Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Программа "Обеспечение жильем молодых семей на территории Багратионовского городского округа в 2008-2010 годах" (далее - Программа) предусматривает создание системы муниципальной поддержки молодых семей в целях закрепления уже проживающих и привлечения новых молодых семей на территорию муниципального образования "Багратионовский городской округ".
На сегодняшний день на территории округа проживают около 1300 молодых семей в возрасте до 35 лет и около 800 молодых семей в возрасте до 30 лет. Около 1200 молодых семей являются полными, т.е. имеют детей, 900 из них имеют по одному ребенку. 12 семей по состоянию на 01.01.2008 г. изъявили желание участвовать в Программе. Большинство молодых семей проживают со своими родителями, а также на съемных квартирах, так как не имеют достаточных финансовых возможностей на момент создания семьи обеспечить себя необходимыми жилищными условиями.
Поэтому в современных условиях, когда большинство молодых семей не имеют возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной и муниципальной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обуславливает необходимость применения программных методов.
Муниципальная поддержка будет осуществляться путем:
- предоставления безвозмездной субсидии на погашение первоначального взноса при получении кредита на приобретение жилья;
- создания благоприятных условий ипотечного кредитования молодых семей, путем заключения дополнительных соглашений между Заказчиком программы и уполномоченными организациями, регулирующим взаимоотношения между сторонами в процессе реализации программных мероприятий, а также определяющим основные критерии и условия предоставления кредитов.
2. Основные цели и задачи программы
Основной целью программы является создание универсальной системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- разработать и внедрить правовой, финансовый и организационный механизм муниципальной поддержки молодых семей, проживающих и желающих приобрести жилье на территории муниципального образования "Багратионовский городской округ";
- определить и привлечь к взаимодействию все возможные структуры, способные внести свой вклад в решение жилищной проблемы на территории муниципального образования "Багратионовский городской округ";
- привлечь средства местного бюджета;
- привлечь новые возможные источники финансирования мероприятий программы.
3. Участники программы
Участниками программы являются:
Заемщики - молодые семьи, проживающие на территории муниципального образования "Багратионовский городской округ", заключившие кредитные договоры с кредитными организациями, по условиям которых полученные в виде кредита средства используются для финансирования приобретения (строительства) жилья.
Уполномоченные организации, привлеченные в установленном порядке к работе со средствами областного и местного бюджетов, открывающие именные блокированные счета участникам программы, на которые будут перечисляться суммы субсидий, и осуществляющие операции по этим счетам.
Исполнитель - отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ", ответственный за реализацию программы, утверждаемую Советом депутатов Багратионовского городского округа.
Софинансист - Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области.
Порядок взаимодействия Заказчика программы - администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" (далее - Заказчик) с уполномоченными организациями и Агентством главного распорядителя средств бюджета Калининградской области - устанавливается в соглашениях об участии в реализации программы. Проекты таких соглашений согласовываются с Министерством ЖКХ и строительства Калининградской области и Министерством финансов Калининградской области.
4. Механизм реализации программы
Реализация программы на территории муниципального образования "Багратионовский городской округ" осуществляется за счет скоординированной работы всех привлеченных организаций и структур. Организация работы по предоставлению участникам программы безвозмездных субсидий и ипотечных кредитов на определенных условиях выстраивается по схеме выполнения определенной организацией или структурой следующих функций:
Заказчик программы:
1) администрация муниципального образования заключает соглашения с уполномоченными организациями и Агентством главного распорядителя бюджетных средств Калининградской области, в которых оговариваются условия финансовой схемы взаимодействия между сторонами;
Отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования:
1) определяет перечень документов, представляемых молодыми семьями для приобретения права на участие в программе и на получение субсидии;
2) обеспечивает освещение целей и задач программы в местных средствах массовой информации;
3) осуществляет расчет субсидий и выдачу Свидетельств;
4) разрабатывает и вносит на рассмотрение Совета депутатов Багратионовского городского округа предложения по совершенствованию механизмов реализации форм муниципальной поддержки молодых семей, разрабатывает проекты соответствующих правовых актов на основании региональных законодательных актов;
5) взаимодействует с органами исполнительной власти Калининградской области;
6) осуществляет контроль за реализацией программы в пределах своих полномочий;
7) осуществляет контроль за целевым использованием средств, направляемых на субсидирование участников программы.
