Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Город Калининград
Общая характеристика территории вселения
243. В настоящее время численность населения муниципального образования "Город Калининград" составляет 423,7 тысячи человек. Причем последние несколько лет численность населения города сокращается, поэтому переселение является важным фактором формирования численности населения Калининграда и области в целом.
244. В соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Город Калининград", утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 22 февраля 2006 года N 69, при условии обеспечения высоких темпов экономического роста, предельная численность населения (с точки зрения резервирования территорий для строительства) к 2015 году может составлять 480 тысяч человек.
245. Вместе с тем, интенсивный экономический рост, развитие новых производств свидетельствуют о том, что уже к 2012 году численность населения города Калининграда может составить 494,5 тысячи человек. Причем на первом этапе рост численности населения будет обеспечиваться только механическим приростом, в дальнейшем возможен и небольшой естественный прирост.
246. Таким образом, общее количество мигрантов, которое возможно принять на территории города в течение 2007-2012 годов, составляет 70,8 тыс. человек.
Возможности территории вселения по приему переселенцев:
Число мигрантов (тыс. чел.)
Всего|2007 г.|2008 г.|2009 г.|2010 г.|2011 г.|2012 г.
------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
70,8 | 4,5 | 9,00 | 12,00 | 18,10 | 20,00 | 7,20
247. На период до 2015 года в муниципальном образовании "Город Калининград" предусмотрены объемы нового жилищного строительства и перспективные зоны строительства, предназначенные для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, в том числе для возможного расселения переселенцев (таблица 21).
Сводные данные по новому жилищному строительству на 2015 год
Таблица 21
Административные районы |
Многоквартирная застройка |
Индивидуальная застройка |
Всего | |||
Территория микрорайонов и кварталов, га |
тыс. кв.м общей площади |
Терри- тория кварталов "брутто", га |
тыс. кв.м общей площади |
Терри- тория, га |
тыс. кв.м. общей площади |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Балтийский | 70 | 337 | 105 | 177 | 175 | 514 |
Ленинградский | 260 | 1598 | 65 | 110 | 325 | 1708 |
Московский | 160 | 975 | 115 | 189 | 275 | 1164 |
Октябрьский | 50 | 255 | 115 | 193 | 165 | 448 |
Центральный | 90 | 413 | 100 | 161 | 190 | 574 |
Всего по городу | 630 | 3578 | 500 | 830 | 1130 | 4408 |
248. В общем объеме нового жилищного строительства учтена дополнительная жилая площадь, которая может быть получена в результате реконструкции 3-5-этажного довоенного фонда и домов первых массовых серий (в основном, блочных 5-этажных). В объемы и территории нового жилищного строительства включен не только жилой фонд, размещаемый на свободных территориях (новые жилые зоны), но и в уже сложившихся микрорайонах и кварталах (порядка 200 тыс. кв. м), а также на участках, выделенных на Генеральном плане муниципального образования "Город Калининград" в качестве многофункциональных зон.
249. На Ленинградский район города Калининграда приходится наибольший объем работ по реконструкции жилого фонда и новому жилищному строительству. По всей площади района объемы жилищного строительства составят до 3012,6 тыс. м2 высокой, средней и низкой плотности застройки.
250. В Центральном районе предусмотрен объем работ по новому жилищному строительству и реконструкции фонда в пределах 574 тыс. м2. К концу расчетного срока население района составит 86,5 тыс. чел., при этом жилой фонд будет составлять 2168 тыс. м2, в том числе многоквартирная застройка высокой и средней плотности - 1954 тыс. м2, малоэтажная с участками низкой плотности - 214 тыс. м2.
251. В Октябрьском районе предусмотрено новое жилищное строительство и реконструкция жилого фонда в объеме 448 тыс. м2. К концу расчетного срока население района составит 46,5 тыс. чел., жилой фонд - 1208 тыс. м2, в том числе многоквартирная застройка высокой и средней плотности - 970 тыс. м2, малоэтажная застройка с участками - 238тыс. м2.
252. В Балтийском районе намечены объемы нового строительства в 514 тыс. м2, в том числе 337 тыс. м2 - многоквартирный фонд высокой и средней плотности и 177 тыс. м2 - индивидуальные дома с участками. Население к концу расчетного срока должно составить 62,6 тыс. человек. Жилищный фонд должен возрасти до 1589 тыс. м.
253. В Московском районе к концу 2015 года жилой фонд должен составить 2609 тыс. м2, предусмотрены 1164 тыс. м2 нового жилищного строительства, в том числе многоквартирной высокой и средней плотности - 975 тыс. м2, малоэтажной низкой плотности - 189 тыс. м2.
254. В приложении N 19 Программы представлены основные сведения о муниципальном образовании "Город Калининград" по состоянию на 2006 год.
Оценка потребности в рабочей силе
255. По данным статистического обследования рынка труда, почти 63% жителей Калининграда заняты в экономике по найму или индивидуально. В 2005 году 1225 предприятий города заявили о потребности в работниках для замещения свободных мест в количестве 27,6 тыс. человек. За тот же период общая численность безработных составила 11,2 тыс. человек. При этом безработица носит структурный характер.
256. В течение 2006 года почти 80% от общей потребности работников приходилось на рабочие специальности. Наибольшая потребность в работающих ощущалась в производственных отраслях, из них в промышленности - 24,9%, строительстве - 24,3%.
257. В строительную отрасль города Калининграда ежегодно привлекается в среднем около 2,5 тыс. человек, в основном выходцев из стран СНГ и Балтии. В том числе по специальностям: каменщики, отделочники, штукатуры-маляры, дорожные рабочие, механизаторы.
258. В настоящее время по информации Службы занятости о наиболее востребованных специальностях сложилась следующая картина (Таблица 22).
Информация Службы занятости о наиболее востребованных специальностях
Таблица 22
N | Наименование профессии | Вакансии |
1 | 2 | 3 |
1 | Каменщик | 353 |
2 | Продавец | 342 |
3 | Водитель автомобиля | 292 |
4 | Штукатур | 197 |
5 | Обработчик рыбы | 175 |
6 | Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
168 |
7 | Медицинская сестра | 130 |
8 | Маляр | 130 |
9 | Птицевод | 122 |
10 | Повар | 119 |
11 | Электрогазосварщик | 110 |
12 | Сборщик корпусов металлических судов | 110 |
13 | Матрос | 101 |
14 | Проводник пассажирского вагона | 100 |
15 | Бортпроводник | 100 |
16 | Бетонщик | 97 |
17 | Слесарь-ремонтник | 90 |
18 | Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов |
85 |
19 | Слесарь-сантехник | 76 |
20 | Облицовщик-плиточник | 76 |
21 | Токарь | 63 |
22 | Дорожный рабочий | 62 |
23 | Преподаватель (в средней школе) | 55 |
24 | Обработчик птицы | 55 |
25 | Водитель погрузчика | 55 |
26 | Электросварщик ручной сварки | 54 |
27 | Слесарь по ремонту автомобилей | 54 |
28 | Моторист трюмный | 51 |
29 | Капитан | 50 |
30 | Плотник | 49 |
31 | Трубопроводчик судовой | 45 |
32 | Механик (судовой) | 43 |
33 | Слесарь механосборочных работ | 42 |
В ближайшие пять лет прогнозируется рост потребности в квалифицированной рабочей силе.
В приложении N 20 Программы приведены основные показатели по рынку труда МО "Город Калининград".
Перспективы дальнейшего развития промышленных узлов
259. Юго-Западный промышленный узел расположен в Балтийском районе города Калининграда и представляет собой значительную по площади производственно-коммунальную и складскую зону. Крупные площадки занимают базы, склады, предприятия пищевой отрасли. Территория имеет внутренние территориальные резервы для уплотнения и размещения новых производств. В настоящее время эта территория находится в стадии формирования.
260. Западный промышленный узел занимает площадки в Октябрьском и Балтийском районах. В Генеральном плане муниципального образования "Город Калининград" предусмотрены резервные территории к западу от промузла, по правому берегу Калининградского морского канала, западнее пос. Прегольский, для организации портово-грузовых комплексов и транспортных терминалов. В составе промузла должен разместиться нефтеперерабатывающий завод. Территория портов имеет резервы для организации терминалов и развития мощностей.
261. Южный промышленный узел расположен в Московском районе и занимает прибрежные участки между ул. Дзержинского и руслом Старой Преголи. По составу предприятий и местоположению в плане города Южный промузел намечено постепенно реорганизовать в сторону многопрофильной производственно-обслуживающей и деловой зоны. Предусмотрено развитие грузовых терминалов в зоне железнодорожной станции "Дзержинская-Новая" и в коридорах внешних автомобильных и железных дорог (природно-рекреационных зон).
262. Восточный промышленный узел расположен в Ленинградском районе и включает производственные объединения, транспортные предприятия, предприятия пищевой промышленности, водопроводный узел и др. Предлагается организация зоны экспортно-импортозамещающего типа.
263. Северный промышленный узел расположен в Ленинградском районе. Основные предприятия относятся к отрасли машиностроения. Северный промузел имеет внутренние территориальные резервы для уплотнения и более эффективного использования производственных площадей, размещения новых производств.
264. Северо-западная производственная зона (пос. А. Космодемьянского). В пределах зоны находятся предприятия целлюлозно-бумажной и пищевой отраслей. Территория имеет резервы для интенсификации использования существующих площадок. На территориях, примыкающих к Северо-западной промзоне, зарезервированы территории для новых экологически безопасных производственно-коммунальных объектов.
265. Генеральным планом муниципального образования "Город Калининград" запланированы территории для организации многофункциональных производственно-обслуживающих, деловых и производственно-торговых зон. Такие территории зарезервированы во всех районах города, преимущественно по периферии городской застройки, на основных транспортных выходах и на пересечении радиальных магистралей с окружной автомобильной дорогой.
266. Генеральным планом муниципального образования "Город Калининград" учитывается строительство, расширение, реконструкция, освоение новых производств в соответствии с Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866.
В таблице 23 представлен перечень инвестиционных программ и проектов, осуществляемых в настоящее время.
Перечень инвестиционных программ и проектов
Таблица 23
N | Инициатор проекта | Название проекта |
1 | 2 | 3 |
1 | ООО "Союз-ТТМ" | проект строительства 2-ой очереди предприятия по переработке растительных жиров (в составе административно-производственного здания и склада готовой продукции) |
2 | ООО "КАТЕ-девелопмент" | проект по организации производства автоматических коробок передач для отечественного автопрома |
3 | ООО "БалтКерамика" | проект строительства завода по производству керамического кирпича в пос. Прибрежном |
4 | ООО "БалтТехинвест" | проект реконструкции существующего здания склада под производственный цех и строительства вспомогательных объектов предприятия по сборке телевизоров |
5 | ООО "М.Н. Балтика" | предприятие по сборке автомобильных кресел |
6 | ООО "Риэлти-Люкс" | проект реконструкции склада строительных материалов и оборудования под цех клеровки сахара-сырца |
7 | ООО "Маг-Инвест-777" | проект реконструкции неоконченного строительством цеха по производству растительного масла под цех по сборке электроприборов и телевидеоаппаратуры |
8 | ОАО "Калининградвтормет" | проект строительства цеха по производству пиломатериалов |
9 | ООО "ТехноБалт" | проект строительства производственного корпуса сборки телевизоров и очистных сооружений |
10 | ООО "Фейга Плюс" | проект реконструкции с расширением бывшего здания депо под цех по производству мебели |
11 | ООО "Блиц-Тур" | проект реконструкции незавершенного строительством нежилого здания под медицинский центр по оказанию амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи населению |
12 | ОАО "Российские железные дороги" |
проект строительства цеха технического обслуживания пассажирских вагонов |
13 | ООО "СибБалт" | проект строительства сервисного комплекса по продаже, облуживанию и ремонту автошин легкового и грузового транспорта |
14 | ООО "Балтийская мраморная компания" |
проект строительства производственно-складских корпусов, административно-бытового и административно-выставочного зданий, корпуса для резки каменных блоков, шлакоотстойника, складского корпуса, погрузочно-разгрузочной рампы, артезианской скважины технического водоснабжения |
15 | ООО "Лес Плюс" | строительство деревообрабатывающего предприятия и реконструкция склада под цех распиловки бруса |
Оценка возможностей территории вселения по приему и обустройству переселенцев в рамках представляемого проекта.
Временное размещение переселенцев
267. В настоящее время все общежития в городе перенаселены, а высвобождаемая жилая площадь в них в соответствии со ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляется семьям, проживающим в данном общежитии и нуждающимся в улучшении жилищных условий.
268. Специализированный жилищный фонд города имеет резерв только на случаи пожаров и других непредвиденных ситуаций, требующих немедленного предоставления временного жилья.
При такой ситуации, сложившейся в городе с жильем, целесообразно создание центра временного размещения переселенцев на базе высвобождаемого военного имущества.
Обеспеченность учреждениями здравоохранения
269. Муниципальная система здравоохранения насчитывает 28 лечебно-профилактических учреждений, 11 больниц с общей коечной емкостью 1838 коек, из них 1763 коек круглосуточного пребывания и 75 коек дневного стационара в больницах; 17 самостоятельных поликлиник и 9 поликлинических отделений при больницах на 2771043 посещения и 214 койко-мест дневного стационара в поликлиниках и 27 койко-мест на дому; станции скорой медицинской помощи на 32 бригады; молочной кухни.
270. В настоящее время в системе муниципального здравоохранения работает 1065 врачей (укомплектованность от штата - 55,9%), средних медработников - 2314 (укомплектованность от штата - 62%), младшего мед. персонала - 964 (укомплектованность от штата - 48,7%).
271. Проблема обеспечения медицинскими кадрами учреждений здравоохранения города, приобретает в последнее время особую актуальность. В муниципальном здравоохранении дефицит кадров составляет 44,5%. Укомплектованность всеми категориями работающих в основном достигается за счет повышения коэффициента совместительства. Сохраняющийся дефицит кадров ставит перед управлением здравоохранения города задачу пополнения и закрепления на рабочих местах медицинских работников.
272. Центральным звеном системы здравоохранения является первичная медико-санитарная помощь. Амбулаторно-поликлиническая помощь населению оказывается взрослому населению в 10 поликлиниках и 5 женских консультациях, детскому населению в 6 детских поликлиниках, стоматологическая помощь - в 3 стоматологических поликлиниках города.
273. Число амбулаторно-поликлинических посещений пациентами несколько сократилось на 2%, прежде всего за счет снижения числа посещений больных на дому и обращений к стоматологам. Снижение показателя числа врачебных посещений на одного жителя до 6,5 (2004 г. - 6,6) обусловлено значительным увеличением нагрузки на мед. персонал, в связи с возникшей необходимостью оформления документации по льготному лекарственному обеспечению и санаторно-курортному лечению, согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также с увеличением обращений граждан за направлением на медико-социальную экспертизу с целью установления группы инвалидности либо ее усиления.
274. Важное место в деле сохранения здоровья населения, проведения ему своевременного обследования, лечения, реабилитации, а также уменьшения инвалидизации отводится стационарным лечебно-профилактическим учреждениям (больницам, родильным домам). Медицинская помощь взрослым оказывается по 23 профилям, детям и подросткам по 5 профилям. Коечная мощность, укомплектованность медицинскими кадрами обеспечивают оказание необходимыми видами и объемами медицинской помощи.
275. Обеспеченность больничными койками составляет 57,9. За 6 месяцев 2006 года в стационарах города было пролечено 27764 чел., из них во взрослой сети 24748 чел., в детской сети - 3016 чел. Объем медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в 2005 году по стационарам города выполнен на 108%, за 6 месяцев 2006 года на 104,6%.
Обеспеченность учреждениями образования
276. В муниципальной системе образования 180 учреждений, из них:
1) общеобразовательных учреждений - 60 (начальных школ - 3, основных - 2, средних - 49, вечерних (сменных) общеобразовательных школ - 6);
2) учреждений дополнительного образования детей - 25;
3) дошкольных образовательных учреждений - 84;
4) детских домов - 6;
5) межшкольных учебных комбинатов - 2,
6) школ-интернатов - 2;
7) Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции - 1.
277. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения посещает 11218 человек. В десяти ведомственных детских садах воспитывается 1200 детей. На 23139 дошкольного населения города обеспеченность составляет 54%. В целях наиболее полного охвата детского населения города в детских садах открыты 22 группы кратковременного пребывания. В общей сети дошкольных учреждений работает 9 специализированных детских садов для детей с нарушением речи, иммунитета, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, туберкулезной интоксикации, а также с задержкой психического развития.
278. В 60 школах города Калининграда обучается 39230 детей, из них: в начальных - 859, основных - 718, средних - 37653. В школах города изучаются английский, немецкий языки, на факультативных занятиях - польский, литовский, французский языки. Дети с отклонениями здоровья имеют возможность заниматься по специальным программам.
279. В муниципальной системе образования созданы условия для развития творческих, интеллектуальных способностей ребенка. В детско-юношеских центрах города имеется возможность для занятий художественным, техническим, декоративно-прикладным творчеством, работают культурологические, эколого-биологические, туристско-краеведческие студии. Указанные центры посещают 12305 детей и подростков.
280. 10 спортивных школ, а также спортивный комплекс "Юность", позволяют дополнительно заниматься волейболом, баскетболом, футболом, плаванием, художественной и спортивной гимнастикой, легкой атлетикой, настольным теннисом и авиамодельным спортом. Всего в спортивных секциях занято 7130 человек.
Обеспеченность учреждениями культуры
281. На территории Калининграда действуют 9 муниципальных учреждений и организаций культуры.
282. В составе Дома искусств работают два профессиональных коллектива - Театр эстрады и драматическая труппа "Другой театр".
283. Централизованная библиотечная система (далее ЦБС) включает в себя: Центральную библиотеку им. А. Чехова, 19 библиотек - филиалов ЦБС, 1 филиал - пункт книговыдачи. Общий объем книжного фонда и периодических изданий составляет около 773 тыс. единиц.
284. Калининградский зоопарк - один из наиболее посещаемых учреждений культуры города - около 250 тыс. человек в год. Коллекция зоопарка представлена 2062 экземплярами, 310 видами, из которых 59 видов занесены в Международную Красную книгу.
285. Кроме того, в Калининграде действуют 10 муниципальных образовательных учреждений детского образования детей: 6 музыкальных школ, 3 школы искусств, одна художественная школа. Основной контингент учащихся - около 4,3 тыс. детей, в том числе на бюджетных отделениях - около 3,6. Все школы располагаются в приспособленных зданиях довоенной постройки, имеют хорошую материально-техническую базу.
286. На территории Калининграда насчитывается 595 спортивных сооружений. Из них (муниципальных):
1) спортивных залов - 130 (166,3 кв. м. на 10000 человек, 4,8% от потребности);
2) плоскостных спортсооружений 259 (5557,8 кв. м. на 10000 человек, 28,5% от потребности).
Данные приведены без учета спортивных сооружений, находящихся в частной собственности и ведомственной подчиненности.
Предполагается в течение 2008-2011 годов сооружение в микрорайонах города (на условиях софинансирования с областным бюджетом) 6 закрытых спортивных комплексов.
Комплекс мер по приему и обустройству соотечественников
287. Возможные формы муниципальной поддержки переселенцев:
1) Проезд на всех видах муниципального городского транспорта общего пользования:
- бесплатный проезд пенсионеров по возрасту (мужчины 60 лет, женщины 55 лет и старше) при предъявлении пенсионного удостоверения;
- льготный проезд школьникам в размере 50% от тарифа при предъявлении соответствующего документа;
- льготный проезд студентам высших учебных заведений и учащимся начальных и средних специальных профессиональных учебных заведений в размере 50% от тарифа при предъявлении соответствующего документа.
2) Льгота по оплате услуг муниципальных бань (кроме саун) отдельным категориям граждан:
- бесплатно дети до 7 лет;
- 50% скидка с полной оплаты:
- участники и инвалиды ВОВ;
- инвалиды 1, 2, 3 групп, дети-инвалиды;
- несовершеннолетние узники и награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда".
3) Льготы работникам муниципальных предприятий и учреждений здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, молодежной сферы и спорта в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Калининградской области:
- обслуживание жилья - 50%;
- услуги по вывозу и складированию ТБО - 50%;
- пользование лифтом - 50%.
288. Гуманитарно-благотворительное содействие:
1) благотворительная столовая;
возможность обеспечения ежедневным бесплатным питанием в течение 1-2 месяцев лиц пенсионного возраста и инвалидов (10 человек).
2) медицинская, психологическая, юридическая помощь;
бесплатное обслуживание квалифицированными специалистами.
3) организация отдыха, культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
4) адресная поддержка натуральной помощью (вещи, продукты).
289. Молодежная политика:
1) оказание помощи в трудоустройстве: временном (школьники и студенты) и постоянном (старше 18-ти лет);
2) организация досуга детей и молодежи (через учреждения молодежной сферы: муниципальное учреждение "Калининградский молодежный культурно-досуговый центр "Золотой осьминог", муниципальное учреждение "Объединения подростковых клубов" районов города, муниципальное образовательное учреждение ДО "ДЮСШ по водным видам спорта");
3) привлечение специалистов для работы в подростковых клубах города;
4) Привлечение детей, подростков молодежи к участию в летней оздоровительной кампании: лагеря при подростковых клубах, организация тематических смен в загородных лагерях.
290. Образование и культура:
1) частичное или полное освобождение от оплаты за пребывание ребенка в муниципальном дошкольном образовательном учреждении для льготных категорий родителей; детей-инвалидов; детей, имеющих определенные заболевания; работников дошкольных образовательных учреждений с 1-го по 4-й разряд;
2) частичная компенсация оплаты за жилищно-коммунальные услуги для работников образовательных учреждений;
3) обучение детей в муниципальных детско-юношеских спортивных школах на безвозмездной основе;
4) информирование по вопросам организации воспитания и обучения детей в муниципальных образовательных учреждениях;
5) информирование о наличии вакансий в муниципальных образовательных учреждениях;
6) информирование переселенцев об имеющейся структуре муниципальных учреждений культуры и дополнительного художественного образования детей Калининграда и создание базы данных переселенцев, имеющих специальное образование в сфере культуры и искусства и обратившихся в управление культуры мэрии Калининграда с целью их трудоустройства, возможно силами специалистов управления.
291. Здравоохранение:
1) Оказание бесплатной медицинской помощи:
- первичной медико-санитарной в 10 взрослых и 6 детских поликлиниках;
- стационарной мед. помощи;
- родовспоможение;
- бесплатная стоматологическая помощь.
292. В приложении N 17 Программы приведен расчет финансовых средств на обеспечение мероприятий по реализации Программы.
293. Меры, принимаемые в части социальной поддержки населения, влияющей на качество жизни граждан области, приведены в приложении N 6 Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.