Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Качество человеческого капитала
Демография и миграция.
Уровень и качество человеческих ресурсов является критическим фактором для реализации любого активного сценария развития. Для эксклавной Калининградской области улучшение условий естественного воспроизводства населения и регулирование миграции являются ключевыми факторами экономической и политической безопасности региона, условиями его жизнеобеспечения.
В Калининградской области, согласно данным последней переписи населения Российской Федерации, на июль 2002 года проживали 955,3 тысячи человек. По данным статистической отчетности, на 1 января 2006 года в области проживало 939 тысяч человек. По плотности населения (63 человека на 1 кв. км) она занимает третье место в Российской Федерации и уступает только Краснодарскому краю и Тульской области (в целом по России - 8,6 человека на один квадратный километр). Вместе с тем, по продолжительности жизни область имеет самые низкие показатели в Северо-Западном федеральном округе и в сравнении с соседними странами (что ставит особые задачи перед системой здравоохранения области).
В то же время Калининградская область - один из немногих российских регионов, где на фоне снижения рождаемости и отрицательных величин естественного прироста наблюдается рост численности населения за счет большого миграционного притока. Число прибывших в область составляет около 5% населения области ежегодно, а число убывших не превышает 3%. В общей сложности на территорию области за последние 10 лет на постоянное место жительство прибыло около 100 тыс. переселенцев, что составляет порядка 10% от общей численности населения региона.
При этом миграционный поток слабеет с каждым годом. По прогнозам, с учетом фактора старения, численность трудоспособного населения сократится к 2015 году как минимум на 15%. Хотя необходимая численность трудоспособного населения для обеспечения экономического роста, по оценке, превысит к этому времени сегодняшнюю на 30%.
Заявленные в проекте Программы Калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы ориентиры миграционного потока, позволяющие увеличить население области в 2 раза к 2016-2020 годам, вряд ли достижимы при существующих темпах прироста.
Таблица 19
Возрастной состав мигрантов в 2004 году
Общее число прибывших | Число прибывших из других регионов России |
Число прибывших из-за пределов России |
||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
моложе | в тру- доспо- собном возрас- те |
старше | моложе | в тру- доспо- собном воз- расте |
старше | моложе | в тру- доспо- собном воз- расте |
старше | ||||
РФ | 2117434 | 286879 | 1562626 | 267929 | 851895 | 111053 | 630637 | 110205 | 11957 | 17035 | 78855 | 23267 |
СЗФО | 192893 | 24541 | 143131 | 25221 | 103940 | 12490 | 77708 | 13742 | 11336 | 1551 | 7404 | 2381 |
КО | 15869 | 2275 | 11461 | 2133 | 5791 | 852 | 4110 | 829 | 2186 | 307 | 1441 | 483 |
Общее число выбывших | Число выбывших в другие регионы России |
Число выбывших за пределы России |
||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
моложе | в тру- доспо- собном возрас- те |
старше | моложе | в тру- доспо- собном воз- расте |
старше | моложе | в тру- доспо- собном воз- расте |
старше | ||||
РФ | 2076159 | 284946 | 1536149 | 255064 | 849982 | 110972 | 628969 | 110041 | 79795 | 15183 | 54046 | 10566 |
СЗФО | 184154 | 23809 | 137302 | 23043 | 98714 | 11790 | 74085 | 12839 | 7823 | 1519 | 5198 | 1106 |
КО | 12968 | 1831 | 9563 | 1574 | 4239 | 569 | 3110 | 560 | 837 | 146 | 543 | 148 |
Общий миграционный прирост населения |
Миграционный прирост за счет передвижений между регионами России |
Сальдо миграции за счет межгосударственных перемещений |
||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
моложе | в тру- доспо- собном воз- расте |
старше | моложе | в тру- доспо- собном воз- расте |
старше | моложе | в тру- доспо- собном воз- расте |
старше | ||||
РФ | 41275 | 1933 | 26477 | 12865 | 1913 | 81 | 1668 | 164 | -67838 | 1852 | 24809 | 12701 |
СЗФО | 8739 | 732 | 5829 | 2178 | 5226 | 700 | 3623 | 903 | 3513 | 32 | 2206 | 1275 |
КО | 2901 | 444 | 1898 | 559 | 1552 | 283 | 1000 | 269 | 1349 | 161 | 898 | 335 |
В настоящее время область представила на согласование в Правительство Российской Федерации проект Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, одна из целей которой - организация управляемой миграции, соответствующей демографическим и трудовым проблемам области.
Калининград также приступил к созданию специализированного переселенческого центра, задачей которого является прием прибывающих семей, их временное размещение, постановка на все виды учета, а также помощь в трудоустройстве. Речь идет о привлечении в область квалифицированной рабочей силы, дефицит которой на сегодня превышает 20 тыс. человек. В расчет включена карта по всем категориям специалистов, в которых нуждается область - это примерно 40 видов деятельности.
Однако довольно низкие показатели коэффициента естественного прироста Латвии и Литвы означают, что эти страны будут серьезно конкурировать с Калининградской областью в привлечении на свою территорию трудовых мигрантов уже в среднесрочной перспективе. Это говорит о необходимости сотрудничества России и ЕС в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда. Система образования и рынок труда.
Рынок образования традиционно является ключевым показателем уровня и качества "человеческого капитала". На территории Калининградской области можно отметить общую положительную динамику, связанную с идущей модернизацией в системе начального и среднего профессионального образования. Это касается как государственной, так и негосударственной сферы.
При этом, однако, наблюдается серьезный дисбаланс в отношениях рынков труда и образования. Высшее профессиональное образование ориентировано, прежде всего, на обучение специалистов, занятых в сфере управления и финансов. В то время как данные анализа трудового рынка в периоде 1999-2005 годов показывают ориентацию последнего на специалистов иного профиля - инженеров, рабочих высокой квалификации, энергетиков, транспортников, специалистов в сфере услуг и т.д.
Таблица 20
Отраслевая структура занятости Калининградской области по сравнению с соседними странами и РФ по состоянию на 2004 год, в %
/---------------------------------------------------------------\
| Отрасли |Калининградская| Россия | Польша| Литва|
| | область | в целом| | |
|-----------------------+---------------+--------+-------+------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|-----------------------+---------------+--------+-------+------|
|Сельское и лесное | 10,6 | 10,7 | 16,9 | 15,8|
|хозяйство, рыболовство | | | | |
|-----------------------+---------------+--------+-------+------|
|Промышленность | 18,9 | 21,4 | 22,8 | 20,1|
|-----------------------+---------------+--------+-------+------|
|Строительство | 7,8 | 7,8 | 4,8 | 8,1|
|-----------------------+---------------+--------+-------+------|
|Транспорт и связь | 9,5 | 7,8 | 5,5 | 6,5|
|-----------------------+---------------+--------+-------+------|
|Торговля, общественное | 22,7 | 22,0 | 25,0 | 22,0|
|питание, бытовое | | | | |
|обслуживание, ЖКХ | | | | |
|-----------------------+---------------+--------+-------+------|
|Здравоохранение и | 7,8 | 7,3 | 5,5 | 6,9|
|социальное обеспечение | | | | |
|-----------------------+---------------+--------+-------+------|
|Образование | 8,8 | 9,2 | 7,8 | 9,8|
|-----------------------+---------------+--------+-------+------|
|Финансы, кредит, | 1,6 | 1,4 | 2,1 | 1,1|
|страхование | | | | |
|-----------------------+---------------+--------+-------+------|
|Управление | 7,3 | 4,8 | 6,7 | 5,4|
|-----------------------+---------------+--------+-------+------|
|Другие сектора | 5,0 | 7,6 | 2,9 | 4,3|
|-----------------------+---------------+--------+-------+------|
|Всего в экономике | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0|
\---------------------------------------------------------------/
Таблица 21
Квалификация рабочей силы по уровню образования к общему числу занятых (%)
/---------------------------------------------------------------\
| | Калининградская | Литва | Польша |
| | область | | |
|--------------+-----------------+---------------+--------------|
|Ниже среднего | 31,5 | 11,0 | 14,6 |
|--------------+-----------------+---------------+--------------|
|Среднее | 45,5 | 39,3 | 70,7 |
|--------------+-----------------+---------------+--------------|
|Высшее | 23,0 | 49,7 | 14,7 |
|--------------+-----------------+---------------+--------------|
|Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
\---------------------------------------------------------------/
80% дефицита на рынке труда составляет сегодня потребность в квалифицированных рабочих и вспомогательном персонале, в то время как приоритеты профессионального образования области лежат совсем в другом горизонте.
Следует также учитывать влияние общих макрорегиональных тенденций.
В Прибалтике образуется единый рынок труда. Для этого рынка будет характерен нарастающий дефицит рабочей силы.
Более мобильные кадры получат уже в среднесрочной перспективе возможность перемещаться на более развитые рынки труда. Сегодня прибалтийская молодежь часто делает выбор в пользу работы в других странах ЕС и в США.
Можно предположить, что уже в ближайшей перспективе факторы адекватной (т.е. соответствующей потребностям рынка) квалификации трудовых ресурсов территории станут решающими в процессе макрорегиональной конкуренции, как с точки зрения привлечения инвестиций, так и по отношению к занятию лидирующих позиций на рынке экспорта образовательных услуг.
Уровень жизни населения.
Денежные доходы населения на душу в 2005 году соответствовали 6399 руб., что составляло 80% от среднероссийского показателя. Однако реальные располагаемые денежные доходы Калининградской области росли более высокими темпами, чем в среднем по России: 121,0% и 109% соответственно.
В области значительно снизилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с 39,1% в 2001 году до 20% в 2005 году. На протяжении ретроспективного периода с 2001 по 2004 год доля населения с доходами ниже прожиточного минимума была выше, чем в среднем по России, однако уже в 2006 году доля уменьшится до 15%, что ниже среднероссийского показателя.
Номинальная среднемесячная заработная плата одного работника в 2005 году составила 7188 рублей, что составляет 84% от среднероссийской. Несмотря на рост реальной заработной платы (на 9%) не удалось преодолеть разрыв между среднероссийской и среднеобластной заработной платой. Этот разрыв обусловлен наличием большой доли работников бюджетной сферы в области. За период с 2001 года средний размер оплаты труда в номинальном выражении вырос в 2,8 раза, в реальном - в 1,6 раза.
Анализ размера заработной платы в разрезе видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов области подтверждает наличие сохранившейся до настоящего времени проблемы дифференциации ее уровня, прежде всего, между отраслями бюджетной сферы и внебюджетного сектора экономики.
Несмотря на некоторое снижение разрыва в уровнях оплаты работников производственных и социальных отраслей экономики, среднемесячная заработная плата работающих в образовании в 2005 году составила только 72,3% (в 2004 году - 71,8%), в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 70% (в 2004 году - 76,8%), в предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 6,4% (в 2004 году - 64%) от среднеобластного показателя.
В производственной сфере экономики традиционно выделяются организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых, среднемесячная заработная плата в которых более чем в 2,7 раза превышает среднеобластной уровень и в 2005 году составила более 19 тысяч рублей, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - более чем на треть (9310 руб.).
В 2005 году численность малоимущих граждан уменьшилась почти в 1,9 раза (с 313,7 тыс. чел., или 33,2% ко всему населению до 168,0 тыс. чел., или 17,8% ко всему населению).
В сравнении с соседними странами доходы калининградского населения недостаточно высоки.
Поддержка Литвы и Польши со стороны ЕС позволяет им ускорить социально-экономическое развитие, вследствие чего отставание области от соседей может возрасти.
В 2005 году денежные доходы населения составили 71240,2 млн. рублей и по сравнению с 2004 годом увеличились на 33,6%, денежные расходы населения - 72640,7 млн. рублей (прирост на 31,8%). Превышение денежных расходов над доходами составило 1400,5 млн. рублей, что сложилось как за счет уменьшения остатка наличных денег у населения, так и за счет расходования на территории области денежных доходов, полученных в других регионах.
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличились на 21,1%.
Таблица 22
Показатель | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Номинальные среднедушевые доходы населения, руб. |
2368 |
2753 |
3776 |
4579 |
6282 |
Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему году |
104 |
100 |
119 |
110 |
119 |
Основную часть денежных доходов в 2005 году население расходовало на покупку товаров и оплату услуг. По сравнению с 2004 годом доля этой статьи расходов уменьшилась на 3,1 процентных пункта и составила 70,3%, уменьшилась также доля расходов на оплату обязательных платежей и взносов (на 1,9 процентных пункта). В то же время увеличилась доля расходов на приобретение валюты (на 1,3 процентных пункта) и на накопление сбережений (на 2,4 процентных пункта).
Устойчивый рост объемов производства промышленной продукции сказался и на росте реальных среднедушевых доходов и заработной платы. При этом сохраняется разрыв между среднероссийской и среднеобластной заработной платой. В 2005 году среднемесячная заработная плата по области составляла 84,3% от среднероссийской, хотя темпы роста номинальной заработной платы в регионе выше среднероссийских показателей. Номинальная заработная плата выросла за период 2001-2005 годов в 2,8 раза, по России в целом - в 2,6 раза.
Основными проблемами в социальной сфере в традиционном ее понимании (социальная поддержка и социальная защита населения области) являются:
существенные масштабы бедности, недостаточное качество жизни населения области, особенно в сравнении с сопредельными странами - членами ЕС (более 20% населения Калининградской области имеют доход ниже прожиточного минимума);
большое количество социально неблагополучных семей (доля неблагополучных семей в области превышает среднероссийский показатель в 1,6 раза), детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей (около 5 тыс. детей являются социальными сиротами);
дисбаланс уровня заработной платы по отраслям экономики Калининградской области (особенно низкий уровень зарплаты традиционно фиксируется в сельском хозяйстве, что в значительной степени обуславливает низкое качество жизни в сельской местности и усугубляется высоким уровнем безработицы; это, в свою очередь, ведет к оттоку населения из сельских районов, запустению и обветшанию неиспользуемых объектов инфраструктуры и дальнейшему ухудшению качества жизни).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.