Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Социально-экономическое положение Калининградской области и перспективы ее развития
22. Калининградская область расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря, является эксклавом Российской Федерации в Европе. На севере и востоке она граничит с Литовской Республикой, на юге - с Республикой Польша, на западе область ограничивает 140-километровое побережье незамерзающего Балтийского моря. Две косы - Куршская и Вислинская (ее часть, находящуюся на территории области называют Балтийской) отделяют от моря 2 залива - Куршский и Калининградский (на территории Польши - Вислинский). Калининградская область - единственная территория России, отделенная от ее основной части территориями других суверенных государств. Территория области занимает площадь около 15,1 тыс. км2, что составляет 0,09% площади Российской Федерации. Максимальная протяженность области с севера на юг достигает 11О км, а с запада на восток - 195 км. Протяженность границ региона, являющихся одновременно и государственной границей Российской Федерации, составляет 540 км.
На территории Калининградской области проживают 939,9 тыс. человек (2005 год), из них около 23% - сельское население. Плотность населения Калининградской области (63 человека на 1 км2) ниже, чем в соседней Польше (124 человека на 1 км).
Социально-экономическое развитие Калининградской области
23. Социально-экономическое развитие Калининградской области за последние пять лет можно назвать динамичным. Преодолев спад экономики 90-х годов, который был глубже, чем в среднем по России, область занимает лидирующие позиции по основным социально-экономическим показателям как в сравнении со среднероссийскими показателями, так и среди регионов Северо-Западного Федерального округа (далее СЗФО) (рисунок 1).
"Рисунок 1. Валовый региональный продукт"
24. За период с 1999 по 2005 год валовой региональный продукт (далее ВРП) Калининградской области вырос на 82%, тогда как среднероссийский валовой внутренний продукт (далее ВВП) - на 52,4% за тот же период. Прогнозируемый среднегодовой прирост ВРП Калининградской области за 2006-2012 гг. составит 16 процентных пунктов, что характеризует высокие и стабильные темпы роста экономики области. Так в 2005 году ВРП области составил 82,7 млрд. рублей (индекс физического объема - 101,7), в 2006 году - 107 млрд. рублей, в 2007 году планируемый ВРП в размере 144,4 млрд. рублей.
25. В 2005 году индекс промышленного производства составил 118,9%. Это самый высокий результат среди регионов СЗФО (рисунок 2).
"Рисунок 2. Индекс промышленного производства по регионам Северно-Западного федерального округа за 2005 год"
26. Согласно прогнозу на период до 2010 года область сохранит высокие темпы развития промышленности (рисунок 3). Рост данного показателя намного превышает среднероссийские темпы роста.
"Рисунок 3. Индекс промышленного производства (в % к предыдущему году)"
27. Денежные доходы на душу населения в 2005 году составили 6399 рублей, что составляет 80% от среднероссийского показателя, однако реальные располагаемые денежные доходы Калининградской области росли более высокими темпами, чем в среднем по России: 121,0% и 109% соответственно.
28. В области значительно снизилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с 39,1% в 2001 году до 20% в 2005 году. На протяжении ретроспективного периода с 2001 по 2004 год доля населения с доходами ниже прожиточного минимума была выше, чем в среднем по России, однако уже в 2006 году, доля уменьшилась до 15%, что ниже среднероссийского показателя (рисунок 4).
"Рисунок 4. Величина прожиточного минимума населения (руб.) и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (%)
29. Номинальная среднемесячная заработная плата одного работника в 2005 году составила 7188 рублей, что составляет 84% от среднероссийской. Несмотря на рост реальной заработной платы (на 9%), не удалось преодолеть разрыв между среднероссийской и среднеобластной заработной платой. Этот разрыв обусловлен наличием в области большой доли работников бюджетной сферы. Начиная с 2001 года, средний размер оплаты труда в номинальном выражении вырос в 2,8 раза, в реальном - в 1,6 раза.
