Систематизация бухгалтерского законодательства
Работа по реформированию системы регулирования бухгалтерского учета в России потребовала значительного времени и продолжается до сих пор. Наиболее важным ее результатом стало построение в целом системы регулирования, ориентированной на обеспечение потребностей всех заинтересованных пользователей бухгалтерской информации и учитывающей необходимость гармонизации стандартов российского учета с международными.
Разумеется, данная система имеет недостатки.
Сегодня важно определить место правовых норм, регулирующих ведение бухгалтерского учета, в общей системе права России.
Если бухгалтерское право как новая отрасль российского права возникло, то у него есть собственные, отличные от других отраслей права, предмет, метод, принципы и законодательство. Если же нет, то предмет, метод, принципы и другие нормы права, регулирующие ведение бухгалтерского учета, должны быть заимствованы из уже существующей отрасли права. Но из какой или, может быть, из нескольких отраслей?
Таким образом, вопрос о том, какое место в отечественной системе права занимают правовые нормы, регулирующие ведение бухгалтерского учета, - это вопрос о том, каковы их предмет и метод регулирования, по каким принципам они организованы и функционируют. Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Изучение этих свойств позволяет упорядочить, систематизировать законодательство, а, следовательно, и эффективно реализовать право.
Представляется, что на современном этапе развития системы регулирования бухгалтерского учета наиболее актуальны вопросы совершенствования системы бухгалтерского законодательства.
Так, в настоящее время правовые нормы, регулирующие ведение бухгалтерского учета, в значительной степени разрознены и разбросаны по различным отраслям законодательства, а профессиональное качество их воплощения в нормативные правовые акты оставляет желать лучшего. Это порождает неоднозначное толкование отдельных правовых актов и коллизии между нормами различных нормативных актов. Подобные ситуации встречаются достаточно часто. Нормативные акты нередко не учитывают такие понятия, как преемственность, взаимосвязь и взаимозависимость. Поэтому бухгалтеру зачастую приходится делать выбор между несколькими нормами различных правовых актов, противоречащих друг другу.
При существующем положении бухгалтеру сложно самостоятельно определить, какую норму применять.
Кроме того, в системе бухгалтерского законодательства сложилась ситуация, когда многие концептуальные для бухгалтерского учета нормы и понятия содержатся в нормативных правовых актах, имеющих недостаточную правовую силу.
Бухгалтерское законодательство нуждается в научно обоснованной систематизации содержащейся в нем правовой информации. Эта работа позволит законодательным органам в короткий срок оценить все действующее законодательство, выявить несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принять меры по их устранению. Систематизация законодательства особенно необходима в период резкого увеличения объема нормативных правовых актов, так как логически последовательное, внутренне согласованное изложение информации обеспечивает поиск нужной правовой нормы и ее толкование.
Представляется, что работа по систематизации бухгалтерского законодательства может закономерно привести к созданию Бухгалтерского кодекса Российской Федерации.
Кодекс должен включать множество новых понятий, терминов и институтов, подробно и четко определенных в нем.
Бухгалтерский кодекс Российской Федерации - это федеральный закон с высокой степенью систематизации, т. е. кодификационный законодательный акт. В этом же ряду будут находиться основы законодательства, уставы, положения и т. п. Подобные обобщающе-систематизирующие акты принимаются с целью упорядочения и совершенствования законодательства и регулируют наиболее важные и принципиальные общественные отношения. Бухгалтерский кодекс позволит обеспечить внутреннюю согласованность и полноту правового регулирования учетных отношений. В дальнейшем содержание его статей более полно будет раскрываться в процессе работы правоприменительных органов, в первую очередь, судебных.
При проведении систематизации законодательства по бухгалтерскому учету необходимо помнить основную цель - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики.
Государство, регулируя экономику и решая вопросы, касающиеся доходной части бюджета, через налоговое законодательство постоянно обращается к бухгалтерскому учету. База для исчисления налогов формируется из информации, содержащейся в учете. Однако все налоги регламентируются на уровне законов, и соответственно законодательные акты, их устанавливающие, имеют высшую правовую силу. Если в законы о налогах вводятся и бухгалтерские понятия, то это вызывает определенные трудности:
определение бухгалтерского понятия не соответствует налоговому. Так как определение бухгалтерского понятия не закреплено законодательно, то более высокую правовую силу принимает определение налогового понятия. Его исполнение влечет за собой искажение бухгалтерского учета;
одному налоговому понятию соответствует несколько бухгалтерских понятий. Поэтому возможен вариант "вольной" трактовки налогового понятия.
Несоответствие налогового законодательства нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет, подтверждает разную степень законодательной защищенности налогового и бухгалтерского законодательства. Это обстоятельство позволяет при создании и исполнении налогового законодательства пренебрегать правилами и понятиями, сформированными в бухгалтерском учете и формирующимися на современном этапе с учетом международных норм и стандартов. В этой связи процесс гармонизации и развития системы бухгалтерского учета существенно осложняется и попадает в зависимость от налогового законодательства.
Налоговое законодательство не должно определять экономическую сущность и правила формирования финансовых показателей, содержание которых во многом объективно. Оно может устанавливать правила, в соответствии с которыми те или иные финансовые показатели, создающиеся в системе бухгалтерского учета, участвуют в формировании объектов налогообложения, а также алгоритмы налоговых расчетов и отчетности и деклараций.
Понятийный аппарат гражданского законодательства в отдельных случаях не соответствует понятийному аппарату бухгалтерского учета, закрепленному в нормативных актах. Некоторые авторы предлагают основную терминологию системы нормативного регулирования учета отражать в положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Правовая сила Гражданского кодекса Российской Федерации безусловно выше положений по бухгалтерскому учету. Поэтому гражданское законодательство будет диктовать порядок организации бухгалтерского учета по отдельным вопросам и иметь приоритетное начало перед нормативным регулированием бухгалтерского учета. На наш взгляд, создавать бухгалтерскую терминологию в составе положений по бухгалтерскому учету не имеет смысла. Такая терминология, а также принципы и правила формирования полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и представлению информации в бухгалтерской отчетности должны быть законодательно закреплены.
Принятие Бухгалтерского кодекса Российской Федерации поставит бухгалтерский учет на одну ступень с другими отраслями законодательства, что поможет решить следующие задачи:
- более широко использовать бухгалтерскую информацию в гражданском, уголовном, административном праве;
- формировать информацию в интересах всех участников рынка, в том числе и государства как гаранта соблюдения законодательства.
При подготовке Бухгалтерского кодекса целесообразно сформулировать четкое определение предмета регламентации, т. е. перечня и содержания используемых понятий, методов, подлежащих регламентации, и обеспечить:
- соответствие другим действующим законодательным актам;
- единую структуру глав в разделах Кодекса;
- разумное соотношение между затратами и выгодами, связанными с применением учетного правила;
- единую стилистику.
Таким образом, основная идея Бухгалтерского кодекса заключается в том, что регулирование бухгалтерской деятельности в стране должно осуществляться посредством свода нормативных документов, подразумевающих дифференцированную степень обязательности. Государство через Бухгалтерский кодекс сможет определить и гарантировать минимум обязанностей, возлагаемых на организации в учетной сфере. Организация, осуществляющая учет, всегда находится в более благоприятном положении, поскольку имеет постоянный и неограниченный доступ к своим бухгалтерским документам. В то же время другие субъекты могут пользоваться лишь отчетностью, составляемой самой организацией, и итоговой частью аудиторского заключения, если организация подлежит обязательной аудиторской проверке.
Бухгалтерский кодекс в совокупности с другими законодательными актами Российской Федерации должен образовать единое "правовое поле", разделив законодательные функции между нормативными документами.
Назначение Кодекса состоит не только в том, чтобы ограничить поток обязательных для исполнения инструкций, сколько в том, чтобы свести в единые рамки и систематизировать различные нормативные документы. Место Бухгалтерского кодекса в общей системе законодательства Российской Федерации должно быть оговорено в его первой главе "Законодательство по бухгалтерскому учету".
Директор ЗАО "Траст-Аудит" | Ю.А. Репникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.