Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 22 октября 2010 г. N 1798 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 1
главы администрации
городского округа "Город Калининград"
от 25 сентября 2008 г. N 1542
Долгосрочная целевая Программа
"Развитие первичной медико-санитарной помощи в городе Калининграде
на период 2009-2012 годы"
25 июня, 11 ноября, 31 декабря 2009 г., 28 апреля, 22 октября 2010 г.
Паспорт программы
Наименование программы |
Развитие первичной медико-санитарной помощи в городе Калининграде на период 2009-2012 годы |
Заказчик программы |
Управление здравоохранения городского округа "Город Калининград" |
Предполагаемые сроки реализации программы (подпрограмм) |
2009-2012 годы |
Перечень подпрограмм |
- |
Исполнители основных мероприятий программы |
Управление здравоохранения городского округа "Город Калининград" |
Предполагаемые объемы и источники финансирования мероприятий программы |
В 2009 году - 35 611,2 тыс.руб. |
в 2010 году - 51 412,1 тыс. руб. | |
в 2011 году - 2 482,0 тыс. руб. | |
в 2012 году - 2 442,0 тыс. руб. | |
Бюджет городского округа | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
Ожидаемые конечные результаты программы: улучшение состояние# здоровья населения города, сократить прямые и косвенные потери общества за счет профилактики, раннего выявления заболеваний, обеспечения качественной, в том числе за счет внедрения новых медицинских технологий, доступной, бесплатной (в рамках Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней) медицинской помощью; |
Показатели социально-экономической эффективности: | |
- удовлетворенность населения качеством и условиями оказания мед. помощи - 70%; | |
- снижение среднего срока ожидания консультации специалистами в поликлиниках - 3 дня; | |
- удовлетворенность населения качеством и условиями оказания мед. помощи - 70%; | |
- своевременное оказание медицинской помощи, снижение общей смертности населения - 14,8%; | |
- снижение общей смертности населения и инвалидизации населения - 14,8%; | |
- уменьшение числа абортов - 30%; | |
- снижение перинатальной смертности -10,1%; | |
- снижение уровня заболеваемости постоянного населения туберкулезом на 100 тыс. населения - 74%; | |
- выполнение плана по дополнительной вакцинации взрослого населения -100%; | |
- охват туберкулинодиагностикой детей - 98%; | |
- выполнение плана проф. прививок - 95%; | |
- доля медработников, прошедших повышение квалификации - 100%. |
1. Анализ текущего состояния и проблем здравоохранения города Калининграда
Процессы формирования здоровья населения города Калининграда отражают общие тенденции социально-экономического развития общества. Несмотря на положительные тенденции показателей рождаемости и детской смертности, на протяжении ряда лет потери жизненного и трудового потенциалов, зависящие от преждевременной смертности и инвалидности, не имеют положительной динамики. За последние 5 лет начиная с 2003 г. не удается снизить уровень общей заболеваемости населения города (2003 г. - 1189,0 на 1000, 2007 г. - 1184,0 на 1000), новообразованиями - с 72,9 на 1000 в 2003 г. до 80,7 на 1000 в 2007 г., увеличился уровень травматизма.
Наиболее острыми проблемами здоровья горожан являются осложнения социально значимых заболеваний, таких, как артериальная гипертония, сахарный диабет, хронические заболевания печени, травматизм и другие. Основными из регистрируемых заболеваний являются болезни органов дыхания (18%), системы кровообращения (13,2%), заболевания мочеполовой системы (8,6%).
Низкий жизненный уровень населения, неполноценное и несбалансированное питание, позднее обращение за медицинской помощью и отказ от листков нетрудоспособности и реабилитации после тяжелых заболеваний в условиях санатория, лечение малоэффективными препаратами и психоэмоциональная неустойчивость не позволяют кардинально улучшить показатели заболеваемости.
Ежегодно в городе умирает около 3600 человек трудоспособного возраста. В структуре общей смертности населения 1-е место занимают болезни органов кровообращения (показатель - 724,0 на 100 тыс.), в данной группе ведущее место занимают ишемическая болезнь сердца и сосудистые поражения центральной нервной системы. На 2-м месте - несчастные случаи, травмы и отравления (208,8 на 100 тыс.), на 3-м - новообразования (206,5 на 100 тыс.). Средний возраст умерших от болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и новообразований с каждым годом уменьшается. Опережающий рост смертности от предотвратимых причин и омоложение смертности от них - свидетельство не только социально-экономического неблагополучия в обществе, но и снижения внимания к профилактике и ухудшения диагностики и качества лечения.
Ежегодно впервые признаются инвалидами от 7 до 8 тыс. человек, в трудоспособном возрасте получили инвалидность в 2007 году 993 человека. Основными причинами первичной инвалидности, в целом, так же, как и в Российской Федерации, являются болезни системы кровообращения (55%), злокачественные новообразования (9,6%), болезни костно-мышечной и соединительной ткани (7,7%).
Особую обеспокоенность вызывает остающаяся в области стабильно высокой заболеваемость болезнями "социального неблагополучия": наркоманией, ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, снижение которой возможно лишь при существенном улучшении общего уровня и качества жизни населения области.
По прогнозным оценкам, динамика показателей состояния здоровья населения в ближайшее время будет оставаться негативной, если не будут предприняты действенные меры по совершенствованию работы отрасли "Здравоохранение".
2. Цель и основные задачи Программы
Целью Программы является улучшение состояния здоровья населения города, снижение прямых и косвенных потерь общества на основе профилактики и раннего выявления заболеваний, обеспечения качественной, в том числе за счет внедрения новых медицинских технологий, доступной, бесплатной (в рамках Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней) медицинской помощью.
Задачи:
- достижение стандартов оснащенности лечебно-профилактических учреждений в соответствии с действующими нормативными документами (материально-техническое и информационно-технологическое обеспечение деятельности лечебно- профилактических учреждений);
- создание в амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждениях службы неотложной помощи;
- организация подготовки, переподготовки и усовершенствования по специальности медицинских кадров;
- улучшение кадрового обеспечения первичной медико-санитарной помощи;
- формирование навыков здорового образа жизни у населения.
Обоснование выбора целей и задач
Период 2004-2007 гг. характеризовались# существенными изменениями в сфере здравоохранения. В связи с принятием Федеральных законов N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", приказов Минздравсоцразвития изменилась нормативно-правовая база в области охраны здоровья населения. Изменились задачи муниципального здравоохранения. Приоритет отдан первичной медико-санитарной помощи. На протяжении ряда лет объемы стационарной помощи оставались неоправданно высокими, соответственно и затраты на нее. Примерно 70% объема финансирования здравоохранения шло на оплату стационарной помощи, при этом более 30% госпитализированных больных могли бы проходить лечение в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Однако первичная медико-санитарная помощь, являясь центральным звеном системы здравоохранения, не получила должного развития - прежде всего в силу недостаточного кадрового и материально-технического обеспечения. На амбулаторно-поликлиническую помощь приходится лишь 28% финансирования здравоохранения, на стационарозамещающую - 3,8%, на скорую медицинскую помощь - 10,9%. При этом особенно тревожными являются тенденции к сокращению профилактической составляющей амбулаторно-поликлинической помощи.
Усугубляют проблему недостаточная укомплектованность первичного звена здравоохранения медицинскими кадрами. В среднем по отрасти укомплектованность врачами составляет 67,8%, в том числе участковыми врачами - 80,5%, средними медицинскими работниками - 58,9%. Крайне низкая укомплектованность узкими специалистами - всего 66,4%. Не хватает кардиологов, травматологов-ортопедов, офтальмологов, ЛОР-врачей, эндокринологов. В целях обеспечения деятельности ЛПУ привлекались внешние и внутренние совместители, которые не смогли в полном объеме выполнить возложенные на них функциональные обязанности (функцию врачебной должности), что в первую очередь сказалось на доступности и качестве услуг населению.
Материально-техническая база учреждений здравоохранения не соответствует российским стандартам диагностики и лечения. Износ основных фондов в здравоохранении составляет около 60%, в том числе транспорта - 67%, зданий - более 40%, медицинского оборудования - более 60%. Укомплектованность компьютерной техникой лечебно-профилактических учреждений составляет не более 30%. Из 28 муниципальных учреждений здравоохранения 23 учреждения располагаются в зданиях довоенной постройки или в жилом фонде, требуют проведения ремонтных работ в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями в целях предупреждения внутрибольничных инфекций.
Одновременно в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и Приказом Минздравсоцразвития от 13.10.2005 N 633 "Об организации медицинской помощи" оказание неотложной медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи является обязательством муниципальных органов власти. В связи с тем, что МУЗ "Городская станция скорой и неотложной помощи" с 01.01.09 будет включена в систему финансирования ОМС, и учитывая перевод муниципальных ЛПУ в систему одноканального финансирования с подушевым принципом оплаты медицинских услуг, представляется целесообразным создание службы неотложной помощи в структуре городских поликлиник как взрослой лечебной сети, так и в детских.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 октября 2009 г. N 846 приказ Минздравсоцразвития от 13.10.2005 N 633 признан утратившим силу
Крайне важной является проблема, связанная с финансовой необеспеченностью Программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению. Размеры финансирования здравоохранения Калининградской области в рамках Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи ежегодно возрастают и составили в 2008 году 2089,0 млн. руб. Однако также имеет тенденцию к ежегодному возрастанию и размер дефицита ее стоимости, который увеличился с 10% в 2000 году до 27,0% - в 2008 году.
Для реального улучшения демографических характеристик и состояния здоровья населения города Калининграда необходимо осуществление социальных и экономических преобразований. Одновременно с этим улучшение организации оказания медицинской помощи в первичном звене здравоохранения, осуществление структурных преобразований в отрасли, привлечение дополнительных финансовых средств позволят в масштабах городской сети учреждений здравоохранения внедрить новые методы профилактики, диагностики и лечения, позволят укомплектовать первичное звено здравоохранения современным диагностическим оборудованием, усилить личную ответственность медицинских работников за состояние здоровья прикрепленного населения, повысить качество и доступность первичной медико-санитарной помощи населению г. Калининграда.
Предполагается, что эффект реализации Программы проявится не только в сфере здравоохранения, но и других секторах экономической деятельности и в экономике в целом.
Программно-целевой подход в организации и управлении здравоохранением как в рамках всего государства, так и отдельных регионов и муниципальных образованиях# резко повышает эффективность расходования бюджетных средств, т.к. при программном управлении во главу угла ставятся не сложившаяся организационная структура, а управление элементами Программы, программными действиями.
В целевой Программе обозначены цели, есть показатели (индикаторы), по которым можно судить, насколько эффективно они используются.
В условиях развития рыночных отношений программно-целевой подход в управлении и организации системой здравоохранения позволяет сконцентрировать ресурсы на решение отдельной проблемы, достижение основной программной цели, в данном случае - улучшение состояния здоровья населения.
3. Финансовое обеспечение Программы
В реализации мероприятий Программы участвуют 27 лечебно-профилактических учреждений, в которых работают 3094 человека медицинского персонала, из них врачей - 1038, среднего медицинского персонала - 2056. Имеют квалификационные категории 2125 человек (68,7%), в т.ч. врачи - 532 человека (51,2%), средний медперсонал - 1593 (77,4%). Профессиональная подготовка медицинских работников муниципального здравоохранения позволяет качественно выполнять мероприятия Программы.
В 2007 г. общий объем финансовых средств, направленных на выполнение лечебно-профилактическими учреждениями основных функций, составил 1395293,3 тыс. руб. Средства городского бюджета - 267148,5 тыс. руб. (19%), средства обязательного медицинского страхования (ОМС) - 794276,5 тыс. руб. (57%), средства Фонда социального страхования (ФСС) - 36248,4 тыс. руб. (2,6%), средства за оказанные платные услуги - 267148,5 тыс. руб. (19%), средства целевой Программы "Развитие здравоохранения города Калининграда на период 2009-2011 годов" - 30471,4 тыс. руб. (2,2%).
В 2007 г. на ремонт учреждений израсходовано всего 2,7% средств консолидированного бюджета лечебно-профилактических учреждений, на приобретение медицинского оборудования - 5,3%, с учетом стоимости оборудования, полученного в рамках национального проекта "Здоровье", - 9,6%. Т.о. на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения всего израсходовано менее 13% общего объема финансирования.
Это не позволило в полной мере восстановить и заменить имеющееся непригодное и морально устаревшее оборудование, т.к. износ медицинского оборудования составляет более 60%, основных фондов - около 60%, в том числе транспорта - 67%, зданий - более 40%. Укомплектованность компьютерной техникой лечебно-профилактических учреждений составляет не более 30%. Из 28 муниципальных учреждений здравоохранения 23 учреждения располагаются в зданиях довоенной постройки или в жилом фонде, требуют проведения ремонтных работ в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями в целях предупреждения внутрибольничных инфекций.
Финансирование мероприятий по мероприятиям, исполнителям и годам представлено в приложении N 3.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 2
5. Ожидаемые конечные результаты
Реализация Программы позволит:
- укрепить материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений: привести содержание помещений ЛПУ в соответствие с санитарными правилами и требованиями;
- достичь стандартов оснащенности в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2005 N 753 "Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований";
- обеспечить стандарты обследования и лечения на догоспитальном этапе;
- обеспечить раннее выявление заболеваний;
- сократить сроки ожидания плановых лечебно-диагностических исследований, сроки ожидания консультаций врачами-специалистами;
- увеличить показатель реабилитации инвалидов;
- удовлетворить население условиями оказания медицинской помощи;
- обеспечить работу медицинского персонала на современном техническом уровне, снизить затраты времени на непрофессиональную деятельность (оформление медицинской документации, отчетов и т.п.), улучшить взаимодействие учреждений с руководящими структурами здравоохранения, использование современной профессиональной информации через Интернет;
- территориально приблизить первичную медико-санитарную помощь к населению, проживающему в отдалении от крупных медицинских учреждений;
- обеспечить динамическое и комплексное наблюдение за состоянием здоровья прикрепленного населения;
- сократить количество вызовов скорой помощи и снизить затраты поликлиник-фондодержателей на оплату услуг скорой медицинской помощи, снизить нагрузку на городскую станцию скорой помощи по оказанию неотложной помощи на дому и, соответственно, обеспечить своевременность и качество выполнения вызовов по скорой помощи;
- снизить осложнения и смертность наиболее распространенных заболеваний (гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, сахарный диабет);
- привить населению навыки здорового образа жизни, улучшить оснащенность лечебно-профилактических учреждений средствами технической информации по вопросам санитарно-гигиенических знаний;
- улучшить раннюю диагностику и выявляемость туберкулеза путем проведения туберкулинодиагностики, снизить показатель заболеваемости постоянного населения от туберкулеза;
- предупредить распространение внутрибольничных инфекций, создать безопасные условия работы для медицинского персонала;
- улучшить профессиональную подготовку медицинского персонала и, соответственно, качество оказания медицинской помощи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.