Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика основных отраслей (потенциальные кластеры)
Структура ВРП Калининградской области свидетельствует о достаточно высокой степени диверсификации экономики. В области не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С одной стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и (косвенно) указывает на достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственной специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.
Конкурентоспособность региона уже в ближайшей перспективе будет во многом зависеть от его способности занять свою (макрорегиональную) нишу специализации и развернуть инфраструктуру, необходимую для приема инвестиций в эти зоны активности. К числу ключевых отраслей экономики, имеющих шансы для своего развития в условиях российского Северо-запада и макрорегиона Балтики, следует отнести:
транспортно-логистический комплекс (доля ВРП - 8%);
энергетический комплекс (доля ВРП - 17%);
АПК и пищевая промышленность, включая промышленную рыбопереработку (доля ВРП - 38%);
с учетом общего роста туристического рынка в макрорегионе - туристско-рекреационный комплекс (доля ВРП - 2%);
машиностроение и металлообработка;
традиционные и вновь сформированные сферы деятельности, которые могут быть охарактеризованы как имеющие высокий коэффициент локализации.
К числу дополнительных (инфраструктурных) направлений деятельности, которые будут определять эффективную конкурентоспособность Калининградской области и имеют исторические и экономические основания для своего развития, относятся:
транспорт и связь;
земля и земельный рынок;
развитие инфраструктуры для бизнеса (финансово-кредитная система, консалтинговые услуги);
человеческий капитал территории.
Транспортно-логистический комплекс. По своему географическому положению, наличию незамерзающего морского порта, относительно развитой инфраструктуре Калининградская область имеет все возможности для развития в качестве одного из важнейших транспортных узлов на российском северо-западном направлении.
На транспорт и логистику в настоящий момент приходится порядка 8% ВРП, что является (по сравнению с прогнозными показателями) далеко не полным использованием потенциала этого сегмента экономики. При этом за последние годы наблюдается благоприятная динамика роста, позволяющая рассчитывать на качественные изменения уже в кратко- и среднесрочной перспективе.
Таблица 2
Изменение производства ВРП в транспортной отрасли (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Транспорт | 90,1 | 102,2 | 101,7 | 105,9 | 116,7 | 108,5 | 107,5 |
По своему стратегическому значению особое место занимает морской транспорт, который может стать одним из ключевых элементов специализации Калининградской области на российском Северо-западе и в макрорегионе Балтика. Не менее существенной характеристикой области является дорожная сеть, перспективы которой должны быть связаны с интеграцией в общеевропейскую сеть высокоскоростных магистралей, тем более, что через территорию Калининградской области проходят важные европейские коридоры - Виа Ганзеатика и Виа Балтика. Значение железнодорожной сети определяется, прежде всего, транзитной ориентацией калининградской экономики, расположенной в створе между Россией и ЕС, а также ролью железнодорожного транспорта в контексте развития портового комплекса, а также нарастающим туристическим пассажиропотоком.
Морские порты.
Морские порты являются основным звеном транспортной системы области. Морской порт Калининграда после утраты портов стран Балтии стал единственным незамерзающим портом России на Балтике и обеспечивает 4% от российского рынка морских перевозок. Контейнерными линиями порт Калининграда связан с портами Голландии, Англии, Бельгии, Польши и стран Балтии. 12 стивидорных компаний на 17-ти километрах причальных линий порта предлагают свои услуги по перевалке грузов. Проектные возможности их терминалов позволяют перегружать до 20 миллионов тонн различных грузов в год. Это нефть и нефтепродукты, уголь, кокс, черные и цветные металлы, минеральные удобрения и др.
Преимуществом порта Балтийск является его расположение непосредственно у выхода в открытое море, что позволяет принимать крупнотоннажные суда.
Применительно к перспективам развития морских перевозок оказывается важным наличие развитой транспортной инфраструктуры, в том числе, прохождение через область 2-х ответвлений трансъевропейских транспортных коридоров.
Основные представители отрасли: ОАО "Морской торговый порт", ОАО "Портовый элеватор", ЗАО "Терминал ГМБ", ФГУП "Калининградская портовая нефтебаза", ОАО "Порт Пионерский Пионерской базы океанического рыболовного флота".
Объем переработки грузов в 2004 году в портах Калининградской области составил 13,9 млн. тонн. Морские перевозки ориентированы на Балтику, Западную Европу, Тихоокеанский регион и Юго-Восточную Азию.
Грузооборот из числа контейнерных грузов и генеральных грузов сегодня составляет порядка 3-3,5 млн. тонн. Основной вклад этого сектора дает Калининградский морской торговый порт - порядка 2,3-2,5 млн. тонн. Грузооборот рыбного порта составляет около 1 млн. тонн.
Грузооборот калининградских портов в 2005 году составил 14,6 млн. тонн, что в 3,3 раза больше чем в 2000 году. При этом 62% от общего грузооборота составляет перевалка нефти и нефтепродуктов.
Увеличивается объем контейнерных перевозок и паромного сообщения. Рынок контейнерных перевозок имеет устойчивую тенденцию к росту, хотя Калининград не может принимать океанские контейнеровозы. По мнению аналитиков, из-за перегрузки сети автодорог в Западной Европе рынок морских контейнерных перевозок на Балтике будет только развиваться, и Калининград может стать одним из важных его центров.
Развивается паромное сообщение. Уже функционируют пассажирская линия Калининград-Санкт-Петербург, грузопассажирская Санкт-Петербург-Балтийск-порты Германии, железнодорожная паромная переправа Усть-Луга-Балтийск-порты Германии. После завершения строительных работ грузооборот пассажирского автопаромного комплекса составит 2 млн. тонн и 20 тыс. пассажиров в год. Срок окупаемости инвестиций, по оценке специалистов Минтранса РФ, составляет 11,5 лет.
По мнению ряда российских экспертов, основными проблемами на ближайшем этапе развития калининградских портов являются:
рост тарифов, прежде всего, на железнодорожном транспорте - как фактор, существенно ограничивающий возможности развития портового комплекса Калининграда;
малая глубина дна в Вислинском заливе, на берегу которого стоит калининградский порт, существенно ограничивает возможности развития порта; прохождение по морскому каналу занимает значительное время, а глубина диктует разрешенную судопроходимость;
ситуация требует создания на морском побережье глубоководного порта, способного принимать суда с большим водоизмещением.
При этом грузовой транзит через макрорегион Балтики быстро расширяется, а нынешние возможности портов-конкурентов явно оказываются более предпочтительными, что диктует, в интересах российского присутствия на Балтике, необходимость уточнения стратегии развития калининградского портового комплекса и ее синхронизации с развитием Санкт-Петербурга.
Таблица 3
Грузооборот некоторых портов Балтийского моря в 2004 году
Страна | Грузооборот |
Гамбург | 114,5 млн. тонн (рост 7,7%, по сравнению с 2003 г.) |
Любек | 27,51 млн. тонн (рост 11%) |
Вентспилс | 27,8 млн. тонн (рост на 1 ,8%) |
Калининград | около 16 млн. тонн |
Таллин | 37,44 млн. тонн (рост на 7,2%) |
Рига | 23,9 млн. тонн (рост на 10,4%) |
Санкт-Петербург | 51,2 млн. тонн (рост на 21,7%) |
Автомобильный транспорт.
Важную роль в экономике области играет автомобильный транспорт.
Грузооборот в 2005 году составил 525 млн. тонно-км, из которых около 30% объем перевозок грузовыми автомобилями крупных и средних автопредприятий на коммерческой основе. Пассажирооборот - 136,5 млн. пасс-км.
Индекс тарифов на грузовые перевозки в декабре 2005 года по отношению к декабрю 2004 года составил в среднем 105,9%.
Калининградскими автоперевозчиками перевозится около 70% всех экспортно-импортных грузов области, что значительно превышает среднероссийский показатель.
На II Европейской конференции по транспорту на острове Крит в 1994 г. были определены девять трансъевропейских коридоров. Три из них прошли по территории РФ: N 1 (Хельсинки-Таллин-Рига-Каунас-Варшава с ответвлением Рига-Калининград-Гданьск), N 2 (Берлин-Варшава-Минск-Москва) и N 9 (Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва).
Основными проблемами на пути развития автомобильного транспорта, по мнению экспертов, являются:
состояние дорожной сети области не соответствует потребностям современного автомобильного транспорта;
состояние пограничных переходов существенно отстает от потребностей международной торговли и транзита;
зависимость от таможенного и визового режимов стран транзита, прежде всего от Литовской Республики, влияет на развитие международного автомобильного сообщения;
визовый режим области значительно ограничивает возможности использования транспортных коридоров, проходящих по территории области, для транзита грузов.
Железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт по-прежнему остается основным способом перевозки грузов по территории Калининградской области.
В Калининградской области с железной дорогой непосредственно связан и морской транспорт. Около 90% грузов завозится в Калининградский порт по железной дороге из основной части России через территории иностранных государств.
Грузооборот - 2175,9 тыс. тонн (90% всех грузов).
Индекс тарифов - 105,9%.
Пассажиропоток - 315,6 млн. пасс-км (40% от всего пассажирооборота в пригородном сообщении и 87% в междугородном).
На настоящий момент основными сдерживающими факторами являются:
неурегулированность железнодорожных тарифов, как внутри России, так и при транзите через сопредельные страны; высокая стоимость железнодорожных перевозок неизбежно приводит к высоким транспортным издержкам калининградских компаний; это тем более важно, что железная дорога - основной способ доставки грузов к портам;
несовершенство транспортной логистики на пути к морским портам, которые, по мнению ряда экспертов, могут стать ядром транспортного кластера Калининградской области. Основные направления развития железнодорожных перевозок: реконструкция действующих железных дорог; развитие подъездных железнодорожных путей и строительство портовых станций; реконструкция вокзалов (в частности, главного вокзала "Калининград-Южный");
автоматизация производственной деятельности и управления;
обновление подвижного состава;
строительство пограничных железнодорожных станций (в настоящее время ведется строительство в поселке Чернышевское).
Внутренний водный транспорт.
Представлен ЗАО "Калининградский речной порт".
Специализируется на перегрузке и хранении угля, кокса и минерально-строительных материалов. Производительность погрузки судов до 4500 тонн в сутки. Компания работает в двух грузовых районах. В Калининграде-Балтийский грузовой район, норма единовременного хранения - 35 тыс. тонн, вмещает под выгрузку одновременно до 16 вагонов. Второй грузовой район - в г. Светлом, - норма единовременного хранения 19 тыс. тонн, вмещает под выгрузку одновременно 14 вагонов. Суммарная проектная мощность двух районов - 2050 тыс. тонн в год.
Исторически внутренние водные пути обеспечивали значительную долю перемещения грузов и пассажиров, а также использовались в туристических целях. Так, река Преголя была судоходна до Инстербурга (г. Черняховск), а существующая система каналов составляла сообщающуюся систему от Вислинского и Калининградского заливов до реки Неман. Воздушный транспорт. Основные показатели за 2005 год:
грузооборот - 0,99 тыс. тонн;
индекс тарифов - 109%;
пассажирооборот - 413,9 млн. пасс-км;
пропускная способность аэропорта - 400 пассажиров в час.
В настоящий момент основными сдерживающими факторами являются:
высокая стоимость полетов;
низкое качество инфраструктуры и сервиса аэропорта;
недостаточный уровень развития связей с другими городами России и узловыми европейскими аэропортами.
Городской транспорт.
Основные показатели на 2005 год:
Пассажирооборот трамвайного транспорта - 105,6 млн. пасс-км.
Пассажирооборот троллейбусного транспорта - 48,9 млн. пасс-км.
Количество рейсов городского пассажирского автобусного транспорта - 304,4 тыс., пригородного - 110,2 тыс. рейсов.
Топливно-энергетический комплекс. Доля топливно-энергетической отрасли в ВРП Калининградской области в 2005 году составила порядка 17%.
Электроэнергетика Калининградской области ориентирована на внутренний рынок. Производство нефти и газа имеет преимущественно экспортный характер. Топливно-энергетические ресурсы Калининградской области.
Общие разведанные запасы нефти составляют 60 млн. тонн, из них извлекаемые запасы - 18 млн. тонн. В последние годы объем добычи несколько возрос, а общая динамика указывает на сохранение этого темпа в краткосрочной перспективе. Однако поскольку запасы нефти на суше истощаются, общий объем добычи к 2007-2008 гг. составит не более 1 млн. тонн в год. Без открытия новых морских месторождений годовая добыча нефти, по оценкам экспертов, упадет к 2020 году до 350-400 тыс. тонн.
Добываемая в области нефть высокого качества: характеризуется большим объемом легких фракций и малым содержанием серы, что делает экономически невыгодным ее использование для нужд коммунальной энергетики.
ООО "Лукойл-Калининградморнефть" - крупнейшее нефтедобывающее предприятие, на долю которого приходится более 95% извлекаемой нефти.
Общие объемы запасов бурого угля оцениваются в 70-80 млн. тонн. Основные запасы расположены в приморской рекреационной зоне, на территории курортов федерального значения. Добыча почти не осуществляется из соображений экологической безопасности.
Запасы топливного торфа оцениваются в 2,5-3,0 млрд. куб. м (более 310 млн. тонн). Среднегодовые объемы добычи на освоенных площадях составляют в настоящее время 50-60 тыс. куб. м. Добыча торфа ведется компаниями: ОАО "Торфопредприятие "Нестеровское"", ООО "Торфо", МУП "Славскторф".
Таблица 4
Индексы производства по добыче полезных ископаемых за 2005 год в % к 2004
Всего | Место ре- гиона в ок- руге |
в том числе по видам деятельности | ||
добыча топливно- энергетических полезных ископаемых |
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно- энергетических |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Республика Карелия | 131,9 | 3 | 131,9 | |
Республика Коми | 105,3 | 6 | 105,0 | 127,3 |
Архангельская область | 115,3 | 4 | 115,0 | 139,6 |
Вологодская область | 74,3 | 9 | 55,8 | 75,1 |
Калининградская область | 146,8 | 2 | 147,2 | 126,8 |
Ленинградская область | 85,0 | 8 | 20,3 | 99,8 |
Мурманская область | 101,5 | 7 | 101,5 | |
Новгородская область | 105,5 | 5 | 93,6 | 105,9 |
Псковская область | 70,6 | 10 | 90,1 | 70,6 |
г. Санкт-Петербург | в 3,4 р. |
1 | в 3,4 р. | |
Справочно | ||||
Россия | 101,2 | 101,8 | 96,8 |
Несмотря на существенную интенсификацию добычи, потенциал всех местных топливно-энергетических ресурсов с учетом альтернативных источников составляет не более 20% потребностей области.
Вся нефть, добываемая в регионе, идет на экспорт. Основным потребителем калининградской нефти является Гданьский нефтеперерабатывающий завод (Польша).
В 2004-2005 гг. за пределы России транзитом через Калининградскую область ежегодно отправлялось порядка 350 тыс. тонн дизельного топлива и 25 тыс. тонн мазута. Объемы отгрузки за рубеж сырой нефти, включая нефть, добытую в области, в 2005 году превысили 4 млн. тонн.
Электроэнергию Калининградская область не экспортирует. Электроэнергетика.
Калининградская область является одним из лидеров по темпам роста производства электроэнергии в Северо-Западном федеральном округе.
Таблица 5
Производство электроэнергии за 2005 год
млрд. кВт-ч (2005) |
доля региона в округе, % |
В % к 2004 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Республика Карелия | 4,2 | 4,4 | 90,4 |
Республика Коми | 8,4 | 8,9 | 97,7 |
Архангельская область | 6,9 | 7,3 | 101,4 |
Вологодская область | 6,6 | 7,0 | 97,0 |
Калининградская область | 0,3 | 0,3 | 102,6 |
Ленинградская область | 38,0 | 40,0 | 103,1 |
Мурманская область | 17,2 | 18,1 | 102,5 |
Новгородская область | 0,9 | 0,9 | 91,9 |
Псковская область | 1,5 | 1,6 | 95,0 |
г. Санкт-Петербург | 10,9 | 11,5 | 96,1 |
Справочно | |||
Россия | 952,0 | 102,2 |
При этом до последнего времени по энергетическим источникам область почти полностью зависела от поставок с территории России, что, в частности, отражалось на уровне цен и тарифов на энерго-, водо- и теплоснабжение.
Таблица 6
Средние тарифы
на товары и услуги по перечню социального набора в административных центрах регионов Северо-Западного федерального округа (декабрь 2005 г.), рублей
Петро- заводск |
Сыктыв- кар |
Архан- гельск |
Вологда | Кали- нинград |
|
Отопление, 1 кв. м общей площади | 8,17 | 11,98 | 13,89 | 12,24 | 22,75 |
Горячее водоснабжение, в месяц с 1 человека |
137,02 |
229,79 |
113,29 |
89,30 |
230,01 |
Услуги по снабжению электроэнергией, за 100 кВт-ч |
68,24 |
91,43 |
119,92 |
122,00 |
131,00 |
Если до 2006 года объем электроэнергии, поставляемой в область извне, составлял порядка 93%, то после ввода в действие первого энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 в 2006 году он снизился до 25%. После вывода второго блока электростанции на полную мощность в 2010 году область будет обеспечена электроэнергией за счет собственных генерирующих источников.
Однако есть основания предполагать, что в силу роста душевого энергопотребления и запланированных темпов прироста населения за счет миграции (до 1.200.000 к 2010 году и до 2.000.000 к 2020 году) область, начиная с 2012 года, снова начнет испытывать существенный дефицит электроэнергии.
Баланс электроэнергии Калининградской энергосистемы предполагает быстрый рост потребления электроэнергии до 5800 (умеренный вариант) и 9590 млн. кВт. ч. (активный сценарий) к 2020 году. С учетом планов по увеличению миграционных потоков в область, а также перспективных крупных проектов на этой территории активный энергетический сценарий выглядит более реалистическим.
Таблица 7
Баланс электроэнергии Калининградской энергосистемы на период до 2020 года. Умеренный сценарий
(млн. кВт. ч.)
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | |
факт | факт | факт | Факт | прогноз | прогноз | прогноз | прогноз | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ресурсы | 3256,0 | 3427,0 | 3568,0 | 3584,0 | 3990,0 | 4840,0 | 5220,0 | 5800,0 |
Выра- ботка |
242,2 |
262,2 |
260,0 |
539,0 |
3021,5 |
4840,0 |
5220,0 |
5800,0 |
ТЭС | 232,6 | 242,2 | 240,0 | 519,0 | 3004,0 | 4808,5 | 5100,5 | 5671,5 |
ГЭС | 5,8 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 24,0 | 37,0 | 46,0 |
другие источ- ники |
3,8 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
7,5 |
7,5 |
82,5 |
82,5 |
Полу- чение |
3013,8 |
3164,8 |
3308,0 |
3045,0 |
968,5 |
0 |
0 |
0 |
Распре- деление |
3256,0 |
3427,0 |
3568,0 |
3584,0 |
3990,0 |
4840,0 |
5220,0 |
5800,0 |
Внут- реннее потреб- ление |
3256,0 |
3427,0 |
3568,0 |
3584,0 |
3990,0 |
4840,0 |
5220,0 |
5800,0 |
Промыш- лен- ность |
780,0 |
845,0 |
901,0 |
915,0 |
1040,0 |
1490,0 |
1670,0 |
1840,0 |
Сельс- кое хо- зяйство |
110,0 |
110,0 |
140,0 |
140,0 |
220,0 |
320,0 |
390,0 |
490,0 |
Транс- порт |
78,0 |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
120,0 |
130,0 |
150,0 |
190,0 |
Строи- тельст- во |
28,0 |
30,0 |
40,0 |
45,0 |
70,0 |
120,0 |
140,0 |
200,0 |
Быт и сфера услуг |
1600,0 |
1664,0 |
1690,0 |
1691,0 |
1800,0 |
2000,0 |
2090,0 |
2300,0 |
потери | 660,0 | 683,0 | 702,0 | 698,0 | 740,0 | 780,0 | 780,0 | 780,0 |
Таблица 8
Баланс электроэнергии Калининградской энергосистемы на период до 2020 года
Активный сценарий
млн. кВт. ч.
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | |
факт | факт | факт | факт | прогноз | прогноз | прогноз | прогноз | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ресурсы | 3256,0 | 3427,0 | 3568,0 | 3584,0 | 3990,0 | 5570,0 | 7260,0 | 9590,0 |
Выра- ботка |
242,2 |
262,2 |
260,0 |
539,0 |
3021,5 |
4840,0 |
7260,0 |
9590,0 |
ТЭС | 232,6 | 242,2 | 240,0 | 519,0 | 3004,0 | 4808,5 | 7140,5 | 9461,5 |
ГЭС | 5,8 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 24,0 | 37,0 | 46,0 |
Другие источ- ники |
3,8 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
7,5 |
7,5 |
82,5 |
82,5 |
Получе- ние |
3013,8 |
3164,8 |
3308,0 |
3045,0 |
968,5 |
730,0 |
0 |
0 |
Распре- деление |
3256,0 |
3427,0 |
3568,0 |
3584,0 |
3990,0 |
5570,0 |
7260,0 |
9590,0 |
Внут- реннее потреб- ление |
3256,0 |
3427,0 |
3568,0 |
3584,0 |
3990,0 |
5570,0 |
7260,0 |
9590,0 |
промыш- лен- ность |
780,0 |
845,0 |
901,0 |
915,0 |
1040,0 |
1720,0 |
2550,0 |
3780,0 |
сельс- кое хо- зяйство |
110,0 |
110,0 |
140,0 |
140,0 |
220,0 |
350,0 |
460,0 |
590,0 |
транс- порт |
78,0 |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
120,0 |
150,0 |
200,0 |
300,0 |
строи- тельст- во |
28,0 |
30,0 |
40,0 |
45,0 |
70,0 |
150,0 |
200,0 |
300,0 |
быт и сфера услуг |
1600,0 |
1664,0 |
1690,0 |
1691,0 |
1800,0 |
2420,0 |
3000,0 |
3700,0 |
Потери | 660,0 | 683,0 | 702,0 | 698,0 | 740,0 | 780,0 | 850,0 | 920,0 |
В соответствии с имеющимся балансом предусматривается средний ежегодный рост потребления электроэнергии в рассматриваемый период на уровне: умеренный прогноз - 4,0%, интенсивное потребление - до 10% в год.
