Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
окружного Совета депутатов
МО "Гусевский городской округ"
от 29 ноября 2006 г. N 154
Целевая муниципальная Программа
информатизации в МО "Гусевский городской округ" на 2007-2011 гг.
Паспорт программы
Наименование Программы |
целевая муниципальная Программа информатизации в МО "Гусевский городской округ" на 2007-2011 годы |
Заказчик Программы |
Администрация МО "Гусевский городской округ" |
Разработчик Программы |
Отдел информационных ресурсов и компьютерного обеспечения |
Цель Программы | Построение интегрированной системы информационного обеспечения органов Администрации МО в соответствии с требованиями Устава МО, законов Калининградской области, законов Российской Федерации как системообразующей части единого информационного пространства области |
Задачи Программы | - создание единого информационного пространства органов управления МО "Гусевский городской округ" для обеспечения оперативного и эффективного управления социально-экономическими процессами; - создание единой системы ведения кадастров, регистров, реестров; - формирование программно-технической и информационно-аналитической среды, обеспечивающей органы управления всех уровней информацией, необходимой для обоснованного принятия решений - реализация совместных с правительством области проектов в области информатизации: - создание единой телекоммуникационной сети, - создание системы видеоконференций - создание мультисервисной сети передачи данных - создание единой системы электронного документооборота - защиты информации и информационной безопасности. - Нормативно-правовое, нормативно-техническое и кадровое обеспечение процессов информатизации. - Формирование организационно-экономического механизма проведения и управления работами по информатизации |
Срок реализации Программы |
2007-2011 годы Первый этап (2007-2008 год) включает: - организационные мероприятия по созданию информационных ресурсов, заключение договоров о предоставлении и взаимном обмене информационными ресурсами; - организация прямого (выделенного) канала связи от Администрации МО до Правительства Калининградской области - создание системы видеоконференцсвязи с Правительством Калининградской области; - мероприятия по включению в локальную вычислительную сеть ЛВС Администрации МО неподключенные структурные подразделения по адресу: - ул. Малахова, 7 (специалисты отдела по управлению имуществом и землей; - ул. Первомайская, 16 (Архивный отдел); - пр. Ленина, 50 (Управление социальной защиты населения); - реализация мероприятий по обеспечению безопасности информационных ресурсов (система газопожаротушения и грозозащиты серверной) |
Второй этап (2009-2011 годы) Включает реализацию мероприятий: - создание единой автоматической телефонной сети общего пользования с Правительством Калининградской области; - участие в объединении в единую ЛВС всех МО, Правительства Калининградской области и Калининградской областной Думы; - создание муниципальной информационной системы (МИС) Администрации МО, включающих расширение ЛВС и телефонизации, обеспечение компьютерной техникой, разработка и внедрение информационных систем муниципального и регионального уровня; - участие в создание ТИС Калининградской области - участие в софинансирование мероприятий направленных на развитие информатизации МО в рамках федеральных целевых программ "Электронная Россия (2002-2010 гг. и развития Калининградской области на период до 2010 года" |
|
Исполнители основных мероприятий |
Отдел информационных ресурсов и компьютерного обеспечения |
Объемы финансирования |
3280 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
- определение политики Администрации МО в области информатизации; - разработка и реализация Комплексного системного проекта информатизации МО "Гусевский городской округ" - формирование пакета нормативных документов, регламентирующих единые правила формирования и использования - полная модернизация всей информационной инфраструктуры органов местного самоуправления совместно с исполнительной властью Калининградской области, что включает построение современной коммуникационной сети, оснащение современными компьютерами с построением ЛВС, разработка и внедрение единой программной системы электронного документооборота, а также целостной системы защиты информации; существенное снижение общих издержек на эксплуатацию систем информационного обмена ресурсов и систем муниципальных предприятий и учреждений |
Система контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы возлагается на Управление по организации деятельности аппарата администрации |
1. Введение
1.1. Основания для разработки Программы информатизации органов местного самоуправления
Основаниями для разработки Программы информатизации муниципального образования (далее Программы) являются:
- Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";
- "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов", одобренная решением Президента Российской Федерации от 22 ноября 1995 г. N Пр-1694;
- "Концепция правовой информатизации России", утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 477;
- Указ Президента Российской Федерации "Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств" от 27 декабря 1993 г. N 2293;
- Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" от 31 декабря 1993 г. N 2334 с изменениями и дополнениями от 17января 1997 г.;
- Указ Президента Российской Федерации "Об основах государственной политики в сфере информатизации" от 20 января 1994 г. N 170 с изменениями и дополнениями от 26 июля 1995 г., 17 января 1997 г. и 9 июля 1997 г.;
- Указ Президента Российской Федерации "Вопросы деятельности Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации" от 17 февраля 1994 г. N 328;
Указ Президента РФ от 17 февраля 1994 г. N 328 "Вопросы деятельности Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации" утратил силу
- Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации" от 21 февраля 1994 г. N 361;
- низкая оценка текущего состояние интеграции автоматизированной системы информационной поддержки управления МО.
1.2. В тексте Программы использованы следующие основные понятия и термины:
- информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
- информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
- информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов, массивов документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
- информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
- информационная среда - совокупность информационных ресурсов и систем, а также отношений, возникающих в ходе информационных процессов;
- субъекты информационных процессов - государство, физические и юридические лица, участвующие в информационных процессах в качестве собственников и владельцев информационных ресурсов, пользователей информации, участников инфраструктуры управления;
- объекты информационных процессов - информационные ресурсы, системы, технологии и средства их обеспечения.
1.3. Сущность информатизации
Сфера информатизации охватывает процессы создания, использования, модификации, утилизации информационных ресурсов с применением информационных технологий, средств информационной, вычислительной и телекоммуникационной техники.
В соответствии с действующей законодательной базой пользователями информации и равноправными субъектами в рассматриваемой области являются:
- граждане,
- органы государственной власти,
- органы местного самоуправления,
- организации,
- общественные объединения.
По характеру отношений и связей целесообразно выделить также инфраструктуру управления, которая на сегодня рассредоточена в виде структурных подразделений юридических лиц, участников информационных процессов, которые преследуют их собственные (в том числе отраслевые, корпоративные, коммерческие и т.д.) интересы и руководствуется имеющейся нормативно - правовой базой. Преобладание децентрализованного начала в управлении информатизацией зачастую рождает проблемы, препятствующие ее планомерному и эффективному проведению.
Информатизация - важный фактор устойчивого развития личности, общества, государства. Финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг в ряде стран превысили по объемам вложения в развитие энергетики, благодаря рекордным темпам их окупаемости. Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, медицинскую теледиагностику и многое другое.
Процесс информатизации безусловно не должен рассматриваться в качестве приоритетной альтернативы, но лишь в качестве неотъемлемой части процессов развития во всех областях жизнедеятельности города.
Главная цель информатизации - приведение всех элементов информационной среды МО "Гусевский городской округ" (далее МО) в такое состояние, когда информационные потребности субъектов удовлетворяются своевременно (по принципу "здесь и сейчас") в необходимом объеме при соблюдении условий безопасности, вне зависимости от расстояния и используемых технических средств.
Принципы информатизации:
- последовательность (этапность и непрерывность),
- направленность,
- эффективность,
- управляемость.
1.4 Цель разработки и реализации Программы
Основной целью программы является создание на территории МО единого информационного пространства, обеспечивающего повышение эффективности функционирования подсистемы информационно-справочного и аналитического обслуживания структурных подразделений местного самоуправления на территории МО, а также создание инфраструктурных и других предпосылок для формирования других подсистем информационного пространства.
Создание интегрированной системы информационного обеспечения органов управления планируется путем организации информационного взаимодействия и интеграции существующих информационно-вычислительных систем органов управления (федерального, областного и муниципального уровней) на основе совместного формирования и использования унифицированных (единых) инфраструктурных компонент (системы информационных ресурсов, информационно-коммуникационной системы и единого организационно-экономического механизма управления и ведения работ по информатизации).
Достижение этой цели требует скоординированного проведения работ по ряду направлений.
1.5 Задачи Программы
Задачи Программы могут быть условно разбиты на две большие группы:
1. Собственного производства, обработки и доставки информации, информационно-аналитической поддержки процессов принятия решений.
2. Создания и сопровождения программно-технических средств обеспечения процессов первой группы.
Достижение цели Программы невозможно без решения текущих подзадач, обеспечивающих нормальное функционирование уже существующих информационных систем и средств их обеспечения.
1) Текущие подзадачи:
- ведение и сопровождение информационных систем и баз данных (далее - БД);
- коммуникационное и сетевое обеспечение;
- техническое обслуживание и ремонт.
2) Подзадачи развития:
- создание информационных систем и БД, автоматизированных рабочих мест. Развитие и модификация информационных систем;
- создание совместно с правительством области:
- единой сети передачи данных в системе управления области (органы государственной власти и местного самоуправления)
- создание общей коммуникационной среды
- создание системы информационной безопасности;
- стандартизация и обеспечение лицензионной чистоты;
- правовое обеспечение реализации Программы;
- кадровое обеспечение Программы
3) Сервисные подзадачи:
- приобретение и монтаж технических средств для реализации Программы;
- приобретение нового системного и прикладного программного обеспечения для реализации Программы;
- приобретение и эксплуатация каналов связи для реализации Программы.
1.6 Ожидаемые результаты
Реализация работ по формированию функционально полной Системы позволит:
- реализовать качественно новый, системный (согласованный, сбалансированный, комплексный) подход к организации информационного обеспечения муниципального управления;
- повысить оперативность работы и качество принимаемых решений за счет улучшения информационно-аналитического обеспечения и информационного взаимодействия;
- оптимизировать и регламентировать затраты бюджетов всех уровней;
- централизовать работы и консолидировать ресурсы по выработке единых (унифицированных) проектных решений и стандартов на программно-техническое, нормативно-правовое и организационно-технологическое обеспечение информационных систем (ИС) различного уровня;
- повысить качество создаваемых ИС;
- повысить обоснованность и контролируемость, а также снизить уровень бюджетных затрат при создании систем на основе унифицированных проектов и использования готовых (серийно выпускаемых) программно-технических средств;
- ликвидировать затраты на информационную взаимную увязку ИС различных уровней (необходимые при нецентрализованной разработке)
Реализация работ по созданию системы информационно-телекоммуникационного взаимодействия функциональных информационных систем и абонентов системы позволит:
- обеспечить органы управления современными информационно-коммуникационными средствами информационного взаимодействия и многоаспектной и комплексной информацией для подготовки и принятия решений;
- обеспечить минимизацию и повышение эффективности затрат бюджетов всех уровней на создание и эксплуатацию информационной и коммуникационной компонент функциональных блоков и подсистем Системы;
- обеспечить условия для дальнейшего развития и интеграции функциональной части Системы;
Реализация работ по формированию организационно-экономического механизма проведения и управления работами по информатизации позволит:
- реализовать ресурсно-финансовый механизм управления информатизацией в условиях перехода к рыночной экономике;
- вовлечь информационные ресурсы в эффективный хозяйственный оборот;
- создать эффективную систему защиты информации и обеспечения информационной безопасности;
- обеспечить контроль за качеством продукции и услуг в сфере информатизации;
- достигнуть основной цели государственной поддержки информатизации при оптимизации затрат бюджетных средств;
- создать на территории МО и области условия для дальнейшего развития информатизации.
2. Информатизация администрации - как основание информатизации МО в целом
2.1. Обоснование выбора
Развитие инфраструктуры информатизации в МО предполагает наличие достаточно заинтересованных и активных участников этого процесса, которые:
- имеют развитые информационные потребности, от полноты удовлетворения которых зависит эффективность их деятельности в целом;
- имеют развитую в количественном и качественном отношении организационную инфраструктуру, с определенной законодательством или иным образом степенью взаимодействия и субординации;
- оснащены в достаточной для начального этапа развития степени персоналом, средствами вычислительной техники, коммуникациями и имеют опыт их применения;
- в состоянии спрогнозировать развитие своих потребностей и проводить долгосрочное планирование своей деятельности;
- сами являются собственниками общезначимых информационных ресурсов;
- имеют возможность обеспечить необходимое финансирование работ по информатизации;
- в состоянии обеспечить контроль за ходом работ по информатизации в масштабах региона и за эффективностью использования затрачиваемых на это средств;
- в максимальной степени заинтересованы в комплексном развитии региона, его экономики и социальной сферы, в открытом для внешних пользователей характере информационной системы.
В наибольшей степени этому комплексу требований отвечает Администрация МО, которая к тому же является и крупным производителем общественно-значимой# информации.
Расширение функций местных органов власти, повышение их роли в социально-экономическом регулировании требует# соответствующих инструментов системного анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, основанных на современных средствах информатики банках данных, компьютерных системах поддержки процедур планирования и управления.
Создание системы доступа к информационным ресурсам органов местного самоуправления необходимо для реализации прав и свобод граждан в области информации, декларированных в "Законе об информации, информатизации и защите информации"#.
Таким образом, исходя из объективно сложившихся условий, естественно считать первым этапом информатизации города в целом информатизацию Администрации МО.
2.2. Информационная система - как инструмент принятия управленческих решений
Исходя из того, что основой информационной системы МО должна послужить информационная система Администрации МО, необходимо рассмотреть базовые технологии, которые в свою очередь должны быть адаптированы для конкретных случаев применения, в том числе в технологических и производственных системах, в системах управления учреждениями и организациями различных форм собственности. При принятии управленческих решений центральным звеном переработки информации является лицо, принимающее решение (ЛПР). За один цикл выработки и реализации управленческого решения информационная система (далее - ИС) выполняет следующие основные функции:
- Информационную, в которой ИС реализует функции сбора, агрегатирования и представления первичной информации.
- Консультационно-экспертную, в которой ИС решает задачи обработки первичной информации в рамках справочно-аналитических и экспертных систем.
- Управляющую и транспортную, в которой ИС решает задачу оперативного доведения управленческих решений до исполнителей.
- Контрольную, которая позволяет оценить эффективность принимаемых решений и обеспечивает контроль за ходом их выполнения.
Исходя из указанной этапности процесса принятия управленческого решения и разделения функциональных обязанностей между тремя службами (информационной, коммуникационной, аналитической) субъекта (объекта) управления, целесообразно условно разделить всю стратегию развития информационной системы на три основных направления:
- формирование информационных ресурсов;
- формирование коммуникационных и вычислительных ресурсов;
- формирование аналитических ресурсов системы.
С точки зрения приложения приведенной схемы к конкретному уровню управления (руководство, комитет, управление и т.д.), она должна служить эталонной организационной моделью, позволяющей облегчить взаимодействие различных уровней управления за счет четкого функционального разделения полномочий и ответственности внутри каждого уровня и между уровнями. Кроме того, один и тот же орган управления чаще всего выполняет одновременно функции и субъекта и объекта управления.
Описанный процесс позволяет рассматривать аппарат административной организационной структуры и ИС как партнеров, одновременно участвующих в решении задач управления, причем задачи между партнерами могут перераспределяться в зависимости от степени развития ИС.
3. Состояние информационной системы администрации МО
3.1. Коммуникационные и вычислительные ресурсы
В настоящее время в Администрации МО находятся в эксплуатации 66 компьютеризированных рабочих места и 3 файловых сервера, объединенных в локальную вычислительную сеть. Дополнительные 7 рабочих мест находятся в удаленных подразделениях (ул. Малахова 7 и ул. Первомайская ).
Каждое структурное подразделения Администрации МО использует отдельный адрес электронной почты через общий почтовый сервер Администрации МО.
Организован сервер Интернет-доступа для всех подразделений администрации.
3.2. Информационное наполнение
В использовании вычислительной техники можно выделить два основных направления: использование универсальных программных средств (текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, клиентов электронной почты и т.д.) и использование специализированных программных средств.
В подавляющем большинстве случаев в структурных подразделениях Администрации МО в качестве универсальных программных средств используется офисный пакет (редактор текстовых документов, электронных таблиц и презентационных материалов).
В финансовом управлении администрации в эксплуатации находится программно-аппаратный комплекс на основе финансовой системы АЦК ("Бюджетные технологии" г. Москва) на базе которой организовано удаленное обслуживание более 30 организаций.
Для решения отдельных задач в Администрации МО используются узкоспециализированные, как правило, локальные базы данных по отдельным вопросам и средства по их ведению:
- Справочная юридическая база "КонсультантПлюс" и "Гарант";
- Учетные базы регистрации льготных категорий граждан;
- Программный пакет по назначению и выплате субсидий;
- Базы в Финансовом управлении Администрации МО: данные по бюджетному исполнению за определеннее периоды;
- Реестр регистрации предприятий и предпринимателей;
- Различные базы по делопроизводству (учетные карточки, учет приема граждан и т.д.).
4. Проблемы развития
4.1. Коммуникационные и вычислительные ресурсы
Интеграция вычислительных средств структурных подразделений Администрации МО позволяет воспользоваться следующими услугами компьютерных сетей:
- взаимный доступ внутри комплекса объединенных ЛВС к информационным ресурсам, накапливаемым силами различных подразделений;
- прямой доступ всех удаленных абонентов узла к информационным базам данных, хранящимся на центральных компьютерах сети;
- электронная почта, позволяющая совершать взаимный обмен сообщениями как внутри ЛВС, так и с внешними системами объединенными сетью Internet;
- выход через центральные коммуникационные ресурсы к базам данных и другим информационным ресурсам создаваемым другими субъектами информационной системы (правительство Калининградской области, государственные органы власти).
Затруднения, связанные с объединением на информационном уровне структурных подразделений Администрации МО, правительства Калининградской области и других субъектов информационной системы, обусловлены дорогостоящими коммуникационными технологиями и большими материальными затратами на приобретение соответствующего оборудования. Кроме того, довольно высокими остаются цены местных предприятий, предоставляющих услуги по подключению к глобальной сети Internet.
Следует отметить, что 30% эксплуатируемой в подразделениях Администрации МО компьютерной техники не позволяет использовать в работе современное объектно-ориентированное программное обеспечение и требует замены или модернизации.
4.2. Информационное обеспечение
Базы данных (как в сети Администрации МО, так и внутри структурных подразделений), содержащие социально-экономическую информацию представляют из себя, в основном, базы данных готовых документов, что усложняет дальнейшую аналитическую обработку, т.к. не предусматривают возможность проведения выборок, группировок, сортировок и т.д.
Ввиду лингвистической и форматной несовместимости затруднена интеграция баз данных структурных подразделений.
На многих компьютеризированных рабочих местах используется# только лишь универсальные программные средства, тогда как необходимо специализированное статистическое или аналитическое программное обеспечение.
4.3. Аналитическое обеспечение
Отсутствие унифицированных средств анализа и прогноза в структурных подразделениях органов местного самоуправления не позволяет не только проводить системный анализ социально-экономических процессов, происходящих в городе, но и просто сопоставлять полученные результаты. Необходимо формирование единой информационно-аналитической среды, позволяющей поддерживать обмен как числовой, так и графической информацией между разнообразными платформами.
5. Пути решения
5.1. Общесистемный подход
Как правило проекты развития информационной системы лежат либо в плоскости сетей передачи данных без привязки к конкретным задачам потенциальных пользователей, либо в решении отдельных прикладных задач без учета телекоммуникационных возможностей системы (а чаще всего при проектировании отдельных подсистем предполагается, что этих возможностей просто не существует, что порождает громоздкие и неработоспособные решения).
Учитывая новые технологические аспекты, появившиеся в ходе развития информационной системы, можно предложить ряд мер организационного и технического характера, благодаря которым, система получит новое качество и перспективу для развития в части информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления МО.
Предлагаемое комплексное развитие информационной системы, предусматривающее сбалансированное развитие транспортных компонент и использующих их прикладных систем. Это наиболее оптимальный путь быстрого и качественного решения проблем, которое дает максимальную отдачу от вложенных средств. Кроме того, Программа предусматривает выравнивание дисбаланса между развитым ядром системы и существенно отстающей периферией, что само по себе повышает эффективность использования центрального оборудования и отдачу от уже вложенных в него средств за счет улучшения информационного наполнения системы со стороны периферии и востребованности услуг ядра системы.
Текст предыдущего абзаца приводится согласно источнику
5.2. Коммуникационные и вычислительные ресурсы
Необходимо:
- создание единой коммуникационной инфраструктуры, взаимоувязанной с внешними глобальными информационными системами и обеспечивающей для всех подразделений органов местного самоуправления в МО полный набор коммуникационных услуг и сервисов;
- расширение штата Отдела информационных ресурсов и компьютерного обеспечения посредством введения технических должностей системотехника и администратора по безопасности информационной системы.
5.3. Информационное обеспечение
Необходимо создание распределенной системы баз данных в структурных подразделениях Администрации МО, которая должна быть согласована во всех своих частях по системным интерфейсам, классификаторам, полноте информации, технологическим способам обработки информации.
Основой всех работ по развитию информационных ресурсов должна стать их последовательная систематизация на основе формирования системы показателей и внедрения единых классификаторов. Формирование указанной системы связано с дальнейшим совершенствованием и расширением сфер применения баз данных двух видов:
- банков готовых документов (БГД);
- банков данных по показателям (БДП).
Необходимо пересмотреть состав банка данных органов местного самоуправления для обеспечения комплексного и многократного использования показателей, необходимых для решения важнейших задач города.
5.4. Аналитическое обеспечение
Необходимо формирование единой информационно-аналитической среды, позволяющей в режиме "клиент - сервер" поддержать обмен как числовой, так и графической информацией между разнообразными платформами. Разработанные аналитические средства должны на основе доступа к статистической и учетной информации обеспечить построение прогноза развития социально-экономической ситуации в городе на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, визуализацию полученных результатов в отраслевом разрезе. Создание описанной системы позволит в дальнейшем подключать к ней любые учреждения, предприятия и организации, взаимодействие с которыми необходимо для эффективной работы органов управления всех уровней.
6. Информационная безопасность и защита информации
Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство МО индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, принявшего решение войти в это пространство.
В едином информационном пространстве должны быть созданы все необходимые предпосылки для установления подлинности пользователя, подлинности содержания и подлинности сообщения (т.е. реализованы механизмы идентификации и аутентификации).
При реализации предлагаемой Программы должна быть создана система информационной безопасности, которая включает необходимый комплекс мероприятий и технических решений по защите:
- от нарушения функционирования сети путем исключения воздействия на информационные каналы, каналы сигнализации, управления и удаленной загрузки баз данных, коммуникационного оборудования, системного и прикладного программного обеспечения;
- от несанкционированного доступа к информации путем обнаружения и ликвидации попыток использования ресурсов сети, приводящих к нарушению целостности сети и информации, изменению функционирования подсистем распределения информации;
- от разрушения встраиваемых средств защиты с возможностью доказательства неправомочности действий пользователей и обслуживающего персонала сети;
- от внедрения программных "вирусов" и "закладок" в программные продукты и технические средства.
Решение указанных задач предлагается путем обеспечения:
- конверсии технологий информационной безопасности и защиты информации и информационных систем, телекоммуникационной среды от несанкционированного использования и воздействий;
- защиты ресурсов за счет параллельного доступа к управляющим базам данных и проверки полномочий при обращении к ресурсам сети;
- защиты технических средств и помещений от утечки по побочным каналам и от возможного внедрения в них электронных устройств съема информации;
- реконфигурации сетей, узлов и каналов связи;
- организации замкнутых подсетей и адресных групп;
- установки внешнего и внутреннего защитного оборудования в точках сопряжения ЛВС организаций и предприятий с региональной информационной средой;
- развития специализированных защищенных рабочих мест, ЛВС и корпоративных сетевых сегментов:
- развития и использования технологий подтверждения подлинности объектов данных, пользователей и источников сообщений;
- применения технологий обнаружения целостности объектов данных.
Отдельно следует отметить задачи обеспечения безопасности разрабатываемых и модифицируемых систем в интегрированной информационной среде, так как в процессе модификации неизбежно возникновение дополнительных ситуаций незащищенности системы.
Для решения данной проблемы, наряду с общими методами и технологиями, следует отметить введение ряда требований к разработчикам, создания регламентов внесения изменений в системы, а также использования специализированных средств для закрытия внутреннего графика разработчиков.
7. Комплексный системный проект информатизации и создание муниципальной информационной системы (МИС)
Организационной основой реализации информатизации МО должен стать Комплексный системный проект информатизации, создания единого информационного пространства города и муниципальной информационной системы (МИС).
Комплексный проект послужит механизмом интеграции и координации федеральных, отраслевых, корпоративных программ и локальных проектов информатизации структурных подразделений Администрации МО, принятых к осуществлению на территории МО. Он призван мобилизовать внутренние ресурсы МО и объединить их с внешними, а также создать для участников развития информационной индустрии предпосылки по формированию различного рода консорциумов при решении общих задач, консолидации ресурсов для более эффективного их использования.
Реализация проектов и мероприятий Комплексного проекта, финансируемых из муниципального бюджета, должна предусматривать конкурсный отбор исполнителей.
В процессе формирования Комплексного проекта необходимо осуществить инвентаризацию действующих проектов, затрагивающих рассматриваемую предметную область и финансируемых за счет муниципального, с последующим проведением технико-экономической экспертизы. В Комплексном проекте должны быть выделены первоочередные проекты, "опорные зоны" и "опорные объекты", играющие определяющую роль в социально-экономическом развитии города. Эти направления должны иметь приоритетное финансирование из муниципального бюджета, носить заказной характер с конкурсным отбором авторов.
Условием успешной реализации проекта является развитая, надежно функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и эффективно решать всю совокупность социально- экономических задач. Необходимы последовательные, рассчитанные на перспективу, скоординированные действия всех структурных подразделений Администрации, учитывающих как государственные интересы, так и интересы жителей города.
Деятельность всех органов местного самоуправления, участвующих в реализации Комплексного проекта, должна регламентироваться положениями, утверждаемыми Главой администрации МО.
Одним из условий эффективной реализации Комплексного проекта является разработка и принятие пакета дополнительных нормативно - правовых документов:
- о правилах формирования и ведения баз и банков данных, реестров информационных ресурсов администрации МО;
- о регламенте функционирования и доступности информационных систем органов местного самоуправления
- о правах пользователей информационных ресурсов и телекоммуникационных систем администрации МО
Другой важной составляющей проекта - является автоматизированная система муниципального управления или Муниципальная Информационная Система (МИС) - информационно-программный комплекс, предназначенный для создания комплексной информационной модели муниципального образования, в котором реализованы принципы накопления, хранения и обмена данными, обеспечивающими эффективное функционирование органов управления.
Создание интегрированных автоматизированных систем управления позволяет перевести задачи эффективного управления муниципальным образованием на качественно новый уровень.
Использование автоматизированных систем в процессе управления позволяет обеспечить непрерывность управления, эффективную обратную связь, перейти от интуитивного управления муниципальным образованием к объективной системе принятия решений. Вслед за принятием управленческого решения следует создавать систему реализации этого решения с учетом функций, обязанностей, полномочий и ответственности всех участников процесса управления.
Муниципальная информационная система предназначена для оперативного предоставления всем структурам муниципального образования достоверной информации об инфраструктуре и социальном развитии города в территориально-временном разрезе для обеспечения качественной реализации на уровне города таких функций в структуре управления городским хозяйством, как:
- паспортизация фондов территории (недвижимость, земельные участки, инженерные коммуникации, физические и юридические лица, природные ресурсы и др.);
- автоматизированное ведение градостроительного, земельного, имущественного и других городских кадастров;
- ведение баз данных по муниципальной собственности с соответствующим оформлением передачи в пользование и прав владения;
- автоматизированное ведение картографических баз данных о территории города (в том числе карт функционального использования территории);
- анализ и контроль социального развития территории города;
- формирование отраслевых схем развития территории;
- информационное обеспечение городских органов власти и управления;
- информационное обеспечение структурных подразделений Администрации города, поддержка процессов анализа состояния городского хозяйства, а также прогнозирования развития города на основе комплексных моделей и принятия решений властными и исполнительными структурами;
- формирование и развитие единой телекоммуникационной среды для обеспечения процессов обмена информацией между пользователями системы.
Архитектура МИС представляет собой системы, учитывающую:
- состав и размещение узлов системы по территории муниципального образования;
- типы узлов, их функции;
- требования к составу вычислительной техники в составе узла, к типу модема, к типу локальной сети;
- перечень АИС в составе узла, требования к составу базисного программного обеспечения;
- формы взаимодействия каждого узла МИС с другими узлами по каналам единой городской информационно-транспортной сети.
Под узлом понимается автономный компьютер или локальная вычислительная сеть, на которых установлены одна или несколько функциональных АИС.
Функциональная АИС - это корпоративная информационная система, представляющая собой совокупность программных модулей и баз данных, решающих три группы задач:
- задачи по автоматизации деятельности органа местного самоуправления или его подразделения при одновременном формировании системы первичных информационных ресурсов;
- задачи по информационной поддержке принятия управленческих решений на базе первичных информационных ресурсов;
- задачи по взаимодействию с другими АИС.
Основными АИС в структуре МИС являются:
- Автоматизированная информационная система "Муниципальный регистр населения МО "Гусевский городской округ"" - является территориально-распределенной информационно-телекоммуникационной системой, обеспечивающей формирование, ведение и использование базы данных муниципального регистра населения; эффективное информационное взаимодействие АИС учета различных категорий населения, информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения.
- Автоматизированная информационная система "Документооборот". Современная тенденция значительного роста объемов информации, необходимой для принятия управленческих решений, приводит к значительному увеличению трудозатрат на получение, обработку и хранение документов. В таких условиях традиционные методы работы с документами становятся малоэффективными. Для организации коллективной работы с бумажным документом необходимо его многократное копирование, доставка в различные структурные подразделения, проведение специальных совещаний, согласований, что требует значительных временных затрат. Другая проблема связана с продолжительными временными потерями на поиск необходимой информации по запросу пользователя. Организация электронного документооборота обеспечит оптимизацию процесса осуществления властных полномочий органами местного самоуправления, снизит издержки на их реализацию. Система электронного документооборота должна быть защищена от постороннего несанкционированного вмешательства. Средства системы должны обеспечивать достоверность и целостность документов, обрабатываемых системой. Основными задачами при построении системы электронного документооборота являются: разработка и внедрение интегрируемых систем защищенного электронного документооборота для органов местного самоуправления; разработка стандартных интерфейсов информационного обмена с существующими системами электронного делопроизводства и документооборота в органах местного самоуправления города, отраслевых, ведомственных организациях и учреждениях.
- Автоматизированная информационная система Электронная карта города. Для обеспечения устойчивого развития МО, управления фондами и ресурсами, развития инфраструктуры и решения хозяйственных задач необходима комплексная информация, включающая взаимоувязанные характеристики природных ресурсов, недвижимости, инженерного обустройства, элементов градостроительства, экологическую и социально-демографическую информацию, топографические планы территорий - интегрированная городская геоинформационная система. Основным назначением интегрированной городской геоинформационной системы является оперативное представление всем субъектам управления городом достоверной информации об инфраструктуре, природных объектах и социально-экономическом и экологическом развитии для эффективного решения задач управления городом и городским хозяйством, в том числе:
- разработка концепции устойчивого социально-экономического и экологического развития города;
- управление процессом размещения производительных сил;
- реализация целевых инвестиционных программ развития города;
- управление городским хозяйством;
- улучшение среды жизнедеятельности населения;
- рациональное природопользование и охрана окружающей природной среды;
- оценка экологической ситуации и обеспечение санитарной и экологической безопасности.
- формирование бюджета;
- управление социальными процессами;
Интеграция различных видов предметной пространственно-распределенной информации о территориальных ресурсах и объединение их с картографическими данными должно осуществляться на основе современных информационных технологий, включающих технологии управления локальными и распределенными базами данными, технологии создания и ведения гипертекстовых баз данных, геоинформационные технологии, интернет-технологии и др.
- Автоматизированная информационная система "Муниципальное имущество" Одной из важных задач развития МО является повышение качества управления муниципальной собственностью в условиях разнообразия форм собственности с целью увеличения доходной части бюджета города. АИС "Муниципальное имущество" предназначена для:
- ведения электронного реестра объектов муниципальной собственности (жилые и нежилые помещения, инженерные сети)
- формирования истории состояний объектов имущества, учета приватизированных объектов, учета договоров оперативного управления, хозяйственного ведения, безвозмездного пользования, имущественного найма и платежей по ним, учета договоров страхования на объекты недвижимости и платежей по ним, учета договоров аренды и сведений о платежах по ним, продажи (ведение лицевых счетов),
- учета заявок, разрешений и договоров на размещение наружной рекламы и платежей по ним,
- расчета графика платежей и задолженностей, формирования сведений о претензиях и исках в отношении должников, учета сведений о заседании комиссии по работе с должниками, анализа хозяйственной деятельности МУП, планирования и финансового контроля доходов от управления муниципальной собственностью.
- Автоматизированная информационная система "Хозяйствующие субъекты" предназначена для обеспечения мониторинга состояния хозяйствующих субъектов и информационной поддержки принятия решений по управлению экономикой города. Внедрение АИС "Хозяйствующие субъекты" позволит: собрать, сохранить, обработать информацию, необходимую для своевременного принятия качественных управленческих решений; проводить мониторинг состояния хозяйствующих субъектов; вести предметно ориентированные реестры хозяйствующих субъектов.
- Автоматизированная информационная система "Муниципальная статистика" - система статистической информации, характеризующая состояние массовых явлений и процессов, относящихся к предметам ведения органов местного самоуправления. Показатели муниципальной статистики разрабатываются на базе государственной статистической отчетности и федеральных государственных статистических переписей и обследований, осуществляемых органами государственной статистики, и является собственной информацией территориальных структур федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, административных органов местного самоуправления.
- Автоматизированная информационная система "Малый бизнес". Развитие системы информационной поддержки малых предприятий и внедрение информационных технологий в их деятельность сделает малый бизнес более эффективным за счет расширения возможностей доступа к информации, охватывающей самые различные аспекты предпринимательской деятельности.
- Программно-аппаратный комплекс - "Интернет-портал города Гусев", включающий разработку информационной системы поддержки принятия решений для органов местного самоуправления. Инструментом повышения эффективности управления городом и городским хозяйством является городской информационный программно-аппаратный комплекс "Интернет-портал города Гусев", представляющий собой информационно-функциональный портал городского Интернет. Интернет-портал города - это единая иерархическая система пользовательских интерфейсов к информационным системам и интернетресурсам Администрации муниципального образования, МУП, других предприятий и учреждений, предназначенная для всех категорий пользователей. Интернет-портал является интегратором городских информационных систем и ресурсов, а также основным средством доступа к этим системам и ресурсам. Городской интернет-портал будет выполнять функции внутренней информационной системы органов местного самоуправления, которая позволит оптимизировать и существенно упростить управление муниципальным образованием. Внедрение информационного программно-аппаратного комплекса "Интернет-портал города Гусев" обеспечит:
- представление общедоступной информации о деятельности городских властных структур, органов, служб, предприятий, а также представление сведений о персональном составе коллегиальных органов, места их расположения в городе, часы приема и проч.;
- размещение общей информации о городе, городских событиях, культурных, спортивных и других мероприятиях, а также прогнозы погоды, курсы валюты и т.п.;
- распространение информации о текущих и предстоящих пресс-конференциях муниципальных служб, представление справочных сведений для прессы, тематических архивов прессы о городе; адресное распространение информации, в том числе в интересах совершенствования управления (анкетирование, адресное оповещение, опросы общественного мнения и др.);
- организацию виртуальных обсуждений (форумов, чатов, конференций);
- оказание информационных услуг (система клиентских сервисов);
- доступ к пополняемой и обновляемой коллекции аннотированных ссылок на ресурсы сети Интернет.
8. Мероприятия по реализации программы
Мероприятия | Срок | Исполнитель | Примерная стоимость реализации мероприятий (тыс. руб.) |
Организация прямого (выделенного) канала связи от помещения серверной Администрации до узла ПД ул. Тимирязева, 5 для организации: - скоростного канала доступа к сети Интернет - цифрового канала PRI внутренней АТС администрации - сети передачи данных от Администрации МО до Правительства Калининградской области |
2007 | отдел информационных ресурсов и компьютерного обеспечения |
60 |
Приобретение оборудования для конференц-зала и создания системы видеоконференцсвязи с Правительством Калининградской области |
2007 | отдел информационных ресурсов и компьютерного обеспечения отдел информатизации и связи Правительства Калининградской обл. |
300 |
Приобретение компьютерной техники и лицензий для системы электронного документооборота |
2007 | отдел информационных ресурсов и компьютерного обеспечения |
330 |
Приобретение оборудования для модернизации сервера Финансового управления администрации (устройство резервного копирования, источник бесперебойного питания, дисковый массив) |
2007 | отдел информационных ресурсов и компьютерного обеспечения |
50 |
Организация документооборота с Правительством Калининградской области с использованием электронной почты, средств шифрования и электронной-цифровой подписи - приобретение лицензий ПО Крипто-Про - генерация ЭЦП для участников документооборота |
2007 | отдел информационных ресурсов и компьютерного обеспечения отдел информатизации и связи Правительства Кал-ой обл. |
20 |
Мероприятия по включению в локальную вычислительную сеть ЛВС Администрации МО неподключенные структурные подразделения по адресу: - ул. Малахова, 7 (специалисты отдела по управлению имуществом и землей); - пр. Ленина, 50 (Управление социальной защиты населения) - ул. Первомайская, 16 (Архивный отдел) |
2007 | отдел информационных ресурсов и компьютерного обеспечения Северо- западный телеком |
90 |
Реализация мероприятий по обеспечению безопасности информационных (система газопожаротушения и грозозащиты серверной) |
2008 | отдел информационных ресурсов и компьютерного обеспечения |
370 |
подготовка нормативно-правовых документов |
Пос- тоян- но |
отдел информационных ресурсов и компьютерного обеспечения и правовое управление |
|
Разработка Комплексного системного проекта информатизации органов местного самоуправления |
2007- 2008 |
отдел информационных ресурсов и компьютерного обеспечения совместно с руководством и структурными подразделениями Администрации МО |
|
Разработка проекта для организации прокладки волоконно-оптического кабеля от серверной администрации до узла ПД г. Гусев |
2008 | Северо- западный телеком |
10 |
Приобретение оборудования для организации единой телефонной сети с Правительством Калининградской области и внутренней АТС администрации |
2008 | отдел информац. ресурсов и компьютерного обеспечения, отдел информатизации и связи Правительства Калининградской обл. |
200 |
Организация "последней мили" - прокладка волоконно-оптического кабеля от серверной администрации до узла ПД г. Гусев |
2009 | Северо- Западный Телеком |
300 |
Создание муниципальной нформационной системы (МИС) Администрации МО, включающих расширение ЛВС и телефонизации, обеспечение компьютерной техникой, разработка и внедрение информационных систем муниципального и регионального уровня - Муниципальный регистр населения - Муниципальное имущество - Муниципальная статистика - Хозяйствующие субъекты - Малый бизнес - ПАК "Интернет-портал города Гусев" |
2009- 2011 |
отдел информационных ресурсов и компьютерного обеспечения совместно с руководством и структурными подразделениями Администрации МО |
1550 |
Итого: | 3280 |
<< Назад |
||
Содержание Решение окружного Совета депутатов МО "Гусевский городской округ" Калининградской области от 29 ноября 2006 г. N... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.