Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Новая "повестка дня" для Калининградской области: параметры стратегии
В настоящий момент Калининградская область фактически выходит из этапа "восстановительного роста" и должна будет решать задачи, связанные не столько с частичной компенсацией своего географического положения (за счет механизма ОЭЗ, в том числе), сколько с достижением конкурентоспособности в ряду стран и соседних территорий, проходящих структурную перестройку и выстраивающих новую конфигурацию социально-экономических процессов. Это означает, что источник развития области перемещается на следующем шаге в сферу модернизации систем управления и формирования такой экономической политики, которая будет соразмерна масштабу складывающегося Балтийского макрорегиона. Если до недавнего времени основной акцент делался на "особом статусе области" и получении особых преференций, то сейчас область должна включить свои ресурсы в макрорегиональные экономические процессы, придав им форму, опознаваемую рынком и обеспечивающую конкурентоспособность на всем европейском пространстве.
Только таким образом Калининградская область может превратиться в эффективный плацдарм реализации российской национальной стратегии в Европе в целом и на Балтике - в частности.
Суть изменения стратегии регионального развития может быть в том, что акцент с эксплуатации геополитической эксклюзивности области переносится на повышение экономической конкурентоспособности и собирание собственного "портфеля ресурсов", соответствующих по своему качеству мировым стандартам.
Руководство области и представители федерального центра должны определиться со стратегическими принципами, позволяющими втянуться в новый этап социально-экономического строительства, с учетом интересов как общефедерального, так и регионального уровня:
позиционировать Калининградскую область на экономической и культурно-политической карте Балтийского макрорегиона;
определить статус и специализацию области в рамках социально-политической стратегии развития Российской Федерации и Северо-запада России в Европе и на Балтике;
определить роль и функцию области в рамках конкретных сценариев отношений Российской Федерации и Евросоюза.
Для этого необходимо решение трех взаимосвязанных проблемных задач.
Первая задача. Обеспечить продуктивную интеграцию Калининградской области в базовые социально-экономические процессы, разворачивающиеся на Балтике.
Необходимо признать, что старая повестка дня для Калининградской области и Балтики, определявшаяся, прежде всего, расширением в данном макрорегионе зоны ЕС и НАТО, в настоящий момент себя уже исчерпала, и, если не полностью, то в значительной мере требует существенной модернизации.
"Повестка дня" для области должна состоять из вопросов эффективной и выгодной для российского региона интеграции в экономическую (производственно-технологическую), транспортную, культурную и расселенческую систему Балтики. Это предполагает новый список вопросов и тем для обсуждения с европейскими партнерами:
подключение России к европейской системе высокоскоростных магистралей, специализация портового хозяйства; при этом доступ России к системе скоростных европейских магистралей должен быть устроен таким образом, чтобы выходы на нее с московского и петербургского направления обеспечивали эффективное подключение к этим транспортным узлам Калининградской области.
Работа с нетарифными ограничениями в экономических взаимоотношениях с ЕС, что подразумевает курс на развитие единого рынка труда и капитала. Для снижения нетарифных барьеров необходимо реализовать, как минимум, следующие специальные программы:
формирование нормативной базы, служащей основой инвестиционного климата в области, как минимум, на уровне стран-ближайших соседей;
переход на общепринятые в ЕС и США системы технических регламентов и контроля качества;
сертификация и изменение качества подготовки рабочей силы в соответствии с международными стандартами, включая расширение и качественное улучшение владения иностранными языками;
модернизация инфраструктурного хозяйства области;
приведение стандартов управления калининградскими предприятиями в соответствие с международными правилами, включая выработку вариантов решений об интеграции в макрорегиональную транспортную и энергетическую системы в случае изменения стандартов их функционирования у стран - ближайших соседей.
Включение Калининградской области в функциональную специализацию региона на Балтике (транспортный узел, зона развития производственного аутсорсинга и процессинга, часть балтийского туристического макрорегиона и/или иные варианты).
Согласование культурной политики РФ и других стран на Балтике. Включение культурных мероприятий в Калининграде и Санкт-Петербурге в европейский календарь важнейших культурных событий в качестве основных направлений интеграции Калининградской области в экономические и социальные процессы в макрорегионе. Развитие въездного туризма. Развитие в области индустрии гостеприимства.
Следует особым образом подчеркнуть, что эффективная интеграция Калининградской области в формирующийся макрорегион немыслима без согласованной стратегии движения всех российских территорий, тяготеющих - как географически, так и экономически - к европейским рынкам. При этом важны два обстоятельства. Во-первых, должна быть сформулирована и публично заявлена общая стратегия РФ по поводу ее отношений с ЕС (см. об этом ниже - Задача 3). Такая стратегия является базовым и критическим условием согласования сценариев развития всех субъектов РФ, примыкающих к западным границам страны. Во-вторых, совершенно очевидно, что внутренних ресурсов самой Калининградской области недостаточно для достижения лидерства в рамках Балтийского кольца, что связано как с исторически сложившейся структурой экономики области, так и с ограничениями в сфере инфраструктур (энергетической, финансовой, информационной и т.д.). Так, например, развитие портового и примыкающего к нему транспортного кластера должно быть согласовано и синхронизировано с перспективами развития Санкт-Петербургского портового комплекса - в рамках общей стратегии РФ на Балтике. Аналогичным образом интеграция в высокоскоростные автомобильные магистрали должна быть согласована с транспортными потребностями ближайших регионов России. Развитие агропромышленного и перерабатывающего комплексов зависит от перспектив отношений западных областей РФ с ближайшими поставщиками сельскохозяйственной продукции - Белоруссией и Украиной.
Таким образом, перед руководством области встанет серьезная задача синхронизации собственных представлений о социально-экономическом развитии со сценариями развития всего российского Северо-запада, а также (не исключено) с группой российских регионов в южном направлении. Что, безусловно, вновь обращает к вопросу стратегии социально-экономического развития РФ на ее западном фланге.
Вторая задача. Определить роль Калининградской области для реализации стратегических целей РФ - как стимул для структурной перестройки региональной экономики и роста ее конкурентоспособности.
Во многом этот процесс уже идет и выражается в пересмотре статуса ОЭЗ. Отчасти, трансформация ОЭЗ связана с системными изменениями, произошедшими в российской экономике: бурно развивающийся внутренний рынок РФ, подпитываемый "сырьевыми доходами", более не нуждается в каналах облегченного доступа импорта. Существование такого канала в виде Калининградской ОЭЗ фактически снижает эффект от роста рынка для производителей, работающих внутри страны.
Таблица 24
Калининградская область: торговые потоки, млн, долл.
/-----------------------------------------------------------------\
| | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
|-------------------+------+------+-------+-------+-------+-------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|-----------------------------------------------------------------|
| Торговые потоки, млн. дол. |
|-----------------------------------------------------------------|
|Оборот внешней |1345 |1542 | 2203 | 2691 | 4022 | 5683 |
|торговли, | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | |
|-------------------+------+------+-------+-------+-------+-------|
| Экспорт | 519 | 508 | 547 | 556 | 1064 | 1710 |
|-------------------+------+------+-------+-------+-------+-------|
| Импорт | 826 |1034 | 1656 | 2135 | 2958 | 3973 |
|-------------------+------+------+-------+-------+-------+-------|
| Сальдо |-307 |-526 |-1109 |-1540 |-1894 |-2263 |
|-------------------+------+------+-------+-------+-------+-------|
|Вывоз товаров | 432 | 619 | 759 | 1118 | 1538 | - |
|в Россию (*) | | | | | | |
|-------------------+------+------+-------+-------+-------+-------|
|Покрытие импорта | 51,0| 39,7| 25,9| 26,0| 36,0| 43,0|
|экспортом, % | | | | | | |
|-------------------+------+------+-------+-------+-------+-------|
|Доля области | 1,8| 1,9| 2,7| 2,8| 3,8| - |
|в импорте России, %| | | | | | |
|-----------------------------------------------------------------|
| Торговые потоки в % к ВРП |
|-----------------------------------------------------------------|
|Оборот внешней | 154 | 140 | 173 | 162 | 197 | - |
|торговли, | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | |
|-------------------+------+------+-------+-------+-------+-------|
| Экспорт | 52 | 46 | 43 | 33 | 52 | - |
|-------------------+------+------+-------+-------+-------+-------|
| Импорт | 94 | 94 | 130 | 128 | 145 | - |
|-------------------+------+------+-------+-------+-------+-------|
| Сальдо | -50 | -48 | -87 | -95 | -93 | - |
|-------------------+------+------+-------+-------+-------+-------|
|Вывоз товаров | 49 | 56 | 60 | 67 | 75 | - |
|в Россию (*) | | | | | | |
|-----------------------------------------------------------------|
| Справочно |
|-----------------------------------------------------------------|
|ВРП области | 874 |1100 | 1270 | 1666 | 2043 | - |
|по официальному | | | | | | |
|обменному курсу, | | | | | | |
|млн. дол. | | | | | | |
\-----------------------------------------------------------------/
* Вывоз товаров, считающихся произведенными в ОЭЗ, в льготном режиме
Более того, в новых условиях (когда Калининградская область находится не на границе "бедного и узкого" и "богатого и емкого" рынков, что характерно для начала 90-х годов, а зажата между емким и динамично развивающимся рынками) льготы ОЭЗ скорее демотивируют инвестора, нежели создают для него привлекательные условия. По оценке Счетной палаты РФ, экономия импортеров на таможенных и налоговых платежах в 2004 году составила около 30 млрд. руб., что равно половине валового продукта области. В 2004 году доля Калининградской области в национальном импорте достигла 3,8%, что в 11 раз выше ее вклада в российский ВВП.
Проблема состоит даже не столько в преобладании "импорта над экспортом", сколько в эффекте "самообслуживания", то есть сосредоточенности исключительно на своих внутренних проблемах вне связи с той ролью (миссией), которую область выполняет в рамках российского целого.
В этой ситуации область естественным образом выпадает из системы мирохозяйственных связей, привлекая ежегодно всего по 15 долларов прямых иностранных инвестиций на душу населения - недопустимо мало для российского "окна в Европу". По всей России эта сумма выше втрое, а в соседних странах Балтии - в десятки и сотни раз.
Таблица 25
Калининградская область: приток иностранных инвестиций (ИИ), млн. долл.
/--------------------------------------------------------------\
| |2000|2001|2002|2003| 2004 | 2005|
|-----------------------------+----+----+----+----+------+-----|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|-----------------------------+----+----+----+----+------+-----|
|Весь приток ИИ, млн. дол. |19,1|24,6|47,7|56,2| 32,4| 75,3|
|-----------------------------+----+----+----+----+------+-----|
|ИИ на душу населения, дол. |20 |26 |51 |60 | | 79,9|
|-----------------------------+----+----+----+----+------+-----|
|Приток прямых ИИ (ПИИ), | 6,6| 3,2| 5,9|14,0| 10,6| 18,8|
|млн. дол. | | | | | | |
|-----------------------------+----+----+----+----+------+-----|
|ПИИ на душу населения, дол. | 7 | 4 | 6 |15 | 11,3| 19,9|
|-----------------------------+----+----+----+----+------+-----|
|Все накопленные ИИ, млн. дол.| | | | | 136,7|163,5|
|-----------------------------+----+----+----+----+------+-----|
|Накопленные ПИИ, млн. дол. | | | | | 71,5| 86,8|
|-----------------------------+----+----+----+----+------+-----|
|Накопленные ПИИ на душу | | | | | 76 | |
|населения, дол. | | | | | | |
|-----------------------------+----+----+----+----+------+-----|
|Справочно: | | | | | | |
|-----------------------------+----+----+----+----+------+-----|
|Накопленные ПИИ на душу | | | | | | |
|населения, дол.: | | | | | | |
|-----------------------------+----+----+----+----+------+-----|
|Литва | | | | |1559 | |
|-----------------------------+----+----+----+----+------+-----|
|Эстония | | | | |5515 | |
|-----------------------------+----+----+----+----+------+-----|
|Латвия | | | | |1646 | |
\--------------------------------------------------------------/
Третья задача. Определить базовый сценарий развития взаимоотношений РФ и ЕС и место Калининградской области в реализации данного сценария.
Эксперты выделяют четыре основных сценария развития взаимодействия ЕС и РФ после вступления Польши и стран Балтии в состав ЕС:
полноценное вступление России в ЕС;
формирование общего рынка, включая рынок труда и капитала, что предполагает гармонизацию российского законодательства с европейским;
сотрудничество в нескольких стратегически значимых сферах (стратегическое партнерство);
сохранение статус-кво во взаимоотношениях.
Два первых сценария предполагают более тесную интеграцию Калининградской области с ЕС. Причем экономическая, правовая и социальная интеграция без создания единых институтов власти может произойти локально - в рамках отдельно взятой Калининградской области. В частности, на ее базе может быть сформирован так называемый "пилотный регион", в рамках которого будут последовательно сниматься институциональные барьеры при взаимодействии. Однако, в любом случае, будет иметь место коллизия правовых систем и институтов РФ и ЕС. В случае реализации этих сценариев Калининградская область будет последовательно втягиваться в иерархию регионов и экономическую систему, в первую очередь, своих ближайших соседей - Польши и прибалтийских государств. Если интеграция ЕС и РФ в рамках фактического объединения рынков в пределах "пилотного региона" будет углубляться, то рано или поздно придется наращивать экстерриториальность области в России, создавая специальные ограничения в торговле с основной территорией страны и миграции внутри нее, устанавливая разный режим пребывания иностранцев в России и в Калининградской области. Может быть, даже придется изменить правовой режим хозяйственной деятельности на территории (полностью подведя его под стандарты ЕС), что вполне способна обеспечивать административно-правовая конструкция особой экономической зоны, совпадающей с границами всей области.
В случае реализации сценариев стратегического партнерства или сохранения статус-кво между РФ и ЕС для Калининградской области будет актуален иной спектр возможностей. В этой ситуации Калининградская область сохранит преимущественную ориентацию на РФ, прежде всего на ее основные геоэкономические и культурные центры - Москву и Санкт-Петербург. Кроме того, Калининградская область будет наращивать ряд специфических функций, обусловленных ролью опорного региона на Балтийском море. Будут продолжены поиски оптимальной бюджетной, правовой, политической и экономической управленческой конструкции для области. Наконец, Калининградская область продолжит аккумулировать на своей территории те виды деятельности, которые по разным обстоятельствам (главным образом, экономико-географическим и институциональным) не могут быть развернуты на основной территории РФ или в ЕС.
Основные риски следования двум последним сценариям заключаются в том, что Калининградская область будет все больше и больше перемещаться на периферию взаимоотношений России и Евросоюза. В этом случае область, скорее, будет рассматриваться как проблемный регион, которому следует искусственно оказывать больше внимания, чем того требует его реальный вес в экономической и социальной жизни партнеров. В частности, именно к тому ведет все более актуальная проблема "исключенности" региона из основных сетей социально-экономического, технологического и культурного взаимодействия в Балтийском регионе (отказ ОАО "Газпрома" от строительства ответвления СЕГ на Калининград, трассировка маршрута Rail Baltica в обход области и т.д.).
Наименее вероятным из приведенных четырех сценариев взаимодействия РФ и ЕС является первый - вступление России в Евросоюз. Второй сценарий гипотетически может быть реализован локально, но, скорее всего, не в ближайшее время и только при условии выстраивания общей конструкции Балтийского макрорегиона с участием РФ и с учетом ее интересов.
В настоящий момент и ЕС, и РФ придерживаются политики стратегического партнерства, а в отношении Калининградской области -концепции "пилотного региона" сотрудничества, что, по сути, фиксирует сохраняющуюся по инерции установку на "особый" статус Калининградской области, фактически притормаживая развертывание стратегии повышения конкурентоспособности и эффективного встраивания в пространство Балтийского макрорегиона. Сценарий "стратегического партнерства" в своих крайних формах реализации способен привести к постепенной интеграции области в общий с ЕС рынок труда и капитала. Но в принципе, может иметь и иную версию реализации, условием которой является нахождение привязанных к Калининградской области предметов этого партнерства. Причем данные предметы должны иметь отношение к развитию экономики и социальной сферы всей России, в том числе ее Северо-запада.
Для России это самый продуктивный и допустимый (наряду со вторым) вариант развития Калининградской области, позволяющий наиболее эффективно использовать ее ресурсы. Он обеспечивает максимально возможную степень интеграции Калининграда с регионами стран - членов ЕС на Балтике при сохранении российского суверенитета над областью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.