Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 27. Проверка достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями
1. Соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям настоящего Закона, а также проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку каждого кандидата, муниципального списка кандидатов.
2. Избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Письменные заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для установления достоверности указанных данных избирательная комиссия вправе использовать ГАС "Выборы".
3. Избирательная комиссия обязана первоначально осуществить проверку оформления всех представленных для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов подписных листов.
При обнаружении нарушений порядка оформления подписных листов, ведущих к признанию содержащихся в них подписей избирателей недействительными, признанные по этому основанию недействительными подписи избирателей включаются в итоговый протокол, указанный в пункте 15 настоящей статьи. Данные подписные листы в отборе подписей для проверки посредством случайной выборки (жребия) не участвуют.
4. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, муниципального списка кандидатов. Проверке могут подлежать все представленные подписи (в случае если количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, составляет менее 500) или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией, организующей выборы. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов вправе присутствовать любой кандидат, выдвинутый по соответствующему избирательному округу и представивший установленное количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, муниципальные списки кандидатов и представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей. Жеребьевка проводится не позднее дня, следующего за днем представления подписных листов. О времени проведения жеребьевки и начале проверки подписных листов избирательная комиссия обязана сообщить указанным лицам заблаговременно.
Внесение каких-либо исправлений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, не допускается. Избирательная комиссия не вправе восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, иными лицами при оформлении подписных листов и иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
5. По результатам проверки достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, до представления подписных листов в избирательную комиссию, если исключение (вычеркивание) специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию.
7. В случае если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, муниципального списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
8. Подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи, признаются недействительными.
9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
10. Недействительными подписями, то есть подписями, собранными с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа, считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи;
4) подписи избирателей, данные (часть данных) о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, подписи избирателей, даты, внесения которых не внесены ими собственноручно;
6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) собственноручной подписью кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, кандидате, уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
8) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения муниципального списка кандидатов;
9) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи;
10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
11) все подписи в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 либо пунктом 3 статьи 93 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 1-3 к настоящему Закону;
12) все подписи в подписном листе, если их сбор осуществлен лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста либо недееспособным;
13) подписи избирателей, внесенные в подписной лист после удостоверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов;
14) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 6 статьи 93 настоящего Закона;
15) подписи избирателей, собранные с иными нарушениями порядка сбора подписей и требований к оформлению подписного листа, установленных настоящим Законом.
11. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему Закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 7, 11, 12 и 14 пункта 10 настоящей статьи.
12. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с настоящей статьей. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
13. При обнаружении среди проверяемых подписей, отобранных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, не является основанием для отказа в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
14. Регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
15. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, муниципальному списку кандидатов составляется итоговый протокол, который представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей (количество отобранных для проверки), а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов. В случае если проведенная проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом 7 пункта 2 статьи 79, подпунктом 6 пункта 1 статьи 95 настоящего Закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.