Таблица 9
Динамика энергопотребления по отраслям
Отрасли | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Промыш- лен- ность |
0,54 |
0,52 |
0,64 |
0,76 |
0,78 |
0,845 |
0,901 |
0,915 |
Строи- тельст- во |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,04 |
0,045 |
Транс- порт |
0,08 |
0,07 |
0,06 |
0,07 |
0,08 |
0,095 |
0,095 |
0,095 |
Быт и сфера услуг |
1,62 |
1,6 |
1,49 |
1,59 |
1,6 |
1,664 |
1,69 |
1,7 |
Сельс- кое хо- зяйство |
0,14 |
0,13 |
0,1 |
0,11 |
0,11 |
0,11 |
0,14 |
0,14 |
Потери и собст- венные нужды |
0,37 |
0,5 |
0,66 |
0,66 |
0,66 |
0,683 |
0,702 |
0,698 |
Итого | 2,78 | 2,85 | 2,98 | 3,22 | 3,26 | 3,43 | 3,57 | 3,58 |
Около 50% энергопотребления приходится на жилищно-бытовой сектор и сферу услуг, причем его прирост за последние 5 лет составил около 13%, что в целом отражает ситуацию с ростом удельного веса "экономики сервиса" на территории области.
В то же время, растут абсолютные цифры электропотребления в промышленности. Так, в 2005 году прирост электропотребления в промышленности по сравнению с 2000 годом составил 43%.
Приблизительно те же пропорции наблюдаются в сфере потребления газа, который является самым "критическим" предметом транзита с территории России. Перспективы, связанные с реконструкцией существующего и строительством нового газопровода (а также со строительством газохранилища на территории Калининградской области), могут считаться определяющими с точки зрения эффективности и доступности инфраструктур для потенциальных инвесторов.
Инфраструктура и производственные мощности.
Энергосистема ОАО "Янтарьэнерго", которая входит в Северо-западную объединенную энергосистему, включает в себя электростанции суммарной установленной электрической мощностью 133,5 МВт. В конце 2005 года введен в эксплуатацию первый энергоблок Калининградской ТЭЦ-2, установленной мощностью 450 МВт, работающий на газе. Кроме этого, в Калининградской области имеются блок-станции в городах: Советск - ТЭЦ-10 (36 МВт) и Калининград - ТЭЦ-9 (18 МВт).
В настоящее время общая установленная мощность местных источников электроэнергии составляет 637,5 МВт; однако в связи с их большой технической изношенностью располагаемая мощность не превышает 574 МВт. В 2010 году планируется ввести в эксплуатацию второй блок ТЭЦ-2 мощностью 450 МВт. Тогда собственная установленная мощность Калининградской энергосистемы составит 1024 МВт.
С 2002 года в поселке Куликово Зеленоградского района Калининградской области работает самая крупная в России ветроэлектростанция. Ветропарк состоит из 21 ветроэлектроустановки датского производства суммарной мощностью 5,1 МВт.
Имеется ряд малых гидро-электростанций суммарной установленной мощностью 1,7 МВт.
Газоснабжение области осуществляется природным и сжиженным газом. В результате проведенных мероприятий по реконструкции газопровода его мощность увеличилась с 700 до 1050 млн. куб. м газа в год. Вместе с тем, для обеспечения региона природным газом в необходимых объемах нужно в 2006 году довести мощность действующего газопровода до уровня 1270 млн. куб. м, а в 2007 году до уровня 1800 млн. куб. м.
Предприятия: ЗАО "Газ-Ойл" (дочерняя организация ОАО "Газпром"), ООО "Газ-Ойл Регион", Калининградское линейное управление магистральных газопроводов, ФГУП "Калининградгазификация".
По мнению экспертов, проблемными точками развития ТЭК Калининградской области являются следующие обстоятельства.
Перспективы развития нефтедобывающей отрасли связаны с введением в эксплуатацию в 2004 году морского месторождения "Кравцовское".
Однако после 2010 года прогнозируется спад нефтедобычи, связанный с истощением этого месторождения.
Использование местных источников энергии позволит в перспективе обеспечить не более 20% топливно-энергетических потребностей Калининградской области.
Достижение плановой мощности ТЭЦ-2 и связанное с этим эффективное обеспечение региона электроэнергией предполагает строительство ответвления в Калининград от Северо-Европейского газопровода, прокладка которого должна быть завершена уже к 2010 году. Пока не удалось достигнуть согласованного всеми участниками (в том числе, Газпромом) экономического обоснования этого проекта.
При вводе в эксплуатацию второго энергоблока на ТЭЦ-2 собственная потребность в электроэнергии будет удовлетворена на 100% лишь до 2008-2010 гг. при росте экономики 8-9% в год. Эти ограничения становятся еще более жесткими при увеличении миграции в Калининградскую область.
Существуют сложности реализации Калининградского варианта БТС (Балтийская трубопроводная система). Страны Балтии заинтересованы в сохранении безальтернативности уже имеющихся направлений экспорта. Конкурентный проект строительства нефтепровода Полоцк (или Невель) - Вентспилс с ежегодной пропускной способностью 18-20 млн. тонн прорабатывают ОАО "Лукойл" и ряд латвийских компаний. Ведутся переговоры о создании консорциума "Западная система трубопроводов" (ЗСТ) с участием американской "Эксон" и ЕБРР. Финский проект: Финская нефтяная компания "Несте" лоббирует продление БТС до транзитного порта Порво и близлежащего нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на юго-востоке Финляндии, поскольку он на 75% загружается российской нефтью.
АПК и пищевая промышленность.
АПК Калининградской области и главный потребитель его сырья - пищевая промышленность региона, несмотря на многочисленные проблемы, демонстрируют стабильный рост и занимают доминирующее положение в структуре промышленного производства области. Тем не менее, имея неплохие показатели по развитию, сельское хозяйство области не всегда выдерживает конкуренцию и в силу ряда причин уступает соседям из балтийского макрорегиона.
Доля пищевой промышленности в валовом региональном продукте (ВРП) Калининградской области в 2003 году составила 34,8%, а в 2005 году - 30,8% (на рыбную промышленность приходится 60% производимой пищевой продукции, 15% - на ликероводочную, 10% - на молочную и мясную).
Налоговые поступления от пищевиков в бюджет Калининградской области составили в 2004 году - 865,7 млн. рублей, а в 2005 году они выросли до 1261,4 млн. рублей.
Динамика роста отрасли по объемам производства для всех секторов пищевой промышленности, начиная с 2000 года, положительная. Объем промышленной продукции, пищевой промышленности, мясной, маслосыродельной и рыбной увеличился в пределах 78%-94%. Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность получила незначительный на общем фоне прирост в 12%.
Таблица 10
Сравнительные данные по регионам РФ
Производство отдельных видов пищевых продуктов, включая напитки, и табака за 2005 год |
||||||||
Мясо (включая субпродукты 1-ой категории) |
Цельно- молочная продукция |
Водка и ликеро- водочные изделия |
Хлеб и хлебо- булочные изделия |
|||||
тыс. тонн |
в % к 2004 |
тыс. тонн |
в % к 2004 |
тыс. дкл |
в % к 2004 |
тыс. тонн |
в % к 2004 |
|
Республика Карелия |
2,3 |
65,6 |
42,8 |
99,1 |
400,0 |
85,3 |
38,0 |
88,1 |
Республика Коми |
10,0 |
111,8 |
24,2 |
97,2 |
456,6 |
84,7 |
54,1 |
97,6 |
Архангельская область |
7,2 |
97,3 |
44,1 |
106,1 |
588,9 |
91,1 |
71,0 |
91,6 |
Вологодская область |
31,6 |
93,9 |
197,7 |
96,3 |
2924,2 |
93,2 |
85,9 |
96,0 |
Калининг- радская область |
11,1 |
70,6 |
54,9 |
87,9 |
3682,7 |
107,8 |
57,8 |
98,6 |
Ленинградская область |
93,9 |
77,8 |
106,7 |
120,2 |
7773,3 |
76,9 |
67,0 |
99,2 |
Мурманская область |
2,7 |
82,1 |
40,7 |
99,4 |
55,3 |
105,7 |
41,8 |
96,4 |
Новгородская область |
10,2 |
87,2 |
104,3 |
117,2 |
872,0 |
119,8 |
56,1 |
95,5 |
Псковская область |
9,5 |
100,8 |
59,5 |
92,5 |
793,3 |
86,2 |
59,8 |
89,9 |
г. Санкт- Петербург |
0,5 |
92,0 |
434,1 |
103,2 |
5761,7 |
105,2 |
293,3 |
99,5 |
Справочно Россия, млн. |
1,8 |
102,9 |
9,5 |
104,8 |
132,0 |
98,0 |
7,9 |
95,8 |
Сравнивая Калининградскую область с другими регионами Северо-Западного федерального округа по производству отдельных видов пищевых продуктов, можно отметить, что область входит в тройку лидеров по производству мяса - 3-е место и ликеро-водочных изделий - 3-е место.
Внешнеэкономический импорт пищевой продукции во много раз превышает экспорт. Импорт продовольственных товаров и сырья в Калининградскую область в 2004 году составил 689 млн. долларов США, тогда как экспорт - 56 млн. долларов США.
Динамика роста отрасли открывает огромные перспективы для пищевой промышленности в Калининградской области. В первую очередь это связано с имеющимися производственными мощностями и наращиванием производства собственных ресурсов для пищевой промышленности. Однако росту мясоперерабатывающей промышленности может помешать то, что значительная степень загрузки производственных мощностей сейчас обеспечивается за счет привозного сырья. Производители вынуждены выбирать между привозным сырьем и наращиванием собственного производства. Например, мясопереработка более чем на 90% ориентирована на импорт сырья, а переработка молока - на 70%.
Показатели развития пищевой промышленности по отдельным сегментам. Наиболее широко на рынке пищевой промышленности Калининградской области представлены молочное производство, производство мяса и рыбы, а также алкогольные напитки.
Молочная продукция.
Основным рынком сбыта молочной продукции, производимой в Калининградской области, является Россия. Для выхода на внешний рынок необходимо в 3 раза увеличить производство в натуральных показателях. Сегодня производство молока в Калининградской области находится на невысоком уровне и пока не имеет тенденции к росту. Оно существенно меньше производства молока на душу населения в соседних странах.
Таблица 11
Производство молока (тонн на душу населения)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Калининградская область | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
Латвия | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Литва | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,4 |
Польша | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Основными конкурентами калининградских молочников являются белорусы. Их продукция дешевле на 10%. Вторым мощным конкурентом молочной промышленности Калининградской области по-прежнему остается Литва.
Мясная продукция.
В 2005 году в Калининградской области увеличилось производство мяса птицы на 15,6% (184 тыс. тонн), поставки по импорту увеличились на 19,2% (214,4 тыс. тонн) и превысили первоначально установленную квоту (1050 тыс. тонн) на 278,8 тыс. тонн. Рыночные ресурсы мяса птицы увеличились на 17%.
Развитию мясной промышленности области может помешать возможное введение квот на ввоз калининградской мясной продукции на остальную территорию России.
Возможным корнем агропромышленного кластера может стать производство готовой продукции из мяса, в первую очередь, из свинины.
Рыбное хозяйство.
Рыбохозяйственный комплекс остается одним из ведущих в промышленности Калининградской области и определен Федеральной целевой программой социально-экономического развития области на период до 2010 года как одна из четырех приоритетных отраслей в развитии экономики региона.
Калининградский рыбохозяйственный комплекс является самым молодым в России. Его нынешнее состояние оценивается как устойчивое, хотя в 2005 году в рыбной промышленности Калининградской области наблюдался спад, обусловленный отсутствием необходимого количества добывающих судов в районах промысла. Тем не менее, состояние отрасли по добыче рыбы и выпуску пищевой продукции экспертами считается стабильным: обеспечивается ежегодное увеличение производства по вылову - 5-8%, по выпуску товарно-пищевой продукции - 10-12%.
Основные экономические показатели сектора отрасли. Рыбохозяйство занимает значительную долю в структуре пищевой промышленности - 60% и приносит в бюджет отрасли - 250 млн. руб., что составляет - 21,6% от всей пищевой промышленности. В 2005 году рыбодобывающими предприятиями добыто 334 тыс. тонн рыбы. В целом калининградские рыбаки добывают более 11% от общероссийского улова. Производство рыбных консервов в 2004 году составило 239 млн. условных банок. В Калининградской области производится более 30% всех российских рыбных консервов.
Основная часть рыбной продукции (45,79%) направляется в Российскую Федерацию. Экспорт рыбной продукции осуществляется в следующие страны: Литва - 16,58% от общего объема производства рыбной продукции, Норвегия - 9,98%, Англия - 8,58%. Рыба, в том числе и замороженная, является одной из основных статей экспорта в Польшу.
Калининградская рыбная промышленность обладает целым рядом конкурентных преимуществ. В то же время существует значительное количество факторов, сдерживающих рост производства в рыбохозяйственном комплексе области.
Таблица 12
Индексы физических объемов сельскохозяйственного производства в макрорегионе Балтика
Индексы физического объема производства в сопоставимых ценах, в % к пред. году |
||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Калининградская область | 92,9 | 101,7 | 103 | 102,9 | 100,5 | |
Латвия | 99 | 99 | 108 | 109 | 109 | 113 |
Литва | 109 | 91 | 106 | 116 | 117 | 111 |
Польша | 98 | 102 | 102 | 104 | 109 | 102 |
В Литве и Латвии - основных конкурентах Калининградской области - показатель физического объема производства выше, чем в Калининградской области, а в Польше - сопоставим с областью.
Доля отрасли в ВРП Калининградской области сопоставима с долей рыбной промышленности; однако по данным 2002 года, доля сельского хозяйства в ВРП - 5,2%. Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, за последние 15 лет существенно не изменилась.
Таблица 13
Валовой сбор и урожайность сельскохозяйственных культур по регионам Северо-Западного федерального округа в 2004 году (в хозяйствах всех категорий, ц с 1 га убранной площади)
Зерновые культуры | Картофель | Овощи | ||||
2003 | 2004 | 2003 | 2004 | 2003 | 2004 | |
Республика Карелия | 13,8 | 14,0 | 133 | 118 | 256 | 258 |
Республика Коми | 10,0 | 13,2 | 134 | 141 | 261 | 236 |
Архангельская область | 12,4 | 11,3 | 130 | 144 | 210 | 219 |
Вологодская область | 16,2 | 15,9 | 133 | 94 | 241 | 226 |
Калининградская область | 22,9 | 27,1 | 111 | 105 | 237 | 240 |
Ленинградская область | 20,6 | 24,9 | 118 | 89 | 278 | 281 |
Мурманская область | - | - | 101 | 103 | 103 | 105 |
Новгородская область | 12,3 | 12,5 | 74 | 86 | 214 | 224 |
Псковская область | 8,6 | 10,8 | 64 | 97 | 141 | 152 |
Справочно Россия | 17,8 | 18,8 | 116 | 115 | 168 | 167 |
Таблица 14
Динамика роста отрасли
Производство основных видов продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (значение показателя за год) |
|||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
скот и птица на убой (в живом весе), тыс. тонн |
|||||
Российская Федерация | 7008,2 | 6999,7 | 7316,2 | 7676,6 | 7734,1 |
Северо-Западный федеральный округ |
371,4 |
396,8 |
420,6 |
436 |
430,5 |
Калининградская область | 37,1 | 43,8 | 42,6 | 43,2 | 42,4 |
Латвия | 93,3 | 89,8 | 92,1 | 105,4 | 108,6 |
Литва | 263,6 | 208,3 | 235,2 | 264,9 | 302,6 |
молоко, тыс. тонн | |||||
Российская Федерация | 32276,6 | 32905,4 | 33507,1 | 33374,4 | 31664,3 |
Северо-Западный федеральный округ |
2185,8 |
2242,1 |
2211,5 |
2141,1 |
1983,1 |
Калининградская область | 218,7 | 223,8 | 203,7 | 188,5 | 190 |
Латвия | 823,0 | 846,0 | 811,5 | 783,1 | 784,0 |
Литва | 1724,7 | 1729,8 | 1770,9 | 1796,1 | 1848,7 |
яйца, млн. штук | |||||
Российская Федерация | 34052,9 | 35172,7 | 36278,3 | 36485,8 | 35730,7 |
Северо-Западный федеральный округ |
3643,4 |
3741,3 |
3932,9 |
3827,2 |
3738,3 |
Калининградская область | 201 | 208,7 | 235,9 | 2063 | 185,8 |
Латвия | 437,2 | 452,5 | 508,6 | 508,8 | 527,4 |
Литва | 692,0 | 742,3 | 799,1 | 810,7 | 862,6 |
Приведенные в таблице сведения показывают, что за 2000-2004 гг. Калининградская область лишь сохранила объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Значительного динамичного роста в отрасли не наблюдается. При этом Калининградская область проигрывает не только по темпам роста производства данной продукции, но и по объемам произведенной продукции в абсолютных величинах: ее хватает лишь для обеспечения потребностей населения области в мясе, молоке, яйце и т.д. Что касается увеличения объемов производства сельхозпродукции на перспективу в расчете на внешнего потребителя, то АПК Калининградской области сталкивается с рядом объективных ограничений.
В сопредельных конкурирующих государствах Балтии (Литва, Латвия) нынешние объемы производства сельхозпродукции превышают даже самые оптимистические прогнозы по увеличению объемов производства аналогичных видов продукции в Калининградской области. При этом они уже сейчас интегрированы в европейские рынки (а также и внутренний российский рынок), на которых их позиции в ближайшей перспективе будут только укрепляться. Кроме того, калининградские перерабатывающие предприятия проигрывают литовским и латвийским по номенклатуре производимых продуктов и в силу отсутствия консолидированной маркетинговой стратегии.
В силу действующих в Беларуси и на Украине программ субсидирования сельхозпроизводителей калининградская продукция проигрывает им, прежде всего, по цене.
Кроме того, анклавное положение области существенно ограничивает возможности наращивания производства в расчете на внутренний российский рынок, поскольку поставки такой продукции из Калининграда крайне не выгодны по причине высоких транспортных, таможенных и временных издержек.
При этом перспективным сектором (с точки зрения возможностей значительного наращивания объемов производства и захвата внешних рынков) является животноводство, в частности производство мяса свинины и продажа его в тушах, а также производство и продажа мясных консервов из него.
Еще одной возможностью для развития АПК Калининградской области может стать расширение локального рынка сельскохозяйственной продукции за счет увеличения внутреннего потребления. Это может быть достигнуто в случае реализации областных программ по привлечению новых переселенцев из числа соотечественников и доведению постоянного населения области до 2 млн. человек и увеличению туристического потока более чем в 3 раза.
Таблица 15
Изменение производства валового регионального продукта (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Валовой региональный продукт в основных ценах |
103,4 |
109,5 |
109,4 |
112,6 |
сельское хозяйство | 85,1 | 105,0 | 99,6 | 99,5 |
Животноводство.
В качестве стратегического приоритета в производстве сельхозпродукции определено животноводство, и эта линия поддержана Минсельхозом Российской Федерации. В качестве инструмента удвоения производства в отрасли к 2007 году используется схема льготного кредитования, что является одним из первых результатов реализации национальных проектов в АПК.
Поголовье основных видов скота в хозяйствах всех категорий уже к августу 2006 года составило 95% от уровня 2005 года (отдельно: поголовье свиней находилось на уровне в 108%).
При этом производство основных видов продукции животноводства в хозяйствах всех категорий находится на спаде и уменьшилось с 2004 года к 2005 году в среднем на 7% (отдельно: производство яиц увеличилось на 28%).
Продуктивность скота в сельскохозяйственных организациях за 2004 и 2005 годы практически не изменилась, а птицы, соответственно, возросла на 13%.
Растениеводство.
На полях области растет яровой рапс (21,7 тысячи га), кукуруза (4 тысячи га), картофель (1,5 тысячи га), овощи (0,2 тысячи га), кормовые культуры для скота (2,4 тысячи га), зерновые и зернобобовые (47 тысяч га).
На фоне роста в животноводческой сфере прослеживается сокращение объемов использования земельных площадей (с 2001 года они сократились на 37,4 га.). По валовому сбору и урожайности сельскохозяйственных культур резкий скачок показателей за 2001-2003 годы (в среднем на 23%) сменился неравномерными колебаниями в 2003-2005 годах. По мнению экспертов, ключевой проблемой растениеводства является рекультивация и мелиорация земель сельскохозяйственного назначения.
В целом урожайность сельскохозяйственных культур в Калининградской области на фоне остальных регионов Северо-Западного федерального округа довольно высока, что во многом объясняется благоприятными климатическими условиями, а также мерами по модернизации сельскохозяйственного производства.
Таблица 16
Валовой сбор и урожайность сельскохозяйственных культур по регионам СЗФО в 2004 году (в хозяйствах всех категорий, центнеров с 1 га убранной площади)
Зерновые культуры | Картофель | Овощи | ||||
2003 | 2004 | 2003 | 2004 | 2003 | 2004 | |
Республика Карелия | 13,8 | 14,0 | 133 | 118 | 256 | 258 |
Республика Коми | 10,0 | 13,2 | 134 | 141 | 261 | 236 |
Архангельская область | 12,4 | 11,3 | 130 | 144 | 210 | 219 |
Вологодская область | 16,2 | 15,9 | 133 | 94 | 241 | 226 |
Калининградская область | 22,9 | 27,1 | 111 | 105 | 237 | 240 |
Ленинградская область | 20,6 | 24,9 | 118 | 89 | 278 | 281 |
Мурманская область | - | - | 101 | 103 | 103 | 105 |
Новгородская область | 12,3 | 12,5 | 74 | 86 | 214 | 224 |
Псковская область | 8,6 | 10,8 | 64 | 97 | 141 | 152 |
Справочно Россия | 17,8 | 18,8 | 116 | 115 | 168 | 167 |
Сегодня на мировом рынке существует растущий спрос на продовольственную пшеницу и рапс. Калининградская область также ориентируется на удовлетворение этих запросов. На мировом рынке идет увеличение цен и на свинину, что позволяет области воспользоваться этим обстоятельством уже в краткосрочной (2-3 года) перспективе.
В целом, агропромышленный комплекс области развивается достаточно динамично. За счет создания крупных агрохолдингов с полным циклом производства от выращивания сырья до выпуска готовой продукции, льготной политики по налогообложению земельных ресурсов и благоприятных климатических условий Калининградская область может составить конкуренцию балтийским странам в среднесрочной перспективе.
По мнению экспертов, ключевыми проблемами, с точки зрения конкурентоспособности потенциального агропромышленного кластера на Балтике, являются:
отсутствие федерального закона о развитии агросектора России;
несовершенство кредитной системы поддержки сельхозпроизводителя - как КФХ, так и крупных агрохолдингов;
слабое распространение лизинговой формы приобретения техники и оборудования;
медленный процесс капитализации земель сельскохозяйственного назначения и их крупномасштабного введения в ипотечный оборот;
отсутствие проведения масштабных работ по мелиорации и рекультивации сельскохозяйственных земель.
Туристско-рекреационный комплекс.
Благодаря природно-экологическому потенциалу Калининградская область является перспективным регионом для развития туристско-рекреационной деятельности. Развитие туристской сферы области только по официальной статистике приносит 2% ВРП (более 5 млрд. руб.) ежегодно. Благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие курортов федерального значения и большого числа объектов историко-культурного наследия при активной государственной поддержке могут обеспечить быстрое развитие туристской сферы и стать существенным фактором конкурентоспособности территории в макрорегионе Балтики.
Динамика роста отрасли. За последние 15 лет количество туристов, побывавших в Калининградской области, не являлось стабильной величиной. До 1990 года Калининградскую область ежегодно посещало примерно 30 тысяч туристов, значительная часть которых пользовалась для поездок маршрутами "выходного дня". В 2004 году область выходит на второе (после Ленинградской области) место по объему туристических услуг в Северо-Западном федеральном округе, что составило примерно 7,5%.
В целом, принимая во внимание данные о ежегодном увеличении туристического потока на территорию Калининградской области на 10-12% в год, можно делать вывод об устойчиво положительной динамике посещаемости региона туристами в последние годы (в 2006 году область примет уже около 400 тыс. человек).
Таблица 17
Количество туристов, посещающих Калининградскую область (тыс. чел.)
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |
Всего туристов |
223,3 |
242,4 |
274,7 |
290,9 |
311,3 |
333,1 |
356,4 |
Российс- ких туристов |
164,2 |
182,3 |
211,5 |
224,2 |
239,8 |
256,6 |
274,6 |
Иност- ранных туристов |
59,1 |
60,1 |
63,2 |
66,7 |
71,4 |
76,4 |
81,7 |
Та же положительная тенденция прослеживается в динамике роста отрасли по географии въездного и выездного туризма.
Если соотнести данные о "географии" въездного туризма, то можно с уверенностью говорить об ориентированности этой сферы преимущественно на российских туристов. Они склонны приезжать более одного раза, на большой срок пребывания и с разнообразными мотивами, в отличие от иностранцев, основной целью поездок которых является культурно-познавательная и ностальгическая программы.
Основные цели визитов российских туристов:
43% - лечебно-оздоровительный туризм;
35% - экскурсионные программы (культурно-исторический туризм);
22% - служебные (другие) цели. Основные цели визитов иностранных туристов:
77% - культурно-познавательный (в том числе ностальгический) туризм;
23% - бизнес-туризм;
12% - лечебно-оздоровительный туризм.
В этом сегменте наблюдается острая конкуренция со стороны похожих по своим природным характеристикам курортно-туристических зон в Балтийском макрорегионе.
Так, в частности, в Польшу в 2002 г. въехало 13,980 млн. туристов (из них 940 тыс. чел. были гражданами России).
В Литве, где 25% потока составляют российские туристы, с 2001 по 2005 годы ситуация изменилась в сторону уменьшения потока:
2001 г. - 4,2 млн. туристов (в том числе 1271 тыс. с однодневным визитом);
2002 г. - 3,9 млн. туристов (в том числе 1478 тыс. с однодневным визитом);
2005 г. - 3,65 млн. туристов, с пропорциональным уменьшением числа однодневных поездок. В Латвии поток туристов, напротив, возрос:
2003 г. - около 2,4 млн. туристов;
2005 г. - 3,5 млн. человек, что примерно на 17% больше, чем в 2004 году.
Эстония в 2004 г. приняла 1,5 млн. туристов, что на 30% больше по сравнению с 2003 годом.
Калининградская область, имея высокий туристический и рекреационный потенциал, может поднять его долю в структуре в ВРП до 8-10% к 2016 году, что предполагает увеличение турпотока до 1,5-1,8 млн. человек в год с соответствующим изменением структуры посещений (в пользу среднесрочного пребывания с диверсифицированным пакетом туристического предложения). Для этого в рамках программы развития туристской деятельности необходимо разрешить ряд проблемных вопросов, в том числе:
облегчения транспортной и погранично-правовой доступности области (в контексте развития сети современных транспортных магистралей: автомобильных, железнодорожных, водных, воздушных);
активизации приграничного и международного сотрудничества, в первую очередь со странами, история которых тесно связана с историей области;
создания условий для обеспечения всесезонного притока туристов, зависящего от повышения уровня существующей и формирования новой туристской инфраструктуры, включая развитие лечебно-оздоровительного, делового, водного (морского и речного), культурно-познавательного и событийного туризма;
проведения сильного маркетинга территории; создания комфортной информационной среды, а также активного продвижения туристско-рекреационных продуктов и услуг области на отечественный и зарубежный рынки.
Необходимо учитывать острую конкурентную ситуацию в Балтийском макрорегионе. Калининградской области предстоит делать ставку на поиск и разработку уникальных туристических продуктов, привлекательных для серьезных инвесторов, а также на активное продвижение крупных событий международного класса. При условии сложившегося в перспективе до 2016 года высокого уровня туристической инфраструктуры, а также при относительной дешевизне услуг это даст Калининградской области возможность перетянуть на себя значительный поток туристов и инвестиций, обеспечив устойчивую конкурентоспособность в Балтийском макрорегионе.
Среди основных целей развития туристско-рекреационной сферы Калининградской области на долгосрочный период можно назвать следующие:
согласование культурной политики Российской Федерации и стран Балтики;
активная работа с городской средой областного центра - города Калининграда, направленная на повышение качества жизни горожан;
включение культурных мероприятий в Калининграде в европейский календарь важнейших культурных событий;
формирование единого туристско-рекреационного пространства с регионами Польши и Литвы; активизация приграничного и международного сотрудничества со странами, история которых тесно связана с историей региона (в том числе с Францией, Голландией, Италией, Австрией, Чехией);
формирование индустрии гостеприимства на российском Северо-западе, отвечающей международным стандартам; развитие данной индустрии как макрорегионального единого кластера.
Превращение области в один из базовых регионов России в сфере развития водного (морского, речного, круизного и яхтенного) туризма.
Создание лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного комплексов, а также формирование площадки и устойчивой базы для развития делового туризма (в первую очередь, конгресс-туризма вместе с бизнес-образованием), отвечающих международным стандартам и обеспечивающих круглогодичный поток туристов и инвестиций в область.
Машиностроение и металлообработка.
Машиностроение и металлообработка в отраслевой структуре производства промышленной продукции в 2005 году: 37,1% по Калининградской области, 36,4% по Санкт-Петербургу, 20,1% по СЗФО, 18,9% по РФ.
Основной удельный вес импорта в Калининградскую область приходится на продукцию машиностроения - 39,5%. (Для сравнения: машиностроительная продукция в товарной структуре экспорта из области занимает 10,7%).
Машиностроение и металлообработка лидируют в области по объему иностранных инвестиций. Помимо нефтедобычи, активность иностранных инвесторов наблюдалась именно в этом секторе. Причем, если основной поток инвестиционных ресурсов в 2004-2005 годах направлялся в предприятия металлообработки (23% инвестиций, поступивших в промышленность области из-за рубежа), то по величине накопленных иностранных инвестиций лидерство по-прежнему удерживает машиностроение (около 3% всех инвестиций в промышленность). Более чем 2/3 иностранных инвестиций в эту отрасль идут в форме капиталовложений (на приобретение машин, оборудования, инвентаря, инструмента).
Примечательно, однако, что объемы машиностроительной сборки выросли за последние годы в несколько раз, но при этом в официальных статистических отчетах рентабельность отрасли остается на устойчиво мизерном уровне в 3%, а ее доля в инвестициях региона не поднимается и до 2%.
В период 2005-2006 годов ожидаемый рост выпуска продукции в машиностроении и металлообработке на 15-25% будет обусловлен увеличением выпуска легковых и грузовых автомобилей (ЗАО "Автотор"), электросварочного оборудования (ОАО "ЭСВА"), корпусов судов (ОАО ПСЗ "Янтарь"), телевизоров (ООО "Телебалт", ОАО "Стелла Плюс"), холодильного оборудования (ООО "Источник"), электродвигателей малой мощности (ОАО "Микродвигатель"), началом выпуска бытовых холодильников (ООО "Техпроминвест"), а также стабильной работой ОАО "Балткран", ООО завод "Калининградгазавтоматика", ОАО "Система", ФГУП ОКБ "Факел".
Производство телевизоров.
Производство телевизоров - 2311,8 тыс. штук в 2004 из 4691,2 по Российской Федерации.
В сборке телевизоров важно, что таможенные сборы при ввозе комплектующих в Особую экономическую зону в Калининградской области не взимаются. По данным РАТЭК, на четырех калининградских предприятиях - "Телебалт", "Радиоимпорт", "Телеволна" и "Стелла Плюс" сейчас собирают телевизоры под марками LG, Thomson, Rolsen, TCL, JVC, Philips, Samsung Electronics и другими.
В январе 2003 года холдинг "POLAR" приступил к пуску собственного завода в городе Черняховске Калининградской области, позволяющему осуществлять полный цикл операций по производству аудио-видеопродукции и бытовой техники. Производство завода "POLAR" базируется на собственных схемотехнических разработках конструкторского бюро холдинга. Производственный комплекс в Черняховске оснащен необходимым оборудованием фирм Philips, Minolta, Soltec, Siemens. Установлены конвейерные линии Bosch и Hiroto, а также три конвейерные линии отечественного производства. Суммарная мощность всех конвейеров позволяет производить до 2,5 млн. единиц техники в год.
Сбыт продукции ориентирован, в первую очередь, на рынок России, при этом сохраняется перспектива выхода на зарубежные рынки. В 2004 году компания "POLAR" вышла на рынки СНГ: Беларусь, Украину и Казахстан.
Автомобилестроение.
Автосборочные предприятия в Калининграде (KIA, BMW, Hummer, GM) пошли по пути создания предприятий по "отверточной" сборке. Крупнейшее предприятие в данной отрасли ЗАО "Автотор" занимается сборкой автомобилей BMW и KIA.
Эксперты считают, что позиции этих производств на рынке неустойчивы, они условно конкурентоспособны в силу применения особых условий экспорта, сохраняемых до вступления Российской Федерации в ВТО.
Судостроение и судоремонт.
На Балтике может сложиться достаточно крупный кластер морского судостроения. Его центр находится в Санкт-Петербурге и опирается на ряд заводов ("Северная верфь", Балтийский, Адмиралтейский, Канонерский, Невский). Имеются судостроительные и судоремонтные заводы в Выборге.
Калининградский судостроительный завод "Янтарь" (в 2001 году он вошел в состав московского "Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения") - самое крупное в области предприятие этого профиля.
Судостроители и судоремонтники области ориентируются, в основном, на три группы потребителей, существенно различающихся по своим запросам, возможностям и перспективам - военный флот, речной флот и рыбную промышленность. В настоящий момент завод приступает к строительству трех фрегатов, заказчиком которых выступили военно-морские силы Индии.
По мнению специалистов, при условии благоприятной конъюнктуры судоремонтный комплекс уже в краткосрочной перспективе может обеспечить поступления в бюджеты всех уровней на 15 млрд. рублей.
Янтарная промышленность.
На территории Калининградской области сосредоточено более 90% (около 110 тыс. тонн) разведанных мировых запасов янтаря-сукцинита. Основной продукцией предприятий являются ювелирные изделия из янтаря с золотом и серебром, бижутерия из недрагоценных металлов с янтарем, сувениры и полуфабрикаты из янтаря.
С началом проведения приватизации ГУП "Калининградский янтарный комбинат" по ряду причин (смена собственника, некомпетентность руководства) фактически были утрачены рынки сбыта ювелирной продукции, упали объемы добычи сырья с 837 тонн в 1995 году до 188 тонн в 2003 году.
В целом ежегодный объем добычи янтаря в течение последних пяти лет - 180 - 250 тонн. В сфере добычи и производства янтарных изделий работает около 2 тысяч человек. Объем налоговых поступлений от участников добычи и переработки янтаря во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды составляет около 90 млн. рублей
Таблица 18
Социально-экономические и производственные показатели предприятий янтарной отрасли по итогам 2005 года (по данным ГУП "Калининградский янтарный комбинат" и частных предприятий Калининградской области, занятых в сфере обработки янтаря)
/---------------------------------------------------------------\
| Наименование показателя | Значение показателя|
|------------------------------------------+--------------------|
|Количество действующих предприятий | |
|и индивидуальных предпринимателей: | |
| по добыче янтаря | 1 |
| по обработке янтаря | 108 |
|------------------------------------------+--------------------|
|Объем добычи янтаря (тонн) | 236 |
|Объем отгрузки на экспорт (тонн): | 178,4 |
| добывающими предприятиями | 84,3 |
| предприятиями-посредниками | 94,1 |
|------------------------------------------+--------------------|
|Платежи в бюджет и внебюджетные фонды ГУП | 80 |
|"Калининградский янтарный комбинат" | |
|и предприятий, созданных на базе его | |
|имущества (млн. рублей) | |
|------------------------------------------+--------------------|
|Платежи в бюджет и внебюджетные фонды | 10 |
|от малых предприятий, занятых обработкой | |
|янтаря (оценочно, млн. рублей) | |
|------------------------------------------+--------------------|
|Численность работающих на ГУП | 790 |
|"Калининградский янтарный комбинат" | |
|и предприятиях, созданных на базе его | |
|имущества (человек) | |
|------------------------------------------+--------------------|
|Численность работающих в частных | 1000 |
|предприятиях по обработке янтаря (человек)| |
|------------------------------------------+--------------------|
|Уровень средней заработной платы на ГУП | 5627 |
|"Калининградский янтарный комбинат" | |
|и предприятиях, созданных на базе его | |
|имущества (рублей) | |
|------------------------------------------+--------------------|
|Уровень средней заработной платы в малых | 3500 |
|предприятиях, занятых обработкой янтаря | |
|(рублей) | |
\---------------------------------------------------------------/
Единственным предприятием, ведущим промышленную добычу янтарного сырья, является янтарный комбинат, и поэтому уровень монополизации отрасли крайне высок.
Мировой рынок изделий с янтарем оценивается в 400 млн. евро. Основная часть янтарной продукции на этот рынок поставляется из Польши.
Объем экспорта ювелирной продукции с янтарем в Польше вырос с 3 млн. евро в 1989 году до 265 млн. евро в 2003 году. Производителями Литвы, Германии, Японии, Китая и Кореи поставляется продукции на сумму 120 млн. евро. В основном на производство ювелирных изделий идет янтарное сырье, добытое в Калининградской области.
В сопредельных государствах действуют меры по защите своих производителей: импортируемые изделия из янтаря облагаются пошлиной и НДС (Польша - пошлина 27% и НДС 22%, Литва - пошлина 26% и НДС 18%). Кроме того, максимально упрощены таможенные процедуры и оформление документов на вывозимую продукцию и ввозимое сырье.
Для сравнения состояния товарооборота в Калининградской области и Польше:
ежегодная реализация янтарных изделий в Польше составляет около 265 млн. евро, создано около 8 тысяч рабочих мест;
совокупная доля всех калининградских участников янтарного бизнеса не превышает 18 млн. евро, в данной сфере работает около 1800 человек.
Главными ограничениями для развития отрасли являются:
нормативно-правовая база, не обеспечивающая условия ввоза и вывоза;
дефицит янтарного сырья нужного качества и необходимых объемов на обрабатывающих предприятиях области ввиду большой доли сырьевого экспорта;
устаревшее оборудование и технологии на предприятиях отрасли;
отсутствие системы профессиональной подготовки кадров для предприятий отрасли;
отсутствие современной торговой инфраструктуры; недостаточная финансовая база;
монопольное право добывающего предприятия по установлению цен и методов реализации сырья;
нелегальный отток янтарного сырья;
слабая адаптация к реальным рыночным условиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.