Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Приоритеты развития урбанизированной среды г. Калининграда
Наличие плотного урбанизированного центра - главного областного города - Калининграда выступает в областной стратегии важным элементом реинтеграции Калининградской области в европейское пространство и повышения ее конкурентоспособности в Балтийском макрорегионе. Калининград, являющийся крупным областным городом, должен стать ядром планируемых модернизационных изменений.
От способа организации и уровня развития города Калининграда, способного развернуть инфраструктуру, необходимую для приема инвестиций, и обладающего человеческим потенциалом для удержания рабочей силы, имеющей современные ключевые квалификации, во многом будет зависеть конкурентоспособность области в целом.
Особенностью развития города Калининграда является его исключительный вес в региональной экономике. По состоянию на 2005 год, роль Калининграда в экономике области можно охарактеризовать следующими показателями:
предприятия, зарегистрированные в Калининграде, сосредоточивают 96% балансовой прибыли всех предприятий региона;
68% всех хозяйствующих субъектов области и 80% всех предприятий региона с иностранным участием зарегистрировано в Калининграде;
в Калининграде зарегистрировано 71% прибыльных предприятий области; на территории города действует 80% малых предприятий региона; на фоне довольно скромных показателей развития малого предпринимательства области сам город Калининград занимает ведущие позиции среди других городов России по ряду формальных критериев развития малого бизнеса;
73,5% объема розничной торговли;
предприятиями областного центра производится 82% промышленной продукции области;
здесь производится 89% краткосрочных и 76% долгосрочных финансовых вложений;
в хозяйственном комплексе Калининграда сосредоточено 88% инвестиций в основной капитал и 82% общей суммы иностранных капитальных вложений, направленных в экономику региона;
в областном центре реализуется 69% оборота розничной торговли региона и т.д.
При столь очевидном доминировании Калининграда в хозяйстве региона доля его в численности населения области составляет менее половины (45%).
Контрасты экономического потенциала города и области подчеркиваются многочисленными свидетельствами существенных различий в уровне жизни между жителями областного центра и населением периферийных частей региона. При этом следует учитывать, что нарастание такого рода территориальных диспропорций в экономическом развитии области представляет собой не только угрозу развития региона в целом, но, в конечном итоге, может негативным образом сказаться и на экономике самого города Калининграда.
С другой стороны, именно в Калининграде начали развиваться новые для региона виды производств (мебельная промышленность, мясопереработка, сборка автомобилей и сложной электротехники, производство отдельных видов строительных материалов), которые создают потенциал для устойчивого роста как городской, так и региональной экономики в перспективе.
При этом роль Калининграда в макрорегиональных процессах на Балтике отнюдь не соответствует его весу на региональной карте. На настоящий момент Калининград не является ни крупным самостоятельным дистрибуционным центром в стране и макрорегионе, ни крупным центром инновационных научно-технологических разработок, конкурентных в мире, ни крупным центром международного туризма. Это существенным образом ограничивает масштаб участия города и области в технологической модернизации и импорте технологий, а также в проведении самостоятельной культурной политики, значимой для всего макрорегиона Балтики.
В долгосрочной перспективе в рамках стратегического развития Калининград может претендовать на статус логистически-дистрибуционного центра и крупного узла в транспортной системе макрорегиона. Город может выступить и в качестве площадки перспективных для области направлений аутсорсинга и процессинга, замещая в этой функции производственные, финансовые и культурные центры Балтии и Польши. Весьма перспективным выглядит развитие Калининграда в качестве макрорегионального центра, который специализируется на инфраструктурах технологии гостеприимства - особенно в сегментах курортного лечения и делового сотрудничества.
Проблемные зоны развития города Калининграда.
Эксклавное положение региона и все связанные с этим обстоятельством транзитные, визовые, тарифные и иные проблемы.
Отсутствие важных условий для создания благоприятного инвестиционного климата, необходимого для развития бизнеса и его инфраструктуры: от дефицита в городе офисной недвижимости и несформированности инвестиционных пакетов для потенциальных инвесторов до отсутствия системы льгот и льготного кредитования малого и среднего бизнеса и в целом необходимой для успешного развития бизнеса нормативно-правовой базы.
Нестабильность законодательной базы для предпринимательской деятельности.
Ограниченность выгодных объектов вложений для быстрой окупаемости и в целом неготовность хозяйственного комплекса к принятию и освоению крупных инвестиций. Следствием этого является отсутствие в городе крупных "флажковых" инвесторов.
