Комментарий к приказу МНС РФ от 15 декабря 1999 г. N АП-3-10/399
"Об утверждении Положения об особенностях постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - юридических лиц и форм документов, используемых при постановке на учет крупнейших налогоплательщиков - юридических лиц"
Учет налогоплательщиков в налоговых органах - основа налогового контроля. В результате учета налоговые органы получают сведения о численности налогоплательщиков, их нахождении, видах деятельности и местах ее осуществления, имеющемся у них имуществе, связях с другими лицами и иную первичную информацию, необходимую для налогового контроля.
15 декабря 1999 г. МНС России утвердило Положение об особенностях постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - юридических лиц. Данное Положение принято на основании п.1 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляющего МНС России право определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
В данном комментарии автор рассмотрел некоторые особенности Положения с точки зрения адвоката и юриста, работавшего в структурах МНС России.
Прежде всего необходимо обратить внимание на абзац второй вводной части Положения.
Данное Положение распространяется на налогоплательщиков, поименованных в перечне крупнейших налогоплательщиков - юридических лиц, утверждаемом МНС России. То есть особенности постановки на учет, изложенные в данном Положении, распространяются не на всех налогоплательщиков - юридических лиц (в отношении которых существует отдельная инструкция), а только на тех, которые признаются крупнейшими.
Однако легальное определение крупнейшего налогоплательщика в законодательстве отсутствует, и список таких лиц официально не опубликован.
Основываясь же на своем опыте, автор может предположить, что к таким организациям относятся не только естественные монополии общероссийского масштаба (такие, как ОАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России"), но и иные налогоплательщики, удельный вес налоговых платежей которых в федеральный, региональный и местный бюджеты составляет значительную часть. Ими могут быть крупные комбинаты, заводы, компании, торгующие косметикой, парфюмерией и другими товарами широко известных западных марок.
Думается, что несмотря на отсутствие в широком доступе критериев определения "величины" налогоплательщика (крупнейший или нет), наверняка такие критерии есть и их можно узнать в каждой межрайонной инспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками.
Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков
Как указывалось выше, если налогоплательщик заранее хочет узнать, является он крупнейшим или нет, ему необходимо обратиться за разъяснениями в межрайонную инспекцию МНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по месту своей постановки на учет.
Постановлением Правительства РФ от 6 января 1998 г. N 9 "Об образовании специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками" Госналогслужбе России было поручено образовать такую инспекцию.
Госналогслужба России создала межрайонные госналогинспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками в каждом регионе России. В Москве таким органом является Межрайонная инспекция МНС России N 40 по г.Москве.
Однако основанием для постановки на учет в такой инспекции налогоплательщика - юридического лица по месту его нахождения, по месту нахождения его обособленных подразделений, принадлежащих ему недвижимого имущества, а также транспортных средств, подлежащих налогообложению, является письменное сообщение о включении его в перечень крупнейших налогоплательщиков.
Форма и содержание этого сообщения не утверждены, вследствие чего, по всей видимости, это оставлено на усмотрение самих инспекций.
Представляется все-таки, что налогоплательщик имеет право знать, на каком основании он включен в такой перечень.
Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика по месту его нахождения
Итак, налогоплательщик получил сообщение. Теперь ему необходимо встать на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Для этого организации необходимо подать заявление установленной формы о постановке на учет по месту ее нахождения в инспекцию МНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками, расположенную на территории того субъекта РФ, на территории которого данное юридическое лицо прошло государственную регистрацию.
Таким образом, в целях учета место нахождения и место государственной регистрации для крупнейшего налогоплательщика совпадают.
При подаче заявления крупнейший налогоплательщик одновременно представляет ряд документов, подтверждающих факт создания юридического лица на территории Российской Федерации. К таким документам относятся заверенные копии свидетельства о государственной регистрации, учредительных документов.
Что касается идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), то если у лица уже существовал ИНН, он сохраняется. Кроме того, ему присваивается соответствующий код причины постановки на учет (КПП) и его юридическое дело подлежит передаче из обычной инспекции МНС России в специализированную.
Если крупнейший налогоплательщик встает на налоговый учет впервые, то и ИНН, и КПП присваиваются ему впервые соответствующей инспекцией МНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками.
Процедура постановки на учет завершается выдачей установленной формы свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика по месту нахождения его обособленного подразделения
В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом, к обособленным подразделениям организации относятся не только филиалы и представительства, определяемые в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, но и иные подразделения, обладающие следующими признаками.