30. Прогнозируется дальнейший рост заработной платы: в 2012 году она составит 23400 рублей и увеличится, по сравнению с 2005 годом, в номинальном выражении в 3,3 раза. Реальная заработная плата будет прирастать ежегодно на 15%.
31. Наибольший размер заработной платы в 2005 году наблюдался по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" - 19810 руб. (в 2,8 раза превышает среднеобластной уровень), наименьший - в сельском хозяйстве - 4658 руб. (в 1,5 раза ниже среднеобластного уровня) (рисунок 5).
"Рисунок 5. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по видам экономической деятельности"
32. Основным источником доходов большинства населения области является заработная плата, которая в нынешних условиях становится определяющим фактором в формировании социально-трудовых отношений. С 2005 года среднемесячная заработная плата в регионе превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в 2 раза.
Среднемесячная заработная плата работающих (в рублях) по видам экономической деятельности, включая организации малого предпринимательства
Таблица 1
N п/п |
Виды экономической деятельности | Июнь 2005 года |
Июнь 2006 года |
2006 г. к 2005 г., % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Всего по области: | 7659,8 | 9462,7 | 123,5 |
2 | Сельское хозяйство и предоставление услуг в этой области |
4735,1 |
5533,8 |
116,8 |
3 | в % к среднеобластному уровню | 61,8 | 58,5 | |
4 | Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области |
5093,6 |
7826,8 |
153,6 |
5 | в % к среднеобластному уровню | 66,5 | 82,7 | |
6 | Рыболовство, рыбоводство | 7042,9 | 8685,9 | 123,3 |
7 | в % к среднеобластному уровню | 91,9 | 91,8 | |
8 | Добыча полезных ископаемых | 20946,3 | 22048,1 | 105,2 |
9 | в % к среднеобластному уровню | 264,3 | 233,0 | |
10 | Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
7079,2 |
6197,8 |
87,5 |
11 | в % к среднеобластному уровню | 92,4 | 65,5 | |
12 | Текстильное и швейное производство | 4820,4 | 6644,3 | 137,8 |
13 | в % к среднеобластному уровню | 62,9 | 70,2 | |
14 | Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
7024,8 |
6387,9 |
90,9 |
15 | в % к среднеобластному уровню | 91,7 | 67,5 | |
16 | Химическое производство | 8050,0 | 10318,1 | 128,1 |
17 | в % к среднеобластному уровню | 105,1 | 109,0 | |
18 | Производство транспортных средств и оборудования |
8871,8 |
12890,9 |
145,3 |
19 | в % к среднеобластному уровню | 115,8 | 136,2 | |
20 | Прочие производства (обрабатывающие) | 4593,6 | 5583,1 | 121,5 |
21 | в % к среднеобластному уровню | 60 | 59,0 | |
22 | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
10609,1 |
12694,6 |
119,6 |
23 | в % к среднеобластному уровню | 138,5 | 134,1 | |
24 | Строительство | 8309,6 | 8079,8 | 97,2 |
25 | в % к среднеобластному уровню | 108,5 | 85,4 | |
26 | Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
4681,5 |
7346,5 |
156,9 |
27 | в % к среднеобластному уровню | 61,1 | 77,6 | |
28 | Деятельность гостиниц и ресторанов | 4386,1 | 7656,5 | 174,5 |
29 | в % к среднеобластному уровню | 57,3 | 80,9 | |
30 | Транспорт и связь | 9942,3 | 11885,0 | 119,5 |
31 | в % к среднеобластному уровню | 129,8 | 125,6 | |
32 | Финансовая деятельность | 17014,9 | 23012,0 | 135,2 |
33 | в % к среднеобластному уровню | 222,1 | 243,2 | |
34 | Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
7613,2 |
8964,8 |
117,7 |
35 | в % к среднеобластному уровню | 99,4 | 94,7 | |
36 | Государственное управление и обеспечение военной безопасности |
8978,5 |
13137,6 |
146,3 |
37 | в % к среднеобластному уровню | 117,2 | 138,8 | |
38 | Образование | 5955,0 | 8405,7 | 141,1 |
39 | в % к среднеобластному уровню | 77,7 | 88,8 | |
40 | Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
5461,9 |
8331,5 |
152,5 |
41 | в % к среднеобластному уровню | 71,3 | 88,0 | |
42 | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
5311,9 |
7526,1 |
141,7 |
43 | в % к среднеобластному уровню | 69,3 | 79,5 |
33. Среднемесячная начисленная заработная плата работающих (в рублях) на крупных и средних предприятиях области в разрезе муниципальных образований Калининградской области приведена в таблице 2.
Таблица 2
Наименование муниципальных образований |
Июнь 2005 года |
Июнь 2006 года | Июнь 2006 года к июню 2005 года, % |
|
размер оплаты труда |
к средне- областному уровню в % |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Всего по области | 8526,9 | 11021,1 | 100,0 | 128,8 |
городской округ: г. Калининград |
9839,1 |
12383,8 |
112,4 |
125,4 |
Пионерский | 5960,7 | 9169,4 | 83,2 | 154,5 |
Советский | 6098,8 | 8483,3 | 77,0 | 132,0 |
Ладушкинский | 7154,3 | 10535,7 | 95,6 | 145,7 |
Мамоновский | 6386,1 | 7536,6 | 68,4 | 118,0 |
Светловский | 6876,3 | 9522,9 | 86,4 | 144,2 |
Светлогорский | 6465,3 | 8401,9 | 76,2 | 129,5 |
Гусевский | 4454,3 | 6378,5 | 57,9 | 146,5 |
Гурьевский | 9199,9 | 11550,1 | 104,8 | 127,5 |
Краснознаменский | 3624,5 | 6516,6 | 59,1 | 169,3 |
Неманский | 4725,8 | 7253,8 | 65,8 | 151,4 |
Нестеровский | 3834,7 | 5868,7 | 53,2 | 151,5 |
Озерский | 4330,5 | 5945,2 | 53,9 | 139,0 |
Полесский | 6978,8 | 9000,3 | 81,7 | 126,2 |
Янтарный | 5189,1 | 7892,9 | 71,6 | 150,8 |
Багратионовский | 6901,7 | 8817,4 | 80,0 | 126,5 |
Славский | 3944,9 | 5442,5 | 49,4 | 138,0 |
Черняховский | 6536,9 | 7635,6 | 69,3 | 122,3 |
Балтийский | 8526,2 | 11165,9 | 101,3 | 131,6 |
муниципальные районы: Гвардейский |
5378,6 |
7539,0 |
68,4 |
139,9 |
Правдинский | 4604,7 | 6184,9 | 56,1 | 134,3 |
Зеленоградский | 6904,7 | 8574,9 | 77,8 | 124,0 |
34. Численность работников, получающих заработную плату ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, составляет более четверти занятых на обследуемых предприятиях.
35. Одним из основных показателей, характеризующих степень социально-экономического расслоения населения, является уровень бедности, который определяется как соотношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума к общему количеству жителей региона. В 2005 году численность малоимущих граждан уменьшилась почти в 1,9 раза (с 313,7 тыс. человек или 33,2% ко всему населению до 168,0 тыс. человек или 17,8% ко всему населению).
36. Номинальные среднедушевые доходы населения за 2005 год в среднем составили 6282 рублей в месяц, реальный (очищенный от инфляции) рост к 2004 году составил 118,7%. Для сравнения, в среднем по СЗФО этот показатель составил 109,5%, а по России 108,9%. Среднедушевые доходы по результатам 2005 года превысили величину прожиточного минимума в 1,7 раза (в 2004 г. только на 42,8%). Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила в 2005 году 20% от всего населения (в 2004 году - 27,1%).
37. Социальная политика в сфере повышения общего уровня благосостояния населения на рассматриваемую перспективу направлена на решение следующих задач:
1) улучшение положения наименее обеспеченных слоев населения;
2) создание условий положительной социально-экономической ситуации в области;
3) мобильности населения;
4) повышение стимулирующей роли заработной платы;
5) легализация доходов населения.
