Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Системные проблемы социально-экономического развития Калининградской области
Можно констатировать, что за последние несколько лет существенно изменился целый ряд внешних (как макрорегиональных, так и собственно российских) условий, определяющих ориентиры развития экономики и социальной сферы Калининградской области. В результате, целый ряд особенностей областной экономики, определявших ее долгосрочное развитие, может оказаться в роли системных барьеров, которые будут препятствовать необходимым шагам в структурной перестройке социо-хозяйственной системы.
Наиболее значимые среди них следующие:
Структура "импортной" экономики.
Сложившаяся структура отличается низким налоговым потенциалом, ориентацией развиваемых секторов на льготный таможенный тариф, и, в конечном итоге, общей неконкурентоспособностью в Балтийском регионе. "Импортная ориентация" ставит область в невыгодное положение по сравнению со странами конкурентами (так, например, в Эстонии до 80% ВРП зависит от европейского экспорта).
Можно также утверждать, что косвенным следствием сложившейся экономической структуры является низкая бюджетная обеспеченность, которая проигрывает ближайшим соседям и свидетельствует о невысоком уровне качества жизни.
Ориентация на низкотехнологичные производства.
Преимущественная ставка на низкотехнологичные (в лучшем случае - отверточные) производства провоцирует эксплуатацию ограниченного ресурса таможенных льгот и дешевой рабочей силы. Это резко снижает конкурентоспособность территории и, кроме того, объективно препятствует развитию инновационных секторов, где высокая стоимость труда компенсируется опережающим ростом производительности.
Доля инновационных производств в структуре хозяйственной системы несоразмерно мала и составляет меньше 1% от всего комплекса предприятий.
Частотность размещения консалтинговых центров и фирм, консультирующих использование управленческих и технологических инноваций в бизнесе, свидетельствует о периферийном положении области в этом процессе.
Отсутствие конкурентоспособной специализации в экономике территории.
Пока трудно сказать, на каком типе конкурентных преимуществ и, следовательно, каком типе региональной специализации будет развиваться область в своей Долгосрочной стратегии. Традиционные для последнего десятилетия отрасли, обеспечивая устойчивый рост ВРП, вряд ли смогут стать локомотивами роста в ближайшие десятилетия. Транспортная специализация предполагает значительные вклады в модернизацию существующих инфраструктур, а новых видов деятельности (как это происходит, например, в Эстонии с телекоммуникационным кластером) пока не возникло.
Можно утверждать, что в области не сложилось конкурентоспособных кластеров, представляющих интерес в масштабе Балтийского региона и, тем более, Европы. С другой стороны, преобладающая ориентация продукции области на российские рынки (рыбная и пищевая промышленность в целом, мебельное производство, сборка бытовой техники и т.д.) в значительной степени зависит от имеющихся таможенных и/или налоговых преференций и, соответственно, условно конкурентоспособна.
В данном конкретном случае достаточно высокая диверсификация промышленного производства и отсутствие очевидных предприятий-лидеров (что считается обычно позитивным моментом и показателем устойчивости системы) с точки зрения перспектив региональной интеграции на Балтике становится недостатком.
К этому добавляются объективные слабости экономической системы, которые были унаследованы от предыдущего периода (восстановительного роста) и объективно снижают перспективы эффективной макрорегиональной интеграции.
Низкие инвестиционные показатели.
Приток прямых иностранных инвестиций за 2005 год составил всего 18,7 млн. долл., что в несколько раз ниже, чем в сопредельных странах.
Таблица 27
Калининградская область: приток иностранных инвестиций (ИИ), млн. долларов США
/----------------------------------------------------------------\
| | 2000| 2001| 2002| 2003| 2004 | 2005 |
|--------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|--------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------|
|Весь приток ИИ, млн. дол. | 19,1| 24,6| 47,7| 56,2| 32,4| 75,3 |
|--------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------|
|ИИ на душу населения, | 20 | 26 | 51 | 60 | - | 79,9 |
|дол. | | | | | | |
|--------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------|
|Приток прямых ИИ (ПИИ), | 6,6| 3,2| 5,9| 14,0| 10,6| 18,8 |
|млн. дол. | | | | | | |
|--------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------|
|ПИИ на душу населения, | 7 | 4 | 6 | 15 | 11,3| 19,9 |
|дол. | | | | | | |
|--------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------|
|Все накопленные ИИ, млн. | | | | | 136,7|163,5 |
|дол. | | | | | | |
|--------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------|
|Накопленные ПИИ, млн. дол.| | | | | 71,5| 86,8 |
|--------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------|
|Накопленные ПИИ на душу | | | | | 76 | - |
|населения, дол. | | | | | | |
|--------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------|
|Справочно: | | | | | | |
|--------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------|
|Накопленные ПИИ на душу | | | | | | |
|населения, дол.: | | | | | | |
|--------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------|
|Литва | | | | |1559 | - |
|--------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------|
|Эстония | | | | |5515 | - |
|--------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------|
|Латвия | | | | |1646 | - |
\----------------------------------------------------------------/
Выраженное отставание по развитию городской среды и уровню жизни.
Низкая плотность и качество городской среды в современных условиях резко снижают конкурентоспособность на рынке капитала и блокируют инвестиции. Главный город области не является пока привлекательным и конкурентоспособным в качестве логистического терминала финансовых и торговых потоков или в качестве центра рекреации и досуга.
Невозможность в полной мере воспользоваться фактором роста экономики в макрорегионе.
Комплекс ограничений и системных барьеров фактически блокирует перспективы использования тенденций экономического роста в макрорегионе Балтики в собственных (области и Российского Северо-запада) интересах. Без целенаправленных управленческих и политических усилий Калининградская область рискует остаться на периферии этих, более чем благоприятных в ином ключе развития, процессов.
Ситуация уже не географической, а экономической "анклавизации" усугубляется наличием комплексной проблемы регламентов и стандартов. В основе этой проблемы лежат тарифные и нетарифные барьеры; сложности, связанные с техническими параметрами всей транспортной системы и Калининградских портов, в частности, квалификационные системы (вернее, их отсутствие) в сфере образования, отсутствие мотивации к повышению производительности труда и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.