Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. АПК и пищевая промышленность
Доля агропромышленного комплекса и пищевой промышленности в ВРП области за 2005 год составила 38% при доле занятых в отрасли 14,3% (61,2 тыс. человек). Значительная часть этого объема приходится на рыбную промышленность (60% всей пищевой промышленности). В целом калининградские рыбаки добывают более 11% от общероссийского улова. В Калининградской области производится более 30% всех российских рыбных консервов (в 2004 году производство составило 239 млн. условных банок).
В пищевой промышленности доля используемого импортного сырья составляет: молоко - 70%, мясо - 25%, рыба - более 50%, что свидетельствует о значительной зависимости перерабатывающей отрасли от привозного сырья. Так, например, за 2004 год импорт составил 689 млн. долларов, тогда как экспорт - 56 млн. долларов.
Развитие собственной сырьевой базы (при уже прошедшей в 90-е годы технологической модернизации перерабатывающих мощностей) является для Калининградской области одной из стратегически приоритетных задач. Эта задача является общей для рыбной промышленности, животноводства и растениеводства.
Для агропромышленного комплекса стоит задача рекультивации и введения в оборот земель сельскохозяйственного назначения. В настоящий момент доля используемых (от общего их количества) земель составляет порядка 50%. Освоение остальных 50%, что диктуется растущим спросом на различные продукты переработки, упирается в проблему мелиорации.
Утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 02.03.2007 года N 85 целевая Программа Калининградской области "Основные направления развития агропромышленного комплекса Калининградской области на 2007-2016 годы" рассматривает обе задачи как приоритетные.
Система мер в рамках проектного направления
Таблица 33
Проектное направление: развитие растениеводства | ||
Краткосрочный период (2007-2008) |
Среднесрочный период (2009-2011) |
Долгосрочный период (2011-2015) |
1 | 2 | 3 |
Принятие нормативно- правовых документов, в т.ч. международных: Разработка регулирующих мер, в том числе программ стратегического развития отдельных территорий (стимулирование развития местных "точек роста" - направлений АПК). Институционально- правовое решение вопроса землепользования и землеустройства. Формирование нормативной базы, служащей основой инвестиционного климата в регионе, на уровне стран - ближайших соседей. Разработка и принятие федерального закона о развитии агропромышленного сектора. Привлечение финансирования: Разработка схем льготного налогообложения производителей продукции стратегически важных направлений растениеводства (рапс, пшеница, ячмень). Разработка схем льготного кредитования поставщиков стратегически важных направлений растениеводства на внутренний рынок. Внедрение лизинговых схем приобретения техники и оборудования. Инфраструктурные изменения отрасли: Увеличение освоения новых земель (не менее чем на 20% за период). Формирование (в соответствии с ПНП "Развитие АПК") заявок от муниципальных образований на строительство нового жилья на селе. Выделение районов производства различных видов сельскохозяйственной продукции и развитие инфраструктуры. В краткосрочной перспективе - на уровне генеральных планов. Решение задач по снабжению внутреннего рынка и экспорту готовой продукции: Увеличение экспорта зерна и рапса в Европу и страны Балтийского региона. Наращивание внутренней сырьевой базы |
Принятие нормативно- правовых документов, в т.ч. международных: Приведение стандартов управления перерабатывающих предприятий области в соответствие с международными стандартами. Увеличение государственного заказа на отдельные виды сельскохозяйственных культур. Введение систем контроля качества производства и рабочей силы: Внедрение новых технологий обработки земли и повышения урожайности земли (добавки, удобрения). Переход на общепринятые в ЕС и США системы технических регламентов и контроля качества. Создание условий для привлечения на село квалифицированных кадров: предоставление рабочих мест и жилья, открытие новых специальностей на базе учреждений СПО. Привлечение финансирования: Развитие схем привлечения иностранных инвестиций и создание совместных предприятий. Инфраструктурные изменения отрасли: Выделение районов производства различных видов сельхозпродукции и развитие инфраструктуры. Рекультивация земель (не менее чем на 30% за период). Решение вопроса о мелиорации вновь освоенных земель. Строительство перерабатывающего комплекса для рапса. Заключение договоров со строительными компаниями и начало строительства нового жилья на селе. Решение задач по снабжению внутреннего рынка и экспорту готовой продукции: Увеличение экспорта зерна и рапса. Формирование собственной сырьевой базы. Переработка рапса в биотопливо (завод по переработке) |
Принятие нормативно-правовых документов, в т.ч. международных: Согласование миграционной стратегии области (в том числе политики переселения) с целями развития АПК: организация направленных потоков миграции в сельские районы. Привлечение финансирования в отрасль: Развитие систем привлечения иностранных инвестиций и создание совместных предприятий. Инфраструктурные изменения отрасли: Создание крупных агрохолдингов, которые включают в себя все необходимые элементы цепочки производства и распределения, а также особые условия взаимоотношений с финансово-кредитными учреждениями (субсидирование части ставки банковского процента, долгосрочное кредитование и т.д.). Создание схем взаимодействия разных секторов экономики, привлечение частных производителей из других кластеров. Решение задач по снабжению внутреннего рынка и экспорту готовой продукции: Ориентация части производства на выпуск экологически чистой продукции (прежде всего, для стимулирования экспорта в Европу). Экспорт биотоплива (на основе рапса) в Европу |
АПК и пищевая промышленность
Таблица 34
Проектное направление: развитие животноводства | ||
Краткосрочный период (2007-2008) |
Среднесрочный период (2009-2011) |
Долгосрочный период (2011-2015) |
1 | 2 | 3 |
Принятие нормативно- правовых документов: Формирование нормативной базы, служащей основой инвестиционного климата в области, на уровне стран - ближайших соседей. Разработка комплекса мер по ограничению нелегального ввоза мяса на территорию области. Введение систем контроля качества: Приведение стандартов управления производственно- перерабатывающими предприятиями области в соответствие с международными правилами. Привлечение финансирования: Разработка схем долгосрочного кредитования животноводческого комплекса, особенно для крестьянских фермерских хозяйств (КФХ). Разработка и внедрение схем льготного налогообложения компаний-инвесторов в отрасль при условии поставки продукции животноводства на внутренний рынок для обеспечения сырьевой базы области. Внедрение лизинговых схем приобретения техники и оборудования. Инфраструктурные изменения отрасли: Увеличение числа КФХ (в соответствии с ПНП "Развитие АПК") за счет льготных схем кредитования и субсидирования. Решение задач по снабжению внутреннего рынка и экспорту готовой продукции: Наращивание внутренней сырьевой базы. Звероводство: Разработка схем льготного или сезонного кредитования звероводства с учетом сезонности производства (возможно, ориентируясь на зарубежный опыт создания кредитных союзов). Разработка схем сезонного кредитования звероводства в единой цепи с перерабатывающей отраслью. Предоставление долгосрочного кредита (на срок не менее 30 лет) на возвратной основе для модернизации холодильников с целью повышения технического состояния производственной базы звероводства |
Принятие нормативно-правовых документов: Меры по открытию внешних рынков сбыта калининградской мясомолочной продукции. Введение систем контроля: Переход на общепринятые в ЕС системы технических регламентов и контроля качества. Привлечение финансирования: Внедрение программ льготного долгосрочного кредитования с целью наращивания производственных мощностей крупных перерабатывающих предприятий отрасли. Инфраструктурные изменения отрасли: Создание схем партнерского взаимодействия животноводства и растениеводства (как кормовой базы), закрепленных в нормативно-правовых актах с целью совместного комплексного кредитования. Запуск новых предприятий по глубокой переработке мясного сырья, овощей и зерна (комплексные предприятия). Решение задач по снабжению внутреннего рынка и экспорту готовой продукции: Увеличение производства готовой продукции для выхода на внешний европейский рынок: молочная свинина (существующие мощности позволяют - это увеличит выпуск, как минимум, в 3 раза). Поиск и освоение новых внутренних (РФ) рынков сбыта: прежде всего, для молочной свинины и мясных консервов. Освоение новых внешних рынков сбыта: в первую очередь Африки и Азии. Звероводство: Предоставление дотаций (на 3-5 лет) на завоз племенного молодняка для улучшения генофонда основного стада. Развитие системы муниципальной адресной поддержки звероводства, прежде всего, в рамках модернизации основных фондов |
Привлечение финансирования: Развитие схем привлечения иностранных инвестиций и создание совместных предприятий. Инфраструктурные изменения отрасли: Создание крупных агрохолдингов, которые включают в себя все необходимые элементы цепочки производства и распределения, а также особые условия взаимоотношений с финансово-кредитными учреждениями. Создание условий для появления локальных сельхоз. кластеров. Решение задач по снабжению внутреннего рынка и экспорту готовой продукции: Создание условий для появления экспортно- ориентированного кластера. Производство и экспорт экологически чистого мяса в Европу. Звероводство: Переход к принципам кластерной политики |
Таблица 35
Проектное направление: рыбодобыча и рыбопереработка | ||
Краткосрочный период (2007-2008) |
Среднесрочный период (2009-2011) |
Долгосрочный период (2011-2015) |
1 | 2 | 3 |
Принятие нормативно- правовых документов: Нормативная база для инвестиционного климата (на уровне стран - ближайших соседей). Приведение стандартов управления предприятиями области в соответствие с международными нормами. Заключение ряда межправительственных соглашений в области рыболовства. Работа с распределением квот на вылов биоресурсов между странами Балтики. Пересмотр внутренней (в рамках РФ) системы распределения квот на вылов биоресурсов. Привлечение финансирования: Разработка схем привлечения частных инвестиций в отрасль. Внедрение лизинговых схем приобретения техники и оборудования. Получение дотаций из федерального бюджета компаниям, суда которых работают в отдаленных районах промысла. Инфраструктурные изменения отрасли: Увеличение количества добывающих судов в районах промысла. В краткосрочной перспективе - за счет аренды и развития лизинговых схем. Решение задач по снабжению внутреннего рынка и экспорту готовой рыбопродукции: Обеспечение собственной сырьевой базы для рыбопереработки. Освоение новых рынков сбыта рыбопродукции (в первую очередь на рынке РФ) |
Принятие нормативно- правовых документов: Снижение налоговой нагрузки для компаний, работающих в отдаленных районах промысла. Разработка и принятие Федеральной программы промыслового судостроения с отдельным разделом по Калининградской области (с учетом льгот ОЭЗ). Введение систем контроля качества: Переход на общепринятые в ЕС и США системы технических регламентов и контроля качества. Создание условий для привлечения в отрасль квалифицированных кадров: рабочие места, открытие новых специальностей на базе учреждений СПО. Привлечение финансирования: Предоставление беспроцентных ссуд для проведения ремонта судов в портах, приближенных к удаленным районам промысла. Инфраструктурные изменения отрасли: Модернизация основных фондов, в частности, замена малого флота для добычи рыбы. Увеличение количества добывающих судов в районах промысла. В среднесрочной перспективе - за счет привлечения инвестиций и строительства собственных судов. Решение задач по снабжению внутреннего рынка и экспорту готовой рыбопродукции: Освоение новых районов промысла: Африка. Развитие новых направлений экспорта готовой рыбопродукции: консервы |
Принятие нормативно- правовых документов: Создание механизма государственной поддержки рыбодобывающих компаний, работающих в удаленных районах промысла. Например, через создание на территории области международного открытого реестра промыслового флота. Введение государственной поддержки реализации инвестиционных проектов (в рамках новой Федеральной целевой программы социально-экономического развития Калининградской области). Обновление и заключение новых соглашений, регулирующих положение калининградского флота в районах добычи. Инфраструктурные изменения отрасли: Развитие логистических и торговых цепей отрасли: доставка и распределение рыбы и рыбопродукции. Уменьшение промысловой нагрузки на биоресурсы экономической зоны России. Решение задач по снабжению внутреннего рынка и экспорту готовой рыбопродукции: Увеличение экспорта готовой продукции в 3 раза по сравнению с 2006 годом. Увеличение добычи рыбы до 500 тыс. тонн ежегодно |
<< Глава 3. Связь |
Глава 5. >> Туризм и рекреация |
|
Содержание Постановление Правительства Калининградской области от 9 марта 2007 г. N 95 "О стратегии социально-экономического развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.