Областная дума Тульской области 25 мая 2000 г. внесла изменения в Закон о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, в соответствии с которыми действие Закона не распространяется на организации в части розничной торговли продукцией собственного производства. Наша организация имеет 17 торговых точек, 12 из которых осуществляют реализацию хлебобулочной продукции не только собственного производства (объем реализации продукции сторонних предприятий составляет 50 процентов). Просим разъяснить, каким образом в этой ситуации организовать раздельный учет?
В частности, вопрос касается начисления взносов в государственные внебюджетные фонды с сумм оплаты труда продавцов, реализующих продукцию как собственного производства, так и приобретенную для перепродажи.
Вначале напомним, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 части первой НК РФ налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. Поэтому, весьма вероятно, что к моменту выхода данного номера журнала местные налоговые органы уже разъяснят порядок применения новой редакции Закона (о котором идет речь в вопросе).
Если же таких разъяснений не последует, то следует руководствоваться пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 31 июля 98 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", в соответствии с которым налогоплательщики (вне зависимости от места регистрации), осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность (далее - иная деятельность), ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
Письмом МНС РФ от 4 ноября 1999 г. N 02-2-07 "О введении раздельного бухгалтерского учета в организациях, осуществляющих наряду с деятельностью на основании свидетельства об оплате единого налога иную предпринимательскую деятельность" разъяснено, что формы ведения раздельного бухгалтерского учета определяются организациями самостоятельно в рамках общеустановленных норм. При этом общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В налоговые органы в этом случае представляется сводный баланс, а приложение к балансу - форма N 2 представляется отдельно по видам деятельности, переведенным и непереведенным на уплату единого налога.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налогов по этой иной деятельности в ранее установленном порядке.
При осуществлении организацией деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход и иных видов предпринимательской деятельности сумма оплаты труда аппарата управления организации, от которой уплачиваются платежи в государственные внебюджетные фонды, определяются исходя из удельного веса выручки от видов деятельности, налогообложение которых производится в ранее установленном порядке, в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации.
Подобный принцип распределения затрат на оплату труда можно принять и в описанном случае.
Это значит, что организация вправе сама определить схему раздельного учета. При этом рекомендовано в качестве базы для распределения расходов на оплату труда использовать показатель выручки от реализации.
Проблема может заключаться в том, что, как правило, заранее неизвестно точное соотношение между объемами выручки от реализации продукции собственного производства и приобретенной для перепродажи. На федеральном уровне такие вопросы организации бухгалтерского учета в настоящее время не регулируются. По существу, организации предоставлено право принимать решение о конкретном алгоритме расчета. Разумеется, этот алгоритм должен быть обоснован.
Исходя из вышесказанного, конкретные рекомендации по организации раздельного учета могут основываться не на требованиях документов системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения, а лишь на практическом опыте.
Мы предлагаем рассмотреть такую схему:
- если соотношение между выручкой от реализации продукции собственного производства и товаров, приобретенных на стороне, можно определить сравнительно точно (а, как следует из вопроса, это сделать нетрудно), распределение сумм оплаты труда нужно производить исходя из этого предполагаемого соотношения. Практически это может достигаться начислением заработной платы продавцам не по одной, а по двум строкам в расчетной или расчетно-платежной ведомости - отдельно по видам реализуемой продукции. При оформлении контировки суммы начисленной оплаты труда по разным видам продукции также указывать двумя строками, а взносы в государственные внебюджетные фонды начислять только по тем суммам, которые подлежат налогообложению на общих основаниях. Подобным же порядком можно начислять и заработную плату работников, относящихся к управленческому и обслуживающему персоналу (списываемую на счет 26 "Общехозяйственные расходы"). Если организация применяет журнальноордерную форму счетоводства, распределение затрат и сумм начисленных взносов можно производить в разработочкой таблице N РТ-5, введя для этого в нее соответствующие строки;
- по окончании налогового периода суммы ранее начисленных взносов уточняются с учетом фактического соотношения между разными видами продукции. Разумеется, принятый алгоритм расчета должен быть закреплен в учетной политике организации. Пункт 16 ПБУ 1/98 предусматривает внесение изменений в учетную политику и в течение отчетного года, если имеют место изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету. Так как в данном случае изменения, внесенные в Закон, непосредственно влияют на порядок налогообложения (и исчисления сборов), то основания для внесения изменений в учетную политику - налицо.
Мы уверены, что при соблюдении перечисленных условий (внесения изменений в учетную политику и наличия расчетов, подтверждающих определение базы для исчисления страховых взносов) разногласий с налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов возникнуть не может.
Напоминаем, что при переходе на уплату единого налога (полностью или частично) плательщики единого налога не освобождаются от обязанностей налогового агента. Плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1% от выплат в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, а также по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, являются работающие граждане (физические лица). То есть, переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанности удерживать и перечислять страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации из выплат физическим лицам.
1 сентября 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru