Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Анализ ситуации на рынке труда
Анализ ситуация на рынке труда
92. Геополитическое положение Калининградской области и связанные с этим особенности развития экономического комплекса и областного рынка труда уникальны и для России, и для сопредельных стран. В частности, динамика развития демографических процессов и проблем в сфере занятости населения опережает общие российские тенденции на 5-7 лет.
93. Рынок труда Калининградской области труда в настоящее время представляет собой локальную замкнутую структуру, обособленную от общероссийского рынка труда и имеющую весьма ограниченные трудовые ресурсы. В условиях постоянного изменения внешнеполитической и экономической обстановки такая ситуация провоцирует угрозу перерастания любого локального кризиса до размеров системного. В таблице 11 приведена среднегодовая численность занятых по видам экономической деятельности.
Среднегодовая численность работающих на предприятиях и в организациях по видам экономической деятельности
Таблица 11
(тыс. человек)
N п/п | Наименование | 2003 | 2004 | 2005 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Всего в экономике | 301,1 | 313,7 | 323,0 |
2 | сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
16,5 |
15,4 |
14,7 |
3 | рыболовство и рыбоводство | 1,7 | 1,6 | 1,7 |
4 | добыча полезных ископаемых | 3,2 | 3,5 | 5,5 |
5 | обрабатывающие производства | 50,0 | 51,6 | 52,0 |
6 | производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
11,2 |
11,2 |
12,3 |
7 | строительство | 17,2 | 17,8 | 19,3 |
8 | оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
29,5 |
31,0 |
30,3 |
9 | гостиницы и рестораны | 4,8 | 5,0 | 2,7 |
10 | транспорт и связь | 31,4 | 33,1 | 35,7 |
11 | финансовая деятельность | 4,7 | 5,3 | 5,8 |
12 | операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
21,0 |
23,8 |
28,8 |
13 | государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
31,8 |
35,8 |
38,1 |
14 | образование | 37,1 | 37,0 | 35,9 |
15 | здравоохранение и предоставление социальных услуг |
27,4 |
27,1 |
27,0 |
16 | предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
13,6 |
14,5 |
13,2 |
94. Регистрируемая безработица в последние 5 лет стабильно находится в пределах 8-10 тыс. человек и носит структурный характер. По своим масштабам и формам это фрикционная безработица, составляющая "естественный фон" для экономики с численностью занятых более 420,0 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2006 года в службе занятости населения было зарегистрировано 8444 человек, имеющих официальный статус безработного. Уровень регистрируемой безработицы составлял 1,7% экономически активного населения при среднем периоде продолжительности безработицы в 4,3 месяца. Коэффициент напряженности на рынке труда равнялся 1,1 человек на 1 вакансию. Расчетная численность безработных по методике Международной организации труда с 2003 года держится на уровне 33 тысяч (6,7% экономически активного населения).
95. Из общего числа жителей области (на 01.07.2006 г. их количество составило 937,5 тыс. человек) 498 тысяч относятся к экономически активному населению. В 2005 году произошло сокращение уровня безработицы с 6,5% в 2004 году до 6%. Официальным статусом безработного на 01.08.2006 года пользовались 7737 человек, уровень безработицы составил 1,5%. В августе 2005 года эти показатели составляли 8837 человек и 1,8%, то есть безработица в абсолютном выражении сократилась на 12,4%, что свидетельствует об экономическом росте.
96. Вместе с тем дефицит квалифицированных рабочих кадров становится реальным тормозом экономического развития области. Оторванность рынка труда от общероссийского исключает возможность оперативного использования рабочей силы из других территорий России. Экономика области вынуждена ежегодно привлекать до 10,0 тыс. иностранных рабочих (в т.ч. около 3,0 тыс. по квоте).
97. Рынок труда области ярко характеризует "демографическая нагрузка", отображающая соотношение численности нетрудоспособного и трудоспособного населения области на 1000 постоянно проживающих жителей. Ожидаемые показатели "демографической нагрузки" на сферу занятости представлены на рисунке 9.
"Рисунок 9"
98. Значительной проблемой рынка труда Калининградской области является его разбалансированность с рынком образовательных услуг. Так, при дефиците трудовых ресурсов, из 10,0 тысяч выпускников очных отделений государственных учебных заведений, ежегодно выходящих на рынок труда, 80% молодых специалистов являются управленцами и служащими и только 20% имеют рабочие профессии. Проводимые реформы в этой сфере позволят частично снять остроту проблемы не ранее чем к 2012 году.
99. На территории области отсутствует система подготовки кадров как единая функционирующая система. В настоящее время сосуществуют профессиональные учебные заведения, сохранившие ориентацию на потребности плановой экономики, и быстро развивающиеся коммерческие структуры, делающие бизнес в сфере образования. Несмотря на то, что все учебные заведения фактически работают только на областной рынок труда, они в основном не ориентированы ни на потребности экономики области, ни на трудоустройство своих выпускников. В результате формируются трудовые ресурсы, на 80% состоящие из управленцев высшего и среднего звена и только на 20% - из рабочих. При этом из 3,0 тыс. безработных, ежегодно переобучаемых службой занятости, 2/3 составляет молодежь в возрасте 17-29 лет.
100. При существующей сети учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, готовящей рабочие кадры, возможно увеличение числа обучающихся и студентов в 2 раза. В соответствии с предложенной Министерством образования Калининградской области концепцией реструктуризации этих учреждений будут созданы ресурсные центры с системой филиалов, расположенных в муниципальных школах. Ресурсный центр представляет собой действующее образовательное учреждение профессионального образования, материально-техническая база которого будет использоваться в учебном процессе другими образовательными учреждениями.
101. В трех ведущих вузах региона: Российском государственном университете им. И. Канта, Калининградском государственном техническом университете и Балтийской государственной академии - обучается свыше 60% студентов области. Эти вузы представляют широкий спектр образовательных программ высшего профессионального образования как гуманитарного, так и технического профиля.
102. Согласно прогнозу, к 2020 году на 1 трудоспособного жителя области будет приходиться около 3 нетрудоспособных, в связи с чем необходимо принятие комплекса мер по привлечению на территорию области дополнительных трудовых ресурсов. Расчетные показатели по рынку труда представлены в приложении N 3 Программы.
103. Общая сумма средств, затраченных на реализацию мероприятий активной политики занятости по итогам 2005 года, составила 19,0 миллионов рублей. На организацию социальной поддержки безработных граждан области из федерального бюджета было направлено и израсходовано 108,6 миллионов рублей. Финансирование указанных направлений деятельности можно считать удовлетворительным. Задержек с выплатой пособий и стипендий переобучаемым безработным в области не зафиксировано. С учетом инфляционных издержек, при отсутствии предпосылок к значительным изменениям уровня официальной безработицы суммы, необходимые для финансирования мероприятий активной политики занятости и социальной поддержки безработных граждан, будут расти ежегодно на 6-9%.
Общая характеристика территорий по приему и размещению переселенцев в Калининградской области
104. По своим масштабам процесс сопоставим с темпами заселения территории Восточной Пруссии после 1945 г. На декабрь 1946 г. здесь проживало уже 250 тыс. переселенцев (около 71 тыс. семей из России и Белоруссии).
105. Реальная динамика процесса организованного переселения должна учитывать следующие пропорции по годам (2007-2012 годы): 10 тыс. человек (3 тыс. семей) + 20 тыс. человек (6 тыс. семей) + 40 тыс. человек (12 тыс. семей) + 70 тыс. человек (21 тыс. семей) + 110 тыс. человек (33 тыс. семей) + 50 тыс. человек (15 тыс. семей) = 300 тыс. переселенцев (90 тыс. семей).
106. Выход на уровень 110 тыс. переселенцев в год (т.е. около 33 тыс. семей) к концу пятилетнего срока действия Программы позволит стабильно вывести процесс ресурсного обеспечения растущей экономики области квалифицированными кадрами и создаст реальные предпосылки для выхода из демографического кризиса, решив проблему народонаселения области на долгосрочную перспективу. Указанный уровень объемов ежегодного переселения будет сохранен на период следующего этапа реализации Программы.
107. В целом за время реализации Программы с 2007 по 2012 годы планируется дополнительно создать до 233 300 рабочих мест (2007 год - 23700, 2008 год - 22800, 2009 год - 23800, 2010 год - 50000, 2011 год - 70000, 2012 - 33000).
108. Постановлением Правительства Калининградской области от 26 сентября 2006 года N 700 утверждена Целевая программа Калининградской области "Жилище" на 2006-2010 гг., в рамках которой к концу 2012 года планируется ввести в эксплуатацию 8 млн. м2 жилья.
109. Исходя из заявленной численности участников Программы (85700 человек), семьям которых потребуется жилищное обустройство, социальной нормы жилья - 18 м2/чел. с учетом коэффициента семейственности (3,5), принятого в программе, потребуется 5,4 млн. м общей площади жилья.
110. Кроме того, в ходе реализации Программы предполагается организовать маневренный жилой фонд, предназначенный для целевого использования по временному размещению переселенцев - областные и муниципальные центры временного размещения переселенцев (с соответствующей социальной инфраструктурой). Данные центры позволят решить вопросы временного размещения переселенцев сроком до 3-х месяцев и их регистрации в органах ФМС России по Калининградской области.
111. Одним из основных путей решения жилищной проблемы в рыночных условиях является ипотечное кредитование жилищного строительства.
Программные мероприятия ипотечного жилищного кредитования, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, будут реализовываться в форме предоставления субсидий молодым семьям на приобретение жилья, в том числе на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома. Финансирование программных мероприятий по этому направлению будет проводиться в рамках подпрограммы "О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования в Калининградской области" целевой программы Калининградской области "Жилище" на 2006-2010 годы".
112. По мере развития производственной базы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и строительного комплекса могут быть определены условия по обеспечению жильем добровольных переселенцев.
В приложении N 4 Программы представлены основные сведения о Калининградской области по состоянию на начало 2006 года.
113. Обеспечение области топливно-энергетическими ресурсами до 2006 года почти полностью осуществлялось за счет поставок с территории Российской Федерации (до 90% электроэнергии, 100% газа, угля и нефтепродуктов).
В этих условиях развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК) области является гарантом обеспечения его энергетической безопасности и напрямую влияет на его дальнейшее социально-экономическое развитие.
Электроэнергетика области в основном объединена в энергосистему ОАО "Янтарьэнерго" (дочернее предприятие РАО "ЕЭС России").
114. Связь Калининградской энергосистемы с Литвой осуществляется по трем ВЛ 330 кВ Советск - Клайпеда, Советск - Круонис, Советск - Юрбаркас и трем ВЛ 11О кВ, пропускная способность которых в нормальных режимах оценивается величиной 700 МВт; в отдельных ремонтных и режимных условиях пропускная способность сечения Калининградская область - Литва может быть снижена до 200 МВт.
115. Базовым энергоисточником Калининградской области является Калининградская ТЭЦ-2. В октябре 2005 года осуществлен пуск первого энергоблока станции (установленная электрическая мощность 450 МВт). За I-III квартал 2006 г. электростанцией выработано 1720 млн. кВт.
116. ОАО "Янтарьэнерго" включает в себя электростанции суммарной установленной электрической мощностью 130 МВт. Это ГРЭС-2 в г. Светлом (114,8 МВт), ТЭЦ-5 в г. Гусеве (15,5 МВт), Правдинская ГЭС-3 (1,1 МВт), Озерская ГЭС (0,5 МВт). С 2002 года в Зеленоградском районе эксплуатируется ветроэлектрическая станция общей установленной электрической мощностью 5,1 МВт.
117. Кроме вышеперечисленных генерирующих источников в Калининградской области имеются блок-станции в городах Советске - ТЭЦ-10 (36 МВт, ОАО "Советский ЦБЗ"), Калининграде - ТЭЦ-9 (18 МВт, ЗАО СП "Цепрусс").
118. Общая установленная мощность местных источников электроэнергии составляет 647 МВт, с учетом технической изношенности ряда источников располагаемая мощность не превышает 520 МВт.
119. Динамичное развитие экономики области привело к росту потребления топливно-энергетических ресурсов. Так потребление электроэнергии в области в 2005 году составило 3,58 млрд. кВт.ч (на 12% больше уровня 2001 года), в 2006 году - оценивается на уровне 4 млрд. кВт. ч.
120. К 2010 году планируется завершить строительство второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 и довести электрическую мощность станции до 900 МВт. В случае значительного прироста населения области необходимо рассмотреть вопрос о сооружении к 2015 году третьего энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 (установленная электрическая мощность станции составит 1350 МВт).
121. Газоснабжение области осуществляется природным и сжиженным газом. Потребление природного газа в 2005 году составило 719,5 млн. м3, что на 40% больше уровня 2001 года).
122. Природный газ поступает в Калининградскую область посредством однониточного магистрального газопровода Вильнюс-Калининград и ГРС-1 в городе Калининграде. Протяженность газопровода в пределах области составляет 158,5 км. Мощность газопровода составляет 1270 млн. куб. м газа в год. Вместе с тем для обеспечения области природным газом необходимо в 2007 году довести его поставки до уровня 1500 млн. куб. м.
Кроме того, на Ладушкинском нефтяном месторождении в небольших объемах добывается попутный нефтяной газ (16,7 млн. куб. м в 2005 г.), который подается населению и коммунально-бытовым потребителям города Ладушкина.
Сжиженный газ используется для бытовых нужд населения и частично для автотранспорта. Поставляется в область железнодорожным транспортом.
123. Перспективы развития газообеспечения региона связаны со строительством второго магистрального газопровода в Калининградскую область (мощностью 2,5 - 3,0 млрд. куб. м) и завершением работ по строительству подземного хранилища газа в пос. Романово Зеленоградского района объемом 300 млн. куб. м.
124. Перспективный прогноз развития экономики области предполагает:
1) строительство теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) в районе Балтийска и Светлого суммарной установленной мощностью порядка 500 МВт на пылеугольном топливе с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии;
2) разработку и реализацию проектов Генеральной схемы развития электросетевого комплекса Калининградской области на период до 2010 года и Программы развития электросетевого комплекса на 2007-2010 годы;
3) строительство мини-ТЭЦ с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии в городах области с развитой тепловой инфраструктурой;
4) развитие собственных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии (малые ГЭС, ВЭУ, перевод котельных на местные виды топлива);
5) строительство нефтеперерабатывающего завода.
125. Целью энергетической политики Правительства области является обеспечение энергобезопасности области, надежного энергоснабжения потребителей, максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения.
126. Территория Калининградской области в полной мере обеспечена объектами транспортной инфраструктуры:
1) плотность железных дорог - 40,9 км на 1 тыс. кв. м. территории;
2) плотность автомобильных дорог - 303 км на 1 тыс. кв. м.
127. Услуги местной телефонной связи в Калининградской области оказывают 34 оператора связи. Из общего числа сельских населенных пунктов, по состоянию на 01.07.2006, телефонизировано - 742, остаются не телефонизированными - 336 (31,2%). Количество неудовлетворенных заявлений на установку телефонов на 01.07.2006 года - 13668.
Динамика развития телефонных сетей
Таблица 12
Наименование показателя | Монтированная емкость на |
Прирост числа установленных телефонов с 01.01.2006 по 01.07.2006 |
||
01.01.2006 | 01.07.2006 | |||
в монти- рованной |
в % к числу на |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общая монтированная емкость, в том числе: |
288127 |
290227 |
2100 |
0,73% |
Городские телефонные сети | 265015 | 266871 | 1856 | 0,7% |
Сельские телефонные сети | 23112 | 23356 | 244 | 1,06% |
Количество телефонных номеров на 100 жителей области
Таблица 13
Территория расположения сетей | на 01.01.2006 (номеров) |
на 01.07.2006 (номеров) |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | В среднем по области | 30,20 | 30,39 |
2 | Городские телефонные сети | 35,80 | 36,01 |
3 | Сельские телефонные сети | 10,80 | 10,91 |
128. Для оказания услуг междугородной и международной телефонной связи на территории области используются:
1) МНТС (Международная телефонная станция), принадлежащая ОАО "Ростелеком", лицензия Минсвязи России N 29777, тип АХЕ-10, монтированная емкость - 930 цифровых каналов, задействованная емкость - 725 цифровых каналов;
2) АМТС (Автоматическая междугородняя/внутризоновая телефонная станция), принадлежащая ОАО "Северо-Западный Телеком" (филиал "Электросвязь Калининградской области"), лицензия Минсвязи России N 23225, "Алкател S-12", монтированная емкость - 5400 каналов, задействованная емкость - 3588 каналов связи.
129. Средний объем пропускаемого междугороднего и международного телефонного трафика за месяц составляет для исходящего трафика 7576,075 тыс. мин., для входящего трафика - 5732,094 тыс. мин.
130. Услуги передачи речевой информации оказывают 12 операторов, подвижной радиотелефонной связи (сотовой радиотелефонной связи) - 7 операторов (фактическое число абонентов на 01.07.2006 г - 870693), подвижной радиосвязи - 1 оператор (ЗАО "Кипер Интернешнл") с числом абонентов - 128.
131. Услуги связи для целей эфирного телевещания (по эфирной трансляции телевизионных программ) оказывают 7 операторов, которыми охвачено:
1) программой "Первый канал": городское население - 99,37%, сельское - 87,81%;
2) программой "Россия": городское население - 98,6%, сельское - 85,3%;
3) программами "Первый канал", "Россия", "Россия-Калининград":
- Западные районы области: г. Калининград, Балтийский городской округ, Зеленоградский, Гурьевский, Гвардейский, Багратионовский, Правдинский, Полесский районы - около 100%.
- Восточные районы области: Черняховский, Гусевский, Нестеровский, Славский, Неманский, Краснознаменский, Озерский районы - около 92,3%.
132. Услуги связи для целей эфирного радиовещания (по эфирной трансляции звуковых программ) оказывают 13 операторов связи, для целей кабельного вещания (по трансляции телевизионных программ сети кабельного телевидения) - 11 операторов, для целей проводного радиовещания - 1 оператор связи - ОАО "Северо-Западный Телеком" (филиал "Электросвязь Калининградской области"), во всех населенных пунктах Калининградской области с общей численностью 71581 абонентов (радиоточек), в том числе в сельской местности - 1676.
133. На территории Калининградской области 6 операторов оказывают услуги почтовой связи:
1) ООО "Маер" - лицензия N 31497;
2) ООО "ББВ" - лицензия N 27678;
4) ООО "СПСР-Экспресс" - лицензия N 27284;
5) ЗАО "Сити Рапид" - лицензия N 21184;
6) ОАО "Фрейт Линк" - лицензия N 35123;
7) ФГУП "Почта России" - лицензия N 25577.
134. На территории области находятся 2 подразделения ФГУП "Почта России":
1) филиал "Управление федеральной почтовой связи Калининградской области" (УФПС Калининградской области);
2) "Калининградский магистральный сортировочный центр - обособленное структурное подразделение Главного центра магистральных перевозок почты - филиала ФГУП "Почта России" ("Калининградский МСЦ-ОСП ГЦМПП филиала ФГУП "Почта России").
135. Всего насчитывается 251 объект почтовой связи, в том числе:
1) Филиалы ФГУП "Почта России" - 245 (УФПС Калининградской области - 242 объекта, Калининградский МСЦ - 3 объекта);
2) Операторы почтовой связи негосударственной формы собственности - 6 объектов.
136. Доступ к информационным ресурсам по городам области предоставляют:
1) г. Калининград - 32 оператора;
2) г. Багратионовск - 2 оператора;
3) г. Балтийск - 2 оператора;
4) г. Гвардейск - 2 оператора;
5) г. Гусев - 2 оператора;
6) г. Гурьевск - 4 оператора;
7) г. Зеленоградск - 2 оператора;
8) г. Краснознаменск - 2 оператора;
9) г. Ладушкин - 1 оператор;
10) г. Мамоново - 1 оператор;
11) г. Неман - 2 оператора;
12) г. Нестеров - 1 оператор;
13) г. Озерск - 2 оператора;
14) г. Пионерский - 2 оператора;
15) г. Полесск - 2 оператора;
16) г. Правдинск - 2 оператора;
17) г. Светлогорск - 3 оператора;
18) г. Славск - 2 оператора;
19) г. Советск - 3 оператора;
20) г. Светлый - 2 оператора;
21) г. Черняховск - 2 оператора.
137. На территории области распространены 50 пунктов коллективного доступа (пользования), в том числе 36 в отделениях почтовой связи (программа "Кибер-Почт@").
Оценка потребности в рабочей силе
138. В результате активного развития малого и среднего бизнеса и реализации крупных инвестиционных проектов в настоящее время в области наблюдается резкий скачок экономического роста. Однако внутриобластная миграция не может обеспечить растущие потребности экономики, вследствие чего в области существует устойчиво растущий спрос на рабочую силу. Динамика соответствующего показателя в течение последних 5 лет имеет стабильный ежегодный рост в 12-15%. В 2005 году объем официально заявленных работодателями вакансий составил свыше 42 тысяч мест, из которых около 77% приходится на долю рабочих профессий.
139. Профессиональная структура свободных рабочих мест в течение нескольких лет остается стабильной. Наиболее распространенными вакансиями для мужчин являются: рабочие профессии строительных специальностей, водители всех категорий (особенно на международных перевозках), газосварщики, электросварщики, рабочие-станочники и другие квалифицированные рабочие профессии. Вакансии, предлагаемые для женщин, связаны в основном со сферой услуг и торговли, неквалифицированным трудом и со специальностями в низкооплачиваемой бюджетной сфере (медицина и образование). В сельском хозяйстве из-за крайне низкой оплаты труда невостребованными остаются вакансии: механизаторов, животноводов, трактористов и т.д.
140. Оторванность рынка труда области от общероссийского исключает возможность оперативного использования рабочей силы из других регионов России. Калининградская область находится на значительном удалении от основных регионов, дающих трудовые ресурсы для внутренней миграции. Исходя из этого, экономика области вынуждена активно привлекать рабочую силу из-за рубежа.
141. Вместе с тем приток мигрантов не решает проблемы рынка труда Калининградской области, так как его объем составляет 2% от общего числа занятого населения. Ежегодно область принимает до 10 тыс. иностранных работников, из которых до 3 тысяч привлекается в счет квоты. За счет растущего спроса развивающихся отраслей число иностранцев, легально привлекаемых в экономику области, ежегодно увеличивается на 5-7%. 52% из числа иностранных работников прибывают из стран СНГ, 48% - из стран с визовым режимом въезда (Литвы, Польши и т.д.). При этом основная масса иностранной рабочей силы традиционно востребована в западных районах области (до 95%).
142. Привлечение и использование иностранной рабочей силы в области обусловлено тем, что при всей остроте проблемы занятости область испытывает потребность в рабочей силе. По состоянию на 01.01.2005 года коэффициент напряженности на рынке труда составлял 1,1. В 2007 году его величина составила 0,8. При современном состоянии и темпах развития экономики области с каждым годом привлекается все большее число иностранных работников. Структура спроса на рабочую силу в области такова, что 80% свободных мест приходится на квалифицированную рабочую силу.
143. Таким образом, наиболее перспективными для замещения переселенцами из числа соотечественников являются отрасли и профессии с наибольшим числом привлекаемых иностранных граждан:
1) строительство - инженеры, прорабы, каменщики, бетонщики, отделочники, сварщики и прочие квалифицированные рабочие;
2) дорожное строительство - мастера, монтажники трубопроводов, машинисты всех видов автотехники и т.д.;
3) транспорт - водители-экспедиторы международных перевозок;
4) судостроение - сборщики корпусов, трубопроводчики судовые, слесари-судоремонтники, механики;
5) общественное питание - повара 4-6 разрядов и шеф-повара, бармены, официанты;
6) нефтяная промышленность - мастера, мотористы, операторы и т.д.;
7) обувная промышленность - технологи, наладчики оборудования, рабочие по сборке и пошиву обуви.
144. По результатам мониторинга рынка труда кадровыми агентствами Калининградской области в течение 2006 года наиболее востребованными специальностями являлись:
1) продавцы;
2) рабочие промышленных специальностей (слесари, токари, электрики, электрогазосварщики);
3) рабочие строительных специальностей (отделочники, каменщики, монтажники);
4) грузчики, кладовщики;
5) работники предприятий сферы обслуживания и питания (официанты, бармены, повара 3-4 разряда, кухонные рабочие);
6) водители автомобилей категорий C, D, E.
145. Особо остро ощущается нехватка выпускников профессиональных училищ рабочих и строительных специальностей. Слесарями, токарями, плотниками, электрогазосварщиками работают преимущественно люди предпенсионного и пенсионного возраста.
146. В то же время отмечается переизбыток водителей категории В, охранников без лицензий; выпускников высших и средне-специальных заведений по специальностям "Менеджмент", "Маркетинг", "Гостиничный сервис и туризм", выпускников филологических факультетов с иностранными языками.
147. Мониторинг уровня заработной платы работников некоторых специальностей приведен в таблице 14.
Мониторинг уровня заработной платы работников некоторых специальностей
Таблица 14
N | Наименование должности | Заработная плата, в рублях |
Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Каменщик | 15000-30000 | в зависимости от времени года |
2 | Отделочник | 800-1000 в день | в зависимости от времени года |
3 | Электромонтажник | от 15000 | |
4 | Электрогазосварщик | от 15000 | |
5 | Сантехник | 12000-17000 | |
6 | Рабочий | от 400 в день | |
7 | Грузчик | 7000-10000 | |
8 | Прораб | 15000-30000 | в зависимости от объема работ |
9 | Маляр | от 15000 | |
10 | Бетонщик | 12000-15000 | |
11 | Водитель-экспедитор, кат. С |
10000-17000 |
|
12 | Водитель | до 25000 | в сезон |
13 | Охранник с лицензией | 8000-11000 | в зависимости от графика работ |
14 | Кладовщик | 8000-12000 | |
15 | Продавец | 8000-12000 |
148. В приложении 10 приведена информация о наличии свободных мест (вакантных должностей) в организациях г. Калининграда и уровне заработной платы, по состоянию на начало августа 2006 года, представленная службой занятости населения по Калининградской области (всего - 8209 вакансий). Представленный перечень содержит данные о 66% вакансий, заявленных работодателями Калининградской области.
149. Таким образом, необходимость привлечения на указанные рабочие места соотечественников, проживающих за рубежом, обосновывается стабильным отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на внутреннем рынке труда (в т.ч. с учетом возможности переобучения безработных и внутриобластной трудовой миграции населения).
Здравоохранение
150. В приложении N 11 Программы представлены данные о вакантных должностях в лечебно-профилактических учреждениях Калининградской области (по состоянию на 01.08.2006 года).
Учреждения культуры
151. Потребность в рабочей силе учреждений культуры Калининградской области на 2007-2012 годы приведена в таблице 15.
Потребность в рабочей силе учреждений культуры Калининградской области
Таблица 15
N п/п | Год | Количество вакансий | |
Библиотечные работники |
Работники досуговых учреждений (домов культуры, клубов) |
||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 2007 | 20 | 13 |
2 | 2008 | 40 | 25 |
3 | 2009 | 80 | 50 |
4 | 2010 | 140 | 87 |
5 | 2011 | 220 | 137 |
6 | 2012 | 100 | 63 |
152. В настоящее время имеется 115 вакансий в областных учреждениях культуры (Калининградский областной колледж культуры и искусства, Калининградский областной музей янтаря, Калининградский областной музей "Художественная галерея", Калининградский областной оркестр русских народных инструментов, Государственный архив Калининградской области, Калининградская областная филармония, Калининградский областной драматический театр).
Строительный комплекс
153. В 2006 году в строительном комплексе Калининградской области задействовано 48 тыс. человек. В настоящее время потребность в рабочих строительных специальностях составляет около 10 тыс. человек. Среднемесячная заработная плата в строительной отрасли составляет 7861 руб. Требуемое число рабочих строительных специальностей по годам приведено в таблице 16.
Потребность в рабочих строительных специальностях
Таблица 16
N | Наименование профессий | Потребность в рабочих (тыс. чел.) |
1 | 2 | 3 |
1 | Всего, в том числе по специальностям: | 10 |
2 | Мастер общестроительных работ (каменщик) | 1,2 |
3 | Мастер общестроительных работ (штукатур) | 1,3 |
4 | Мастер общестроительных работ (маляр) | 1,2 |
5 | Бетонщик | 1,0 |
6 | Формовщик | 1,0 |
7 | Арматурщик | 1,0 |
8 | Мастер столярно-плотничных работ | 0,4 |
9 | Облицовщик - плиточник | 0,5 |
10 | Машинист крана | 0,2 |
11 | Кровельщик | 0,5 |
12 | Стропальщик | 0,3 |
13 | Слесарь | 0,3 |
14 | Газоэлектросварщик | 0,6 |
15 | Водители | 0,5 |
154. До 2010 года в Калининградской области потребность в притоке рабочей силы в строительный комплекс по предварительной оценке составит до 80 тыс. человек, при этом предполагается, что в 2010 году в строительном комплексе будет задействовано - 120 тыс. человек.
155. Подготовку квалифицированных кадров для строительной отрасли осуществляют следующие учебные заведения:
1) Калининградский государственный технический университет (инженерно-строительное отделение) - 250 человек;
2) Калининградский государственный колледж градостроительства - 1400 человек;
3) профессиональные училища - 2000 человек.
156. Вместе с тем количество специалистов, выпускаемых учебными заведениями области для строительной отрасли, не удовлетворяет потребности в рабочей силе (таблица 17).
Потребность в рабочей силе на период 2007-2012 годов по строительному комплексу
Таблица 17
N п/п | Наименование профессий | Потребность рабочих (тыс. чел.), в том числе по годам |
|||||
2007 г |
2008 г |
2009 г |
2010 г |
2011 г. |
2012 г. |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Мастер общестроительных работ (каменщик) |
2,4 |
1,2 |
1,8 |
3,0 |
1 |
1,2 |
2 | Мастер общестроительных работ (штукатур) |
2,6 |
1,3 |
1,95 |
3,25 |
1 |
1,3 |
3 | Мастер общестроительных работ (маляр) |
2,4 |
1,2 |
1,8 |
3,0 |
1,5 |
1,2 |
4 | Бетонщик | 2,0 | 1,0 | 1,5 | 2,5 | 2 | 1,0 |
5 | Формовщик | 2,0 | 1,0 | 1,5 | 2,5 | 0,5 | 1,0 |
6 | Арматурщик | 2,0 | 1,0 | 1,5 | 2,5 | 0,5 | 1,0 |
7 | Мастер столярно-плотничных работ |
0,8 |
0,4 |
0,6 |
1,0 |
1 |
0,4 |
8 | Облицовщик - плиточник | 1,0 | 0,5 | 0,75 | 1,25 | 0,3 | 0,5 |
9 | Машинист крана | 0,4 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,1 | 0,2 |
10 | Кровельщик | 1,0 | 0,5 | 0,75 | 1,25 | 0,5 | 0,5 |
11 | Стропальщик | 0,6 | 0,3 | 0,45 | 0,75 | 0,1 | 0,3 |
12 | Слесарь | 0,6 | 0,3 | 0,45 | 0,75 | 0,2 | 0,3 |
13 | Газоэлектросварщик | 1,2 | 0,6 | 0,8 | 1,5 | 0,5 | 0,6 |
14 | Водители | 1,0 | 0,5 | 0,75 | 1,25 | 1 | 0,5 |
15 | Операторы, машинисты котельных установок |
0,29 |
0,26 |
0,24 |
0,22 |
0,20 |
0,18 |
16 | Слесари (газового хозяйства, КИПиА, теплосетей, по ремонту автомобилей и т.п. |
0,13 |
0,14 |
0,150 |
0,16 |
0,17 |
0,18 |
17 | Лифтеры, электромеханики по лифтам |
0,08 |
0,08 |
0,08 |
0,08 |
0,08 |
0,08 |
18 | Машинист компрессорной установки |
0,08 |
0,09 |
0,10 |
0,11 |
0,13 |
0,15 |
19 | Машинист технологических насосов |
0,08 |
0,11 |
0,15 |
0,21 |
0,29 |
0,40 |
Образование
157. По состоянию на начало 2007 года, в образовательных учреждениях Калининградской области имеется 835 вакантных должностей:
1) руководители - 4;
2) учителя - 360;
3) воспитатели детских дошкольных учреждений - 169;
4) мастера производственного обучения, преподаватели учреждений системы начального профессионального образования - 283;
5) преподаватели учреждений среднего специального образования - 19.
Сельское хозяйство и рыболовство
158. В приложении N 12 Программы приведена потребность в трудовых ресурсах в отраслях сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области на 2007-2012 годы, которая составит 11684 человека.
159. В приложении N 13 Программы приведена потребность в трудовых ресурсах для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе Калининградской области.
Промышленность, малое предпринимательство, торговля и общественное питание, туризм
160. В приложении N 14 Программы приведена потребность в трудовых ресурсах рабочих и иных специальностей предприятий обрабатывающих производств и сферы услуг.
161. Прогноз численности занятых в сфере потребительского рынка к 2012 году основан на предполагаемом росте оборота до 132 млрд. рублей, в том числе по отраслям:
1) розничная торговля - 90 млрд. рублей;
2) общественное питание - 6 млрд. рублей;
3) платные услуги населению - 36 млрд. рублей.
162. Потребность в трудовых ресурсах в сфере потребительского рынка будет формироваться в основном за счет специальностей, не требующих высокой квалификации.
163. Ориентировочная потребность в трудовых ресурсах получена на основе существующих статистических данных по численности занятых на крупных и средних предприятиях, предприятиях малого предпринимательства и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Рост численности прогнозируется с учетом планируемых объемов оборота, производительности труда и ростом переселенческого притока соотечественников.
164. В приложении N 15 Программы приведена потребность в трудовых ресурсах для реализации инвестиционных проектов в промышленности Калининградской области.
Предприятия топливно-энергетического комплекса, транспортного комплекса, дорожного хозяйства, предприятия связи
165. Вопросы формирования кадрового резерва и формирование кадровой политики предприятия топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК) решают самостоятельно.
Специалисты, работающие в сфере ТЭК, должны, как минимум, иметь среднее специальное образование. Это связано со сложностью эксплуатируемого оборудования и необходимостью получения специального допуска для работы на энергетических объектах.
Подготовку кадров среднего профессионального образования для предприятий ТЭК области осуществляют: Калининградский строительный колледж, Калининградский технический колледж, Калининградский рыбопромышленный колледж.
166. Кроме того, подготовку высшего профессионального звена по специальностям "Электрические станции", "Тепловые станции", "Тепло - газоснабжение и вентиляция" осуществляет Калининградский государственный технический университет (КГТУ).
167. На предприятии ФГУП "Калининградгазификация" организован специальный учебный пункт для дополнительной подготовки и переподготовки работников и присвоения им квалификационных разрядов.
В соответствии с договором между ОАО "Янтарьэнерго", ОАО "Калининградская ТЭЦ-2" и КГТУ действует система повышения квалификации кадрового состава по соответствующим специальностям.
168. В КГТУ открыта также трехгодичная очно-заочная форма обучения для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, по вышеуказанным специальностям. При этом обучение ведется на платной основе с привлечением средств заинтересованных предприятий отрасли.
169. В сфере транспортного комплекса и дорожного хозяйства отсутствует потребность в постоянной рабочей силе вследствие стагнации темпов роста объемов работ.
Для выполнения отдельных подрядов привлекаются работники из других городов, а также специализированные иногородние предприятия.
При реализации инвестиционных проектов планируется покрывать дефицит персонала за счет его переобучения, а также в связи с высвобождением на других предприятиях из-за повышения производительности труда.
Общие схема и механизм организации процесса добровольного переселения в Калининградскую область. Оценка возможностей Калининградской области по приему и обустройству переселенцев
170. Общая схема организации процесса добровольного переселения в Калининградскую область выглядит следующим образом (без учета Федеральной миграционной службы Российской Федерации):
1) Правительство области, исходя из стратегической концепции развития области, определяет наиболее привлекательные отрасли, которые могут обеспечить устойчивое развитие всей области и отдельных территорий переселения;
2) создается структура для управления и контроля за организованным переселением соотечественников, согласования количественных и качественных характеристик привлекаемой рабочей силы;
3) выделяется маневренный жилой фонд, на базе которого создается Центр временного размещения, имеющий необходимую инфраструктуру для временного приема и размещения мигрантов, прибывающих на конкретные рабочие места (работает по прямым договорам с работодателями на принципах самоокупаемости);
4) работодатель строит свои отношения с привлекаемой рабочей силой на контрактной основе, позволяющей в случае согласия сторон по истечении определенного времени обеспечить постоянное проживание переселенцев, их вхождение в систему ипотеки, кредитования и т.д.;
5) местные органы власти обеспечивают социальную поддержку участников Программы и членов их семей до признания их гражданами Российской Федерации (ежемесячное пособие на детей; ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным; доплата к пенсии малообеспеченным пенсионерам до 2000 рублей; пособия детям погибших при исполнении воинского долга; пособие семьям военнослужащих, погибших при исполнении долга в локальных конфликтах; выплата Героям Российской Федерации и Героям Советского Союза или их семьям и т.д.);
6) местные органы власти обеспечивают социальную поддержку льготным категориям граждан из числа переселенцев в рамках своих полномочий.
171. Упрощенная схема:
1) создание рабочего места;
2) использование местных трудовых ресурсов;
3) создание социально-бытовых условий для переселенцев;
4) организация набора кадров за пределами области;
5) переселение рабочей силы по контракту.
172. Механизм участия (в том числе - объемы и порядок софинансирования) и ответственность сторон (работодателей, Правительства области, Правительства Российской Федерации и территориальных структур федеральных органов власти) определяется настоящей Программой и Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
173. В целях создания привлекательных условий для переселенцев и регулируемого расселения их по территории области предлагается осуществить субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам за счет предприятий инвесторов, приглашающих рабочую силу. За счет средств бюджета планируется финансировать создание инженерной и социальной инфраструктуры в депрессивных муниципальных образованиях.
174. В рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предлагается создать (на базе неиспользованных военных городков) центры временного размещения мигрантов, где они будут обеспечиваться временным жильем на срок до трех месяцев и будет производиться их профессиональная переподготовка и трудоустройство, а также необходимые карантинные и проверочные мероприятия. Данные центры позволят обеспечить проживание прибывших в область переселенцев (до 2000 чел.) в течение ограниченного периода времени, необходимого для оформления документов, решения жилищных проблем и трудоустройства. Строительство и содержание центров осуществляется за счет областного бюджета (100%).
175. Одним из приемлемых (малозатратных) вариантов реализации данного проекта может стать использование базы бывшего учебного центра Пограничного управления ФСБ России (военный городок N 8 в г. Озерске), имущественный комплекс которого включает:
1) 3 казармы на 1000 мест;
2) административный корпус;
3) здание клуба;
4) медицинский блок и спортивный зал;
5) пищеблок со столовой;
6) банно-прачечный комплекс;
7) котельную, работающую на мазуте (капитальный ремонт произведен в 2005 году);
6) производственный корпус с оборудованными мастерскими (слесарной, токарной, столярной и швейной);
7) склады;
8) спортивный комплекс (футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, гимнастический городок);
9) теплицу на 0,5 га;
10) пруды, пригодные для рыбоводства.
Перечисленные здания и оборудование поддерживаются в удовлетворительном рабочем состоянии.
176. Кроме того, в пос. Нивенское Багратионовского района также планируется создание центра временного размещения переселенцев на базе военного городка "Северный". Высвобождаемое военное имущество представляет собой комплекс из 6 строений жилищного, медицинского и социально-бытового назначения. Указанный городок позволит первоначально разместить около 350 человек, в перспективе 800.
177. В целом общая сумма затрат по созданию центров временного размещения на территории Калининградской области составит в период 2007-2009 годы 360,5 млн. руб.
Образование
178. В связи с падением рождаемости в предыдущие годы, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях области. Более 60% классов в общеобразовательных школах наполняемостью ниже установленного норматива. Привлечение переселенцев в область даст возможность увеличить наполняемость классов в школах, что в свою очередь позволит сэкономить бюджетные средства на содержание учреждений.
179. В связи с этим, в целом по области для детей переселенцев могут быть предоставлены 19322 места в 194 общеобразовательных учреждениях, из них 3937 в городе Калининграде в 16 школах.
180. Предусмотрено# строительство новых детских садов, а также ремонт и реконструкция имеющихся на общую сумму 2082,50 млн. рублей, в том числе из областного бюджета 1331,75 млн. рублей. Это позволит ввести 4910 дополнительных мест в детских садах области.
181. Официальный сервисный центр для переселенцев может быть создан в Российском государственном университете им. И. Канта (далее РГУ им. И.Канта) на базе имеющегося Центра экспертизы иностранных документов об образовании (ЦЭИДО). Центр создан приказом ректора РГУ им. Канта от 06.06.2005 года N 355. Полномочия Центра определены Договором между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и РГУ им. И. Канта от 04.05.2005 года N 135.
182. ЦЭИДО принимает на экспертизу иностранные документы об образовании для установления эквивалентности следующим российским документам: аттестату о среднем (полном) общем образовании, диплому о начальном профессиональном образовании, диплому о среднем профессиональном образовании, академической справке о неполном высшем образовании, диплому о высшем послевузовском образовании (в случае продолжения обучения в вузах России). Специалисты Центра прошли соответствующую подготовку и имеют подтверждающие документы (сертификаты). Центр собирает и анализирует документы, готовит справку и проект свидетельства об эквивалентности, которое подписывается заместителем руководителя Рособрнадзора.
(Справочно: за год работы Центром рассмотрено более 100 обращений граждан, выдано 15 свидетельств об эквивалентности).
183. В рамках реализации Государственной программы мероприятия по определению уровня владения мигрантами русским языком возможно возложить на Российский государственный университет им. И. Канта.
184. Полномочия и право РГУ им. И. Канта по проведению тестирования определены приказом Министерства образования Российской Федерации от 20 июня 2003 года N 2606. На основании данного приказа заключен договор о проведении тестирования между Головным центром тестирования в г. Москве и РГУ им. И. Канта от 25 сентября 2003 года N 105Г. Отдел тестирования Центра русского языка РГУ им. И. Канта осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с Головным центром и Управлением ФМС по Калининградской области.
185. За время работы в тестировании приняли участие 117 человек, успешно выдержали его и получили соответствующий сертификат, необходимый для получения российского гражданства, 86 человек.
Социальное обслуживание населения
186. В настоящее время в области функционируют 13 стационарных учреждений социального обслуживания. Количество проживающих в стационарных учреждениях планируется увеличить до 2025 человек. Официально установленный федеральный норматив обеспеченности местами в домах-интернатах - 30,0 на 10000 человек населения. В Калининградской области этот показатель составляет 22,5 места. Учитывая миграционный приток (300 тысяч человек до 2012 года), в регионе необходимо дополнительно открыть не менее 1,5 тыс. мест.
Здравоохранение
187. Предоставление переселенцам социального пакета в сфере здравоохранения (профилактика заболеваний, оказание скорой и плановой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, диспансерное наблюдение, обязательное медицинское страхование и др.) будет осуществляться на общих основаниях, с соблюдением федеральных стандартов оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
188. На территории Калининградской области сложилась достаточная обеспеченность лечебно-профилактическими учреждениями и составляет в среднем по области 189,7 на 10000 человек. В каждом муниципальном образовании области имеется центральная районная (городская) больница. Кроме того, в структуру сети учреждений здравоохранения в районах входят врачебные амбулатории, участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты.
Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
189. На территории Калининградской области осуществляет деятельность региональный оператор ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" некоммерческая организация "Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области". Данная организация развивает систему ипотечного кредитования на территории Калининградской области.
190. В соответствии с Соглашением от 28 июня 2006 года, уполномоченным органом по предоставлению субсидий молодыми семьям путем ипотечного жилищного кредитования при приобретении или строительстве жилья является Калининградское подразделение Сбербанка России.
191. Ориентировочные цены за 1 м2 жилья в некоторых муниципальных образованиях Калининградской области приведены ниже в таблице 18 (по состоянию на 1-е полугодие 2006 года).
Ориентировочная стоимость 1 м2 жилья в некоторых муниципальных образованиях Калининградской области (экспертная оценка)
Таблица 18
в рублях
N п/п | Муниципальное образование | В новостройках | Вторичный фонд |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Городской округ "Город Калининград" | 35400 | 28000 |
2 | Советский городской округ | 22400 | 16800 |
3 | Неманский городской округ | 11200 | 6200 |
4 | Балтийский городской округ | ... | 18200 |
5 | Черняховский городской округ | ... | 15000 |
6 | Гвардейский городской округ | ... | 16800 |
7 | Светлогорский городской округ | 40000 | 23000 |
8 | Зеленоградский район | 28000 | 20000 |
Комплекс мер по приему и обустройству соотечественников
Образование
Предоставление услуг в сфере образования
192. Обучение иностранных граждан, соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья осуществляется на базе Российского государственного университета им. И. Канта.
193. Ежегодно Федеральным агентством по образованию Российской Федерации на основании межправительственных соглашений РГУ им. И. Канта выделяются дополнительные места для обучения на бюджетной основе лиц (преимущественно, соотечественников) из стран ближнего зарубежья (Литвы, Латвии, Эстонии, Узбекистана, Таджикистана и др.). В 2006 году было выделено 30 мест. Кроме того, на основании договоров о целевой подготовке между РГУ им. И. Канта и органами государственной и муниципальной власти возможно выделение целевых мест для приема в РГУ им. И. Канта граждан из числа мигрантов при соблюдении законодательства (например, претендовать на бюджетное обучение могут лица, имеющие российское гражданство и/или постоянно проживающие на ее территории и пр.).
Организация подготовки и повышения квалификации мигрантов на период 2006-2012 гг.
194. Подготовка может осуществляться на базе ведущих ВУЗов г. Калининграда, а именно: в Калининградском государственном техническом университете, в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота и в РГУ им. И. Канта в зависимости от специализации и направленности подготовки.
195. Калининградский государственный технический университет. В Калининградском государственном техническом университете (далее КГТУ) ведется подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием по 40 направлениям и специальностям, 50% из них являются профильными для рыбной промышленности и хозяйства, остальные имеют областную направленность.
196. Факультеты:
1) биоресурсов и природопользования;
2) промышленного рыболовства;
3) механико-технологический;
4) судостроения и энергетики;
5) автоматизации производства и управления;
6) экономический (включая Институт экономики и менеджмента);
7) гуманитарной подготовки;
8) фундаментальной подготовки (с центром довузовской подготовки);
9) повышения квалификации специалистов.
197. Кроме того, функционируют такие структуры, как деканат по работе с иностранными студентами (в том числе, подготовительное отделение для иностранных граждан), учебно-методическое объединение по образованию в области рыбного хозяйства, отдел аспирантуры и докторантуры и некоторые другие.
198. Балтийская государственная академия. В состав Балтийской государственной академии (далее БГА) в качестве структурных подразделений входят: институт повышения квалификации; институт профессиональной педагогики; факультеты по направлениям подготовки специалистов и кафедры по отраслям знаний; административно-управленческие и научно-исследовательские подразделения; учебно-диагностический центр автотранспорта (УДДА); учебно-сервисный центр автотранспорта (УСЦА); центр контроля технического состояния транспортных средств (ЦКТС); учебное парусное судно "Крузенштерн"; подразделения социальной инфраструктуры.
199. В состав института повышения квалификации входят: кафедра безопасности мореплавания, включающая в себя береговой учебно-тренажерный центр "Балтийский морской тренажерный центр"; курсы дополнительной подготовки морских специалистов; центр автомобильного транспорта; центр инженерной педагогики.
200. Факультеты:
1) судоводительский;
2) судомеханический;
3) автомобильного транспорта;
4) радиотехнический;
5) экономический;
6) заочный (на заочном факультете функционирует центр дистанционного образования, реализующий технологии дистанционного обучения по указанным специальностям).
7) факультет довузовской подготовки, осуществляющий подготовку абитуриентов к поступлению в БГА.
201. РГУ им. И. Канта. Университет предлагает свыше 40 специальностей и направлений подготовки, а также более 200 образовательных программ в сфере высшего профессионального, послевузовского дополнительного и довузовского образования. К классическим специальностям за последние годы добавились специальности и специализации прикладного характера, ориентированные на потребности современного общества и областного рынка труда: прикладная математика и информатика, математическое обеспечение и администрирование информационных систем, гео- и биоэкология, медицинская химия, социально-культурный сервис и туризм, маркетинг, финансы и кредит, политология, журналистика, польский язык и литература, автосервис, сервис электроники, организация перевозок и управление на транспорте, телекоммуникации, перевод.
202. РГУ им. И. Канта осуществляет подготовку бакалавров в сфере высшего профессионального образования:
1) телекоммуникации;
2) филология;
3) юриспруденция;
4) искусства и гуманитарные науки;
5) экономика;
6) педагогика с нормативным сроком обучения 4 года по очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования.
203. В сфере дополнительного профессионального образования на базе высшего и среднего профессионального образования: программы повышения квалификации - со сроком обучения от 72 до 500 часов, профессиональной переподготовки - со сроком обучения свыше 500 часов с отрывом, без отрыва и частичным отрывом от работы по основным профессиональным образовательным программам университета.
По программам подготовки к поступлению в вуз со сроком обучения до 2 лет на базе основного общего образования.
Социальное обслуживание населения
204. Для создания благоприятных условий по приему переселенцев, требующих социальной защиты, необходимо создать развитую сеть реабилитационных структур, включающую в себя центры, отделения при домах-интернатах, поликлиниках, кабинеты при комплексных учреждениях социального обслуживания населения, обеспечивающих реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе (таблица 19).
Таблица 19
Наименование реабилитационных структур | Планируемое количество по годам | ||
2006 | 2007-2010 | 2011-2012 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Реабилитационные центры | 2 | 4 | 7 |
Отделения реабилитации при домах интернатах# |
5 |
10 |
15 |
Кабинеты реабилитации при комплексных центрах социального обслуживания населения |
- |
22 |
- |
Итого: | 7 | 36 | 22 |
205. В целях полного охвата транспортной сетью территории области для обслуживания инвалидов планируется в ближайшие пять лет создать службы "Социальное такси" в каждом муниципальном образовании.
206. Реализация указанных мер позволит развить и укрепить материально-техническую базу реабилитационных учреждений в области, увеличить число инвалидов, ежегодно возвращающихся к трудовой, общественной и бытовой деятельности, улучшить качество их жизни, обеспечить сокращение общей численности инвалидов.
207. Кроме того, в ходе реализации Программы предполагается организовать маневренный жилой фонд, предназначенный для целевого использования по временному размещению переселенцев - областные Центры временного размещения переселенцев (с соответствующей социальной инфраструктурой). Предполагается, что для решения поставленных задач в полном объеме может понадобиться сеть аналогичных центров, расположенных в наиболее привлекательных с точки зрения развития экономики муниципальных образованиях области. Это позволит инвесторам решить проблемы временного размещения привлекаемой рабочей силы до того, как программы жилищного и ипотечного строительства и развития социальной инфраструктуры заработают в полную силу. В последствии услугами центров смогут воспользоваться работодатели, для которых развертывание самостоятельной жилищной программы экономически нецелесообразно (сфера инноваций, образования, высокотехнологичных производств, малого бизнеса и т.д.).
208. Содержание обслуживающего персонала центров возможно за счет средств областного бюджета при условии оплаты коммунально-бытовых услуг, электроэнергии и газоснабжения за счет проживающих в них переселенцев и работодателей.
209. Действие Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, пенсионное обеспечение граждан, прибывших из бывших республик СССР, осуществляется в соответствии с нормами международных договоров.
210. Наряду с ежемесячными пенсионными выплатами получателям предоставляется набор социальных услуг. В набор социальных услуг включаются:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
2) бесплатный проезд на пригородном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
211. Финансирование пенсий и ежемесячных выплат осуществляется из средств федерального бюджета и средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а также частично из областного бюджета в соответствии с заявленной потребностью по фактическому пребыванию переселенцев и назначению им пенсионного обеспечения.
Здравоохранение
212. Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 закреплено право граждан на охрану здоровья, определены виды медицинской помощи и источники финансирования.
213. В рамках ежегодно утверждаемой Правительством Калининградской области Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области медицинской помощи соотечественникам, прибывающим на территорию Калининградской области, будут бесплатно предоставляться медицинские услуги:
1) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;
2) амбулаторно-поликлиническая помощь, оказываемая участковыми врачами, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами и средним медицинским персоналом (фельдшером, медицинской сестрой), включая мероприятия по профилактике (в том числе по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров и диспансерного наблюдения населения), диагностике (в том числе в диагностических центрах) и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах всех типов;
3) стационарная помощь:
- при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
- при плановой госпитализации с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях;
- при патологии беременности, родах и абортах;
- в период новорожденности.
214. При оказании скорой медицинской помощи, стационарной медицинской помощи и медицинской помощи в дневных стационарах всех типов переселенцам будет предоставляться бесплатная лекарственная помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Калининградской области.
215. В рамках целевой программы Калининградской области "Физическая культура и спорт - для всех" на 2007-2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 20 декабря 2006 года N 968, планируется широкий спектр мероприятий по обеспечению доступа граждан, в том числе переселенцев, к спортивным сооружениям и занятию физической культурой и спортом.
216. Финансовое обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
217. Оказание первичной медико-санитарной помощи может также финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
218. Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи осуществляется за счет средств областного бюджета.
219. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) осуществляется за счет средств областного бюджета.
220. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими организациями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации.
221. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации.
Предприятия топливно-энергетического комплекса, транспортного комплекса, дорожного хозяйства, предприятия связи
222. В качестве комплекса мер предусматривается обеспечение транспортными услугами пассажирского транспорта общего пользования (внутригородские и пригородные перевозки) и услугами связи (полный спектр) с учетом развития соответствующей инфраструктуры.
223. Предприятия топливно-энергетического комплекса, транспортного комплекса, дорожного хозяйства, предприятия связи напрямую не несут дополнительных затрат, связанных с приемом участников программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.