Комментарий к письму Управления МНС РФ по г.Москве от 25 апреля 2000 г. N 03-08/16182
25 апреля 2000 г. Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Москве издало письмо N 03-08/16182 "О разъяснении законодательства".
Документ касается порядка осуществления контроля за обоснованностью цен.
В пункте 9 ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации говорится, что при определении рыночных цен товара (работы, услуги) учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара (работы, услуги) сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях.
УМНС России указывает, что в этом случае необходимо использовать официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевых котировках на момент реализации товара (работы, услуги).
В письме оговаривается, что может быть признано источником информации о ценах. Им может быть:
официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках, а также котировки Минфина России по государственным ценным бумагам и обязательствам;
информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование;
информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации.
Помимо указанных источников информацией о ценах может служить заключение оценщика, имеющего соответствующую лицензию, согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Однако в связи с изложенным возникают следующие вопросы.
1. Какому источнику должен быть отдан приоритет в случае получения противоречивой информации из разных источников? Кто правомочен и какими критериями следует руководствоваться для того, чтобы выбрать в качестве источника печатное издание либо заключение оценщика?
2. Какие именно печатные издания или их виды могут считаться источниками информации о ценах? (Очевидно, что информация в таких печатных изданиях должна отвечать требованию объективности.)
Согласно п.10 ст.40 НК РФ при отсутствии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) сделок по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) или из-за отсутствия предложения на этом рынке, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации. При невозможности использования данного метода используется затратный метод.
Для целей налогообложения обычный размер прибыли в конкретной сфере деятельности может быть исчислен по данным государственных органов статистики и органов ценообразования на основе уровня рентабельности, сложившегося по аналогичным товарам (работам, услугам). При отсутствии указанной информации используется среднеотраслевая рентабельность по товарам либо группам товаров.
Необходимо обратить внимание на то, что согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй Кодекса положения, предусмотренные п.10 ст.10 НК РФ, не применяются при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг.
Следует отметить, что данное Письмо лишь частично разъясняет порядок применения положений НК РФ об определении цены для целей налогообложения. Следует надеяться, что в последующих разъяснениях будут содержаться ответы на возникшие вопросы.
В.М. Фокин,
аудиторско-консультационная фирма "ФБК"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru