Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Целевые показатели уменьшения антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса
429. В соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" необходимо рассчитывать вредное воздействие на окружающую среду при проектировании лесопользования в проектах освоения лесов.
430. Обязательным условием принятия материалов по проектам освоения лесов на государственную экспертизу является наличие в них (в составе разделов проекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.
431. Утвержденное приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года N 372 Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации определяет этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС).
432. Исследования по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности включают следующее:
1) определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказ от деятельности);
2) анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
3) выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
4) оценку воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
5) определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
6) оценку значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
7) сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
8) разработку предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
9) разработку рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
10) подготовку предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов).
433. В соответствии с этим пособием раздел охраны окружающей среды в проектной документации должен содержать следующие подразделы:
1) охрана и рациональное использование земельных ресурсов;
2) охрана атмосферного воздуха от загрязнения;
3) охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения;
4) охрана окружающей среды при складировании (утилизации) отходов промышленного производства;
5) охрана растительного и животного мира;
6) прогноз изменения состояния окружающей среды под воздействием проектируемого объекта;
7) эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий.
434. Сбор, накопление, хранение и размещение отходов на предприятии должны быть организованы в соответствии с действующими нормами и правилами.
435. Сбор образующихся отходов осуществляется раздельно по видам и классам токсичности.
436. Оценка воздействия отходов на окружающую природную среду производится с учетом условий хранения и их физико-химических свойств: растворимость в воде, летучесть, реакционная способность, опасные свойства (взрывоопасность и пожароопасность), агрегатное состояние.
437. Отходы, имеющие наибольшую возможность повлиять на окружающую среду (отработанные аккумуляторы, масла, нефтешламы), хранятся в условиях, исключающих случайное попадание этих отходов в окружающую среду - в специальных закрытых емкостях. Отходы, имеющие меньшую возможность влияния на окружающую среду (древесные отходы, металлический лом, отработанные шины и др.), хранятся в специально отведенных местах, исключающих возможность захламления территории предприятия этими отходами. Агрегатное состояние этих видов отходов и их реакционная способность позволяют размещать их на предназначенных для этих целей площадках.
438. Твердые бытовые отходы, промасленная ветошь, масляные фильтры и др. накапливаются в контейнерах с крышками в местах, исключающих опрокидывание контейнеров.
439. Большая часть древесных отходов утилизируется непосредственно на вырубках при очистке лесосек. Древесные отходы некондиционной древесины на нижних складах хранятся на специально отведенных территориях с дальнейшей их утилизацией в котельных.
440. Мероприятия, направленные на снижение влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды (исключение загрязнения почвы и водных объектов):
1) селективный сбор отходов;
2) своевременный вывоз отходов с территории предприятия;
3) своевременное заключение договоров на передачу, утилизацию, размещение отходов со специализированными предприятиями (аккумуляторы, металлический лом, люминесцентные лампы);
4) обезвреживание отходов для снижения класса опасности (нейтрализация отработанного электролита и т.д.);
5) утилизация отходов на самом предприятии (древесные лесосечные - для укрепления волоков, древесные отходы от производства щепы - в собственной котельной для получения тепловой энергии, регенерация отработанных масел и т. д.);
6) соблюдение разработанных на предприятии инструкций по обращению с отходами;
7) контроль со стороны лесхоза и органов природнадзора.
441. Отрицательное воздействие на водные объекты может происходить при реализации следующих видов намечаемой деятельности:
1) при производстве лесозаготовительных работ;
2) при эксплуатации сортировочно-погрузочных комплексов;
3) при транспортировке древесины по лесовозным дорогам.
442. Основными видами возможного воздействия на водные объекты являются загрязнение вод водотоков и нарушение их гидравлического режима, а также нарушение режима поверхностного и внутрипочвенного стока.
443. Для этого необходимо выполнение следующих мероприятий, ограничивающих негативное воздействие на водные объекты:
1) применение технически исправных машин и механизмов с отрегулированной топливной аппаратурой, исключающей потери горюче-смазочных материалов;
2) заправка машин только на специально оборудованных площадках автозаправщиком с механизированной подачей топлива, сбор отработанных масел в специальные емкости, устройство складов горюче-смазочных материалов, мастерских участков за пределами водоохранных полос с обваловыванием земляным валом и устройством минерализованной полосы;
3) в целях исключения повреждения русла и берегов водотоков, а также их загрязнения, при переправе лесозаготовительной техники к местам производства работ через водотоки предусматривается сооружение временных переправ-настилов, которые после завершения работ разбираются; для погрузочных площадок, в соответствии с утвержденными технологическими картами производства работ, в первую очередь, используют поляны, прогалины и другие места, свободные от леса, а также подроста, не имеющие соприкосновений с руслами рек и ручьев; магистральные и пасечные волока должны располагаться в местах, исключающих трелевку древесины по руслам постоянных и временных водотоков;
4) в лесах водоохранных зон осуществление рубок главного пользования запрещается; разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов;
5) сбор образующихся в результате деятельности всех видов отходов и их утилизация (особенно порубочных остатков);
6) сбросы ливневых и талых вод с площади искусственных сооружений (мостов) лесовозной дороги в водотоки высшей рыбохозяйственной категории не должны превышать предельно допустимых;
7) очистка ливневых вод не требуется в связи с небольшой интенсивностью движения автотранспорта;
8) установка на границе водоохранных зон рек, ручьев по всей трассе лесовозной дороги информационно-указательных аншлагов природоохранного назначения;
9) применение техники, исключающей значительное уплотнение почвенных горизонтов и нарушающей режим водного стока.
444. При данных видах деятельности необходимо строго соблюдать положения Водного кодекса Российской Федерации и режим хозяйствования в водоохранной зоне водотоков. В соответствии с Водным кодексом предусмотрена минимальная ширина водоохранной зоны при длине реки (ручья) от источника:
1) до 10 км - 50 м;
2) от 10 до 50 км - 100 м;
3) от 50 и более - 200 м.
445. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохраной# зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
446. Ширина прибрежных полос для рек, озер и других водных объектов устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градусов.
447. Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливается в размере двухсот метров, независимо от уклона и характера прилегающих земель.
448. В водоохранной зоне рек (ручьев) запрещается:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
449. Функции водоохранной полосы:
1) охрана качества воды в реках (в водоохранной полосе с ее мощным слоем растительности на поверхности почвы образуется подстилка из разлагающегося материала); вся подстилка насыщена влагой; пористый характер поверхности почвы полосы способствует регулированию стока воды в водоемы; почва в этих местах абсорбирует воду во время влажных сезонов и медленно выпускает эту влагу в ручьи (это минимизирует эффект паводкового стока, а также предохраняет водотоки от преждевременного пересыхания);
2) поддержание температуры воды и ее чистоты (предохраняет русла от отложений) и способствует нересту рыбы);
3) до 90% питательных веществ в лесных ручьях происходит от прилегающей растительности;
4) многие береговые откосы стабилизируются деревьями, они закрепляют почву и предотвращают эрозию в половодье;
5) многие звери и птицы используют прибрежную полосу для размножения, укрытия, питания;
6) защита водотоков от процесса эрозии почвы:
- эрозия почвы развивается на пологом широком отроге, наклоненном на северо-запад в сторону речных долин ориентировочно под углом 5-15°; оттаивающий грунт медленно перемещается вниз по склону;
- грунты на всем склоне испытывают пластично-вязкое течение, имеются гнезда и полости проседания растительности;
- особенно опасны эти процессы, происходящие в рединах и при повреждении напочвенного покрова;
- защитная полоса леса с каждой стороны водотока предохраняет от сползания в русло суглинистых почв и способствует сохранению его гидрологического режима.
450. Состояние загрязнения и водного режима при реализации проектных мероприятий должно контролироваться со стороны исполнителя работ, лесничества и органов природнадзора.
451. В целях сохранения и обогащения животного мира (в том числе охотничьих животных) в условиях хозяйственной деятельности все лесохозяйственные и лесоэксплуатационные работы необходимо рассматривать с точки зрения сохранения животного мира и среды их обитания. В настоящее время порядок пользования лесом для ведения охотничьего хозяйства урегулирован статьями 36 и 37 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым лесное пользование и лесохозяйственные мероприятия в лесах должны осуществляться с учетом необходимости сохранения благоприятных условий для обитания диких животных.
452. Дополнительно к действующим правилам и нормам необходимо предусмотреть следующие мероприятия:
1) осуществление арендатором и специалистами арендатора, ведущими лесозаготовительные работы постоянного мониторинга за объектами животного мира, в том числе охотничьими животными, и информирование соответствующих районных служб о происходящих изменениях и нарушениях; для этого по лесозаготовительному предприятию издается распоряжение (приказ) о назначении должностного лица (инженера по лесфонду, мастера верхнего склада и так далее), являющегося ответственным за проведение мониторинга за объектами животного мира; этим распоряжением (приказом) по предприятию запрещается выезжать на лесозаготовительные участки работникам предприятия в рабочее время с огнестрельным охотничьим оружием;
2) оставление на вырубаемых площадях дуплистых деревьев (5-6 штук/га) для гнездования куницы;
3) сохранение деревьев с гнездовьями крупных хищных птиц;
4) устройство галечников из расчета один галечник на 8 тыс. га угодий;
5) устройство порхалищ из расчета 5 порхалищ на 1000 га;
6) устройство солонцов из расчета 1 солонец на 1000 га;
7) расход соли на один солонец - 20 кг в год (количество солонцов корректируется в зависимости от численности лосей и согласовывается с районным охотоведом);
8) весной, в период гнездования пернатых и откладывания ими яиц, лесозаготовительные работы необходимо приостанавливать;
9) проектировать набор лесосек в рубку таким образом, чтобы всегда существовал зеленый коридор для миграции животных;
10) при организации рубок главного пользования на арендуемой территории предпочтительно разумное сочетание сплошных, постепенных и выборочных рубок (конкретный способ рубки определяется в плане, проекте плана рубок главного пользования, с уточнением их при отводе делянок); в результате будет достигнуто мозаичное расположение насаждений разного возраста, породного состава, сомкнутости, а также наличие многоярусных древостоев и открытых угодий (не облесившихся# вырубок);
11) запрет лесокультурных работ на тетеревиных токах и расчистка их;
12) строгое соблюдение норм и правил использования химикатов и минеральных удобрений при проведении химуходов и при подкормке лесных культур;
13) тщательная заделка протравленных семян в питомниках и при создании лесных культур.
453. Это значительно улучшает кормовые и защитные свойства среды обитания животного мира, в т.ч. охотничьих угодий, и указывает на сохранение высокого качества среды обитания животных.
454. Постоянный контроль и практическая работа районных охотоведов совместно с представителями лесничеств и арендаторами позволяют исключить ухудшение среды обитания животного мира на рассматриваемом участке лесных земель.
455. Оценку воздействия проектируемых мероприятий на среду обитания животного мира необходимо рассматривать согласно Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденному приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года N 372.
456. Размер возможного (заблаговременного) ущерба животному миру от воздействия лесозаготовок в настоящее время подсчитать не представляется возможным, так как юридически оформленные нормативные документы по определению вероятного ущерба отсутствуют. Имеются отдельные разрозненные разработки различных институтов, в которых зачастую не учитывается все разнообразие отрицательного и положительного влияния рубок главного пользования на среду обитания животного мира.
457. Необходимо принять меры к снижению численности бобра на землях лесного фонда. В результате деятельности бобра значительные площади лесов подтоплены и насаждения усыхают.
458. В случае нарушения лесного и природоохранного законодательства, в результате чего нанесен реальный ущерб животному миру и среде обитания, с арендатора взыскивается ущерб.
459. Основанием для взыскания ущерба является Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире". В соответствии с федеральным законом объекты животного мира не должны причинять вред лесному хозяйству. При выделении защитных участков с ограничением хозяйственной деятельности (глухариных токов, бобровых полос по берегам рек и других участков) арендатору должна выплачиваться компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
460. В случае организации охотничьих хозяйств на территории конкретного лесничества, необходима разработка проекта перспективного плана организации охотничьего хозяйства - внутрихозяйственного охотустройства, которое целесообразно выполнять после проведения лесоустройства по специальному заказу охотхозяйств на договорных условиях.
461. Контроль (мониторинг) позволит предотвратить возникновение любых отрицательных воздействий на окружающую среду, обеспечит своевременное принятие мер по их предупреждению, компенсации и ликвидации неблагоприятных последствий.
462. На стадии реализации проекта осуществляется только государственный и общественный экологический контроль, при непосредственном проведении мероприятий (проведении рубок главного пользования, эксплуатации лесовозных дорог и так далее) - все виды контроля.
463. Перечень объектов контроля и процессов производства работ приводится ниже:
1) контроль наличия проектной документации и разрешений на ведение работ (в том числе наличие разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документов на право пользования землей и недрами, проекта рекультивации);
2) проверка ведения работ в границе существующего отвода;
3) контроль над обеспечением поверхностного стока, предотвращения его загрязнения, образования линейной и плоскостной эрозии;
4) контроль над укладкой водопропускных труб, который должен предшествовать устройству земляного полотна (при строительстве лесовозных дорог);
5) контроль над своевременным укреплением откосов участков полотна дороги, отсыпка которых завершена;
6) контроль над размещением строительных площадок, строительно-дорожных машин, складов строительных материалов;
7) контроль качества и своевременности выполнения работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению из плодородия снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы;
8) контроль над организацией рабочих площадок;
контроль над вывозом строительного мусора и отходов в места захоронения;
9) участие в комиссии по приемке законченных строительством участков дороги, сооружений, промышленных площадок, искусственных сооружений.
464. Мониторинг осуществляется лицами, в компетенцию которых входит осуществление технического контроля над строительством объектов. Финансирование данных работ осуществляется в пределах затрат, связанных с содержанием и работой администрации заказчика или подрядной строительной организации.
465. Контроль за выполнением рекультивационных работ осуществляют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, органы технического надзора.
466. Во время приемки рекультивированных земель обязательно контролируются:
1) соответствие выполненных работ проекту;
2) качество планировочных работ;
3) мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы;
4) наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения;
5) полнота выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, а также требований в зависимости от дальнейшего использования рекультивированных земель;
6) качество выполнения противоэрозионных мероприятий;
7) наличие на рекультивированном участке отходов.
467. Наблюдения за воздействием на окружающую среду на стадии эксплуатации лесосырьевой базы, лесовозных дорог и промышленных площадок осуществляет владелец предприятия, органы природоохраны и санитарного надзора. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия с выполнением следующих задач:
1) проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды;
2) соблюдение нормативов качества окружающей среды;
3) выполнение требований природоохранного законодательства.
468. Дополнительные требования к производственному контролю, а также сроки проведения контрольных замеров и периодичность отчетности, определяются и согласовываются с местными органами государственного контроля.
469. Основные функции службы производственного контроля в период эксплуатации объектов будут заключаться в следующем:
1) разработка программы проведения экологического контроля при эксплуатации объектов, согласование ее с органами государственного экологического контроля;
2) обучение персонала знанию основ охраны окружающей среды и правил природопользования;
3) организация периодичных инструментальных замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ;
4) ведение документации и периодичность отчетов перед органами государственного экологического контроля и общественностью.
470. Создание специальной экологической службы не предусматривается, для осуществления производственного контроля необходимо назначение ответственного исполнителя.
471. Так как в районе расположения объектов отсутствуют жилые зоны, наиболее целесообразным на данном предприятии является осуществление расчетного (балансового) метода контроля. Расчетный метод заключается в контроле расхода материалов, состава и количества израсходованного топлива и так далее.
472. Все результаты производственного контроля обязательно ежегодно представляются предприятием в территориальные органы в области охраны окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.