Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации области
от 28 августа 2000 года N 410
Примерные правила
организации розничной торговли на рынках, мини - рынках на территории Калининградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящие примерные Правила определяют основные требования к работе рынков, мини - рынков на территории Калининградской области.
1.2. Рынок (мини - рынок) представляет собой имущественный комплекс, действующий на постоянной или временной основе на специально выделенной в соответствии с градостроительными, санитарными, противопожарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами, правилами торговли, территории.
1.3. Основными задачами рынка являются обеспечение благоприятных условий для соблюдения прав и интересов потребителей, организации торговли в соответствии с требованиями действующего законодательства.
1.4. Классификация рынков:
- универсальный рынок - рынок по реализации продовольственных и непродовольственных товаров в специализированных торговых зонах;
- вещевой рынок - рынок по реализации непродовольственных товаров;
- продовольственный рынок - рынок по реализации продовольственных товаров;
- специализированный рынок - рынок по реализации отдельных групп товаров.
2. Управление и режим работы рынков
2.1. Управление рынком, определение его специализации, зонирование его территории по группам реализуемых товаров осуществляется владельцем земельного участка, выделенного для организации рынка (далее - Управляющим).
Специализация рынка и зонирование территории согласуется с органами местного самоуправления, Госпожарнадзора, Госсанэпиднадзора и Госветнадзора (для продовольственного рынка).
2.2. Организационно - оперативное управление деятельностью рынка осуществляет Управляющий или назначаемая им администрация (дирекция) рынка (далее - администрация).
2.3. Все отношения предпринимательских структур, работающих на рынке, с его администрацией строятся на договорной основе.
2.4. Управляющий обеспечивает необходимые условия для нормального функционирования рынка и организует его работу в соответствии с действующим законодательством и регламентом, который определяет систему взаимоотношений субъектов рынка (администрации, продавцов, покупателей, обслуживающих фирм и других).
2.5. Регламент рынка разрабатывается Управляющим в соответствии с действующим законодательством и в обязательном порядке должен включать:
- режим работы и порядок доступа на рынок продавцов, покупателей, обслуживающего автотранспорта;
- характеристику предоставляемых продавцам торговых мест и объектов, порядок, условия и стоимость их аренды;
- порядок проведения ветеринарно - санитарной экспертизы продуктов питания;
- порядок проведения пожарно - технических обследований;
- перечень предоставляемых дополнительных услуг;
- права, обязанности, ответственность субъектов рынка.
2.6. Режим работы рынка устанавливается Управляющим по согласованию с органами местного самоуправления. Время работы отдельных объектов торговли регламентируется общим режимом работы рынка.
2.7. О проведении плановых санитарно - технических работ администрация рынка предварительно информирует продавцов, население, органы местного самоуправления.
2.8. В случае необходимости закрытия рынка для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях информация до сведения продавцов, покупателей и органов местного самоуправления доводится незамедлительно.
2.9. Вход на территорию рынка бесплатный.
3. Организация торговли на рынке
3.1. Организация торгового процесса на рынке должна производиться в соответствии с требованиями действующей нормативно - технической документации (ГОСТов, ТУ, Особых условий, ветеринарных, санитарных, противопожарных и прочих правил), в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза, хранения, реализации товаров, соблюдения прав и интересов покупателей.
3.2. Площадь рынка должна быть изолирована от прилегающей территории, заасфальтирована или замощена, оборудована специальными сооружениями (торговыми объектами), отвечающими правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для объектов соответствующего профиля (типа).
3.3. Размещение торговых объектов и оборудования должно обеспечивать потребителям свободный доступ к местам торговли, соблюдение требований пожарной безопасности и возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварийных или чрезвычайных ситуаций.
3.4. Проезд автотранспорта через торговую зону в часы работы рынка категорически запрещается. Завоз и вывоз товаров производится до открытия и после закрытия рынка.
3.5. Вход на территорию рынка должен быть оформлен вывеской с указанием его названия. Управляющего, местонахождения администрации рынка, его специализации и режима работы.
3.6. На доступном для обозрения месте должны быть установлены:
а) стенд с указанием схемы размещения торговых зон (на универсальных рынках), административных помещений, лаборатории ветеринарно - санитарной экспертизы (на продовольственных и универсальных рынках), туалетов и других объектов;
б) информационный стенд с размещенными на нем:
- текстом Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- правилами, регламентирующими торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
- инструкцией о требованиях, пожарной безопасности и действия в случае пожара;
- перечнем отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания;
- перечнем документов, которые продавец должен иметь на торговом месте;
- информацией о местонахождении контрольно - измерительного оборудования;
- номерами контактных телефонов органов, осуществляющих контрольные функции в отношении субъектов торговли.
3.7. Территория рынка (универсального) должна быть разграничена на зоны торговли продовольственными и непродовольственными товарами.
Совместная их реализация разрешается исключительно в случаях продажи сопутствующих продовольственным непродовольственных товаров, которые не должны приводить к ухудшению качества и безопасности продовольственных товаров и условий их продажи, установленных обязательными требованиями стандартов.
3.8. На площади рынка в специально отведенных местах должны быть размещены:
- лаборатория ветеринарно - санитарной экспертизы (на продовольственных и универсальных рынках);
- контрольно - измерительное оборудование;
- помещение для временного хранения изъятых из оборота контролирующими органами товаров (в том числе оборудованное холодильной, низкотемпературной камерами);
- средства пожаротушения и средства оповещения населения на случаи аварийных или чрезвычайных ситуаций;
- общественные туалеты и водопровод, отвечающие требованиям СНиП;
- мусоросборники.
3.9. При не соблюдении установленных порядка и условий в соответствии с действующим законодательством на рынках запрещена торговля:
- огнестрельным, газовым и пневматическим оружием (винтовками, пистолетами, револьверами, боеприпасами);
- электрошокерами, аэрозольными баллончиками, пиротехническими и т.п. изделиями;
- холодным оружием - клинками, кинжалами, финскими ножами и т.п.;
- взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами;
- легковоспламеняющимися жидкостями, горючими жидкостями и горючими газами;
- готовым армейским снаряжением, форменным обмундированием, спецсредствами и спецснаряжением, применяемыми в вооруженных силах и органах внутренних дел;
- драгоценными металлами и камнями, а также изделиями из них;
- товарами, для реализации которых на рынке не создано надлежащих условий по выполнению требований Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных в установленном порядке;
3.10. На рынках, в соответствии с действующим законодательством, запрещена продажа:
- товаров, подлежащих обязательной сертификации, без документов подтверждающих их безопасность (сертификатов);
- продуктов питания животного и растительного происхождения, не подвергнутых ветеринарно - санитарной экспертизе по показателям безопасности и качества;
- скоропортящихся пищевых продуктов, в том числе - продукции животного и растительного происхождения, изготовленных из нее полуфабрикатов, колбасных, кондитерских, кулинарных и других пищевых изделий, на открытых территориях, а также в помещениях крытых торговых объектов, в отсутствие холодильного и низкотемпературного оборудования на месте реализации;
- продовольственных и непродовольственных товаров с автомашин, кроме специализированных автолавок, автомагазинов, изотермических емкостей, продажи с автомашин плодоовощной продукции, бахчевых культур на специально выделенных площадках;
- консервированных и прочих продуктов домашнего приготовления (кроме солений, исключая грибы), в том числе сушеных, копченых, вяленых (мяса и рыбы), мясных, рыбных, овощных полуфабрикатов и кулинарных изделий, салатов;
- валюты и ценных бумаг (кроме специально оборудованных обменных пунктов, функционирующих в соответствии с установленными требованиями);
- наркотиков;
- лекарств и лекарственных растений (кроме специально оборудованных аптечных киосков, функционирующих в соответствии с установленными требованиями);
- детского питания (кроме специально, в соответствии с требованиями органов Госсанэпиднадзора, оборудованных павильонов, изолированных секций в крытых рыночных помещениях);
- продукции интеллектуальной собственности, включая программы для ЭВМ и базы данных, без документов, подтверждающих, что она не является контрафактной;
- запрещенных к использованию снастей, орудий лова;
- запрещенных к свободной реализации государственных наград и почетных знаков.
3.11. Продажа алкогольной продукции производится в строгом соответствии с требованиями и правилами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калининградской области.
3.12. Торговля автомототранспортными средствами, бывшими в употреблении, а также номерными агрегатами к ним допускается только на специализированных рынках при соблюдении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами.
3.13. Предоставление торговых мест осуществляется по соглашению между администрацией рынка и продавцом, оформленным:
- на период от 1 до 10 дней - выдачей квитанции (чека, талона) с указанием номера торгового места, срока, условий, стоимости и других необходимых реквизитов;
- на период более 10 дней - договором аренды, с обязательным отражением в нем номера торгового места или вида торгового объекта, срока, условий и стоимости аренды, других необходимых реквизитов.
Передача торговых мест третьим лицам возможна только по согласованию с администрацией рынка.
3.14. Торговые места юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются при обязательном предъявлении ими:
- документа о государственной регистрации;
- информационного письма о постановке на учет и присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), выданного Государственной налоговой инспекцией;
- документа, подтверждающего уплату сбора на право торговли.
3.15. Торговые места лицам, осуществляющим продажу непродовольственных товаров, ранее приобретенных для личного пользования (или бывших в употреблении), сельхозпродукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах, предоставляются при обязательном предъявлении документа, подтверждающего личность продавца.
3.16. Оплата торгового места производится до начала торговли. Получение от продавцов денежных средств оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, налоговым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины.
3.17. Цены на товары, реализуемые на рынке, формируются в соответствии с договоренностью между продавцом и покупателем, кроме цен на продукцию и товары, регулируемых нормативными актами Российской Федерации.
3.18. Все товары, реализуемые на рынке должны иметь соответственно оформленные ценники.
3.19. Торговые места на рынке должны быть оборудованы прилавками, стационарными подтоварниками или складными подставками, лотками, подносами, холодильными, низкотемпературными прилавками и витринами (при реализации скоропортящейся и замороженной продукции).
3.20. Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны пройти предпродажную подготовку, быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс, рассортированы, проверены на соответствие требованиям к качеству и стандартам.
В случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли. На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования и срок годности.
3.21. Торговля растительными продуктами (овощами, фруктами, корнеплодами, зеленью, бобовыми культурами, цитрусовыми, семечковыми и косточковыми культурами, ягодами садовыми и съедобными дикорастущими, свежими и сушеными грибами, орехами) должна производиться со столов, из корзин, ящиков, бочек, ведер, размещенных на подставках, настилах, стеллажах, предохраняющих продукты от непосредственного соприкосновения с землей, полом.
Продажа соленых фруктов и овощей должна производиться только из деревянной, эмалированной посуды.
3.22. Развесные продовольственные товары, ткани, одежда, меховые изделия и обувь передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Для упаковки должны использоваться материалы, соответствующие обязательным требованиям стандартов.
4. Требования, предъявляемые к продавцам
4.1. При реализации товаров потребительского спроса промышленного производства продавец должен иметь:
- накладные и другие предусмотренные нормативными актами сопроводительные на товар документы, в том числе приложения к ним;
- документы, подтверждающие качество и безопасность товаров (сертификат соответствия (гигиенический сертификат), либо его копию, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации, выдавшим сертификат);
- информацию о товарах на русском языке (в соответствии с действующими нормативными актами).
4.2. Продавцы, реализующие сельхозпродукцию, выращенную на приусадебных, садовых земельных участках, должны иметь:
- справку о наличии подсобного хозяйства по форме приложения 1 к инструкции ГНС РФ от 29.06.1995 г. N 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" или книжку члена садоводческого общества;
- справку об исследовании сельхозпродукции в лаборатории ветеринарно - санитарной экспертизы рынка.
4.3. Продавцы обязаны в течение всего периода работы иметь (и по требованию соответствующих органов предъявлять) паспорта (или заменяющие их документы), медицинские книжки установленного образца.
Продавец, уполномоченный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществлять от его имени продажу товаров, обязан также предъявить документ, подтверждающий его право осуществлять торговлю от имени данного юридического лица или индивидуального предпринимателя (приказ о приеме на работу, трудовой договор или договор гражданско - правового характера).
4.4. Перечисленные документы, а также квитанции (чеки, талоны) об оплате торгового места либо копии договора аренды с приложенными документами об оплате хранятся у продавца в течение всего времени работы и предъявляются по первому требованию администрации рынка и контролирующих органов.
4.5. Продавцы обязаны:
- подтвердить факт покупки товара выдачей покупателю документа о его оплате;
- соблюдать и выполнять требования и нормы, установленные в государственных стандартах, торговых, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах, других нормативных документах, регламентирующих торговую деятельность;
- выполнять распоряжения администрации рынка, предписания контролирующих органов, данные в пределах их компетенции.
5. Требования, предъявляемые к администрации рынка
5.1. Администрация рынка обязана:
- организовать работу рынка и связанные с его деятельностью процессы в строгом соответствии с нормами, обеспечивающими охрану окружающей среды и экологическую безопасность в районе его расположения;
- содержать в надлежащем санитарно - техническом и противопожарном состоянии площадь рынка, торговые объекты, административно - хозяйственные помещения, места общего пользования и другие;
- не допускать размещения торговых и складских объектов без письменного заключения Госпожарнадзора;
- обеспечить своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории.
5.2. Администрация рынка обязана выделить и за свой счет оборудовать на рынке:
- помещение для размещения лаборатории ветеринарно - санитарной экспертизы (для продовольственного и универсального рынка);
- помещение для временного хранения товаров, изъятых из оборота контролирующими органами (в том числе оборудованное холодильной, низкотемпературной камерой).
5.3. Администрация рынка обеспечивает обслуживание объектов и мест торговли на территории рынка в части энерго-, водо-, теплоснабжения, а также потребность продавцов в торгово - технологическом оборудовании, инвентаре, весоизмерительных приборах, соответствующих техническим требованиям, санитарным нормам и правилам. Использование продавцами бытовых весоизмерительных приборов не допускается.
Весы, гири и другие весоизмерительные приборы должны иметь ясные клейма и представляться на проверку в установленные сроки согласно действующему порядку органам Государственной метрологической службы.
5.4. Администрация рынка обеспечивает условия для проведения экспертизы продуктов питания по показателям ветеринарно - санитарной безопасности и качества за счет средств владельцев продукции в соответствии с действующими Правилами ветсанэкспертизы продукции животного и растительного происхождения.
5.5. При предоставлении торгового места (объекта) администрация рынка в обязательном порядке доводит до сведения продавца регламент рынка, требования по соблюдению пожарной безопасности, порядок действий в случае возникновения пожара.
5.6. Администрация рынка в течение дня осуществляет оперативный контроль за наличием у продавцов документов, перечисленных в п.п. 4.1-4.3. настоящих примерных Правил.
5.7. Администрация рынка должна иметь и вести (пронумерованные, прошнурованные, заверенные соответствующими печатями и подписями, зарегистрированные в органах местного самоуправления):
- Журнал учета предоставляемых торговых мест (объектов);
- Журнал (Книгу) отзывов и предложений;
- Контрольный и санитарный журналы установленного образца.
5.8. Администрация рынка обязана принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, противопожарной безопасности, организации сторожевой охраны.
6. Особенности организации торговли живыми животными,
птицами, аквариумными рыбами, рептилиями и кормами для них
6.1. Торговля живыми животными, птицами, аквариумными рыбами, рептилиями и кормами для них разрешается только на специально отведенной для этого зоне рынка.
6.2. Продавцы, торгующие живыми животными, птицами, аквариумными рыбами и рептилиями, должны иметь оформленное в установленном порядке ветеринарное свидетельство (ветеринарную справку), удостоверяющее, что животное здорово, с соответствующими отметками о проведенных клинико - диагностических исследованиях и вакцинациях:
- для собак, возрастом до 3 месяцев - люминисцентной диагностике, дегельминтизации или исследованиях на гельминтозы;
- для собак, возрастом свыше 3 месяцев - вакцинации против бешенства, лептоспироза, чумы, энтерита, дегельминтизации или исследованиях на гельминтозы;
- для кошек, возрастом до 6 месяцев - люминисцентной диагностике, дегельминтизации или исследованиях на гельминтозы;
- для кошек, возрастом свыше 6 месяцев - люминисцентной диагностике, вакцинации против бешенства, дегельминтизации или исследованиях на гельминтозы и саркоптоидозы;
- для птиц - клинически здоровых, из благополучных по сальмонеллезу территорий;
- для птиц отряда куриных - клинически здоровых, из благополучных по болезни Ньюкасла территорий;
- для аквариумных рыб - исследованиях в государственной ветеринарной лаборатории на исключение инфекционных и инвазионных заболеваний;
- для мелкого рогатого скота - исследованиях на туберкулез, бруцеллез;
- для свиней, возрастом до двух месяцев - клинически здоровых;
- для свиней, возрастом свыше двух месяцев - вакцинации против чумы;
- для кроликов - исследованиях на саркоптоидозы, люминисцентной диагностике;
- для плотоядных пушных зверей - вакцинации против чумы, исследованиях на саркоптоидозы, люминисцентной диагностике;
- для грызунов - люминисцентной диагностике.
6.3. Животные, птицы и пр., предназначенные для продажи, должны содержаться в соответствии с общепринятыми нормами гуманного обращения с животными, птицами, и пр., в условиях, отвечающих обязательным требованиям стандартов, а также мерами предосторожности, исключающими возможность травмирования покупателей. Собаки старше 6 месяцев должны быть на коротких поводках.
6.4. Информация о животных, предлагаемых к продаже, должна содержать сведения об особенностях их содержания и разведения, а информация о диких животных, - сведения, предусмотренные действующим законодательством (о номере и дате разрешения на добывание определенных видов животных, их ввоз на территорию Российской Федерации и т.п.).
6.5. Продажа минерально - витаминных подкормок и полнорационных кормов для животных, птиц, аквариумных рыб должна осуществляться только в закрытых помещениях с температурой не ниже нуля и не выше двадцати пяти градусов.
6.6. Продавцы, торгующие растительными зернокормами для животных и птиц, должны иметь заключение государственной ветеринарной лаборатории, подтверждающее качество кормов.
6.7. Продавцы, торгующие живыми животными, птицами, аквариумными рыбами и рептилиями вне мест постоянного проживания, на ветеринарных сопроводительных документах должны иметь отметку ветеринарного врача районного ветеринарного участка.
7. Права администрации рынка, продавцов и потребителей
7.1. Права администрации рынка, продавцов устанавливаются действующим законодательством, регламентом рынка и договором аренды торгового места (объекта).
7.2. Права потребителей определены Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными нормативными правовыми актами.
8. Контроль за работой рынков
8.1. Контроль за соблюдением на рынке требований и норм, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется контролирующими органами в пределах своей компетенции, комитетом цен и потребительского рынка администрации области в пределах предоставленных ему полномочий.
К проведению проверок могут привлекаться представители общественных организаций по защите прав потребителей.
8.2. Работники контролирующих органов проводят проверки при предъявлении служебного удостоверения, а привлеченные ими для совместных проверок представители общественных организаций - при предъявлении выданного им предписания (направления).
8.3. Записи о проведении и результатах проверок вносятся в контрольный журнал установленной формы, за исключением специальных мероприятий, проводимых сотрудниками милиции, налоговой полиции в соответствии с Федеральным Законом РФ от 12.08.95 г. N 144-ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности", Законом РФ от 24.06.93 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции".
8.4. Записи о проведении проверок органами государственного санитарно - эпидемиологического надзора и их результаты вносятся в санитарный журнал установленной формы.
8.5. Администрация рынка несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за непринятие мер по устранению нарушений, выявленных контролирующими органами в ходе проведенных ими проверок.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Калининградской области от 28 августа 2000 г. N 410 "Об упорядочении работы рынков на территории... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.