38. В целях социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения приняты следующие меры. Законом Калининградской области от 16 декабря 2004 года N 473 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей" предусмотрено предоставление основных мер социальной поддержки многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, совокупный ежемесячный доход которых на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного действующим законодательством Калининградской области. В числе льгот - 30-процентная скидка по оплате коммунальных услуг, бесплатные выдача лекарств для детей в возрасте до 6 лет, проезд для школьников из многодетных семей, ежедневное горячее питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечение школьной, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе, один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок многодетными семьями, первоочередной прием детей в дошкольные учреждения. Данными льготами, по состоянию на 01.07.2006 года, пользуются 2265 семей, насчитывающих 7377 детей.
В большинстве муниципалитетов установлены дополнительные меры социальной поддержки этой категории семей, в том числе предоставление скидки в размере 50% оплаты за пребывание в дошкольных учреждениях, обучение в музыкальных и художественных школах, бесплатное или льготное посещение бани, парикмахерской и т.д.
39. Настоящая программа скоординирована со следующими областными программами в социальной сфере:
Закон Калининградской области от 9 апреля 2003 г. N 247 "Об утверждении областной Программы "Социальная, медицинская и психологическая реабилитация воинов-интернационалистов, участников других боевых действий и членов их семей на 2003 - 2008 годы в Калининградской области" утратил силу с 1 января 2007 г.
2) дети-инвалиды на 2003-2007 годы; в перспективе, развитие системы комплексного решения проблем инвалидов предусматривает создание условий для их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество: увеличение количества, повышение качества и эффективности, предоставляемых инвалидам социальных и реабилитационных услуг.
Закон Калининградской области от 10 июля 2003 г. N 297 "О региональной Программе "Дети-инвалиды" на 2003-2007 годы" утратил силу с 1 января 2007 г.
3) Законом Калининградской области от 16 декабря 2004 года N 472 "О государственной социальной помощи населению Калининградской области" в целях социальной поддержки малообеспеченных, в том числе переселенцев, предусмотрено предоставление государственной социальной помощи - выделение от 100 до 400 рублей в квартал на каждого члена семьи, в которой среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума;
4) в соответствии с постановлением администрации области от 11 мая 2005 года N 244 "О предоставлении срочной адресной социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации" в областном бюджете ежегодно предусматривается выделение денежных средств на предоставление данного вида социальной поддержки; в 2006 году на эти цели выделено 2389 тыс. рублей, на 2007 год запланировано 3 млн. рублей;
5) обеспеченность населения области жильем, по состоянию на начало 2007 года, составляет на 1 человека 20,48 м2 общей площади; вместе с тем, по состоянию на 01.01.2007 года, 3184 семьи состоят в очереди на получение жилья, что составляет около 1% от общей численности населения Калининградской области; объем ввода жилья в 2006 году составил 501 тыс. м2, планируемый объем ввода на 2007 г. - 750 тыс. м2; средняя стоимость 1 м2 жилья на первичном рынке составляет 20680 рублей, на вторичном - 18240 рублей.
40. Показатели качества жизни в Калининградской области по ключевым направлениям, в которых реализуются национальные проекты, были ниже, чем в целом по России (рисунок 6).
"Рисунок 6. Показатели качества жизни (в разрезе приоритетных национальных проектов)"
41. Начало реализации национальных проектов позволило изменить эти тенденции. В результате выполнения мероприятий, предусмотренных сетевыми графиками, ожидаются следующие результаты:
1) по проекту "Здоровье" - снижение временной нетрудоспособности - не менее чем на 5% в год; начата подготовка врачей в Калининградской области;
2) по проекту "Образование" - внедрение современных информационных образовательных технологий; централизованное подключение к сети Интернет 100% общеобразовательных учреждений, а также обеспечение экономики области квалифицированными кадрами;
3) по проекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - на период 2006-2010 годов запланировано введение общей площади жилья 6,2 млн. кв. м, а также оказание государственной поддержки в приобретении жилья молодым семьям (10 тысяч семей к 2010 году);
4) по проекту "Развитие агропромышленного комплекса" - изменение тенденций в сельскохозяйственном секторе экономики и увеличение производства основных продуктов животноводства к уровню 2005 г. по направлению "Ускорение развития животноводства" - молока на 10,8% в 2007 году, мяса на 16,6% в 2007 году.
