Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Сценарий "Макрорегиональное лидерство"
Сценарий "Макрорегионального лидерства" требует от руководства области и основных участников социально-экономического процесса не только формирования целой группы крупных инвестиционных проектов, но и достаточно агрессивной экспансии на рынки европейских стран. Европейский экспорт играет существенную роль для экономического роста стран-соседей. Так, например, экспорт в Эстонии обеспечивает 80% ВВП, в Литве - более 50% ВВП. В Калининградской области ситуация почти обратная - доля ВРП от экспорта, если не учитывать объемы экспорта сырой нефти, идущей через область транзитом, оказывается достаточно мизерной (не более 5-7%).
Выбор в пользу сценария "Макрорегиональное лидерство" будет связан с пересмотром статуса Калининградской области в системе отношений регионов Балтики. Изменение статуса может произойти только при условии создания и реализации принципиально нового комплекса инициатив и проектов, ориентированных на формирование нового "портфеля ресурсов". Любые "зоны исключения", связанные с использованием льгот, не легитимизированных в пространстве ЕС, будут повышать транзакционные издержки в средне- и долгосрочной перспективе.
Смена приоритетов (включая "повестку дня" во взаимоотношениях с ЕС) будет поддерживаться теми субъектами экономических, социальных и политических процессов на Балтике, которые заинтересованы в максимально полной интеграции пространства макрорегиона. Основная масса заинтересованных в новой "повестке дня" для Калининграда субъектов находится за пределами области. И, следовательно, характерной для сценария является ориентация на крупные проекты, привнесенные стратегическими инвесторами и направленные на получение лидерских позиций в конкретных сегментах европейского рынка.
При разработке группы "активных сценариев" ключевым аспектом является выявление тех хозяйственных структур, которые способны обеспечить наибольший экономический рост в средне- и долгосрочной перспективе. При выборе между 3-м и 4-м сценарием Калининградская область должна определить, связывает ли она перспективу социально-экономического развития, главным образом, с существующими местными предприятиями или ей следует искать опору в лице внешних инвесторов. Следует ли формировать систему мер, нацеленных на создание условий для преимущественного развития собственных технологий и удерживать эту позицию на рынке, либо основные усилия направить на привлечение внешних носителей готовых технологий и ограничиться выполнением отдельных операций в рамках чужих технологических цепочек, фактически отказавшись от реализации собственных стратегий на макрорегиональном рынке?
При ставке на собственные - российские - технологии в качестве приоритетной должна выступить либо традиционная промышленная политика, поощряющая местных производителей путем создания для них разнообразных преференций (1-2 сценарии), либо кластерная политика, ориентированная на поддержку территориальных производственных кластеров.
Калининградская область не является лидером в большинстве секторов экономики, а производители не обладают национальной и международной конкурентоспособностью, если не считать тех, кто пользуется преференциями ОЭЗ. Отсутствие в области крупных корпораций, работающих в условиях глобального рынка, делает малорезультативной традиционную промышленную политику, опирающуюся на механизм протекционизма. Наиболее перспективной в случае Калининградской области является кластерная политика, обладающая собственным инструментарием мобилизации ресурсов и активизации хозяйственных сетей.
Развитие конкурентоспособных кластеров может осуществляться на базе отраслей традиционной производственной специализации Калининградской области:
морской транспорт, эксплуатирующий удачное географическое положение калининградских портов;
отдельные сегменты пищевой промышленности (рыболовство и переработка рыбы);
производство отдельных видов потребительских товаров (мебель, текстиль);
сектор розничной торговли;
туризм и индустрия гостеприимства.
Альтернативой стратегии развития кластеров на территории Калининградской области является запуск и реализация крупных (флагманских) проектов, позволяющих резко повысить специализацию территории за счет сосредоточения на конкретных видах деятельности, востребованных в макрорегиональном контексте, но не имеющих (или имеющих в ограниченном масштабе) высокого коэффициента локализации, который характерен для большинства кластеров. В число таких проектных направлений, способных стать ядрами вновь образованных кластеров, помимо транспорта и портового комплекса могут войти энергетический комплекс, здравоохранение, туризм и курортные технологии, нефтепереработка и ряд других.
Достижение статуса конкурентоспособной территории, в том числе по объемам и структуре экспорта вряд ли возможно за счет "прямого" одноразового действия или проекта. В случае реализации данного сценария область столкнется с необходимостью глубокого эшелонирования действий в средне- и долгосрочной перспективе. Достижение лидерской планки в условиях роста конкурентных отношений в макрорегионе требует ряда институциональных, проектных и инфраструктурных решений, которые будут необходимы для реализации любой группы проектов развития - вне зависимости от их отраслевой принадлежности.
Таблица 28
Прогноз эффектов от реализации проектных и институциональных инструментов развития в рамках сценария "Макрорегиональное лидерство"
/--------------------------------------------------------------\
| Наименование мер | % прироста ВРП в год |
| |-----------------------|
| | 2008-2009 | 2011 |
|--------------------------------------+-----------+-----------|
| 1 | 2 | 3 |
|--------------------------------------+-----------+-----------|
|Формирование институтов развития| до 0,3 | 1,0 |
|(Региональный фонд инвестиций, сеть| | |
|агентств регионального развития и| | |
|т.д.) | | |
|--------------------------------------+-----------+-----------|
|Разработка и реализация крупных| до 0,25 | 1,0 |
|инвестиционных проектов | | |
|--------------------------------------+-----------+-----------|
|Преодоление инфраструктурных| 0,15-0,3 | 0,45 |
|ограничений через целевые программы | | |
|--------------------------------------+-----------+-----------|
|Внедрение налоговых инноваций | 0,10-0,15 | 0,2 |
|--------------------------------------+-----------+-----------|
|Активизация социальных факторов роста | до 0,05 | 0,08 |
|--------------------------------------+-----------+-----------|
|Реализация национальных проектов | 0,15-0,25 | 0,4 |
|--------------------------------------+-----------+-----------|
|Стимулирование развития малого бизнеса| до 0,1 | 0,2 |
|--------------------------------------+-----------+-----------|
|Итого предложенные меры | 1,1-1,4 | 3,33 |
\--------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.