29 июня 2009 г.
В соответствии со ст. 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации
п о с т а н о в л я ю :
1. Утвердить ведомственную целевую "Программу природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа "Город Калининград" на 2009 год".
2. Комитету по экономике, финансам и контролю (С.Б. Мухомор) предусмотреть расходы на реализацию ведомственной целевой "Программы природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа "Город Калининград" на 2009 год".
3. Постановление опубликовать в газете "Гражданин".
4. Постановление вступает в силу с момента опубликования.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации, председателя комитета городского хозяйства Д.О. Смирнову.
Глава администрации |
Ф.Ф. Лапин |
Постановлением Главы администрации городского округа "Город Калининград" от 29 июня 2009 г. N 1048 настоящая программа изложена в новой редакции
Ведомственная целевая "Программа природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа "Город Калининград" на 2009 год"
29 июня 2009 г.
Паспорт ведомственной целевой Программы
I. Анализ текущего состояния в сфере компетенции ведомства.
В настоящее время, несмотря на проведение природоохранных мероприятий, в том числе в соответствии с "Программой мероприятий по оздоровлению экологической обстановки в г. Калининграде на 2006-2008 г.г." (далее Программа), и снижению уровня производства на многих предприятиях, проблема загрязнения воздушного бассейна, водоемов и почвы в городе стоит по-прежнему остро. Сокращение крупного промышленного производства не привело к значительному сокращению загрязнения окружающей среды, так как появилось большое количество мелких предприятий, не имеющих эффективных очистных сооружений. Сложная экологическая ситуация связана с комплексом причин как техногенного, так и природного характера.
По данным Калининградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Калининградский ЦГМС) уровень загрязнения атмосферы в 2007 году по сравнению с 2005-2006 г.г. снизился, перейдя из градации "очень высокий" в "высокий". Интегральный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) составил в 2007 году 11,9 (2005-2006 г.г. - ИЗА более 14). Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на территории города являются автотранспорт, промышленные предприятия и предприятия жилищно-коммунального хозяйств. Вклад автотранспорта в суммарный выброс вредных веществ в атмосферу составляет более 85%. Целью проходящего в 2007-2008 г.г. международного проекта "Загрязнение воздуха в Калининграде, вызванное транспортом: моделирование системы, внедрение и практика", является конструирование модели и инструмента для учета влияния атмосферного воздуха, загрязненного выбросами от автотранспорта, на окружающую среду. Опробованная модель будет использована для подготовки эффективных решений руководства в вопросах снижения уровня загрязненности атмосферного воздуха автотранспортом.
Основными стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия коммунального хозяйства и энергетики. С целью снижения негативного воздействии на окружающую среду, в рамках выполнения природоохранных мероприятий, включенных в Программу и финансируемых из внебюджетных источников, были закрыты 24 угольных котельных МУП "Калининградтеплосеть".
Неудовлетворительное состояние водотоков и водоемов города обусловлено нарушениями природоохранного законодательства, заключающимися в несанкционированном сбросе сточных вод, а также захламлении русел ручьев и вдоль береговой зоны бытовыми отходами. Большинство очистных сооружений предприятий города не соответствуют современным экологическим требованиям. Существующие городские очистные сооружения города обеспечивают только механическую очистку канализационных стоков, морально и физически устарели. В связи с перегруженностью городской канализационной сети несколько десятков тысяч кубических метров канализационных стоков ежегодно сбрасываются в реку Преголя и некоторые ручьи через аварийные выпуски. Следует отметить, что большую часть стоков МУП КХ "Водоканал" составляют производственные сточные воды промпредприятий, сбрасывающих стоки в канализацию практически без предварительной очистки.
В рамках Программы проводился плановый и оперативный аналитический контроль по обращениям граждан с целью выявления несанкционированных сбросов в водные объекты, выбросов в атмосферу и загрязнением почв. По результатам экспертных заключений в результате исследования отобранных проб, были направлены обращения в федеральные надзорные органы по необходимости проверки выполнения природоохранного законодательства ОАО "Калининградский тарный комбинат", который на основании представленных документов был оштрафован в судебном порядке, ООО "Калининградский деликатес", ОАО "Калининградский рыбоконсервный комбинат", ООО "Продукты питания" и др.
С июня 2008 г. началась инвентаризация выпусков сточных вод в основные водные объекты городского округа, что требует постоянного аналитического сопровождения.
В рамках проведения программных мероприятий были разработаны и прошли государственную экологическую экспертизу проекты улучшения санитарного и экологического состояния ручья Гагаринский и пруда Ялтинский, ручья Лесной, на базе которых были подготовлены заявки для получения финансовой поддержки на выполнение работ со стороны федеральных органов власти. Был разработан рабочий проект улучшения санитарно-экологического состояния озера Летнего и благоустройства его береговой зоны, а также проект реконструкции осушительной системы и регулирования состояния водоемов на территории Макс Ашманн парка. Частично были проведены работы на наиболее загрязненных участках ручья Лесной, реки Лесная, ручья Гагаринский, что позволило несколько снизить уровень их загрязнения. Кроме того, с целью улучшения водоснабжения города проведены работы по ремонту участка водотока "Школьный" (питьевой канал) протяженностью 1,6 км.
В результате проведенных исследований качества почв, непосредственно прилегающих к центральным городским автомагистралям, выявлено загрязнение почв металлами 1-2 классов опасности и нефтепродуктами. Превышение концентраций загрязняющих веществ (хром, никель, свинец, медь) в среднем составили от 1,2 до 15 ПДК. Представляется целесообразным продолжение этих исследований, поскольку информация по загрязненности почв на территории города практически отсутствует. Проведенная в полном объеме данная работа может служить базовым материалом при разработке мероприятий по рекультивации загрязненных почв.
Загрязнение почв в основном является результатом хозяйственной деятельности юридических лиц и несанкционированного захоронения отходов. Очевидна необходимость более полного учета и контроля за объемами, сбором, транспортировкой и утилизацией отходов от источников образования до места их обезвреживания или захоронения, возможность получения оперативной информации по данному вопросу, а также поддержка существующих производств по утилизации опасных отходов. В рамках Программы была разработана электронная информационная система данных по обращению с отходами, эксплуатация которой начнется в полном объеме после утверждения в сентябре 2008 г. окружным Советом депутатов города Калининграда. В рамках Программы была также организована централизованная система сбора и вывоза ртутьсодержащих ламп, которая позволила исключить за период действия данной системы случаи загрязнения помещений дошкольных и школьных, лечебных и прочих муниципальных учреждений вредными веществами 1 класса опасности. Создание централизованной системы переработки ртутьсодержащих отходов получило положительную оценку Счетной палаты Российской Федерации. За период 2006-2008 г.г. переработано 67,724 тыс. шт. ртутьсодержащих ламп. Централизованный сбор ртутьсодержащих отходов и их утилизация позволяет сэкономить 34% бюджетных средств в отличие от проведения этой работы каждым муниципальным учреждением в отдельности. Представляется необходимым продолжение данной работы с обеспечением полного сбора ртутьсодержащих отходов от муниципальных ЛПУ, МОУ, МДОУ, бюджетных учреждений.
К отрицательным факторам природного характера относится развитие неблагоприятных физико-геологических процессов - затопление, подтопление, заболачивание отдельных территорий города вследствие нагонных явлений, высокого уровня грунтовых вод. Современное состояние гидрографической сети, осушительной системы и гидротехнических сооружений городского округа требует принятия первоочередных мер для предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации.
Экологическое образование и экологическое воспитание является одним из основных индикаторов, определяющих успешное устойчивое развитие городского округа. В рамках Программы ежегодно проводились летние экологические лагеря школьников из разных школ города, в которых учащиеся помимо семинарских занятий проводили в Калининградской области исследовательские работы по вопросам гидрологии, микологии, истории, этнографии со своими учителями и преподавателями из КГТУ, РГУ им. И. Канта. За 2006-2008 год в экологических лагерях приняли участие 196 школьников. Кроме того, были проведены смотры-конкурсы экологической деятельности школ города, в которых приняли участие около 700 учащихся из 21 школы. Информированность общественности по вопросам охраны окружающей среды, понимание жителями города происходящих процессов, уровень полученных знаний формирует у населения осознанную необходимость бережного отношения к окружающей природной среде.
Опыт реализации Программы диктует необходимость систематического и комплексного подхода к решению городских экологических проблем.
II. Цели и задачи Программы и обоснование их выбора.
Загрязнение окружающей среды - фактор, способный оказывать влияние на здоровье населения наравне с социально-экономическими факторами. Все возрастающее воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду диктует необходимость контроля ее состояния и осуществление природоохранных мероприятий, компенсирующих это воздействие и обеспечивающих оптимальное состояние окружающей природной среды для человека и живых существ.
Вследствие этих причин, а также в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс, согласно которому 40% средств от платежей за негативное воздействие на окружающую среду с 2005 года поступают в местные бюджеты, возникла необходимость в разработке Программы природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки в г. Калининграде. В соответствии со ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, со ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ, ст. 3 Устава городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 12..07.2007 г. N 257, к компетенции органов местного самоуправления относятся организация мероприятий по охране окружающей среды, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах городского округа. В соответствии с законом Калининградской области "Об экологической политике в Калининградской области" от 21.06.1999 г. N 133 разработка муниципальных экологических программ относится к компетенции органов местного самоуправления в вопросах экологической политики.
Предлагаемая ведомственная целевая "Программа природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки в г. Калининграде на 2009 г." направлена на обеспечение реализации государственной и региональной политики в области охраны окружающей среды и создания благоприятной среды обитания для населения города и является логическим продолжением "Программы мероприятий по оздоровлению экологической обстановки в г. Калининграде на 2006-2008 г.г.".
Комплекс разрабатываемых программных мероприятий позволит поэтапно снижать негативное воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, что приведет к улучшению экологической ситуации на территории городского округа.
Промедление с решением существующих проблем и с изменением отношения к окружающей среде не только повлечет повышение уровня загрязнения воды, воздуха, почвы, но и нанесет дальнейший вред природе, приведет к ухудшению здоровья населения городского округа "Город Калининград" и, в конечном итоге, к серьезным экономическим и социальным последствиям.
Решение проблемы программным методом дает возможность боле# эффективно использовать средства, полученные за негативное воздействие на окружающую среду, в целях улучшения экологической обстановки и поэтапного выхода на нормативный уровень показателей, характеризующих состояние окружающей среды.
В рамках разрабатываемой Программы необходимо выполнить ряд следующих задач:
1. Повысить уровень экологического образования и просвещения - провести летний эколого-краеведческий семинар "Юный исследователь-2009", в рамках которого школьники из муниципальных школ города, помимо обучения, будут проводить исследовательские работы по вопросам гидрологии, микологии, истории, этнографии Калининградской области; провести ежегодный смотр-конкурс экологической деятельности муниципальных образовательных учреждений, а также провести 2 этап образовательного экологического проекта "Озеро Летнее как модельная экосистема гидрографической сети города Калининграда" на базе МОУ "Общеобразовательная школа N 45 (повышение экологической грамотности учащихся, пропаганда бережного отношения к природе).
2. Обеспечить полный сбор ртутьсодержащих отходов (30 тыс. шт. ртутьсодержащих ламп) от муниципальных ЛПУ, МОУ, МДОУ, бюджетных организаций и гарантированную утилизацию отходов в установленном порядке - свести к минимуму объемы временно складируемых в муниципальных учреждениях ртутьсодержащих отходов с целью исключения случаев загрязнения помещений веществами 1 класса опасности и попадания опасных отходов в бытовые отходы.
3. Выявить несанкционированные сбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в водные объекты, выбросы ЗВ в воздушную среду, превышающие допустимые концентрации, выявить загрязненные участки почв - выполнение данного мероприятия позволит снизить поступление загрязняющих веществ в водные объекты за счет выявления и последующего закрытия несанкционированных источников сброса загрязняющих веществ со сточными водами в рамках начавшейся в 2008 году инвентаризации источников сброса сточных вод в основные водные объекты городского округа. Исследование проб атмосферного воздуха (по обращениям граждан) позволит выявить источники выбросов ЗВ в воздушную среду, превышающие допустимые концентрации, для принятия мер к предприятиям-нарушителям. Исследование проб загрязненных территорий позволит выявить источники и характер загрязнения почв.
4. Получить режимно-справочную информацию о состоянии загрязнения природной среды - получаемая от Калининградского ЦГМС ежемесячная и годовая информация о состоянии окружающей среды используется для обеспечения населения достоверной информацией (пресс-релизы комитета городского хозяйства постоянно размещаются в газете "Гражданин" и на сайте администрации городского округа), а также при определении приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды.
5. Улучшить систему сбора, вывоза, утилизации и переработки опасных отходов - разработка "Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки полимерных отходов и отходов автотранспортного комплекса" позволит определить схему сбора, вывоза и утилизации опасных отходов и объем необходимых на эти цели финансовых средств.
Для выполнения поставленных задач планируется выполнение природоохранных мероприятий, представленных в таблице 1.
III. Перечень программных мероприятий.
Перечень программных мероприятий с указанием исполнителей, сроков исполнения, описанием ожидаемых результатов и значения измеряемых целевых индикаторов решения задач и реализации мероприятий представлены в таблице 1.
Перечень мероприятий ведомственной целевой "Программы природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа "Город Калининград" на 2009 год"
Таблица 1
IV. Ресурсное обеспечение программы: кадровое, техническое, организационное и финансовое обеспечение.
Заказчиком Программы является Комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград". К участию в реализации природоохранных мероприятий 5 и 7 привлекаются исполнители, выбираемые на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Для выполнения мероприятий 1, 3 привлекается комитет по образованию, организующий ежегодные экологические лагеря школьников и проведение образовательных экологических проектов для учащихся МОУ, мероприятия 2 - МУ "Экологический центр "ЕКАТ-Калининград", имеющее опыт организации смотров-конкурсов экологической деятельности МОУ, для выполнения мероприятий 4 и 6 привлекаются соответственно ООО "Синтез" Лтд, как единственное предприятие в Калининградской области, оказывающее услуги и имеющее лицензию на переработку ртутьсодержащих отходов, Калининградский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Калининградский ЦГМС), как специализированная организация на оказание услуг по мониторингу окружающей среды.
Финансирование мероприятий "Программы природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа "Город Калининград" на 2009 год" осуществляется в соответствии с заключаемыми между комитетом городского хозяйства и исполнителями муниципального контракта за счет средств бюджета городского округа "Город Калининград" - 2348,0 тыс. руб. Прогнозируемое поступление финансовых средств в бюджет г. Калининграда за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2009 год - 20000,0 тыс. руб.
Необходимый объем финансирования природоохранных мероприятий представлен в таблице 2.
Объемы и источники финансирования природоохранных мероприятий.
Таблица 2
Мероприятие |
Исполнитель |
Сметная стоимость, |
Источник финансирования |
Обоснование |
Мероприятие 1.
Мероприятие 2.
Мероприятие 3.
|
Комитет по образованию
Муниципальное учреждение "Экологический центр "ЕКАТ-Калининград"
Комитет по образованию |
600,0
140,0
150,0 |
Бюджет городского округа
-"-
Бюджет городского округа |
Смета - приложение 1
Смета - приложение 2
Смета - приложение 3 |
Мероприятие 4. |
ООО "Синтез" Лтд |
300,0 |
-"- |
Смета - приложение 4 |
Мероприятие 5. |
Исполнитель, выбираемый на конкурсной основе |
500,0 |
-"- |
Смета - приложение 5 |
Мероприятие 6. |
Калининградский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
258,0 |
-"- |
Смета - приложение 6 |
Мероприятие 7. |
Исполнитель, выбираемый на конкурсной основе |
400,0 |
-"- |
Смета - приложение 7 |
Итого |
|
2348,0 |
Бюджет городского округа |
|
V. Организационная схема управления и контроля за реализацией программы, включая распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями ведомства и подведомственными организациями - центрами ответственности, отвечающими за ее реализацию, а также меры стимулирования.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет заказчик Программы - Комитет городского хозяйства. Комитет городского хозяйства представляет ежеквартально отчет о выполнении Программы в комитет экономики, финансов и контроля. Контроль за обоснованностью произведенных расходов при проведении мероприятий 1, 2, 3 осуществляет комитет экономики, финансов и контроля.
VI. Описание ожидаемых результатов (социально-экономических последствий) реализации Программы, общую оценку ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели ведомства
Реализация мероприятий Программы позволит улучшить экологическую обстановку на территории городского округа "Город Калининград". По итогам реализации мероприятий Программы прогнозируется следующий результат:
- повышение уровня экологического образования и просвещения (участие в летнем эколого-краеведческом семинаре "Юный исследователь" не менее 48 школьников МОУ; участие в смотрах-конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах школьников МОУ- не менее 300 человек);
- продолжение образовательного экологического проекта "Озеро Летнее как модельная экосистема гидрографической сети города Калининграда" (2 этап - разработка проектных предложений" на базе МОУ "Общеобразовательная школа N 45" - не менее 35 школьников);
- увеличение количества сбора и переработки ртутьсодержащих отходов от муниципальных организаций здравоохранения, образования и бюджетных муниципальных организаций до 30,0 тыс. шт. ртутьсодержащих ламп;
- в рамках аналитического контроля за содержанием загрязняющих веществ в стоках предприятий и организаций при сбросе в водоемы и водотоки города, а также за выбросами в воздушную среду и загрязнением почвы планируется отобрать и исследовать следующее количество проб: воды водных объектов - не менее 76; почв в местах загрязнения, в том числе аварийных - не менее 6; источников загрязнения атмосферы - не менее 5.
- получение ежемесячного обзора состояния загрязнения окружающей природной среды на территории ответственности Калининградского ЦГМС в количестве 12 шт. и ежегодника состояния загрязнения природной среды в количестве 1 шт.;
- разработка "Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки полимерных отходов и отходов автотранспортного комплекса" с определением схемы сбора, вывоза, утилизации и переработки опасных отходов и объема необходимых на эти цели финансовых средств.
VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам (этапам) в течение всего срока реализации программы.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств на выполнение природоохранных мероприятий определяется следующими показателями:
- Участие не менее 48 школьников - мероприятие 1. Проведение летнего эколого-краеведческого семинара "Юный исследователь". Сметная стоимость мероприятия - 600,0 тыс. руб.
- Участие не менее 300 человек - мероприятие 2. Проведение смотра-конкурса, научно-практических конференций, семинаров школьников МОУ. Сметная стоимость мероприятия - 140,0 тыс. руб.
- Участие не менее 35 школьников - мероприятие 3. Образовательный экологический проект "Озеро Летнее как модельная экосистема гидрографической сети города Калининграда" (2 этап - разработка проектных предложений" на базе МОУ "Общеобразовательная школа N 45"). Сметная стоимость - 150,0 тыс. руб.
- Увеличение объема переработки ртутьсодержащих отходов до 30,0 тыс. шт. ртутьсодержащих ламп) - мероприятие 4. Развитие централизованной системы сбора и переработки ртутьсодержащих отходов, образуемых в муниципальных ЛПУ, МОУ, МДОУ, бюджетных организациях. Сметная стоимость выполнения работ - 300,0 тыс. руб.
- Отбор и исследование проб воды водных объектов - не менее 76, почв в местах загрязнения, в том числе аварийных - не менее 6, источников загрязнения атмосферы - не менее 5, сметная стоимость выполнения работ - 500,0 тыс. руб. - мероприятие 5. Аналитический контроль за содержанием загрязняющих веществ в стоках предприятий и организаций при сбросе в водоемы и водотоки города, а также за выбросами в воздушную среду и загрязнением почвы. Сметная стоимость выполнения работ 500,0 тыс. руб.
- Получение ежемесячного обзора состояния загрязнения окружающей природной среды на территории городского округа в количестве 12 шт. и ежегодника состояния загрязнения природной среды в количестве 1 шт. - мероприятие 6. Представление информации о состоянии загрязнения природной среды на территории городского округа "Город Калининград". Сметная стоимость услуг - 258 тыс. руб.
- 100% выполнение проектных работ (определение схемы сбора, вывоза, утилизации и переработки опасных отходов и объема необходимых на эти цели финансовых средств) - мероприятие 7. Разработка "Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки полимерных отходов и отходов автотранспортного комплекса". Сметная стоимость мероприятия - 400,0 тыс. руб.
Следует отметить, что при оценке экономических показателей природоохранных мероприятий недостаточно учитывать только расходы и натуральные показатели сокращения негативного воздействия, для природоохранных мероприятий характерна "запаздывающая" эффективность, когда результаты от того или иного мероприятия могут появиться через определенное время. К таким мероприятиям относятся: разработка порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки полимерных отходов и отходов автотранспортного комплекса, плановая работа по повышению экологической культуры населения и пропаганде бережного отношения к природному комплексу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации городского округа "Город Калининград" от 25 сентября 2008 г. N 1536 "Об утверждении ведомственной целевой "Программы природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа "Город Калининград" на 2009 год"
Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Гражданин" от 31 октября 2008 г. N 22 (специальный выпуск)
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Главы администрации городского округа "Город Калининград" от 24 декабря 2009 г. N 2290
Постановление Главы администрации городского округа "Город Калининград" от 29 июня 2009 г. N 1048