Основные социально-экономические показатели по Калининградской области приводятся в приложении N 1 к Программе.
42. Перспективы социально-экономического развития области определяются приоритетными направлениями, изложенными в стратегии развития области до 2031 года, рассмотренной Правительством Калининградской области 18 декабря 2006 года.
43. Целью стратегии развития Калининградской области является обеспечение повышения качества жизни и устойчивого экономического роста на основе развития и максимального использования потенциала области. Концепция стратегии предполагает реализацию проектов в различных областях экономики: в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, туризме.
44. Стратегия предусматривает не только реализацию в регионе национальных проектов, но и дальнейшее развитие Особой экономической зоны, функционирование которой определяется Федеральным законом от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее закон об ОЭЗ). В рамках действующего закона об ОЭЗ, по состоянию на 01.01.2007 года, резидентами реализуется 32 инвестиционных проекта, суммарный объем инвестиций по которым составляет 17274,84 млн. рублей.
45. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на территории Калининградской области предусмотрено создание игорной зоны. Также Правительством Российской Федерации принято решение о создании в области туристско-рекреационной зоны. Только реализация указанных выше инвестиционных проектов резидентов Особой экономической зоны потребует привлечения свыше 3,5 тыс. работников. С другой стороны, активное развитие социальной сферы и жилищного строительства дают основания утверждать об улучшении качества жизни населения области.
46. Вместе с тем, с точки зрения отрицательного демографического баланса, в Калининградской области прослеживаются общероссийские тенденции - с 1992 года население России убывает. В 2010-2018 годах сокращение численности превысит 1 млн. человек в год, а в период до 2026 года суммарная естественная убыль трудоспособного населения составит 18-19 млн. человек. Убыль трудоспособного населения прогнозируется до середины века.
47. На фоне нисходящей тенденции численности, характерной для общей динамики населения, необходимо отметить, что ее сокращение ведет к серьезным проблемам функционирования экономики в целом. В ближайшей перспективе труд будет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в Российской Федерации.
48. Сохранение на продолжительный период неизменных уровней рождаемости и смертности приведет не только к сокращению численности населения, но и к ухудшению ее возрастной структуры. Доля населения трудоспособного возраста сократится, а доля населения пенсионного возраста увеличится. Вырастет не только доля населения старше трудоспособного возраста, но и его абсолютная численность, особенно после 2015 года. Следует заметить, что все те, кто в это время будет входить в трудоспособный возраст, уже родились. Поэтому изменить динамику численности населения этой возрастной группы можно только сокращением смертности и притоком иммигрантов.
49. Темпы экономического роста зависят как от объема и уровня технологического и организационного обеспечения производства, так и от количества и качества располагаемых ресурсов труда. Для ежегодного роста ВРП в Калининградской области необходимо, чтобы совокупный рост численности занятых в экономике и производительности труда был таким же. Следствием сокращения численности занятого в экономике населения даже при максимальном темпе прироста производительности труда станет недобор объемов ВРП, причем именно из-за дефицита трудовых ресурсов (в случае, если он не будет восполнен иммиграцией).
50. Сокращение трудоресурсного потенциала в области может быть компенсировано только за счет иммиграции, которая должна быть существенно увеличена. Учитывая, что население в трудоспособном возрасте составляет около 2/3 миграционного потока, полное возмещение потерь потребует привлечения значительного числа иммигрантов в предстоящие два десятилетия.
51. Таким образом, исходя из существующего социально-экономического положения и перспектив развития, область является крайне привлекательным субъектом Российской Федерации для переселения русскоязычного населения "горячих" районов России и СНГ, а также стран Прибалтики. При этом доминирующую роль играет фактор присутствия в общей массе переселенцев славянских народов - русских, украинцев, белорусов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.