Комментарий к приказу Минфина РФ от 15 марта 2000 г. N 26н
"О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы
на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров
на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер
отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг)
для целей налогообложения и порядке их применения"
С 1 апреля 2000 г. вступили в силу Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 26н.
Ранее указанные нормы и нормативы определялись письмом Минфина России от 6 октября 1992 г. N 94, последние изменения в которое вносились в октябре 1995 г. На этот раз издан новый документ - приказ Министерства финансов Российской Федерации.
Вступивший в силу Приказ содержит не только новые нормативы, но и ряд существенных изменений в порядке отнесения расходов к тем или иным статьям затрат. В Приказе используется более упорядоченная терминология по сравнению с терминологией документа, действовавшего до 1 апреля 2000 г.
Наименьшие изменения претерпели нормы включения в себестоимость для целей налогообложения расходов на подготовку и переподготовку кадров: нормы увеличены в два раза. Теперь общая величина расходов не должна превышать 4% включаемых в себестоимость расходов на оплату труда работников.
Изменения коснулись обеих составляющих нормативов. Увеличен и объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), и проценты объема выручки, определяющие предельные размеры расходов, принимаемых при налогообложении. Таким образом, предельные суммы представительских расходов и расходов на рекламу, принимаемых для налогообложения, возрастают.
Пример. Рассмотрим 3 варианта.
(руб.)
Вариант | Выручка | Сумма представительских расходов* |
1 | 1800000 | 250000 |
2 | 2500000 | 250000 |
3 | 51000000 | 600000 |
Сравним расчеты по нормативам, действовавшим до 1 апреля 2000 г. и действующим после этой даты.
До 1 апреля 2000 г. | После 1 апреля 2000 г. | |||||
Вари- ант |
Норматив | Сумма, включаемая в себесто- имость для целей на- логообло- жения, руб. |
Сумма кор- ректировки для нало- гообложе- ния, руб. |
Норматив | Сумма, включаемая в себесто- имость для целей на- логообло- жения, руб. |
Сумма кор- ректировки для нало- гообложе- ния, руб. |
1 | 0,5% объ- ема |
9000 | 241000 | 1% объема | 18000 | 232000 |
2 | 10 тыс. руб. + 0,1% с объема, превышаю- щего 2 млн. руб. (10 тыс. руб. + 0,1% от 500 тыс. руб.) |
10500 | 239500 | 1% объема | 25000 | 225000 |
3 | 58 тыс. руб. + 0,02% объ- ема, пре- вышающего 50 млн. руб. |
58200 | 541800 | 0,3 млн. руб. + 0,5% объ- ема, превыша- ющего 30 млн. руб. |
405000 | 195000 |
Из данной таблицы видно, что во всех рассмотренных вариантах предельный размер представительских расходов, включаемых в себестоимость при налогообложении, с введением новых нормативов увеличивается.
Помимо изменения нормативов по представительским расходам внесена ясность в определение самого понятия представительских расходов.
Раньше возникало много споров о том, можно ли относить к представительским те расходы, которые произведены представителями организации во время командировок на проведение переговоров, при условии что цель переговоров отвечает требованиям отнесения затрат к представительским расходам.
Согласно определению, данному в комментируемом Приказе, представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью,- это затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета (правления) организации и ревизионной комиссии.
Таким образом, подчеркивается, что к представительским расходам относятся те затраты, которые связаны с приемом организации, участвующей в переговорах, вне зависимости от места проведения переговоров.
В определении изменено только одно слово, но решена широко обсуждавшаяся проблема, не имевшая однозначного решения. Об этом свидетельствуют разные мнения налоговых органов разных уровней.
Так, Госналогслужба России в Методических рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения прибыли (письмо от 27 октября 1998 г. N ШС-6-02/768@) обращает внимание, что к представительским расходам относятся затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров, проводимых в месте расположения организации, осуществляющей их прием.
Госналогинспекция по г.Москве придерживается иного мнения, подразделяя представительские расходы по своему целевому назначению на два вида: расходы у принимающей стороны и расходы у представляющей стороны. В своем письме от 20 мая 1998 г. N 31-08/13721 "О представительских расходах" ГНИ по г.Москве определила условия, при соблюдении которых расходы, произведенные во время поездок, можно относить к представительским. Основное условие - к первичным документам должны быть приложены документы с печатью и подписью второй (принимаемой) стороны, подтверждающие целевое расходование средств. Такими документами могут быть: протокол о намерениях, соглашение, договор или контракт.
Вступившие в силу с 1 апреля 2000 г. новые нормы и нормативы дают организациям возможность включать в себестоимость расходы на представительские цели, произведенные во время командировок, но при наличии подтверждающих документов.
Также следует отметить, что новый Приказ не содержит порядка отражения в бухгалтерском учете указанных расходов. Ранее был определен жесткий порядок, который противоречил требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552. В соответствии с Положением о составе затрат затраты для целей бухгалтерского учета следует включать в себестоимость в полном объеме, а корректировку в пределах норм проводить только для целей налогообложения. Теперь несоответствие нормативных документов устранено, и организации получили право выбирать порядок отражения представительских расходов, расходов на рекламу и подготовку персонала. Однако такой порядок следует отразить в учетной политике организации.
Вступивший в силу Приказ содержит более четкую терминологию, которая используется, в частности, в Положении по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, что значительно упрощает трактовку текста документа и исключает возможность неоднозначного толкования определений.
Е.В.Ковалева,
аудиторско-консультационная фирма "ФБК"
-------------------------------------------------------------------------
* Включается в себестоимость для целей бухгалтерского учета в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru