Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Российский контекст стратегии развития Калининградской области
Прогноз состояния российской экономики на долгосрочную перспективу.
В последние годы российская экономика растет стабильно высокими темпами и в среднесрочной перспективе достигнет масштабов, значимых для глобального рынка. Первоначально рост экономики происходил, прежде всего, за счет сырьевых экспортно-ориентированных производств, однако за ним последовало расширение внутреннего рынка, вызвавшего рост в остальных секторах.
Таблица 26
Основные макроэкономические показатели РФ в 2002-2005 годах, темпы прироста %
/---------------------------------------------------------------\
| | 2002| 2003| 2004| 2005|
|---------------------------------------+-----+-----+-----+-----|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|---------------------------------------+-----+-----+-----+-----|
|Инфляция, декабрь к декабрю | 15,0| 12,0| 11,7| 10,9|
|---------------------------------------+-----+-----+-----+-----|
|Валовой внутренний продукт | 4,7| 7,3| 7,2| 6,4|
|---------------------------------------+-----+-----+-----+-----|
|Продукция промышленности | 3,1| 8,9| 8,3| 4,0|
|---------------------------------------+-----+-----+-----+-----|
|Продукция сельского хозяйства | 1,5| 1,3| 3,1| 2,0|
|---------------------------------------+-----+-----+-----+-----|
|Реальные располагаемые денежные доходы | 11,0| 15,0| 9,9| 8,8|
|населения | | | | |
|---------------------------------------+-----+-----+-----+-----|
|Оборот розничной торговли | 9,3| 8,8| 12,5| 12,0|
|---------------------------------------+-----+-----+-----+-----|
|Инвестиции в основной капитал | 2,8| 12,5| 10,9| 10,5|
|---------------------------------------+-----+-----+-----+-----|
|Мировая цена на нефть (Urals), | 23,7| 27,2| 34,5| 50,6|
|дол. за баррель | | | | |
|---------------------------------------+-----+-----+-----+-----|
|Экспорт товаров, в млрд. дол. |107 |136 |183 |245 |
|---------------------------------------+-----+-----+-----+-----|
|в % к ВВП | 31 | 32 | 32 | 32 |
|---------------------------------------+-----+-----+-----+-----|
|Импорт товаров, в млрд. дол. | 61 | 76 | 97 |125 |
|---------------------------------------+-----+-----+-----+-----|
|в % к ВВП | 18 | 18 | 17 | 16 |
|---------------------------------------+-----+-----+-----+-----|
|Сальдо торгового баланса, в млрд. дол. | 46 | 60 | 86 |120 |
\---------------------------------------------------------------/
Масштабный экспорт приводит к росту доходов населения и увеличению внутреннего рынка. Среднегодовой рост розничного товарооборота в 2005 году должен составить 12-13,5% (7% в 2000-м и 10,4% в 2004-м).
Основной "производственный цех" страны постепенно перемещается на север и восток - в районы нового освоения. Большинство функций по управлению экономикой, созданию современных бизнес-услуг и новых товаров концентрируется в небольшом количестве крупных центров страны. Они претендуют на размещение штаб-квартир мульти- и общенациональных корпораций, транспортно-логистических и дистрибуционных узлов, связывающих страну с глобальным рынком. Представительство РФ в глобальном рынке осуществляет Москва. Основные центры управления экономикой страны складываются в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Красноярске.
Калининград в число этих страновых центров пока не попадает.
Восстановительный рост экономики России, построенный на использовании старого портфеля ресурсов (сырьевая база, производственные фонды, инфраструктура и дешевая рабочая сила), оказался фактически исчерпанным к 2003-2005 годам. Главным фактором конкурентоспособности российской экономики становится производительность труда и капитала, что предполагает необходимость перехода к новому портфелю ресурсов: инновационным технологиям, позволяющим переходить к использованию более дорогой высококвалифицированной мобильной рабочей силы; конкурентным рыночным позициям (созданию глобальных брэндов, развитию современных торговых систем, широкой клиентской базе, сертификации качества выпускаемых товаров, работ и услуг и проч.). Причем переход должен происходить в условиях нарастающей включенности российской экономики в глобальную систему.
В рамках возможных российских приоритетов на среднесрочную перспективу, имеющих отношение к сценариям развития Калининградской области, необходимо выделить следующие:
Интернационализация экономики.
Постепенно снижаются тарифные ограничения для доступа на российский рынок иностранных компаний; укрепляется рубль, и создаются условия для его конвертируемости; выравниваются уровни внутренних и мировых цен на сырьевые товары и энергоресурсы; национальная система технических стандартов адаптируется к международным.
Идет опережающее развитие отечественных торговых систем и их выход на международные рынки. Российские производители активно выстраивают собственные торговые системы для выхода и закрепления на внешних рынках. Пока лучше всего с этим справляются сырьевые корпорации.
Технологическая модернизация предприятий и секторов экономики.
Российские предприятия легкой и пищевой промышленности уже в значительной степени прошли этап технологической модернизации. Идет технологическая модернизация нефте- и газо добычи. На очереди металлургия, энергетика, атомная промышленность и химия. Пока модернизация происходит за счет приобретения стандартных опробованных производственных технологий. Рост производительности будет зависеть от успешности технологического трансферта. В отдельных секторах есть предпосылки для осуществления модернизации на базе оригинальных технологий собственной разработки.
Преобразование российских городов.
В наиболее динамичных и конкурентоспособных городах происходит модернизация городской среды, изменяется социальная структура населения, формируется динамичный рынок труда, появились отрасли постиндустриальной экономики.
В настоящий момент сценарии развития страны строятся с учетом высоких цен на углеводороды и, одновременно, с учетом постепенно накапливающихся сдвигов в структуре и качестве экономического роста. Сценарии эти в основном позитивны.
Названные тенденции развития российской экономики скажутся на состоянии российского Северо-запада и, в частности, Калининградской области, а также отразятся на российском участии в развитии Балтийского региона.
Участие России в формировании транспортной системы Балтики.
В долгосрочной перспективе балтийское направление останется главным направлением экспорта из России углеводородов и иного сырья в Европу и США, а также импорта в РФ. На Северо-западе РФ проходит Балтийская трубопроводная система, строится экспортная система "Транснефтепродукта", Северо-Европейский газопровод, через балтийские порты идет транспортировка нефти, газа, угля, леса, металлов и химической продукции. Порт Санкт-Петербурга является крупнейшим в России контейнерным терминалом.
Портовые комплексы Санкт-Петербурга и Ленинградской области выиграли у прибалтийских портов конкуренцию за грузопотоки российских углеводородов и иных сырьевых грузов. Система контейнерных перевозок, ориентированная на растущую торговлю с Восточной Европой и Россией, еще не сформировалась. Ежегодный рост контейнерооборота в портах Балтийского региона, как и в целом в мире, составляет около 10%. К 2010 году через балтийские порты может проходить 3-4 миллиона контейнеров.
Прибалтика претендует на функцию основного логистического узла, ориентированного на обслуживание импорта в Россию. Китай рассматривает прибалтийские порты как базу для создания центров логистики и дистрибуции, ориентированных на ЕС. Пассажирские перевозки в Балтийском регионе морским, автомобильным и авиационным транспортом в настоящий момент растут быстрее у скандинавских и прибалтийских стран, чем у России.
В борьбе за лидерство на Балтике Калининград обладает умеренными перспективами, что связано с технической невозможностью принятия судов с осадкой более 10 м, а также эксклавно/анклавным положением региона, затрудняющим транзитное перемещение грузов и людей. Будет нарастать конкуренция с портами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. При этом крупнейшие российские экспортеры сырья выступают стратегическими инвесторами в портовые комплексы Литвы, Латвии и Эстонии.
Калининградский международный аэропорт принадлежит к наиболее слабым международным аэропортам макрорегиона, а сама область пока не попадает в систему европейских скоростных железнодорожных перевозок.
Технологическая модернизация Северо-запада России.
При принятии инвестиционных решений о размещении логистических центров, терминалов и процессинговых центров по производству товаров компании принимают во внимание, в первую очередь, близость территории к рынкам, а также ее обеспеченность инженерными инфраструктурами, доступность рынка финансов и деловых услуг. Такими преимуществами обладает Северо-запад России.
Москва и Санкт-Петербург оторвались от других российских территорий в плане социально-экономического развития, динамики технологических и социальных инноваций. Принимаемые на московском и петербургском рынках стратегические решения имеют доминирующее значение для определения трендов развития рынков соседних регионов, в том числе и Калининградской области. Московская и петербургская агломерации будут лидерами в трансферте технологий, в том числе в развертывании импортерами процессинговых центров на территории РФ.
На Северо-западе основной зоной локализации технологического трансферта и технологической модернизации в ближайшие годы будут Санкт-Петербург и Ленинградская область, где есть достаточный объем трудовых ресурсов, научная и технологическая база, развитая логистическая система, создан комплекс особых экономических зон, высока системная обеспеченность инфраструктурами. Практически все государственные инициативы (наукограды, технопарки, технико-внедренческие зоны) апробируются в Петербурге. В регион уже пришли известные и мощные инвесторы.
Перед РФ и российским Северо-западом открывается возможность включения в технологическую модернизацию Балтийского региона и использование его для общего подъема производственного уровня собственной экономики. Для этого необходимо определиться с приоритетами технологической политики, сформировать систему управления технологическим ростом и его пространственной проекцией, а также согласовать свои проекты с действиями ближайших соседей - членов ЕС. Одним из механизмов достижения этих целей является подключение к процессу общеевропейского форсайта.
В настоящий момент Калининград не является крупным центром конкурентных научно-технологических разработок и самостоятельным дистрибуционным центром страны и макрорегиона. Это существенным образом ограничивает масштаб участия города в области технологической модернизации и импорте технологий.
В разрабатывавшихся ранее стратегиях социально-экономического развития Калининградская область определялась как контактная зона российского и европейского бизнеса, демонстрационная площадка достижений и обучения российских предпринимателей. При этом, однако, не учитывались удаленность предлагавшихся проектов от основных рынков в России; сложная транспортная доступность; слабое развитие инфраструктуры бизнес-туризма; отсутствие в области инновационно-технологического сектора. Эти параметры должны стать предметом самой существенной разработки уже в ближайшее время - в случае ориентации на сценарий роста собственной конкурентоспособности в макрорегионе.
В силу набирающего обороты процесса передачи отдельных видов деятельности из Прибалтики и Польши на Восток у Калининграда есть возможность выступить в качестве новой площадки относительно простого в технологическом отношении аутсорсинга, а в некоторых случаях стать полноправным участником идущих технологических разработок.
Формирование новой зоны культурного развития на Балтике.
Северо-запад России постепенно превращается в зону интенсивного культурного взаимодействия. Сегодня культура становится фактором роста производительности и развития экономики, влияя на приток инвестиций, мобильных кадров, информации. Наибольших успехов в развитии добивается тот регион, который является центром общезначимых культурных событий и глобальных культурных взаимодействий, интенсивных культурных обменов.
Балтика в настоящее время претендует на то, чтобы стать одним из центров культурной жизни северной Европы. Культурное взаимодействие в макрорегионе развивается сразу по нескольким направлениям:
Развитие туризма Туризм растет высокими темпами во всех странах Прибалтики. Увеличивается число визитов из Скандинавии, Западной Европы и США, а также из России. Прибалтийские страны предпринимают специальные усилия по расширению международного, в том числе, российского туризма. Важным фактором в борьбе за туристические потоки может стать вступление прибалтийских государств в зону хождения Евро, а также облегчение их транспортной доступности, достигаемое за счет развития паромного сообщения, авиаперевозок дискаунтерами, включения в систему европейских скоростных железных дорог. Пока туризм Калининградской области является преимущественно рекреационным, а его инфраструктура развивается не столь интенсивно, как в других балтийских территориях. Однако будет увеличиваться российский рынок туристических услуг, в том числе и на Северо-западе РФ, включая круизный туризм на Балтике.
Включенность в культурную жизнь Европы. Уже произошло включение прибалтийских республик и Польши в общеевропейскую цепь культурных событий, что делает их более привлекательными для туристов, миграции и жизни, а также стимулирует приток инвестиций. Пока Калининград не попал в основные культурные программы ЕС и общеевропейский календарь важнейших культурных событий, хотя целый ряд событийных проектов сможет претендовать на этот статус уже в ближайшем будущем.
Формирование единого образовательного пространства и единого рынка труда. Пока российские участники только вступают в данный процесс. Перемещение рабочей силы из Калининградской области в страны ЕС не носит массового характера. Обратное движение также имеет место, но еще не определяет ситуацию на рынке труда российского Северо-запада. Российские вузы приводят свои учебные планы и образовательные программы в соответствие с требованиями "Болонского процесса", однако активной роли в создании общеевропейской образовательной системы пока не играют и не обеспечивают включения страны в общеевропейское образовательное пространство. В том числе, они не участвуют в выработке Европейской единой квалификационной системы и, скорее всего, будут вынуждены подстраиваться под ее требования пост-фактум.
Интеграция Северо-запада России в пространственную систему Балтики.
Происходит постепенная интеграция российских территорий в иерархию регионов, складывающуюся на Северо-западе РФ и на Балтике. В первую очередь, этот процесс связан с выделением макрорегиональных, региональных и локальных центров, установлением между ними новых взаимосвязей и распределением специализаций.
В настоящий момент на Балтике есть несколько центров влияния, в число которых входят традиционные экономические лидеры области (прежде всего, портовые города Германии, Голландии, Швеции и Финляндии, включая отдаленные финансовые центры, среди которых выделяются Лондон и Франкфурт). Польша в последние годы выполняет многие функции "рабочего цеха" Европы, а также центра, влияющего на Украину. Столицы молодых балтийских государств начинают претендовать на роль лидеров макрорегиона в транспортно-логистическом обслуживании и выстраивании торговых сетей, работающих на всю Восточную Европу.
Основным центром влияния России в регионе Балтийского моря является Санкт-Петербург. Портовый комплекс Санкт-Петербурга и Ленинградской области фактически "стянул" на себя основные экспортные потоки российских грузов на Балтике. Город также принимает 3,5 млн. туристов в год, являясь главным культурным центром всего макрорегиона. Петербургские туристы во многом определяют состояние въездного туризма в целом ряде прибалтийских стран и в Финляндии.
Калининград пока не относится к числу главных "полюсов роста" на Балтике. Он является центром российского эксклава и, как столичный и самый крупный город, отвечает за его развитие. В наибольшей степени из всех российских центров Калининград тяготеет к Москве. При этом сам, не будучи лидером во всем макрорегионе, не может в силу удаленности и своего эксклавного статуса в полной мере воспользоваться "эффектом соседства" по отношению к Москве и Санкт-Петербургу, а в силу анклавного статуса и особенностей включения в транспортную систему Европы - "эффектом соседства" к прибалтийским столицам и зарубежным крупным портам Балтии.
Начиная с 1990-х годов Европейский Союз начал формулировать собственное видение пространственного развития Балтийского региона. Так, в 2001 году была принята "Программа региона Балтийского моря BSR INTERREG IIIB". В отношении Калининградской области ЕС выдвигает и реализует целый пакет инициатив по пространственному развитию: "Северное измерение", "Южная Балтийская дуга", "Инновационные регионы СЕМАТ".
Российская Федерация не имеет пока схемы пространственного развития страны в целом, а значит, и Северо-запада как одного из крупных российских макрорегионов. В силу этого, постановка вопроса о пространственной организации данного региона России требует специальной исследовательской и проектной проработки. Однако отдельные требования к российской позиции в отношении пространственного развития Балтики могут быть определены уже сейчас:
необходимо усиливать связь Калининградской области с РФ, а также определяться с его специализацией в формирующемся Балтийском макрорегионе;
должна быть выстроена новая система пространственной организации, в которой российские центры образуют взаимно дополняющую в хозяйственно-производственном, социально-культурном и транспортно-коммуникационном плане систему;
Санкт-Петербургу как центру данного макрорегиона требуется поддержка в его конкуренции с крупнейшими городами Прибалтики;
пространственное развитие Северо-запада должно согласовываться со стратегией развития стран Балтийского моря.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.