Комментарий к письму ПФР от 27 марта 2000 г. N МЗ-16-27/2425
"О применении Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ"
Комментируемое письмо ПФР разъясняет порядок применения Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ, который внес существенные изменения в действовавшую редакцию Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России). Авторы разъяснений в целом придерживаются текста Федерального закона и касаются прежде всего порядка регистрации плательщиков взносов, сроков уплаты взносов в ПФР и применения финансовых санкций.
Примечательно указание на то, что при взыскании штрафных санкций за сокрытие (занижение) фонда оплаты труда следует применять ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации. Применение данной нормы налогового законодательства не противоречит, как может показаться, общей позиции Пенсионного фонда относительно соотношения пенсионного и налогового законодательств, которая подтверждена комментируемым письмом. По мнению ПФР, Федеральный закон N 38-ФЗ является специальным нормативным актом, который подлежит применению наряду с НК РФ. При этом нормы последнего (как нормы более общего характера) применяются к отношениям по сбору страховых взносов лишь в части, не противоречащей нормам законодательства о пенсионном обеспечении. Соответственно, при отсутствии в пенсионном законодательстве тех или иных санкций (а санкция за сокрытие (занижение) фонда оплаты труда не может применяться в силу неконституционности*) должны применяться санкции, предусмотренные общими нормами налогового законодательства, в данном случае - ст.122 НК РФ.
Следует отметить, что ПФР необоснованно сужает сферу действия этой нормы НК РФ. Как говорится в комментируемом письме, санкция по ст.122 НК РФ применяется, лишь если выявлены факты занижения выплат в пользу работников, неправильного начисления или исчисления страховых взносов. Однако ст.122 НК РФ предусматривает наложение штрафа за недоплату (неполную уплату) налоговых платежей в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога "или других неправомерных действий (бездействия)". Таким образом, любые действия или бездействие налогоплательщика, которые привели к недоплате налогов, могут повлечь применение санкций, предусмотренных ст.122 НК РФ. Например, налоговые обязательства организация исчислила правильно, но платежные поручения об уплате налогов не сдала в банк.
Необходимо, впрочем, обратить внимание на некоторую непоследовательность ПФР в вопросах применения норм НК РФ. Так, в п.3 комментируемого письма разъясняется порядок постановки на учет в органах ПФР обособленных подразделений юридических лиц. Признавая, что Порядок данный вопрос не регламентирует, ПФР тем не менее не обращается к нормам НК РФ (которые по его собственной логике должны применяться в таких случаях как нормы общего характера), а пытается, по существу, вводить собственные правила. По мнению ПФР, обособленные подразделения подлежат постановке на учет в течение 30 дней "с момента предоставления им права осуществлять наем и увольнение работников", т.е. когда они становятся "работодателями". Однако обособленные подразделения заключают трудовые договоры от имени создавшего их юридического лица, которое во всех случаях и является работодателем. Значит, поскольку Порядок вопрос регистрации обособленных подразделений не регулирует, органам ПФР и плательщикам следует руководствоваться ст.83 НК РФ, в которой прямо предусмотрена обязанность регистрации обособленных подразделений в течение одного месяца с момента их создания. Причем эта обязанность не зависит от наличия обстоятельств, с которыми законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога, т.е. в данном случае от того, предоставлено подразделению право найма работников или нет.
Сама же позиция о неприменимости к отношениям об уплате страховых взносов в ПФР положений НК РФ, противоречащих пенсионному законодательству, представляется весьма спорной, поскольку взносы во внебюджетные фонды полностью подпадают под определение налога, данное в ст.8 НК РФ, и даже прямо упомянуты в перечне федеральных налогов и сборов (ст.13 НК РФ).
Р.И.Ахметшин,
аудиторско-консультационная фирма "ФБК"
-------------------------------------------------------------------------
* См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. N 195-О//Новое в бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации//Сб. нормат. док. с коммент. - Вып.6 (104). - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru