сумме 1042343,0 тыс. руб.
Структура расходов:
- образование - 7,5% от общей суммы;
- здравоохранение и спорт - 5,6%;
- жилищное хозяйство - 18,9%;
- коммунальное хозяйство - 66,6%;
- прочие - 1,4%.
Планируется профинансировать ремонт городских учреждений здравоохранения: БСМП и станция скорой медицинской помощи, городская многопрофильная больница, поликлиника N 7, детская больница N 1 и стоматологическая поликлиника, Центра восстановительной медицины и реабилитации и др.
По объектам жилищного хозяйства в районах города планируется отремонтировать кровли на общую сумму 58,3 млн. руб. Ремонт фасадов будет профинансирован в объеме 60,0 млн. руб., будет обеспечено финансирование программ "Модернизация и замена муниципальных лифтов" и "Замена внутридомовых газопроводов в жилых домах г. Калининграда".
В сфере коммунального хозяйства по объектам комитета жилищно-коммунального хозяйства планируется профинансировать работы по капитальному ремонту объектов наружного освещения на сумму 15 млн. руб. Запланированы капитальные работы по озеленению города на 6 млн. руб., в т.ч.: зеленая зона пр. Мира, сквер между Ленинским проспектом и ул. Житомирская и др.
На приведение в нормативном состоянии улично-дорожной сети (объекты комитета строительства и транспорта) выделяются бюджетные средства в объеме 25 млн. руб. В рамках подготовки к празднованию 60-летия образования Калининградской области будет проведена реконструкция Московского проспекта и проспекта Победы (2 очередь). На реконструкцию Советского проспекта выделено 24 млн. руб., ул. Горького - 151 млн. руб., 10 млн. руб. направляются на капитальный ремонт тротуаров.
В районах города финансируется реализация программы "Мой двор" и другие работы по благоустройству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.