Территориальная обособленность. Данный признак означает, что если организация располагается на нескольких территориях (например, в нескольких субъектах Российской Федерации или в разных районах города), не совпадающих с местом государственной регистрации головного офиса, то на таких территориях будут существовать обособленные подразделения.
Значит, частично разрешен спор о несовпадении места государственной регистрации организации (так называемый юридический адрес) с местом фактического нахождения (так называемый фактический адрес).
В связи с отсутствием федерального закона о регистрации юридических лиц некоторую сложность представляет определение места государственной регистрации. На практике местом государственной регистрации и одновременно местом нахождения организации будет считаться, по всей видимости, адрес, указанный в учредительных документах и свидетельстве о государственной регистрации данной организации (почтовый адрес). Следовательно, если организация осуществляет деятельность в каком-либо ином месте, не совпадающем с почтовым адресом, то данное место будет считаться территориально обособленным.
Оборудование стационарными рабочими местами. Рабочее место признается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца. Таким образом, это единственный признак, определяющий стационарность рабочего места. Не имеет значения, является оборудование для такого места мобильным или нет, собственным или арендованным.
Возможен вариант, когда организация создает рабочее место на срок менее одного месяца, однако в дальнейшем срок существования такого места продлевается и превышает один месяц. На этот счет прямых указаний в законодательстве нет, но по аналогии со сроком существования строительных площадок иностранных юридических лиц срок существования рабочего места и как следствие - существование обособленного подразделения необходимо исчислять с первого дня.
Осуществление деятельности через обособленное подразделение. Имеется в виду любая (как коммерческая, так и некоммерческая) деятельность, осуществляемая сотрудниками на рабочих местах в соответствии с их назначением. Продолжительность или периодичность осуществления деятельности, оформление создания обособленного подразделения какими-либо распорядительными актами не имеет значения.
Крупнейший налогоплательщик подает заявление в налоговый орган, на территории которого он осуществляет деятельность через свое обособленное подразделение.
Возможны четыре варианта:
1. Обособленное подразделение создано до включения организации в перечень крупнейших налогоплательщиков и находится с ним на одной территории.
При этом варианте крупнейший налогоплательщик одновременно с заявлением о постановке на учет по месту своего нахождения подает список имеющихся у него на этой территории обособленных подразделений. После постановки на учет крупнейшему налогоплательщику выдается соответствующее уведомление о каждом обособленном подразделении без присвоения им отдельных ИНН.
2. Обособленное подразделение создано до включения организации в перечень крупнейших налогоплательщиков и находится с ним на разных территориях.
Поскольку в соответствии с п.2 ст.19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений, они переводятся на основании заявления крупнейшего налогоплательщика в соответствующие специализированные инспекции не как самостоятельные налогоплательщики, а как обособленные подразделения организации - крупнейшего налогоплательщика.
3. Обособленное подразделение создано после включения организации в перечень крупнейших налогоплательщиков и находится с ним на одной территории.
Крупнейший налогоплательщик в течение одного месяца после создания такого подразделения обязан подать соответствующее заявление в инспекцию по месту своей постановки на учет.
4. Обособленное подразделение создано после включения организации в перечень крупнейших налогоплательщиков и находится с ним на разных территориях.
Этот вариант является комбинацией второго и третьего вариантов.
Одновременно с заявлением необходимо представить нотариально заверенные копии:
свидетельства о постановке крупнейшего налогоплательщика на учет в налоговом органе;
документов, подтверждающих создание обособленного подразделения;
документов, подтверждающих обязанность филиала или иного обособленного подразделения исполнять обязанности крупнейшего налогоплательщика по уплате налогов и сборов (например, положение об обособленном подразделении, приказ о его создании, доверенность, выданная его руководителю).
Из изложенного можно сделать вывод о том, что, во-первых, во всех случаях у крупнейшего налогоплательщика есть только один ИНН, который является единым на всей территории Российской Федерации, во-вторых, на учет по месту нахождения обособленных подразделений встает сама организация.
Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества (транспортных средств)
Крупнейший налогоплательщик подает заявление о постановке на учет в специализированную инспекцию, на территории которой находится указанное имущество.
Так же как и в случае обособленных подразделений, возможны четыре аналогичных варианта.
Однако необходимо обратить внимание, что для транспортных средств, которые являются движимым имуществом, достаточно трудно определить место нахождения.
В связи с этим таковым можно считать либо место их государственной регистрации, либо место их постоянного использования.
Одновременно с заявлением представляются в одном экземпляре заверенные копии:
свидетельства о постановке крупнейшего налогоплательщика на учет в налоговом органе;
документов, подтверждающих право собственности на имущество.
А.А.Петрыкин,
адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов
"Клишин и Партнеры"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru