Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Неманского районного Совета
от 30 декабря 2003 г. N 300
Программа
социально-экономического развития сельских округов муниципального образования "Неманский район" на 2004-2008 годы
I. Введение
Представленная программа социально-экономического развития сельских округов муниципального образования "Неманский район" Калининградской области на 2004-2008 годы (далее - Программа) является результатом обобщения предложений, представленных организациями, предприятиями, учреждениями, мнений и пожеланий жителей сельских округов, обсуждавшихся в 2003 году на сходах граждан.
Программа определяет главные ориентиры развития сельских округов Неманского района, исходя из общей оценки современной ситуации в районе, регионе.
Основной целью Программы, является решение ключевых социально-экономических проблем сельских округов Неманского района, повышение на этой основе уровня жизни и обеспечение занятости населения района, развитие производственного, трудового и интеллектуального потенциала.
II. Социально-экономическая ситуация в Неманском районе
Неманский район расположен в северо-восточной части Калининградской области в непосредственной близости границ Литовской республики#. На севере граница района проходит по р. Неману, на северо-востоке - по р. Шешупе. Земли Неманского района граничат с Краснознаменским, Гусевским, Черняховским и Славским районами Калининградской области.
Железнодорожная линия, пересекающая западную часть района и автодороги, проходящие через город и район, обеспечивают надежную и постоянную связь с областным центром и районами области.
Земельные ресурсы Неманского района составляют 69,9 тыс. га., из них сельскохозяйственные земельные угодья - 45,5 тыс. га., земли государственного лесного фонда - 3,4 тыс. га., площадь водоемов - 0,5 тыс. га.#
На территории Неманского района из минерально-сырьевых ресурсов присутствуют полезные ископаемые, такие как торф, пески, глины. Кроме того, ведутся работы по разработке месторождений и добыче нефти.
В состав района входят 9 сельских округов, на территории которых расположено 49 населенных пунктов.
1. Большесельский сельский округ:
- п. Большое село, п. Горино, п. Дубравино, п. Подгорное, п. Тушино, п. Кустово, п. Лесное, п. Рядино
2. Жилинский сельский округ:
- п. Жилино, п. Бобры, п. Ватутино, п. Загорское, п. Пушкино, п. Рудаково, п. Становое, п. Фадеево
3. Канашский сельский округ:
- п. Канаш, п. Думиничи
4. Лунинский сельский округ:
- п. Лунино, п. Ганновка
5. Маломожайский сельский округ:
- п. Маломожайское, п. Забродино, п. Каштановка, п. Игнатово, п. Березовка
6. Мичуринский сельский округ:
- п. Мичуринский, п. Дубки, п. Ветрово, п. Артемовка, п. Акулово, п. Искра, п. Котельниково
7. Новоколхозненский сельский округ:
- п. Новоколхозное, п. Лукьяново, п. Шепетовка, п. Обручево, п. Зайцево, п. Барсуковка, п. Пелевино, п. Говорово
8. Ракитинский сельский округ:
- п. Ракитино, п. Гудково, п. Красное село, п. Жданки
9. Ульяновский сельский округ:
- п. Ульяново, п. Гривино, п. Волочаево, п. Грушевка, п. Шмелево#
Районный центр - г. Неман расположен на расстоянии 120 км от областного центра - г. Калининграда.
На территории Неманского района проживают 21,6 тыс. человек, из них в сельской местности - 43%. Население трудоспособного возраста составляет 12,4 тыс. человек, занятое население - 9,2 тыс. человек.
Число пенсионеров в районе - 6 тыс. человек, учащихся общеобразовательных школ - 3 тыс. человек.
Количество безработных составляет 535 человек, или 4,1% к работоспособному населению.
В районе зарегистрировано 335 юридических лиц и 1030 индивидуальных предпринимателей (в т.ч. 280 фермеров).
Основу экономики района составляет градообразующее предприятие - ООО "Неманский целлюлозно-бумажный комбинат".
Как наиболее значимые и стабильно работающие организации, можно выделить: ООО "Агронеман", ОАО "Авто", ООО "Строительная компания "Ралекс", Неманское государственное районное дорожное предприятие "Райавтодор", ОАО "Неманское ремонтно-техническое предприятие".
Из предприятий АПК успешно занимаются производством и переработкой сельскохозяйственной продукции: СПКХ "Янтарь", ЗАО "Канаш", коопхоз "Неманская Аграрная Компания", коопхоз "Балтика", ЗАО "Труд", ООО "Вяз-Агро", СПКХ "Надежда", коопхоз "Шанс", коопхоз "Советский", коопхоз "Ландрас", коопхоз "Агат".
Социально-экономическое положение Неманского района с 1998 года по 2003 год претерпело значительные колебания. Определяющим фактором развития социально-экономических процессов в районе явилось преодоление негативных последствий финансового кризиса августа 1998 года. Так, в 1998 году длительный простой Неманского целлюлозно-бумажного завода, денежный кризис августа отразился на всех сферах жизнедеятельности района. Резкое увеличение уровня безработицы, рост цен, сокращение реальных доходов юридических и физических лиц и, как следствие снижение отчислений по налогам и сборам, выполнение районного бюджета по собственным доходам менее чем на 50%.
Последствия финансового кризиса в августе 1998 года продолжали оказывать свое негативное влияние на социально-экономическое положение района и в 1999 году. В течение первого полугодия 1999 года не отмечалось явных тенденций к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, повышению благосостояния населения. Во второй половине 1999 года и в 2000 году в экономической ситуации произошли некоторые стабилизационные моменты, отмечались положительные подвижки в промышленности, в финансовой деятельности предприятий, замедлились темпы инфляции. В октябре 1999 года был пущен целлюлозно-бумажный завод, с октября 2000 года пущено в производство молокоперерабатывающее предприятие ООО "Агронеман", и как следствие снижение уровня безработицы, увеличение доходов населения, объема розничного товарооборота, увеличение доходной части районного бюджета.
И уже по результатам работы в 2001 году выпуск промышленной продукции и оказание услуг промышленного характера в расчете на душу населения в районе составил 25,6 тыс. рублей, что на 5,7% превысило средне областной# уровень.
Крупными и средними предприятиями Неманского района в 2001 году было произведено промышленной продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 548487 тыс. рублей, в 2002 году на сумму 798415 тысяч рублей. Индекс физического объема промышленного производства в районе составил в 2001 году - 173,3%, в 2002 году - 146%, что на 61,8% и 38,6% соответственно превысило показатель по Калининградской области в целом.
На протяжении последних двух лет по объему выпускаемой продукции Неманский район занимает третье место в области.
Так, из общего объема промышленной продукции, произведенной в 2002 году на территории Калининградской области, 80,6% приходится на продукцию г. Калининграда, 5% г. Советска и 3,7% - на продукцию Неманского района, на остальные 16 административно-территориальных образований - 10,7%.
Основные показатели социально-экономического развития Неманского района за 2000-2002 годы приведены в Таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Показатели | Ед. изм. |
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2002 г. в % | |
к 2000 г. |
к 2001 г. |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Объем промышленной продукции в действующих ценах |
млн. руб. |
316,5 | 548,5 | 798,4 | 252 | 146 |
2 | Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении: |
||||||
1. бумага | т | 19249 | 39479 | 47634 | 247 | 121 | |
2. молочная продукция | т | - | - | 4386 | - | - | |
3. | Валовая продукция сельского хозяйства (во всех категориях хозяйств): |
млн. руб. |
132,4 | 155,9 | 198 | 150 | 127 |
4. | Производство важнейших видов продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий), в натуральном выражении |
||||||
Скот и птица в живом весе | т | 552 | 454 | 538 | 97 | 119 | |
Молоко | т | 3431 | 3806 | 3126 | 91 | 82 | |
Зерно | т | 20886 | 19805 | 15848 | 76 | 80 | |
5. | Посевная площадь (все категории хозяйств), всего, в том числе: |
тыс. га |
20180 | 21628 | 17935 | 89 | 83 |
Зерновые культуры | га | 12164 | 13516 | 10749 | 88 | 80 | |
Масличные культуры (рапс) | га | 1648 | 2180 | 2236 | 136 | 103 | |
Картофель | га | 841 | 759 | 731 | 87 | 96 | |
Овощи | га | 80 | 166 | 166 | 208 | 100 | |
6. | Инвестиции в основной капитал |
млн. руб. |
20,1 | 38,9 | 48,1 | 239 | 124 |
7. | Оборот торговли | млн. руб. |
94,1 | 105 | 100 | 106 | 95 |
8. | Численность постоянного населения |
тыс. чел. |
22,2 | 21,6 | 21,6 | 97 | 100 |
9. | Родившихся | тыс. чел |
213 | 212 | 232 | 109 | 109 |
10. | Численность трудовых ресурсов |
тыс. чел. |
13 | 13 | 13 | 100 | 100 |
11. | Численность официально зарегистрированных безработных |
тыс. чел. |
0,35 | 0,5 | 0,5 | 143 | 100 |
12. | Уровень зарегистрированной безработицы |
% | 2,7 | 3,8 | 4,1 | 152 | 108 |
13. | Среднемесячная заработная плата |
1504 | 2346 | 3000 | 199 | 128 | |
14. | Финансовый результат производственно- хозяйственной деятельности предприятий |
млн. руб. |
18,7 | 17,1 | 16 | 86 | 94 |
Несмотря на то, что положение в области сельского хозяйства остается сложным (несоответствие цен на материально-технические ресурсы и реализуемую с/х продукцию, несовершенство финансово-кредитной политики, отсутствие необходимого организационно-правового обеспечения, ограниченных возможностей поддержки и т.д.) за последние годы удалось стабилизировать объем сбыта зерна, картофеля, молока, уменьшить суммы неплатежей за реализованную продукцию и осуществлять кредитование хозяйств ГСМ, удобрениями, пестицидами на встречную поставку с/х продукции.
В ряде отраслей, особенно в сельском хозяйстве и отраслях социальной сферы, ситуация остается сложной.
Значительные размеры составляет теневой сектор, позволяющий населению повысить доходы, но отрицательно сказывающийся на социальном самочувствии общества и на общем состоянии экономики. Медленно растет уровень жизни населения. Усиливается социальная дифференциация населения; значительными остаются масштабы бедности, крайне низки средние стандарты жизни. Углубляется демографический кризис.
Из-за недостатка средств из районного бюджета финансируются исключительно первоочередные расходы, а статьи развития отсутствуют.
Бюджет Неманского района формируется на 70% в виде дотаций и субвенций и только 30% - из собственных доходов.
Цель бюджетной политики района - увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в районе.
Структура доходов и расходов бюджета Неманского района в 1999-2002 гг. представлена в Таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Наименование | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2002 г. к 2001 г. (+,- %) |
1 | Доходы - всего, в т.ч.: |
100 | 100 | 100 | 100 | - |
1.1. | Налоговые, из них: | 23,7 | 30,2 | 30,3 | 36,3 | +6 |
1.1.1. | Налог на прибыль | 1,2 | 1,7 | 2,7 | 5,6 | +2,9 |
1.1.2. | Подоходный налог | 8,1 | 12,7 | 19,4 | 22 | +2,6 |
1.2. | Неналоговые, из них: | 3,5 | 1,8 | 1,5 | 1,3 | -0,2 |
1.2.1. | Доходы от аренды | 0,6 | 1,1 | 0,9 | 0,3 | -0,6 |
1.2.3. | Средства, полученные в рамках межбюджетных отношений |
72,8 | 68 | 68,2 | 62,4 | -5,8 |
2 | Расходы - всего, в т.ч.: |
100 | 100 | 100 | 100 | - |
2.1. | Управление | 10,1 | 8 | 11,4 | 12,5 | +1,1 |
2.2. | Промышленность | 0,8 | 1,4 | 0,2 | 1,9 | +1,7 |
2.3. | Сельское хозяйство | 0,6 | 0,6 | 1,0 | 1,04 | +0,04 |
2.4. | Транспорт | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 2,02 | +0,22 |
2.5. | Жилищно-коммунальное хозяйство |
41,8 | 43,9 | 32,9 | 21 | -11,9 |
2.6. | Здравоохранение | 12,3 | 9,2 | 10,8 | 10,2 | -0,6 |
2.7. | Образование | 25,9 | 30 | 32,5 | 40,5 | +8 |
2.8. | Культура | 2,2 | 1,8 | 2,3 | 2,9 | +0,6 |
2.9. | Социальная политика | 3,4 | 2,4 | 5,8 | 5,3 | -0,5 |
"Диаграмма расходов районного бюджета в 2002 году (% к итогу)"
Экономическая ситуация и состояние бюджета района требуют сегодня сдержанности в бюджетных расходах. Необходимо обеспечить соответствие расходных обязательств бюджета реальным возможностям их выполнения.
Районная бюджетная политика должна обеспечивать:
- создание долгосрочных ориентиров для органов местного самоуправления, проведение структурных реформ, поддержание конкурентной среды, благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, содействие экономическому развитию региона и росту доходов населения района;
- управление бюджетными средствами в интересах населения при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов, прозрачности бюджетного процесса;
- социальную защищенность населения района и справедливость условий доступа граждан к основным общественным услугам и социальным гарантиям.
Наращивание доходной базы районного бюджета является важнейшей задачей бюджетной политики.
III. Цели и задачи Программы
Основные направления Программы ориентированы на долгосрочный период и носят многоцелевой характер.
Целью Программы является формирование благоприятной социальной среды в сельской местности района и такой модели экономики района, которая обладала бы долгосрочным потенциалом динамичного роста, способным обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения и человеческого потенциала, эффективное воспроизводство, укрепление конкурентоспособности и безопасности района.
Основными целями Программы являются:
- развитие экономики сельских округов района и, как следствие, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение социально-политической стабильности;
- создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата (развитие финансовой инфраструктуры, создание условий для развития малых и средних предприятий, повышение эффективности управления муниципальной собственностью);
- осуществление жилищно-коммунальной реформы, направленной на повышение качества предоставляемых коммунальных услуг и снижение бюджетных расходов, с учетом уровня обеспеченности различных категорий населения;
- совершенствование системы социальной защиты, направленной на оказание адресной помощи жителям района с недостаточными доходами;
- развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов жизнеобеспечения района;
- создание эффективной системы занятости населения;
- развитие системы образования, здравоохранения и культуры в сельской местности Неманского района.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы предусматривает привлечение различных источников финансирования.
В качестве финансовых источников могут быть:
- средства федерального бюджета;
- средства бюджета Калининградской области;
- бюджета# муниципального образования "Неманский район";
- другие источники финансирования.
Перечень программных мероприятий приводится в Приложении N 1 "Перечень мероприятий по реализации программы социально-экономического развития сельских округов муниципального образования "Неманский район" на 2004-2008 годы".
Общая потребность в финансовых средствах на реализацию программы социально-экономического развития сельских округов муниципального образования "Неманский район" на 2004-2008 годы представлена в Приложении N 2.
V. Направления развития сельских округов
муниципального образования "Неманский район" на 2004-2008 годы
5.1. Аграрная политика
Развитие аграрного комплекса во многом позволит решить острые социальные проблемы населения, проживающего в сельской местности.
Развитие сельского хозяйства должно перейти на качественно новый уровень, основанный на формировании эффективных собственников, новых технологиях, а также учитывать основные принципы устойчивого развития окружающей среды.
Но для решения проблем развития отрасли сельского хозяйства необходимы энергичные меры федеральной политики, разработка соответствующих мероприятий на областном уровне, так как сельскохозяйственные предприятия, как коллективные, так и фермерские, не располагают необходимыми средствами, а местные бюджеты не в состоянии оказать всю требующуюся помощь.
Спад производства в главной отрасли - животноводстве предопределил сложное финансово-экономическое состояние многих сельхозпроизводителей. Если производство продукции растениеводства рентабельно, то в животноводстве производство мяса убыточно. Поэтому главной задачей, стоящей перед сельским хозяйством района на последующие годы, является стабилизация производства отрасли животноводства, а также обеспечение последующего роста сельскохозяйственного производства.
Основным направлением развития отрасли животноводства является развитие молочного животноводства, как наиболее рентабельного, и развития свиноводства.
К 2010 году сельхозпредприятия района планируют увеличить объем реализации продукции животноводства в структуре реализуемой продукции сельского хозяйства до 40-50%.
В отрасли растениеводства деятельность предприятий будет направлена на получение продукции растениеводства, спрос на которую постоянен на мировом рынке (продовольственная пшеница, бобы, рапс, пивоваренный ячмень), цены на протяжении ряда лет остаются стабильными, что дает возможность минимизировать конъюнктурные риски и получить более прогнозируемую ситуацию со сбытом произведенной продукции и получением прибыли. К 2010 году сельхозтоваропроизводители района планируют расширить посевные площади, занятые под сельскохозяйственными культурами, до 30 тысяч га, то есть в 1,7 раза. Посевные площади под зерновыми культурами планируется увеличить до 16 тысяч га.#, под посевами рапса на маслосемена - до 5,5 тыс. га. Посев зерновых культур производить семенами лучших сортов и высоких репродукций.
Сельхозпроизводители района планируют увеличить производство зерна к 2010 году до 50 тысяч тонн или в 2,5 раза, производство масло-семян рапса - до 12 тысяч тонн или в 3 раза, производство картофеля - до 5 тысяч тонн или 2,8 раза.#
Увеличение объемов производства продукции растениеводства и получаемой прибыли будет достигаться за счет применения передовых технологий, снижения затрат на единицу произведенной продукции, страхования рисков, эффективной учетной и маркетинговой политики.
Для решения проблемы со сбытом произведенной продукции сельхозпроизводители района планируют строительство цехов по переработке сельскохозяйственной продукции.
В связи с тем, что на период до 2010 года основное внимание предполагается уделить восстановлению отрасли животноводства, в структуре посевных площадей планируется увеличить посевы кормовых культур, в том числе кукурузы. К 2010 году площади кормовых культур составят 8 тысяч га, в том числе посевы кукурузы - 2 тысячи га.
Особое внимание сельхозпроизводители планируют уделить техническому перевооружению сельскохозяйственной отрасли, приобретению высокопроизводительных импортных комбайнов и тракторов. За последние пять лет тракторный парк пополнился 11 энергонасыщенными тракторами фирмы "КЕЙС" и 28 тракторами типа К-700. 11 тракторов МТЗ-82 приобретено сельхозпредприятиями района по лизингу. Однако выбытие сельскохозяйственной техники ежегодно превышает ее приобретение.
В целях внедрения менее затратных технологий производства продукции растениеводства, позволяющих не допустить ее спад и обеспечить сохранение плодородия почв, необходимо вести со специалистами постоянный обмен опытом, обучение новым технологиям производства.
Для дальнейшего развития сельского хозяйства района, увеличения производства продукции, повышения рентабельности необходимо решить наиболее важные проблемы, стоящие перед отраслью.
Одной из проблем является низкое плодородие почв, их мелиоративная неустроенность.
Необходимо провести мелиоративные работы на 23% сельскохозяйственных угодий района (10805 га). Ориентировочная стоимость необходимых ремонтно-восстановительных работ - 42,6 млн. рублей. Фактически же за последние три года в районе выполнены ремонтно-эксплуатационные работы на мелиоративной сети на сумму 2114 тыс. рублей. Для вовлечения данных земель в сельскохозяйственный оборот необходимо увеличение финансового обеспечения за счет бюджетов всех уровней.
Необходимым условием повышения плодородия является химическая мелиорация почв. Количество кислых почв в районе составляет 11,3% от общей площади сельскохозяйственных угодий. Поддержание оптимального параметра плодородия почв возможно при ежегодном проведении известкования на площади 2,2 тыс. га, однако за последние 3 года объем известкования составил лишь 83 га.
С 1993 года в районе не производится фосфоритование кислых почв, что способствует увеличению площадей с низким и очень низким содержанием подвижного фосфора. Ежегодная потребность района в фосфоритовании кислых почв составляет 2,7 тыс. га.
5.2. Жилищная политика.
Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства района.
Политика в области развития транспортного комплекса
Жилищный фонд района составляет 2487 домов общей площадью 432,5 тыс. кв. м., в том числе г. Неман - 257,1 тыс. кв. м. (60%), село - 175,4 кв. м. (40%).
46% зданий жилого фонда (муниципального) постройки до 1946 года.
В реестре ветхого и аварийного жилья - 193 жилых дома общей площадью 45,2 тыс. кв. м., в том числе 31 жилой дом (6,3 тыс. кв. м.) является аварийным.
В сельской местности обеспечение населения питьевой водой осуществляется 37 водопроводными скважинами, с протяженностью водопроводной сети 72,4 км. Износ магистральных сетей водоснабжения составляет 80%.
Протяженность линий электропередач, находящихся на территории района, составляет 596,4 км. Изношенность сетей свыше 50%.
Тепловые сети, протяженностью 23,1 км, не имеют резерва пропускной способности, износ сетей - 64%, 8,3% - ветхие, требующие замены.
В будущем планируется модернизировать котельные города: вместо старых сварных котлов установить современные, мощные и экономичные. Это позволит более эффективно использовать топливо, улучшить экологическую обстановку в городе, решить вопрос с подключением к центральному отоплению и горячему водоснабжению дополнительных домов. Но осуществиться модернизация может только при том условии, если будут выделены средства на приобретение современных дорогостоящих котлов.
На сегодняшний день наиболее актуальный вопрос - газификация Немана.
Газификация районов и городов области производится согласно Федеральной целевой программе "Развитие Калининградской области" на период до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства РФ N 388 от 06.06.02 г.
Одно из основных преимуществ газоснабжения района заключается в возможном удешевлении стоимости тепла для жителей Немана. Кроме того, в районе улучшится экологическая обстановка.
Определены главные цели жилищной реформы, которыми являются переориентация субсидий с предприятий на граждан, усиление правовой базы, реформа пока обернулась лишь ростом тарифов. Вопрос стопроцентной оплаты коммунальных услуг пока приостановлен.
Для исключения резкого скачка цен на ЖКХ необходимо планомерно повышать уровень оплаты населением коммунальных услуг с одновременным совершенствованием системы социальной защиты населения, упорядочением существующей системы льгот.
Переход к самофинансированию ЖКХ является ключевым моментом в улучшении качества обслуживания жилья. Реформа ЖКХ должна заключаться в резком сокращении государственного дотирования этой сферы и переходе на адресное финансирование населением определенных коммунальных услуг. Подобная система самофинансирования ЖКХ будет способствовать развитию конкуренции на рынке коммунальных услуг, повышению их качества и усилению контроля за исполнением услуг со стороны непосредственных потребителей.
Кроме того, необходимо дифференцировать льготные категории граждан и порядок предоставления им коммунальных услуг в новых условиях. Необходима разработка программы по организации и государственной поддержке обмена населением жилья на меньшую площадь ввиду невозможности его финансового содержания.
В условиях рыночной экономики в целях пополнения доходной части предприятий коммунального хозяйства является развитие дополнительных услуг.
Целесообразно использовать современные формы и механизмы привлечения капитала в жилищное строительство, являющееся в целом высокодоходной сферой приложения капитала (в том числе иностранного).
Повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем является стратегическим фактором улучшения общей социальной и демографической ситуации. Ввиду отсутствия в области условий широкого развития муниципального строительства и снижения возможностей использования личных сбережений граждан для строительства жилья, целесообразно укрепить тенденцию повышения доли индивидуального строительства за счет предоставления гражданам льготных кредитов (ипотека), выпуска кредитных займов, фондов социального развития предприятий и организаций различных форм собственности. Необходимо осуществлять мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного фонда, а также строительству жилья для граждан, уволенных в запас или отставку.
Так, 29 мая 2002 года N 173 Неманским районным Советом была принята Программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах". Для реализации данной Программы необходимо решить следующие задачи: обеспечить подготовку оснований и механизма для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, непригодного для проживания; обеспечить оптимальное развитие территорий, на которых в настоящее время сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд; реализацию обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда. Необходимый объем финансовых ресурсов из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников 49,57 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 4,96 млн. рублей, из областного и местного бюджетов - 24,78 млн. рублей, из внебюджетных источников - 19,83 млн. рублей.#
Одна из важных проблем района - обеспечение населения качественными услугами по пассажирским перевозкам. Для этого необходимо приобрести 10 автобусов для автопредприятия или в бюджете муниципального образования предусмотреть средства для создания и содержания муниципального автопредприятия. Тогда муниципальное образование будет в состоянии организовать транспортное обслуживание населения на подведомственной территории.
Создавать условия в районе для развития услуг по перевозке на конкурсной основе. Необходимо расширение внутрирайонной маршрутной сети.
Потребность в установке телефонов в поселках района составляет - 197 единиц.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.12.2002 г. N 858 "Социальное развитие села до 2010 года" по области разработаны программы развития средств связи в сельской местности до 2010 года. В частности, в Неманском районе планируется произвести реконструкцию СТС с заменой оборудования на цифровое и расширение станционной и линейной емкости:
- 2005 год - АТС п. Ульяново, п. Маломожайское;
- 2006 год - АТС п. Ракитино;
- 2007 год - АТС п. Большое Село;
- 2008 год - АТС п. Акулово, п. Новоколхозное;
- 2009 год - АТС п. Жилино.
Общая сметная стоимость составляет 16799 тыс. рублей, в т.ч. из бюджета РФ - 1123,950 тыс. рублей, из областного бюджета - 2855,830 тыс. рублей, внебюджетные средства - 12819,220 тыс. рублей.
5.3. Образование
В районе функционируют 10 общеобразовательных учреждений (6 - средних, 4 - основных), из них 8 учреждений в сельских населенных пунктах.
В школах района обучаются 2746 учащихся.
Основными направлениями реформирования системы образования являются:
- дополнительная поддержка органами местного самоуправления особо одаренных детей и молодежи;
- наряду с уже имеющимися льготами для привлечения педагогов к работе в сельских школах необходимо предусмотреть и более значительные;
- совершенствование системы контроля качества образования;
- обеспечение качественного общего образования детей.
Отсутствие необходимых средств на материально-техническое оснащение образовательных учреждений затрудняет внедрение прогрессивных образовательных технологий.
Дефицит педагогических кадров не позволяет обеспечить полноценное выполнение учебных планов и программ. В общеобразовательных школах, особенно сельских, не хватает учителей иностранного языка, физики, математики, русского языка. Растет число учителей пенсионного возраста: 57 человек из 384.
Администрация муниципалитета прилагает все усилия для того, чтобы привлечь учительские кадры в район: своевременно выплачивает пособия по книгоиздательской продукции, учителям предоставлены льготы проезда к месту работы, по муниципальной программе педработникам, работающим на селе, выделяется по 2 тонны угля с доставкой на дом. В 2002 году приобретены 2 квартиры для сельских учителей. Ежегодно за счет бюджетных средств педработники проходят курсовую подготовку.
Учебно-материальная база школ не позволяет полноценно реализовывать обязательный минимум содержания образования. Так, последние 10 лет в большинстве школ района не обновлялась база демонстрационного и лабораторного оборудования для экспериментов по физике, химии, биологии; не приобретались таблицы, карты, другие наглядные пособия. Средств, выделяемых из бюджета на снабжение учащихся бесплатной учебной литературой, недостаточно. Вследствие этого в ряде школ преподавание ведется по физически и морально устаревшим учебникам и учебным пособиям.
Все указанные проблемы - итог недофинансирования системы образования, низкой заработной платы и отсутствия социальных льгот педагогическим работникам, что привело к снижению престижа учительской профессии, старению и отсутствию педагогических кадров.
Целью Программы является повышение качества образования путем создания на региональном уровне условий для максимального развития способностей детей и молодежи, их личностной, социальной самореализации, профессионального самоопределения.
В 2002 году в районе в рамках реализации Федеральной программы развития образования по проекту "Компьютеризация городских и поселковых школ - 2002 г." в школы Неманского района поступило 73 современных компьютера (с программным обеспечением, сетевым оборудованием, принтерами, проекторами и т.д.). Стоимость проекта - 2 млн. 300 тысяч рублей, из них 690 тыс. рублей оплатил местный бюджет.
В рамках областной целевой программы "Развитие образования Калининградской области на 2002-2005 г.г." предусмотрено:
- открытие групп дошкольного развития на базе сельских школ и учреждений ДОУ;
- создание Центров диагностики системы ранней диагностики и коррекционной реабилитации детей и подростков в муниципальных образованиях области;
- разработка и реализация системы мероприятий по открытию профильных классов в сельских школах области;
- создание Центров дополнительного образования в сельских школах области;
- развитие учреждений дополнительного образования в муниципальных образованьях# области;
- снабжение учебниками и учебными пособиями общеобразовательных учреждений;
- приобретение мебели и оборудования для образовательных учреждений;
- обеспечение школ учебно-наглядными пособиями.
В случае реализации на территории нашего района мероприятий, запланированных данной программой, решатся следующие задачи:
- создания условий для раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей;
- создания условий для поддержки и развития способностей детей;
- оптимизации сети образовательных учреждений;
- информатизации системы образования;
- повышения эффективности подготовки и переподготовки кадров образовательных учреждений, внедрения новых технологий обучения.
5.4. Развитие в сфере культуры
В настоящее время в районе функционируют 30 учреждений культурно-досуговой деятельности. Из них на селе - 9 СДК, 4 клуба, 13 библиотек.
Осуществление мероприятий по развитию культуры и искусства в районе возможно лишь при условии выполнения законодательными и исполнительными органами норм финансирования данной сферы, установленных основами законодательства РФ о культуре.
Цели и задачи Программы в сфере развития культуры:
- улучшение условий для осуществления политики в сфере культуры на территории района;
- создание равных условий для жителей города и сельских населенных пунктов в использовании культурного потенциала;
- оптимизация деятельности учреждений культуры, повышение эффективности использования ресурсов этих учреждений, ограничение отрицательных последствий их коммерциализации;
- повышение уровня информационного и научно-методического обеспечения деятельности муниципальных органов управления культурой;
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
Основные направления реализации Программы:
1. Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры.
2. Обеспечение нормативно-правовой базы сферы культуры.
3. Укрепление кадрового потенциала муниципальных учреждений культуры, защита социального статуса работников культуры.
В целях укрепления материально-технической базы учреждений культуры принята и реализуется региональная комплексная целевая программа поддержки и развития муниципальных учреждений культуры Калининградской области "Обновление" (2002-2005 гг.). (Закон Калининградской области от 21 декабря 2001 г. N 98 "О региональной комплексной целевой Программе поддержки и развития муниципальных учреждений культуры Калининградской области "Обновление" (2002-2005 гг.)"). В которой предусмотрены на 2004-2005 гг. из областного бюджета средства на капитальный ремонт, приобретение оборудования и музыкальных инструментов для городских и сельских домов культуры, библиотек района в размере 4165 тыс. рублей.#
Выполнение данной Программы позволит решить следующие задачи:
- обеспечить необходимые условия труда работников муниципальных учреждений культуры;
- улучшить материальную базу муниципальных учреждений культуры для более полного удовлетворения потребностей населения района в сфере досуга.
Основными задачами районной молодежной политики являются:
- раскрытие интеллектуального творческого потенциала молодых людей через конкурсы профессионального мастерства, смотры, конкурсы;
- создание общественных молодежных и подростковых клубов;
- рост общественной активности молодежных организаций;
- снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков.
Необходимо увеличить финансирование мероприятий в области молодежной политики, что скажется на пополнении коллективов объектов экономики высококвалифицированными молодыми кадрами, социальной защищенности молодых семей. А это в свою очередь положительно отразится на подъеме экономики нашего района.
5.5. Развитие физической культуры и спорта
Данный раздел Программы разработан в целях реализации действующего законодательства о физической культуре и спорте.
Целью политики развития физической культуры и спорта в районе является:
- создание условий для развития физических, эстетических и нравственных качеств личности, организации досуга населения;
- вовлечение в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения, приобщение населения к здоровому образу жизни, использование физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;
- использование физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;
- организация профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
- развитие, укрепление материально-технической базы спортсооружений района;
- создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, включая технические виды спорта и спортивно-оздоровительный туризм;
- обеспечение и защита прав граждан на занятия физической культурой и спортом;
- совершенствование форм и методов информационного обеспечения и пропаганды в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере;
- обеспечение гарантий уровня квалификации специалистов физической культуры и спорта, безопасности граждан при занятиях физической культурой и спортом.
На территории Неманского района функционирует 42 спортсооружения. Общий охват посещающих учебные занятия по физической культуре в образовательных учреждениях района в т.г. составил 3282 чел., занимающихся в секциях и группах физкультурно-оздоровительной направленности - 1150 чел., что составляет 5,2% от численности населения района.
Несмотря на комплекс мероприятий, направленных на повышение педагогического мастерства учителей, образовательные учреждения испытывают дефицит кадров (профессиональных работников). Это объясняется низким уровнем заработной платы работников бюджетной сферы и текучестью кадров.
В Программу включены мероприятия, направленные на укрепление кадрового потенциала (повышение квалификации педагогических и медицинских работников, использование практического опыта работы, проведение конференций, семинаров-совещаний, обеспечение курсовой переподготовки).
Несмотря на то, что в районном бюджете из года в год значительно увеличиваются расходы на проведение спортивно-массовых, оздоровительных мероприятий (1998 год - 142 тыс. рублей, 1999 год - 328 тыс. рублей, 2000 год - 394 тыс. рублей, 2001 год - 824 тыс. рублей, 2002 год - 1400 тыс. рублей), тем не менее не хватает необходимых средств для проведения ремонтно-восстановительных работ на действующих спортсооружениях.
В аварийном состоянии находятся спортзалы общеобразовательных учреждений в п. Ульяново, п. Жилино, п. Лунино, требующие проведения капитального ремонта и на сегодняшний день представляющие реальную опасность для жизни и здоровья детей. Средства на реализацию данных мероприятий включены в региональную комплексную программу развития физической культуры и спорта в Калининградской области на 2003-2005 гг. "Физкультура - здоровье - спорт", утвержденную Законом Калининградской области от 08.02.2003 N 231, в размере 0,9 млн. рублей (2003 г. - 0,2 млн. руб., 2004 г. - 0,4 млн. руб., 2005 г. - 0,3 млн. руб.). Работы будут выполняться при условии софинансирования из средств районного бюджета.
На низком уровне остается обеспеченность образовательных учреждений необходимым спортоборудованием, инвентарем.
В соответствии с региональной программой реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта при детской поликлинике работает кабинет реабилитации инвалидов для подростков, имеющих отклонения в физическом развитии.
Реализация Программы позволит создать необходимые условия для занятий гражданам района любыми видами физической культуры и спорта.
5.6. Здравоохранение
Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития и повышения работоспособности населения, расширения возможностей для создания материальных и духовных ценностей, саморазвития личности. При этом трудовой и интеллектуальный потенциал общества увеличивается за счет сокращения заболеваемости, что приводит к увеличению численности рабочей силы и повышению качества трудовой деятельности. Улучшение здоровья населения способствует расширенному воспроизводству населения и всестороннему развитию каждого человека.
В рассматриваемой перспективе основная задача в области охраны здоровья населения заключается в реализации мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обслуживания на основе внедрения нового оборудования, современных методов лечения и диагностики, укрепление материальной базы районного здравоохранения.
Из объектов здравоохранения в районе расположено муниципальное учреждение здравоохранения - "Неманская центральная районная больница", которое включает в себя:
- центральную районную больницу, рассчитанную на 250 коек (функционируют 103);
- районную поликлинику;
- детскую поликлинику;
- участковую больницу в п. Жилино (на 50 коек);
- 12 фельдшерско-акушерских пунктов.
К числу первоочередных мер по реформированию здравоохранения в районе относятся:
- оснащение ЦРБ необходимым диагностическим оборудованием;
- разработка и реализация целевых районных программ по лечению и профилактике социально опасных заболеваний;
- реализация программы лекарственного обеспечения населения, в том числе льготных категорий граждан;
- создание условий для привлечения в учреждения здравоохранения квалифицированных медицинских работников.
В целях осуществления мероприятий, направленных на создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижения материнской заболеваемости, профилактики инвалидности, повышения качества здоровья новорожденных в Неманском районе, Главой района принята и утверждена постановлением главы района от 09.07.2001 г. N 456 комплексная программа по улучшению здоровья женщин и детей в Неманском районе на 2001-2005 годы "Безопасное материнство и детство", также в целях предупреждения и снижения заболеваемости туберкулезом, ВИЧ-инфекции утверждены: целевая программа "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Неманском районе на 2001-2004 года", план мероприятий по предупреждению распространения в Неманском районе заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2001-2003 годы.
5.7. Развитие потребительского рынка. Поддержка малого
предпринимательства
Малый бизнес в настоящее время принимает активное участие в формировании местного бюджета, серьезно влияет на сдерживание роста безработицы, вовлекает в хозяйственный оборот неиспользованные и неэффективно используемые оборудование и помещения.
Главным преимуществом малых предприятий в условиях современного рынка является умение уловить меняющийся спрос и конъюнктуру и отреагировать на это срочной мобилизацией своих ресурсов и возможностей.
В Неманском районе насчитывается 91 предприятие торговли, из них: 60 - в городе, 31 - в сельской местности.
Состояние потребительского рынка остается стабильным и характеризуется высокой степенью насыщенности товарами и их разнообразием.
В 2004-2008 годах необходимо обеспечить существенный рост количества устойчиво работающих предприятий малого и среднего бизнеса, прежде всего в производственной сфере.
При этом усилия местного самоуправления должны быть сосредоточены на решении следующих основных задач:
- создание стимулов и условий для выхода значительной части малого бизнеса из "теневой" экономики;
- создание диалога между предпринимателями и органами власти.
Население, официально не зарегистрированное в качестве безработных, но занятое в теневой экономике, создает не только финансово-экономическую и правовую (уклонение от уплаты налогов), но и социальную проблему. Необходимо совершенствование политики поддержки малого бизнеса в реальном секторе экономики.
Одной из задач, стоящей# перед органом местного самоуправления, является комплексное развитие сферы торговли и бытового обслуживания населения в сельской местности, в т.ч. в удаленных сельских поселениях, расширение ассортимента товаров (услуг) и обеспечение возможности приобретения сельским населением товаров и услуг по месту жительства.
На территориях сельских округов находятся 27 магазинов, 2 торговых павильона и 2 торговые палатки.
Неманская райпотребкооперация обслуживает 11 поселков, с населением примерно 4200 человек, удельный вес продажи товаров в сельских магазинах составляет 60%, доля продовольственных товаров от общего товарооборота составляет 80%.
Необходимо обратить пристальное внимание на проблемы социально-экономического развития села через совершенствование и развитие облпотребсоюза. На сегодня вся деятельность Неманского райпо (кооперативная организация Калининградского облпотребсоюза) требует нового, наиболее высокого уровня развития.
Финансовая поддержка со стороны облпотребсоюза Неманскому райпо крайне необходима, и поддержка деятельности потребкооперации, как важной сферы хозяйственного комплекса, со стороны областной администрации положительно скажется на деятельности Неманского райпо. Со своей стороны Администрация Неманского района ежегодно заключает соглашения с Неманским райпо о возмещении расходов по доставке товаров первой необходимости в торговые объекты, расположенные свыше 11 км от центра обеспечения, и предоставляются льготы по налогам, сборам и арендной плате.
Необходимо и целесообразно создать или возродить цивилизованные пункты торгового и сервисного обслуживания населения в населенных пунктах района.
На территориях сельских округов Неманского района имеется достаточное количество свободных нежилых помещений (строений), на площадях которых можно организовать предпринимательскую деятельность в сферах торговли и предоставления услуг населению.
В целях привлечения на эти площади хозяйствующих субъектов и в целях поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сельской местности, ставки арендной платы за нежилые муниципальные помещения (строения), расположенные в границах сельского округа, устанавливаются ниже, чем за муниципальные помещения, расположенные в городе, в среднем на 20 процентов.
Кроме того, Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования "Неманский район" предусмотрено, что предприятия и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению бытовые услуги, оплачивают арендную плату по ставкам, установленным для муниципальных предприятий и учреждений, в течение первых двух лет работы.
Для долгосрочной областной региональной Программы "Социальное развитие села до 2010 года" по муниципальному образованию "Неманский район" предложено включить финансирование следующих мероприятий по развитию торгового и бытового обслуживания:
1. Капитальный ремонт бани в Ракитинском сельском округе (затраты составят 350 тыс. рублей);
2. Капитальный ремонт бани в поселке Ульяново (затраты составят 400 тыс. рублей);
3. Капитальный ремонт бани в п. Большое Село (затраты - 400 тыс. руб.);
4. Капитальный ремонт бани в п. Лунино (затраты - 700 тыс. руб.);
5. Капитальный ремонт бани в п. Жилино (затраты - 400 тыс. руб.);
6. Реконструкция и капитальный ремонт здания столовой в поселке Маломожайское (затраты составят около 700 тыс. рублей).
Низкий уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования не позволяет администрации муниципалитета эффективно участвовать в проведении инвестиционных мероприятий в сельской местности района, таких как реконструкция и строительство предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, без государственной поддержки.
Юридическим или физическим лицам, открывающим стационарные пункты бытового обслуживания на территориях сельских населенных пунктов, необходимо предоставить льготные режимы работы.
Целесообразно вынести на рассмотрение федеральной законодательной власти законопроекты, обеспечивающие предоставление льгот по налогообложению, по сертификации для юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территориях сельских населенных пунктов.
VI. Результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, в конечном итоге может обеспечить:
1. Развитие отраслей, ориентированных на обеспечение эффективного функционирования агропромышленного комплекса (производство оборудования для переработки, транспортировки и хранения сельскохозяйственной продукции и др.) и глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, в целях производства товаров, конкурентоспособных на рынке.
2. Формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения:
- развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения;
- проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями (туберкулез, наркомания, др.);
- развитие материальной базы и техническое переоснащение объектов образования, создание эффективной системы обучения в школах работе с современными информационными технологиями;
- развитие и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта.
3. Обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства:
- внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий;
- повышение эффективности работы систем жизнеобеспечения;
- предотвращение возможных аварий экологического, техногенного характера.
4. Создание необходимых механизмов и условий для развития предпринимательства.
5. Проведение мероприятий по оздоровлению экологии и предупреждению чрезвычайных ситуаций:
- определение приоритетов эколого-ресурсной политики района;
- стимулирование инвестиционной активности по снижению негативной нагрузки на окружающую среду в районе, определение механизмов поддержки инвестиций и процедур их применения.
6. Развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям.
Внутренние и внешние условия развития Калининградской области, а следовательно и Неманского района будут меняться. Поэтому допустима (и возможно потребуется) определенная корректировка Программы.#
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.