Комментарий к Закону Калининградской области
от 29 апреля 2009 г. N 342
"О внесении дополнений и изменений в Закон Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях"
Закон Калининградской области "О внесении дополнений и изменений в Закон Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" направлен на установление административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей опекунами и попечителями, а также на установление административной ответственности должностных лиц за несоответствие оказанных государственных услуг установленным стандартам качества.
Кроме того, указанный Закон направлен на установление административной ответственности граждан (собственников жилых помещений), должностных лиц и юридических лиц за нарушение правил содержания фасадов.
Также данный Закон направлен на профилактику, предупреждение и пресечение противоправных действий в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, расположенных на территории Калининградской области, и установление административной ответственности должностных лиц за непринятие мер, а равно бездействие органов местного самоуправления муниципальных образований по организации устранения нарушений по размещению отходов производства и потребления.
1. Законом Калининградской области "О выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" установлен порядок выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" предусмотрено, что опекуны и попечители несут, в том числе, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных областным законодательством в отношении опекунов и попечителей в сфере обеспечения прав и законных интересов подопечного, возможно установление административной ответственности.
В соответствии с действующим законодательством опека и попечительство осуществляется как в отношении несовершеннолетних граждан, так и в отношении совершеннолетних.
На основании изложенного Закон Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" дополняется статьями 24.1., 24.2, предусматривающими административную ответственность за нарушение прав и законных интересов подопечного и за нарушение порядка расходования денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).
2. Постановлением Правительства Калининградской области от 27 июня 2008 года N 430 "Об утверждении общих подходов к оценке качества государственных услуг и удовлетворенности потребителей государственных услуг, предоставляемых за счет средств областного бюджета населению Калининградской области" утверждено Положение об общих подходах к оценке качества государственных услуг и удовлетворенности потребителей государственных услуг, предоставляемых за счет средств областного бюджета населению Калининградской области (далее - Положение по оценке качества).
В связи с этим возникла необходимость ввести административную ответственность должностных лиц за нарушение данного положения в части ответственности за несоответствие оказанных государственных услуг установленным стандартам качества, а также за невыполнение действий, предусмотренных в пунктах 1, 6 приложения N 3 к Положению по оценке качества.
Законом Калининградской области "О внесении дополнений и изменений в Закон Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" дополняется Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях статьями 49.1-49.3, предусматривающими административную ответственность за несоответствие оказанных государственных услуг установленным стандартам качества; нарушение установленного порядка ведения книги обращений в организациях, оказывающих государственные услуги, предоставление которых регулируется стандартами качества; нарушение установленного порядка рассмотрения внесенной в книгу обращений записи в организациях, оказывающих государственные услуги, предоставление которых регулируется стандартами качества.
Органом, уполномоченным составлять протоколы об указанных административных правонарушениях, определен орган исполнительной власти Калининградской области, осуществляющий государственный финансовый контроль (Контрольно-ревизионная служба области), а право рассматривать данные правонарушения предоставлено мировым судьям.
3. В Законе Калининградской области от 12 мая 2008 года N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" статьей 76 предусмотрена административная ответственность за нарушение правил содержания фасадов.
Но в соответствии с частью 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - это здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Таким образом, статья 76 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях не распространяется на ранее возведенные (уже существующие) здания.
В связи с этим статья 76 - "Нарушение правил содержания фасадов объектов капитального строительства" изложена в следующей редакции: "Нарушение правил содержания фасадов объектов капитального строительства, многоквартирных домов, административных зданий и других гражданских зданий".
При этом следует учитывать, что к гражданским зданиям относятся здания, предназначенные для обслуживания бытовых и общественных потребностей людей, то есть жилые здания (жилые дома, гостиницы, общежития и т.п.) и общественные (административные, учебные, культурно-просветительные, торговые, коммунальные, спортивные и др.).
4. В соответствии с Законом Калининградской области от 17 декабря 2003 года N 344 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области" государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя комплекс мер, в том числе и административных, предусматривающих установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение, изменение облика и (или) интерьера объектов культурного наследия, нарушение установленного порядка их использования, перемещение и предотвращение других действий, которые могут причинить вред объектам культурного наследия.
Как показывает практика, одним из наиболее массовых видов правонарушений в Калининградской области в вышеназванной сфере является нарушение установленного порядка сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В связи с тем, что принимаемых мер предупредительного характера в большинстве случаев бывает недостаточно, в целях предотвращения нанесения ущерба объектам культурного наследия возникла необходимость в применении норм административного права.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 7.13) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны, а также выявленных объектов культурного наследия или на их территориях. Вместе с тем предметом посягательства виновных лиц являются памятники истории и культуры вне зависимости от категории их охраны, в том числе регионального и местного значения.
Законом Калининградской области от 12 мая 2008 года N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" не предусмотрена норма, направленная на установление ответственности за нарушение требований сохранения и использования объектов культурного наследия регионального и местного значения.
Таким образом, из-под действия закона выпала значительная часть объектов культурного наследия, расположенных на территории Калининградской области, а именно, 639 объектов регионального и местного значения, подлежащих государственной охране в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года N 132. Всего на территории Калининградской области расположено 1609 памятников истории и культуры, находящихся под государственной охраной.
Закон Калининградской области "О внесении дополнений и изменений в Закон Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" устанавливает ответственность за нарушение требований сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны.
Размеры налагаемых штрафов за совершение административного правонарушения определены с учетом тяжести совершенного правонарушения и оценки мер, необходимых для устранения его последствий.
Кроме того, увеличивается минимальный размер административных штрафов в отношении граждан до двух тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.