Сегодня Калининград занимает III место среди субъектов РФ по уровню развития малого предпринимательства. Малый и средний бизнес привнес в регион новые отрасли специализации: производство мебели, сборку сложной электротехники, производство мясных консервов на импортном сырье, т.е. наиболее выигрышные для формирования территориальных кластеров и последующего экспорта виды и направления активности. Однако по новому Федеральному закону об ОЭЗ льготы особой зоны распространяются только на крупный бизнес, урезаны льготы для создания предприятий малого и среднего бизнеса, составляющих подавляющее большинство в экономике города (85%). Существует серьезная опасность монополизации ряда видов экономической деятельности - как следствие стимулов, заложенных в новой редакции Федерального закона об ОЭЗ.
Высокая степень изношенности зданий жилого и нежилого фондов и в целом инженерной инфраструктуры города.
Жилищный фонд Калининграда составляет более 10 млн. кв. м общей площади, однако средняя жилищная обеспеченность - одна из самых низких по области - 19,4 кв. м общей площади на одного жителя.
Отличительной особенностью фонда Калининграда является наличие значительного количества домов довоенной постройки - четверть всего жилищного фонда города (наибольшее количество довоенного жилья находится в Ленинградском и Центральном районах города). Это обстоятельство определяет необходимость резкого увеличения реконструкции и модернизации существующего фонда.
В Калининграде крайне изношена инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства, примерно на 60-80%: велики потери воды в системе водоснабжения; высоки потери тепла и электроэнергии в сетях. Проблема снабжения водой в последние годы обозначилась как самая острая в городе.
Существует также проблема износа водопроводных сетей и сооружений, обслуживающих город, из них 70% довоенной постройки, неоднократно выработавших положенный нормативный срок эксплуатации. Это вызывает постоянный рост утечек и увеличивает непроизводительные потери питьевой воды.
Инфраструктура требует значительных инвестиционных вложений.
В городе недостаточный уровень очистки питьевой воды, наблюдается незавершенность строительства ряда сооружений и сетей городской канализации, недостаточная мощность и технологический износ канализационных очистных сооружений и, соответственно, неполная очистка сточных вод. При этом в городе и области часты эпидемии туберкулеза, одной из основных причин которого является загрязненная питьевая вода.
Транспортная проблема.
Сокращение объемов работы общественного транспорта и протяженности маршрутной сети - отсюда перегруженность общественного транспорта. Вследствие значительного количества личного автотранспорта и отсутствия современных транспортных развязок - низкая пропускная способность дорожной сети, транспортные пробки, нехватка мест для парковок.
Значительная изношенность городского транспорта, его частые простои по причине отсутствия запасных частей.
Предприятия городского транспорта продолжают испытывать дефицит производственного персонала, в том числе из-за недостаточного уровня оплаты труда работников.
Отсутствие комфортной городской среды: слабое благоустройство города, отсутствие пешеходных прогулочных зон, недостаточное количество озелененных пространств, зон отдыха, прогулок и развлечений для горожан и туристов, значительная доля заброшенных территорий с повышенным уровнем криминализации.
Сложная экологическая обстановка в городе, высокая степень загрязнения воздуха и водоемов. В целом доля проблемных территорий с неблагополучной эколого-планировочной обстановкой составляет порядка 25% от всей площади города.
Анализ инженерно-геологических условий и природно-техногенных процессов показал, что практически вся территория города (97%) обладает низкой степенью устойчивости геологической среды к техногенным нагрузкам. Территория города подвержена воздействию ряда природно-техногенных процессов - затоплению нагонными паводками, заболачиванию и заторфовыванию, подтоплению грунтовыми водами и др. Данные явления и процессы осложняют ведение хозяйственной деятельности на территории города и требуют комплекса защитных инженерно-технических мероприятий.
Зона высокого уровня загрязнения воздуха, обусловленная преимущественно выбросами автотранспорта, формируется в центральной части города. Вклад автотранспорта в суммарный выброс составляет приблизительно 85%, причем наблюдается тенденция дальнейшего роста этой цифры.
Сложная эколого-планировочная ситуация складывается в прибрежной зоне р. Преголи, где размещаются экологически вредные промышленные предприятия. В Калининграде отсутствует общегородская система ливневой канализации и очистки дождевых стоков. Загрязнение купальных водоемов.
Санитарное состояние придомовых территорий, пустырей, части зеленых зон в черте города не отвечает требованиям нормативов. Такое положение обусловлено, во-первых, недоукомплектованностью штата дворников и, во-вторых, недостаточным количеством специальной техники в МУП "Чистота".
Резкая дифференциация (поляризация) уровня развития области и областного центра, а соответственно условий и качества жизни населения, проживающего на их территориях.
Поиск конкурентных преимуществ и перспектив развития.
Развитые города Европы переживают в настоящее время сложный переход к формам постиндустриальной экономики и организации среды: "экономика сервисов" и "экономика переживаний" становится ведущей экономической моделью их развития. Конкуренция регионов и городов за новый тип ресурсов (качество человеческого капитала и экологически и культурно благоприятная среда, наличие инновационно-разработческих центров и мировых университетских брэндов, комфортная финансовая, транспортная и информационная инфраструктура) стала "мотором", определяющим будущую городскую систему Европы.
Для повышения конкурентоспособности города муниципальные власти должны ориентировать свои действия не только на рост общей численности населения, но и особенно на закрепление молодежи и привлечение высококвалифицированных кадров; не только на обеспечение общего благоприятного инвестиционного климата, но и, главным образом, на привлечение инвестиций в отрасли "новой экономики", высокие технологии, малый бизнес; не только на привлечение туристов в целом, но и на создание новых туристских продуктов.
Факторы размещения, привлекающие новый бизнес в города и способствующие их экономическому росту, больше не привязаны к физическим ресурсам. Все более важными становятся имидж города, ландшафт и дизайн городского окружения, разнообразие и качество услуг и т.д. Важнейшими направлениями, по которым может осуществляться конкуренция Калининграда с другими городскими агломерациями Балтики, являются:
сохранение и привлечение населения, особенно трудоспособного и высококвалифицированного;
размещение и сохранение предприятий, привлечение новых фирм, особенно формирующих современные наукоемкие кластеры, имеющих устойчивый сбыт своей продукции, работающих на принципах бережного отношения к окружающей среде;
привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, в коммунальную инфраструктуру, жилье и социальный комплекс; особый налоговый и финансовый климат, не уступающий по своим параметрам конкурентам в макрорегионе Балтики;
создание инновационных центров по созданию новых технологий и центров компетенций по их распространению;
осуществление и развитие транспортно-транзитных функций;
формирование собственной торговой и сервисной специализации;
развитие образования, науки и здравоохранения как профильных отраслей экономики, и особенно университетов, научно-исследовательских центров, медицинских центров и клиник;
привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации, коммуникационных технологий, кино и телестудий;
привлечение туристских потоков всех типов и развитие туристских продуктов;
проведение в области крупных культурных, политических, научных, спортивных и других привлекательных мероприятий, усиливающих позитивный имидж области и городов;
приращение регионального культурного, архитектурного и исторического потенциалов, повышающих привлекательность территории и для жителей, и для приезжих;
размещение в области административных и общественных учреждений, органов, фондов столичного, государственного, международного, мирового значения;
качество и доступность инфраструктуры для ведения бизнеса (в том числе и офисной недвижимости).
В сложившихся условиях явно назрела необходимость реализовать специальную программу развития Калининграда. На данный момент в области только Калининград обладает развитым инфраструктурным и значительным человеческим потенциалом, располагает значительным числом публичных институтов, которые обслуживают международное сотрудничество. Соответственно программа городского развития областного центра должна стать одним из главных направлений стратегии области и предусматривать движение сразу по нескольким приоритетным проектным направлениям развертывания современной урбанистической среды.
Таблица 38
Система мер в рамках проектного направления город Калининград
Наименование проектного направления |
Краткосрочный период (2007-2008) |
Среднесрочный период (2009-2010) |
Долгосрочный период (2011-2015) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Создание разветвленной международной финансовой и бизнес-инфраструк- туры и формирование благоприятного делового и инвестиционного климата |
Развитие международного сотрудничества города, привлечение инвестиционных и донорских международных проектов: развитие международного сотрудничества (прежде всего с приграничными государствами); развитие системы финансовых и банковских услуг; активное участие в проектах ЕС (разработка совместных проектов и программ, создание благоприятного инвестиционного климата); содействие и поддержка развития внешнеэкономической деятельности предприятий. Изменение налогового режима в Калининграде в направлении выравнивания условий налогообложения и снижения налогового бремени для всех хозяйствующих субъектов, что обусловлено конкуренцией с Польшей и Литвой, которые на протяжении длительного времени практикуют значительные льготы для инвесторов. Координация мэрией деятельности участников инвестиционного процесса. Создание эффективной информационной базы для инвесторов, формирование пакета инвестиционных проектов и их предложение потенциальным инвесторам. Поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе разработка системы льготного кредитования, подготовка кадров предпринимателей, обеспечение взаимосвязи и взаимодействия с органами власти, образовательными и кредитно-финансовыми учреждениями. Активное применение технологии городского и регионального маркетинга, преследующего цели формирования благоприятного имиджа города для привлечения инвесторов, в том числе: интеграция в мировое информационное пространство; подготовка и издание рекламных проспектов и инвестиционных каталогов (пакетов инвестиционных предложений) в русско-английском и русско-немецком вариантах; участие в крупных международных инвестиционных форумах; активная международная выставочная деятельность и создание крупных выставочных комплексов и т.д. |
Рационализация процедур в сфере недвижимости и землепользования: упрощение процедур согласования проектов застройки, разработка зональных регламентов, расширение предложения земельных участков, обеспечение гарантий прав собственности, обеспечение регламентированного (по возможности свободного) доступа к информации о пользовании земельными участками и недвижимостью, а также об имеющихся сервитутах и градостроительных ограничениях, реформирование норматив- но-законодательной базы градостроительного регулирования, предусматривающей введение эффективной правовой системы получения разрешений на проектирование и строительство, разработку и принятие градостроительных зональных регламентов изменений недвижимости, плана резервирования территорий. Создание инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе создание крупных многофункциональных бизнес-центров, бизнес-инкубаторов и технопарков; снижение цен на офисную недвижимость, обеспечение высокого качества телекоммуникаций и т.д. |
Укрепление Калининграда как российского контактного центра активного сотрудничества региона Балтийского моря и России в целом. Создание эффективной инфраструктуры информационной и правовой поддержки и развития малого и среднего бизнеса |
2. Становление города в качестве транспортно-логис- стического и торгово-дистрибу- ционного центра (транспортного узла и центра торговых сетей) |
Формирование в г. Калининграде центра управления и распределения пассажирским грузопотоком транзитного направления по оси Северная Европа - Москва, а также с конечным пунктом назначения - Калининградом, что должно способствовать должно способствовать и гуманитарному развитию города Калининграда как делового, туристического, культурного центра Северной Балтики. Запуск программы комплексной модернизации транспортной инфраструктуры: строительство транспортных развязок; реконструкция ряда уличных дорожных сетей и городских транспортных развязок; организация городских автостоянок и подземных парковок и т.д. Развитие паромного сообщения (грузопассажирские перевозки) с европейскими городами и Санкт-Петербургом. Содействие формированию в городе крупных торговых сетей; строительство новых крупных торговых и обслуживающих центров |
Вывод грузовых транспортных потоков за пределы Калининграда, что должно способствовать разгрузке внутригородских дорог, сокращению времени доставки грузов, снижению аварийности (с учетом переноса логистического, сортировочного и административного центра управления грузовыми железнодорожными перевозками в район Черняховск - Гусев). Комплексная модернизация транспортной инфраструктуры: реконструкция и строительство автодорог, которые будут являться составной частью европейских транспортных коридоров; реконструкция существующих мостов и строительство новых мостовых переходов через р. Преголю и Морской канал; дальнейшее развитие исторической радиально-кольцевой структуры магистральной улично-дорожной сети с организацией двух магистралей общегородского значения с непрерывным движением "север - юг" и "восток - запад" с целью увеличения пропускной способности сети; строительство транспортных развязок; более активное использование окружной дороги с реконструкцией южного участка; устройство развязок в разных уровнях в местах пересечения окружной автомобильной дороги с радиальными направлениями. Реконструкция аэропорта "Калининград" (Храброво) с целью доведения до международного класса и строительство сети взлетно-посадочных полос для нужд малой авиации. |
Эффективная интеграция г. Калининграда и его портов в транспортную систему Балтики, а также включение области в сеть европейских транспортных коммуникаций. Строительство железнодорожной ветки Калининград - Балтийск (в расчете на строительство глубоководного порта в г. Балтийске), в том числе припортовых станций |
3. Формирование города как инновационного (научно-исследо- вательского и образовательного центра, а также центра территории технологических трансфертов |
Развитие науки, инновационной инфраструктуры и поддержка инновационной деятельности. Развитие международного информационного и научного сотрудничества и обмена. Совершенствование городской системы образования, в том числе профессиональной - поддержка развития университетского образования и развитие совместных общеевропейских обучающих программ (в том числе и для международного бизнеса), согласование образовательных стандартов; разработка разнообразных магистерских и др. программ дополнительного образования. Конверсия крупных предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) |
Стимулирование конкурентоспособных высокотехнологичных наукоемких производств. Разработка проектов локальных промышленных и техновнедренческих свободных экономических зон. Содействие во внедрении свободных экономических зон. Развитие крупномасштабного экспортоориентированного и импортозамещающего производств. Строительство крупных высокотехнологичных и наукоемких производственных комплексов и строительство других площадок для развития международного сотрудничества в научной и образовательной сферах |
Создание благоприятных условий для развития науки, формирование инновационной инфраструктуры и повышение уровня профессионального образования. Создание крупных общеевропейских научно-исследова- тельских центров и лабораторий |
4. Модернизация городских инфраструктур и формирование современной урбанистической среды |
Преодоление синдрома европейской периферии; резкое наращивание культурной составляющей в жизни областного центра - предложение и реализация крупных международных событий и реализация "флагманских проектов" в сфере культуры. Развитие индустрии гостеприимства, отвечающей международным стандартам. Поддержка развития в городе туристической и сопутствующих инфраструктур (гостиничного и ресторанного бизнеса, сферы услуг, досуга и т.д.). Формирование благоприятного социального климата. Обеспечение жителей города качественным и доступным жильем: Внедрение системы муниципального жилищного займа, ипотечного кредитования. Реализация мер по формированию зон активной градостроительной реконструкции. Новое жилищное строительство и модернизация старого жилого фонда. Реструктуризация и приватизация муниципальных предприятий коммунальной сферы. Модернизация рынка труда и образования, в том числе в рамках национального проекта "Образование": совершенствование системы образования, адаптированной к потребностям рынка рабочей силы; профессиональное обучение и переподготовка безработных; реализация программ по профориентации и социальной адаптации незанятого населения, квотированию рабочих мест; развитие принципа социального партнерства с работодателями; реализация мероприятий по регулированию трудовой миграции, по контролю за деятельностью негосударственных служб трудоустройства. Развитие муниципальной системы здравоохранения города, в том числе в рамках национального проекта "Здоровье" и с акцентом на устранение в городе социальных заболеваний, существенно портящих его имидж. Социальная поддержка населения и разработка отвечающей перспективам развития города молодежной политики. Обеспечение безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод граждан. Активный городской маркетинг. Формирование благоприятного экологического климата: решение проблемы сбора, размещения и утилизации отходов; принятие и реализация технических решений по улучшению состояния водных объектов; реализация мероприятий по охране атмосферного воздуха; восстановление исторического характера озеленения, улучшение состояния зеленых насаждений через возрождение городских парков, мест отдыха и увеличение их площади |
Реорганизация городского центра: возрождение историко- культурного значения центральной зоны города; реставрация памятников истории и культуры, в том числе: благоустройство исторического центра города и набережных; восстановление системы "зеленых поясов" Кенигсберга; воссоздание исторической застройки острова Кнайпхоф и превращение его в культурно-исторический центр города; восстановление и благоустройство территории историко-пейзажного "Макс-Ашманн-парка"; восстановление Королевского замка; благоустройство Ботанического сада и реконструкция зоопарка; восстановление "Питомника сирени", парка "Вальдбург" с маршрутами конных прогулок верхом и на повозках; реконструкция и очистка городского озера - Мельничного пруда с дендропарком и т.д. Снижение транспортной нагрузки и создание пешеходных туристических зон. Формирование благоприятного социального климата, в первую очередь обеспечение жителей города жильем, предоставление образовательных, медицинских и других социальных услуг. Территориально-админист- ративное расширение города за счет пригородных зон. Развитие инженерной инфраструктуры Калининграда. Развитие сети городского и пригородного транспорта. Формирование единой системы природно-экологического каркаса территории и целостной системы экологического мониторинга качества окружающей среды, прогнозирования экологической ситуации в городе |
Превращение города в крупный культурный, туристско-рекреа- ционный и досуговый центр, в том числе возрождение историко-культурного значения центральной зоны города, реставрация памятников истории и культуры и создание сомасштабного человеку индивидуального архитектурно- пространственного образа исторического центра. Интеграция Калининграда в современную культурную жизнь Европы (попадание в европейский календарь культурных событий) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.