Уполномоченные организации:
1) определяют условия кредитования, рассматривают предоставляемые молодыми семьями пакеты документов и определяет максимально возможную сумму кредита в зависимости от платежеспособности заемщика и предоставленного обеспечения в соответствии с правилами кредитования уполномоченных организаций;
2) открывают банковские счета на имя участника программы.
Агентство по распределению средств областного бюджета Калининградской области:
1) осуществляет финансирование для предоставления субсидий участникам программы, путем перечисления средств на лицевой счет местного бюджета, открытого в отделении Федерального Казначейства по Багратионовскому району, в объемах, рассчитанных на момент выдачи Свидетельств согласно Методике, разработанной Министерством финансов Калининградской области.
5. Этапы реализации программы
На первом этапе реализации программы необходимо создать и урегулировать механизм взаимодействия между органами местного самоуправления, органами исполнителями власти Калининградской области, кредитными и иными организациями, для обеспечения формирования рынка доступного жилья, в том числе за счет ипотечного кредитования и увеличения объемов жилищного строительства в муниципальном образовании "Багратионовский городской округ".
На втором этапе реализации программы планируется принять все необходимые меры по усовершенствованию механизма правового, финансового и организационного обеспечения программы, а также обеспечить устойчивое функционирование созданной системы муниципальной поддержки молодых семей, проживающих на территории муниципального образования "Багратионовский городской округ".
В ходе реализации программы должны быть созданы условия для начала массового строительства жилья в муниципальном образовании.
Администрация муниципального образования вправе предусматривать бюджетные расходы на такие цели, по мере формирования рынка доступного жилья и развития системы ипотечного кредитования.
6. Формы муниципальной поддержки молодых семей
Муниципальная поддержка ипотечного кредитования осуществляется в формах:
1) финансирования из местного и областного бюджетов при строительстве нового жилья с целью последующей передачи жилых помещений гражданам на условиях оплаты последними за счет собственных средств и оплаты оставшейся части стоимости за счет ипотечных жилищных кредитов, предоставляемых кредитными организациями за счет собственных средств либо за счет средств инвесторов;
2) финансирования за счет местного и областного бюджетов при предоставлении ипотечных жилищных кредитов гражданам на приобретение готового жилья.
Средства на реализацию государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования ежегодно предусматриваются в местном бюджете на очередной финансовый год.
7. Фонд жилья для временного проживания граждан - участников программы
1) Фонд жилья для временного поселения.
а) Обращение залогодержателем взыскания на заложенные жилой дом или квартиру и реализация этого имущества являются основанием для прекращения права пользования ими залогодателя и любых иных лиц, проживающих в таких жилом доме или квартире, при условии, что такие жилой дом или квартира были заложены по договору об ипотеке либо по ипотеке в силу закона в обеспечение возврата кредита или целевого займа, предоставленных банком или иной кредитной организацией либо другим юридическим лицом на приобретение или строительство таких или иных жилого дома или квартиры, или иное неотъемлемое улучшение, а также на погашение ранее представленных кредита или займа на приобретение или строительство жилого дома или квартиры.
Для граждан - участников программы, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретен за счет кредита кредитной организацией либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такое жилое помещение является единственным, образуется фонд жилья для временного проживания (далее-фонд жилья).
б) Жилые помещения из маневренного фонда относятся к специализированным жилым помещениям. Указанные помещения должны отвечать санитарным и техническим требованиям.
2) Порядок формирования фонда жилья для временного поселения.
а) Фонд жилья создается администрацией муниципального образования "Багратионовский городской округ" из жилых помещений, приобретаемых за счет средств местного бюджета, а также средств, направляемых на эти цели юридическими лицами и гражданами.
б) Средства местного бюджета на формирование фонда жилья предоставляются в установленном порядке администрацией муниципального образования в форме субсидий. Порядок предоставления субсидий на формирование фонда жилья для временного поселения определяется финансовым отделом администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ".
3) Основания и условия предоставления гражданам жилых помещений из фонда жилья для временного поселения.
а) Основанием для предоставления жилых помещений из фонда жилья собственнику жилого помещения является обращение взыскания на жилое помещение, заложенное в обеспечение возврата кредита или целевого займа, на основании решения суда или соглашения сторон.
б) Жилые помещения из фонда жилья предоставляются гражданам - участникам программы в случае, если на момент обращения взыскания такое жилье является для них единственным пригодным для проживания.
в) Жилые помещения из фонда жилья предоставляются в размере не ниже нормы жилой площади, установленной для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
г) Гражданин, проживающий в жилом помещении из фонда жилья, не имеет право:
- приватизировать жилое помещение;
- осуществлять обмен либо иным способом распоряжаться жилыми помещениями;
- сдавать жилое помещение на основании договоров найма или иного договора;
- осуществлять раздел занимаемого жилого помещения;
- вселять временных жильцов.
д) Помещения из фонда жилья предоставляются гражданам на период обращения взыскания и реализации жилого помещения, если средств от реализации заложенного жилого помещения, оставшихся после погашения обязательств по ипотеке, недостаточно для приобретения или найма жилья по нормам постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, по договору краткосрочного найма жилого помещения (далее-договору найма) на срок до завершения расчета с гражданином, утратившим жилое помещение.
Расчеты осуществляются после продажи жилых помещений.
Срок действия договора найма может быть сокращен, если гражданами было приобретено в собственность иное жилое помещение либо в связи с предоставлением жилья по договору социального найма.
е) Наймодателем по договору найма жилого помещения из фонда жилья является администрация муниципального образования.
4) Порядок пользования жилыми помещениями из фонда жилья для временного поселения.
а) Граждане - наниматели жилого помещения, предоставленного по договору найма в соответствии с настоящей главой, обязаны своевременно вносить плату за наем жилого помещения, оплачивать коммунальные услуги и услуги по эксплуатации и ремонту дома и придомовой территории в соответствии с порядком, установленным жилищным законодательством РФ, муниципальными правовыми актами.
б) Размер платы за наем жилого помещения из фонда жилья, порядок и сроки внесения платы за наем жилых помещений из фонда жилья определяются договором найма.
в) Расторжение договора найма в одностороннем порядке производится по основаниям, определенным действующим законодательством.
г) По окончании срока действия договора найма или при его досрочном расторжении проживающие в жилом помещении лица обязаны в месячный срок освободить жилое помещение и сдать его по акту. В случае отказа от добровольного освобождения наниматель подлежит выселению в судебном порядке.
5) Расходы по переселению в жилые помещения из фонда жилья для временного поселения.
Расходы по переселению в жилые помещения из фонда жилья и по выселению из них несут граждане, утратившие жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
При использовании финансовых средств бюджета Калининградской области и местного бюджета, в 2008 году на основании разработанных и утвержденных нормативно-правовых документов будет создан реальный механизм выдачи ипотечных кредитов молодым семьям муниципального образования, свои жилищные условия в 2008 году смогут улучшить 10 семей, в 2009 году - 12 семей, в 2010 году - 15 семей.
Таким образом, к концу 2010 года смогут улучшить свои жилищные условия более 30 молодых семей, проживающих в муниципальном образовании "Багратионовский городской округ".
9. Реализация мероприятий программы
Заказчиком программы является администрация муниципального образования "Багратионовский городской округ". Ответственные исполнители мероприятий Программы - отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования (осуществление контроля за реализацией программы на региональном уровне в пределах своих полномочий), финансовый отдел администрации муниципального образования (заключение соглашений с уполномоченными организациями, с Агентством главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, ресурсное обеспечение мероприятий программы).
10. Объемы и источники финансирования Программы
Мероприятия программы, финансируемые за счет средств местного бюджета и бюджета Калининградской области, направлены на повышение доступности приобретения жилья в кредит.
Финансирование мероприятий программы осуществляется в течение 2008-2010 годов за счет средств местного бюджета, утвержденного на очередной финансовый год, и средств областного бюджета в пределах ассигнований, установленных законом Калининградской области "Об областном бюджете" на очередной финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.