Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Светловский городской округ
Общая характеристика территории вселения
481. Светловский городской округ - муниципальное образование, расположенное в юго-западной части Калининградской области, вдоль Калининградского морского канала.
482. Площадь территории муниципального образования "Светловский городской округ" составляет 8023 га, численность населения на 01.01.2005 года - 28,3 тыс. человек. Плотность населения составила 353 чел./м2. Численность занятого населения составляет 14 тыс. человек.
483. В настоящее время Светловский городской округ является одним из промышленно-транспортных узлов Калининградской области. В промышленно-транспортном комплексе округа работает 64% занятых в экономике жителей.
484. К основным градоформирующим производствам округа относятся:
1) грузоперевалка (в основном, жидких нефтепродуктов);
2) судоремонт;
3) деревообработка;
4) рыбопереработка;
5) металлообработка;
6) ремонт авиационной техники.
485. Экономический потенциал округа преимущественно сконцентрирован на территории следующих населенных пунктов:
1) г. Светлый, пос. Взморье, пос. Волочаевское;
2) пос. Люблино - единственный крупный в масштабах округа населенный пункт, экономическая база которого основана на отрасли авиаремонта.
Поселки Кремнево, Черепаново, Шиповка выполняют прежде всего военные функции.
486. Существенное значение для экономики округа имеет малый бизнес - около 50% в экономике округа. Большинство успешных предприятий, возникших в последнее десятилетие, относится к категории малых.
487. Дальнейшие перспективы развития связываются с использованием основных конкурентных преимуществ округа: расположение на Калининградском морском канале, наличие портовой инфраструктуры.
488. Расположение вблизи областного центра позволяет задействовать социально-экономический потенциал последнего для более сбалансированного развития округа. В том числе это проявляется в трудовой маятниковой миграции, позволяющей снизить негативные последствия структурной безработицы.
489. Информация об округе приведена в приложении N 33 Программы.
Демографические процессы
490. Численность населения Светловского городского округа на 01.01.2005 года составила 28,3 тыс.человек, в том числе городского - 21,8 тыс.человек, сельского - 6,5 тыс. человек. Из них трудоспособного населения насчитывается 17659 человек, моложе трудоспособного возраста - 4859, старше трудоспособного - 5742 человек#.
Численность населения в сельских населенных пунктах
Таблица 40
N п/п | Населенный пункт | Численность, чел. |
1 | 2 | 3 |
1 | Взморье | 1997 |
2 | Люблино | 1891 |
3 | Волочаевское | 1656 |
4 | Черепаново | 366 |
5 | Ижевское | 267 |
6 | Кремнево | 115 |
7 | Веселовка | 100 |
8 | Шиповка | 38 |
9 | Боброво | 23 |
10 | Песчаное | 14 |
491. На протяжении 10 лет численность населения незначительно увеличивалась. При этом увеличение численности происходит в большей степени за счет прироста сельского населения. Абсолютный прирост населения за 10 лет составил 1,3 тыс. человек, в том числе городского - 0,5 тыс. человек, сельского - 0,8 тыс. человек (рисунок 10).
"Рисунок 10. Динамика численности населения"
492. Увеличение численности населения происходит полностью за счет механического прироста (рисунок 11).
"Рисунок 11"
493. За период 1995-2005 годов естественная убыль населения в абсолютном выражении составила 1,8 тыс. человек, в том числе городского населения - 1,4 тыс. человек, сельского - 0,4 тыс. человек.
494. Механическое движение населения на протяжении длительного периода играет основную роль в формировании численности населения Светловского городского округа. За период 1995-2005 годов механический прирост составил 3,4 тыс. человек. Большая часть мигрантов (62%) прибывает в г. Светлый. С другой стороны, относительные показатели свидетельствуют о большем значении миграции для сельских населенных пунктов округа.
495. На протяжении последних 10 лет миграционный прирост в сельских населенных пунктах в среднем в 2,4 раза выше, чем в г. Светлом (рисунок 12).
"Рисунок 12. Миграционное движение населения"
496. Половозрастная пирамида населения округа отчетливо отражает резкое падение рождаемости с начала 1990-х и соответствует регрессивному типу воспроизводства населения. Следовательно, в округе еще длительное время будет сохраняться отрицательный естественный прирост населения (рисунок 13).
"Рисунок 13. Половозрастной состав населения округа"
497. Режим воспроизводства, отличающийся низкой рождаемостью и высокой смертностью, а также наличие спроса на рабочую силу на рынке труда со стороны развивающихся производств, в т.ч. новых для экономики округа, соответственно, востребованность работников различных профессий и специальностей, в том числе не представленных на местном рынке труда, позволяют привлекать мигрантов на постоянное место жительства.
498. Вместе с тем, уровень официальной (зарегистрированной) безработицы составил в 2005 г. - 1,9%. Во многом она носит структурный характер. Профессиональный состав и уровень квалификации не всегда соответствуют предъявляемым требованиям. В особенности это касается потребностей предприятий, созданных в последние годы. На вновь созданных предприятиях значительное количество работников - иногородние, постоянно проживающие за пределами округа (рис. 14). Трудовая маятниковая миграция составляет около 1,5 тыс. человек (5,3% населения округа).
"Рисунок 14. Динамика безработицы"
499. В экономическом развитии округа будет доминировать создание новых производств по основным направлениям сложившейся специализации - в обрабатывающих производствах и транспортно-грузоперевалочном комплексе. Наиболее перспективными проектами являются:
1) портово-транспортный комплекс:
- строительство третьей очереди нефтетерминала "Лукойл-Калининградморнефть";
- строительство производственно-транспортного комплекса - ЗАО "Атлантпромресурс";
- строительство нефтетерминала ЗАО "БалтНафта";
- строительство нефтетерминала ЗАО "Московская производственная база";
- строительство производственного терминала по перевалке маслосодержащих культур и маслопродуктов - ЗАО "Содружество-Соя";
2) обрабатывающие производства:
- строительство производства по глубокой переработке маслосодержащих культур - ЗАО "Содружество-Соя";
- строительство второй очереди производства по выпуску дверных блоков - ООО "Оптим";
- строительство предприятия по производству деталей и элементов для холодильников - ООО "Запреммаш-Светлый";
- развитие судостроения и судоремонта - ООО "Светловский судоремонт";
- развитие производства мясных изделий и полуфабрикатов, глазури и сиропов - ООО "Русфарш";
- строительство предприятия по производству крахмала и клейковины - "Калининградбуммаш";
- строительство производства по заморозке и переработке рыбной продукции - ООО "Балтийские морепродукты";
- производство по переработке шин - ООО "ЭкоШина";
- строительство холодильника по заморозке пищевой продукции - ООО "Союзрыбпром".
500. Заявленная потребность в работниках на реализуемые и планируемые объекты промышленно-транспортного комплекса на ближайшие 5 лет составляет около 2000 человек.
501. Перечень рабочих мест для реализации инвестиционных проектов с указанием профессий, предполагаемого размера оплаты труда, возможности жилищного обустройства приведены в приложении N 5 Программы.
502. Оценка потребности в рабочей силе по проекту переселения проводится# на основании информационно-статистических материалов в приложении N 34 Программы.
503. Оценка возможностей территории вселения по приему и обустройству переселенцев в рамках рекомендуемой численности проекта:
Число мигрантов (тыс. человек)
------------------------------------------------------------------
Всего | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г.
-------+---------+---------+---------+---------+---------+--------
10,37 | 0,29 | 0,58 | 1,5 | 2,5 | 3,5 | 2,0
504. В рамках комплексного социально-экономического развития округа под жилищное строительство может быть выделено 77,0 га земельных участков, из них в г. Светлом подготовлены для продажи с аукциона 42,0 га, в пос. Люблино готовятся для продажи участки - 35 га.
505. Объем возможного строительства на данных земельных участках составляет 420 тыс. м2, в т.ч. в г. Светлом 315,0 м2, в пос. Люблино - 102,5 м2. Кроме того, жилищное строительство планируется также в поселках Волочаевское, Веселовка. Поселок Люблино (Новое и Старое Люблино) в перспективе может стать вторым по значению урбанизированным центром округа после Светлого. На сегодняшний день он обладает наиболее развитой инженерной инфраструктурой среди поселков округа, в поселке достаточно развита 5-этажная жилая застройка, существует прямое транспортное сообщение с г.Калининградом. Существуют возможности гармоничного развития жилищной, рекреационной, производственной зон.
506. Для успешного осуществления проекта переселения необходимо создать инфраструктуру ипотечного кредитования. На сегодняшний день кредитные органы представлены филиалами Сбербанка и Стройвестбанка, через которые осуществляется выделение кредитов под строительство и приобретение жилья. Учитывая близость к областному центру, возможно использование банковских учреждений Калининграда для кредитования населения округа. Также необходимо реализовать муниципальные программы в области здравоохранения и образования. В области здравоохранения - это создание типовых рабочих мест для врачей общей практики. В сфере образования необходимо расширение количества учреждений дошкольного образования.
507. Комплекс мер по приему и обустройству соотечественников, в том числе по информированию и интеграции, представлен в таблице 41.
Комплекс мер по приему и обустройству соотечественников
Таблица 41
N п/п |
Наименование мероприятия | Ответственные за исполнение | Сроки исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Предоставление услуг по содействию в трудоустройстве |
государственное учреждение "Светловский центр занятости населения" |
по мере реализации программы |
2 | Предоставление услуг по изучению русского языка как языка межнационального общения |
администрация муниципального образования |
по мере необходимости в течение реализации программы |
3 | Переобучение переселенцев под структуру требующихся работников до начала трудовой деятельности |
Министерство образования Калининградской области, администрация муниципального образования, работодатели |
по мере реализации программы |
4 | Профессиональная адаптация отдельных категорий специалистов |
работодатели | по мере реализации программы |
5 | Включение переселенцев в программы по развитию малого бизнеса и предпринимательства |
администрация муниципального образования |
по мере реализации программы |
6 | Предоставление медицинских услуг в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи |
администрация муниципального образования |
по мере реализации программы |
7 | Предоставление услуг учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов |
Комплексный центр социального обслуживания населения |
по мере реализации программы |
8 | Предоставление услуг в сфере образования |
администрация муниципального образования |
по мере реализации программы |
9 | Доступ к библиотекам, учреждениям культурно - досугового типа, спортивным сооружениям |
Муниципальное учреждение культуры "Культурно-молодежный центр" |
по мере реализации программы |
10 | Обеспечение транспортными услугами пассажирского транспорта общего пользования (внутригородские и пригородные перевозки) |
администрация муниципального образования |
по мере реализации программы |
11 | Оказание услуг связи (почтовые, телефонные, телематические услуги связи) |
отделения почты, линейно-технический цех связи N 4 |
по мере реализации программы |
12 | Обеспечение достаточного количества торговых точек для продажи товаров первой необходимости |
администрация муниципального образования |
по мере реализации программы |
13 | Социальная поддержка отдельных категорий переселенцев по решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления |
Комплексный центр социального обслуживания населения |
по мере реализации программы |
14 | Предоставление отдельным категориям переселенцев мер социальной поддержки, на которые имеют право соответствующие категории граждан Российской Федерации |
Комплексный центр социального обслуживания населения |
по мере реализации программы |
15 | Организация подготовки и повышения квалификации мигрантов в субъектах Российской Федерации |
Министерство образования Калининградской области |
по мере реализации программы |
16 | Ознакомление соотечественников с особенностями истории, культуры и национальными традициями народов, проживающих на территории вселения |
Муниципальное учреждение культуры "Культурно-молодежный центр", администрация муниципального образования |
по мере реализации программы |
17 | Содействие социальной и культурной адаптации и интеграции соотечественников, в том числе при участии общественных организаций и диаспор |
Комплексный центр социального обслуживания населения |
по мере реализации программы |
18 | Информирование переселенцев о целях, задачах и содержании проекта, о возможностях трудоустройства, об условиях проживания в регионе, предлагаемом для переселения, предоставляемых социальных гарантиях |
администрация муниципального образования, государственное учреждение "Светловский центр занятости населения" |
до начала реализации программы |
19 | Создание привлекательного имиджа территории вселения для переселенцев |
администрация муниципального образования |
до начала реализации программы |
20 | Формирование толерантного отношения коренного населения к мигрантам |
администрация муниципального образования |
до начала реализации программы |
508. В приложении N 17 Программы приведен расчет финансовых средств на обеспечение мероприятий по реализации Программы.
509. Меры, принимаемые в части социальной поддержки населения, влияющей на качество жизни граждан области, приведены в приложении N 6 Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.