Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 14. Краснознаменский городской округ
639. За последние десять лет миграционный отток населения из муниципального образования "Краснознаменский городской округ" составил в общей сложности около четырех тысяч человек. Особенно весомые потери понесли сельские округа, которые за этот период потеряли две с половиной тысячи человек. Уезжают, как правило, лица наиболее дееспособных в экономическом и репродуктивном отношении возрастов. Подобная ситуация разрушает демографический и трудовой потенциал, создаваемый на протяжении десятилетий. Миграционные процессы, происходящие в Краснознаменском округе, тесным образом связаны с ситуацией на рынке труда, определяя величину и структуру спроса и предложения рабочей силы. Отмечается противоречивая ситуация - с одной стороны - безработица, с другой - наличие свободных мест.
640. Основой проекта переселения соотечественников в Краснознаменский городской округ является политика содействия соотечественникам способным сформировать в муниципалитете постоянный социум. При создании благоприятных социальных условий, на территории округа можно принять 4,75 тысячи мигрантов.
Общая характеристика территории вселения
641. Муниципальное образование "Краснознаменский городской округ" находится на северо-восточной окраине Калининградской области. Около 100 км составляет граница с Литовской Республикой по рекам Неман и Шешупе. Муниципальное образование "Краснознаменский городской округ" связано с городами области развитой автодорожной сетью. Имеется двусторонний автомобильный пункт пропуска Пограничное - Рамонишкяй.
642. Территория округа составляет 128 тыс. га: сельскохозяйственных угодий - 62 тыс. га, 32,7 тыс. га занимают леса.
643. Недра округа богаты нефтью, высококачественными глинами, торфом, песчано-гравийной смесью, минеральной водой. По территории округа проходит газовая магистраль.
644. Экономика муниципального образования представлена 234 организациями, в т.ч. 65 организациями муниципальной формы собственности. Промышленность округа представлена предприятиями: ООО "Сыроварня Лазденен" (переработка молока), ООО международная компания "Техником" (добыча и переработка торфа), ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" и ОАО "Калининграднефть" осуществляют поисково-эксплуатационное бурение нефтяных месторождений.
645. Торфяной фонд округа представлен 7 месторождениями с суммарными запасами в пересчете на сухой торф 16,6 млн. тонн. На юго-западе округа выявлено Весновское проявление цветных и редких металлов.
646. На государственном балансе числятся два месторождения кирпичных глин (Принеманское, Шешупское), три месторождения песка-отощителя (Шешупское, Неманское и Неманское К), а также одно месторождение песчано-гравийного материала (Шешупе). Кроме того, в округе имеются многочисленные слаборазведанные месторождения и проявления глин, песков и песчано-гравийных отложений, которые не учтены государственным балансом. Для города Краснознаменска разведано месторождение пресных подземных вод.
647. Четвертая часть округа покрыта лесами. Запасы древесины составляют 5,487 млн. м3, в том числе: хвойных пород 2,877 млн. м3, мягколиственных пород 2,144 млн. м3, твердолиственных пород 0,465 млн. м3. В год предприятиями всех форм собственности заготавливаются 70 тыс. м3. леса. Предприятия по переработке древесины на территории округа отсутствуют. Круглый лес в основном вывозится в Литву и Польшу.
648. Муниципальный сектор экономики представлен планово-убыточными предприятиями ЖКХ, транспорта, оказывающими социально значимые услуги местному населению и получающими дотации из окружной казны на покрытие убытков.
649. К настоящему времени Краснознаменский городской округ является одним из малонаселенных районов Калининградской области. На территории муниципального образования проживают 12 тыс. человек, из них 3,7 тыс. в районном центре - городе Краснознаменске, сельское население составляет 8,3 тыс. человек. На одном квадратном километре территории округа проживают в среднем 10 человек.
650. Трудовые ресурсы составляют 8 тыс. человек, занятое население - 3,9 тыс. человек. Среднегодовая численность населения Краснознаменского городского округа уменьшается. Соответственно уменьшается численность трудовых ресурсов.
651. Основными факторами, влияющими на уменьшение трудовых ресурсов, являются миграционная (убыль), обусловленная низкой заработной платой на селе и высокая смертность в основном трудоспособного населения. Превышение смертности над рождаемостью в два раза. Число убывших из района превышает число прибывших в район. Уезжают из района в основном молодые люди в ближайшие крупные города и областной центр (таблицы 53 и 54).
Миграционное движение населения
Таблица 53
N п/п | Год | Число прибывших | Число выбывших | Миграционный прирост |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2000 | 183 | 306 | -123 |
2 | 2001 | 244 | 321 | -77 |
3 | 2002 | 201 | 251 | -50 |
4 | 2003 | 139 | 270 | -131 |
5 | 2004 | 103 | 250 | -130 |
6 | 2005 | 104 | 270 | -140 |
7 | Прогноз 2006 | 100 | 250 | -130 |
Естественное движение населения (человек)
Таблица 54
N п/п | Год | Родилось | Умерло | Естественный прирост |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2000 | 153 | 262 | -109 |
2 | 2001 | 116 | 250 | -134 |
3 | 2002 | 154 | 312 | -158 |
4 | 2003 | 147 | 308 | -161 |
5 | 2004 | 178 | 291 | -113 |
6 | 2005 | 132 | 255 | -123 |
7 | Прогноз 2006 | 160 | 271 | -111 |
652. Одной из основных мер по предотвращению снижения численности населения в Краснознаменском городском округе является добровольное переселение соотечественников, проживающих за рубежом, в округ. Наиболее благоприятным направлением внешней миграции является привлечение населения республик бывшего Советского Союза, исторически близких по менталитету, культурному восприятию, ставшего иностранцами не по своей воле и проживающего ныне в странах ближнего зарубежья.
653. Планируемые территории вселения в Краснознаменском городском округе непосредственно подразделяются на 7 районов (таблица 55).
Площадь и численность населения сельских округов
Таблица 55
N п/п | Наименование сельского округа | Площадь, га | Численность населения, чел. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Тимофеевский | 2918 | 1310 |
2 | Добровольский | 2828 | 2335 |
3 | Весновский | 2395 | 1308 |
4 | Хлебниковский | 1776 | 1012 |
5 | Правдинский | 1729 | 849 |
6 | Побединский | 1304 | 1089 |
7 | Неманский | 571 | 733 |
654. Количество зарегистрированных на территории округа безработных составляет 620 человек, 70% состоящих на учете безработных - это женщины села. Это связано со значительным сокращением сельскохозяйственного производства.
655. Основой экономики Краснознаменского городского округа является сельское хозяйство. В настоящее время реальные перспективы развития имеют сельскохозяйственный производственный кооператив "Узловое" и закрытое акционерное общество "Весновское".
656. Важным условием эффективной миграционной политики в Краснознаменском городском округе является мощное стимулирование развития современного сельского хозяйства, и, в первую очередь, его частного сектора.
657. Муниципальное образование имеет значительные земельные ресурсы, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь которых составляет 62 тыс. га. Из них реально вовлечено в сельскохозяйственный оборот около 15 тыс. га (15%).
658. Неиспользуемыми остаются земли:
1) военного совхоза "Прибалтийский" - 1950 га;
2) невостребованная государственная собственность (земли, ранее переданные в ведение сельских администраций) - 9500 га;
3) невостребованные земельные доли (общая долевая собственность граждан) - 17000 га;
4) земельные доли в собственности юридических лиц (ООО "Агробалтинвест", ООО "БалтикАгроПродукт") - 12000 га;
5) земли, переданные в областную собственность, - 5900 га.
659. Кроме этого, на территории округа, на площади около 25 тыс. га расположен Добровольский учебный центр Министерства обороны Российской Федерации. На протяжении последних 15 лет эта земля не используется по целевому назначению. Администрацией муниципального образования многократно и безрезультатно инициировался вопрос о передаче этих земель в муниципальную собственность для вовлечения их в гражданский оборот.
660. Значительное место в экономике округа занимает индивидуальное предпринимательство. В этом плане весьма эффективными в перспективе могут быть действия, направленные на выработку существенных льгот в системе местных налогов, аренда в упрощенном порядке муниципального имущества, особенно пустующих или полуразрушенных помещений, формирование программ развития предпринимательства. Администрация округа ведет целенаправленную политику поддержки предпринимательства.
661. Одним из основных индикаторов уровня жизни населения является состояние системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, а также уровень социальной защиты. Развитие данных социальных сфер является актуальным для местной власти, социальная политика, которой, должна предусматривать опережающий рост ассигнований на цели образования, охраны здоровья, культуры и социальной защиты по сравнению с другими направлениями расходов.
662. Сведения о территории вселения Краснознаменского округа приводятся в приложении N 51 Программы.
663. Жилищный фонд Краснознаменского городского округа составляет 275,6 тыс. м2 (4750 квартир), из которых 12% - это ветхое и аварийное жилье. 170 семей стоят в очереди на получение жилья.
Таким образом, для расселения 4750 человек необходимо, исходя из социальных норм, построить 855 тыс. м2 жилья.
664. Администрация округа готова содействовать в приобретении и строительстве жилья переселенцами за счет их собственных средств, средств заинтересованных сторон, за счет ипотечных кредитов, а также путем участия в национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", создании благоприятных условий для инвестиций, предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.
665. В целом муниципальное образование располагает возможностями по удовлетворению потребности переселенцев в земельных участках под индивидуальную и многоквартирную жилищную застройку.
666. Инвестиционная политика является важным и неотъемлемым инструментом обеспечения экономического развития региона. Дальнейшее развитие района должно быть подкреплено реализацией ряда проектов, обеспечивающих производственную инфраструктуру.
667. В настоящее время в муниципальном образовании осуществляется ряд инвестиционных программ (таблица 56).
Перечень инвестиционных проектов, осуществляемых в настоящее время
Таблица 56
N п/п |
Название проекта | Инвестор | Сфера деятельности |
Количество созда- ваемых рабочих мест |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Строительство газокомпрессорной станции "Краснознаменская" и сопутствующих сооружений |
ООО "Газпром" | обеспечение региона газом - 1050 млн. куб. м. в год |
30 |
2 | Разработка песчано-графитного карьера пос. Лагерное |
ООО "Лесное- Шешупе" |
добыча графитного песка до 40 тыс. куб. м. в год |
30 |
3 | Расширение производства молочных продуктов, г. Краснознаменск |
ООО "Сыроварня Лазденен" |
выпуск молочной продукции |
20 |
4 | Открытие предприятия по производству пылесосов, печей-СВЧ, телевизоров |
ЧП Дедик | выпуск пылесосов, печей СВЧ, телевизоров до 100 тыс. шт. |
100 |
5 | Открытие цеха по производству полистирола и вторичного сырья |
ЧП Дедик | выпуск полистирола до 12 тыс. куб.м в год |
100 |
6 | Добыча торфа на торфоместорождении "Бородино" |
ООО международная компания "Техилком" |
добыча торфа 550 га |
50 |
668. Число вакантных мест, заявленных организациями Краснознаменского городского округа на момент разработки проекта, составляет 330 единиц. Количество востребованных рабочих мест по рабочим профессиям (квалифицированные рабочие и рабочие, не требующие профессиональной квалификации) составляет 300 единиц.
669. Учитывая перспективные направления развития региональной экономики, в округе планируется осуществление следующих инвестиционных проектов (таблице 57).
Перечень планируемых инвестиционных проектов Краснознаменского городского округа по территориальным округам до 2012 года
Таблица 57
N п/п |
Название проекта | Инвестор | Сфера деятельности |
Количество созда- ваемых рабочих мест |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Строительство гидроэлектростанции на р. Шешупе |
Компания проектного финансирования г. Калининград |
Мощность - 1,2 мВт., производство электроэнергии с годовой выработкой примерно 7 млн. кВт.ч. |
20 |
2 | Строительство многостороннего таможенного перехода "Пограничный" в п. Пограничном |
Калининградс- кий тыловой таможенный пост |
осуществление досмотра и таможенного оформления около 100 тыс. машин в год |
240 |
3 | Строительство завода по производству кирпича в п. Белкино |
ООО "Пятый элемент" |
производство керамического кирпича полусухого формирования 50 млн. штук в год |
150 |
4 | Разработка песчано-гравийного карьера в п. Желанном |
ООО "Пятый элемент" |
добыча песка, гравия до 50 тыс. куб. м в год |
30 |
Сельское хозяйство | ||||
5 | Строительство перепелиной фермы и фабрики по производству комбикормов в п. Правдино |
ООО ППК "Миколаша" |
производство перепелиных яиц, ежегодный выпуск продукции - 300 тыс. шт. в год |
50 |
6 | Строительство свиноводческого комплекса в п. Добровольске |
ЗАО "МИР" | выращивание элитных пород скота - 30 тыс. голов |
100 |
7 | Выращивание крупного рогатого скота элитных мясных пород "Лимузин" в п. Узловом |
СХПК "Узловое" | выращивание элитных пород скота - 1 тыс. голов |
30 |
670. В последнее время происходит интенсивное развитие активного международного туризма, одним из основных объектов которого является ненарушенная окружающая среда - природный ландшафт. Это потенциальная основа развития ландшафтного, сельского и иного специализированного туризма, способного стать при определенных организационных усилиях и инвестициях основным сектором экономики района, существенно влияющим на развитие других секторов и определяющим устойчивое развитие Краснознаменского городского округа.
671. Разумное и эффективное использование природного ландшафта ведет к повышению качества жизни населения, его занятости, сокращению бедности, туристической привлекательности региона, развитию сферы услуг, повышению конкурентоспособности экономики округа с соседними территориями, может стать ключевой доминантой устойчивого его развития.
672. С учетом расположения Краснознаменского городского округа использование ландшафтного потенциала для целей международного туризма не требует существенных затрат. Предполагается, что в сфере туризма до 2012 года возрастет потребность в трудовых ресурсах до 200-300 единиц.
Оценка потребности в рабочей силе.
Потребность в трудовых ресурсах по имеющимся вакансиям
673. Число вакантных мест, заявленных организациями Краснознаменского городского округа на данный момент составляет 50 единиц. В основном востребованы места по рабочим профессиям (квалифицированные рабочие и рабочие, не требующие профессиональной квалификации).
674. Перечень рабочих мест для реализации инвестиционных проектов приводится в таблице приложении# N 5 Программы.
675. Основные показатели рынка труда по округу даны в приложении N 52 Программы.
Оценка возможностей территории вселения по приему и обустройству переселенцев в рамках представляемого проекта
676. Рациональное расселение переселенцев будет в значительной степени влиять на степень их дальнейшей закрепленности на месте и взаимодействие с социумом принимающей стороны. Кроме того, рациональная политика расселения позволяет поддерживать баланс в социально-экономическом развитии округа.
677. Администрация Краснознаменского городского округа определяет точки первоочередного заселения, куда будут направлены миграционные потоки и вложены существенные инвестиции в экономическое развитие (таблице 58).
Возможности территории вселения по приему переселенцев (тыс. чел.)
Таблица 58
Наименование территориального округа |
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | Всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
г. Краснознаменск | 0,04 | 0,09 | 0,21 | 0,33 | 0,45 | 0,30 | 1,42 |
Тимофеевский | 0,02 | 0,045 | 0,105 | 0,165 | 0,225 | 0,15 | 0,71 |
Добровольский | 0,02 | 0,045 | 0,105 | 0,165 | 0,225 | 0,15 | 0,71 |
Весновский | 0,015 | 0,03 | 0,07 | 0,11 | 0,15 | 0,1 | 0,475 |
Хлебниковский | 0,015 | 0,03 | 0,07 | 0,11 | 0,15 | 0,1 | 0,475 |
Правдинский | 0,0105 | 0,021 | 0,049 | 0,077 | 0,105 | 0,07 | 0,338 |
Побединский | 0,0105 | 0,021 | 0,049 | 0,077 | 0,105 | 0,07 | 0,337 |
Неманский | 0,009 | 0,018 | 0,042 | 0,066 | 0,09 | 0,06 | 0,285 |
Итого | 0,15 | 0,3 | 0,7 | 1,1 | 1,5 | 1,0 | 4,75 |
678. Комплекс мер по приему и обустройству соотечественников, в том числе по информированию и интеграции, представлен в таблице 59.
Таблица 59
N п/п |
Наименование мероприятия | Ответственные за исполнение | Сроки исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Предоставление услуг по содействию в трудоустройстве |
государственное учреждение "Краснознаменский центр занятости населения" |
по мере реализации программы |
2 | Предоставление услуг по изучению русского языка как языка межнационального общения |
отдел образования администрации муниципального образования |
по мере реализации программы |
3 | Переобучение переселенцев под структуру требующихся работников до начала трудовой деятельности |
администрация муниципального образования, работодатели |
по мере реализации программы |
4 | Профессиональная адаптация отдельных категорий специалистов |
работодатели | по мере реализации программы |
5 | Включение переселенцев в программы по развитию малого бизнеса и предпринимательства |
администрация муниципального образования |
по мере реализации программы |
6 | Предоставление медицинских услуг в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи |
администрация муниципального образования |
по мере реализации программы |
7 | Предоставление услуг учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов |
Центр социальной поддержки населения |
по мере реализации программы |
8 | Предоставление услуг в сфере образования |
администрация муниципального образования |
по мере реализации программы |
9 | Доступ к библиотекам, учреждениям культурно - досугового типа, спортивным сооружениям |
Центр культуры, молодежи и спорта |
по мере реализации программы |
10 | Обеспечение транспортными услугами пассажирского транспорта общего пользования |
администрация муниципального образования, организации транспортного комплекса |
по мере реализации программы |
11 | Оказание услуг связи (почтовые, телефонные, телематические услуги связи) |
отделения почты, линейно-технический цех связи N 4 |
по мере реализации программы |
12 | Обеспечение достаточного количества торговых точек для продажи товаров первой необходимости |
администрация муниципального образования |
по мере реализации программы |
13 | Предоставление отдельным категориям переселенцев мер социальной поддержки, на которые имеют право соответствующие категории граждан Российской Федерации |
Центр социальной поддержки населения |
по мере реализации программы |
14 | Ознакомление соотечественников с особенностями истории, культуры и национальными традициями народов, проживающих на территории вселения |
администрация муниципального образования |
по мере реализации программы |
15 | Содействие социальной и культурной адаптации и интеграции соотечественников, в том числе при участии общественных организаций и диаспор |
администрация муниципального образования |
по мере реализации программы |
16 | Информирование переселенцев о целях, задачах и содержании проекта, о возможностях трудоустройства, об условиях проживания в регионе, предлагаемом для переселения, предоставляемых социальных гарантиях |
администрация муниципального образования |
до начала реализации программы |
17 | Создание привлекательного имиджа территории вселения для переселенцев |
редактор районной газеты "Красное знамя" |
до начала реализации программы |
679. В приложении N 17 Программы приведен расчет финансовых средств на обеспечение мероприятий по реализации Программы.
680. Меры, принимаемые в части социальной поддержки населения, влияющей на качество жизни граждан региона, приведены в приложении N 6 Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.