Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Основные виды и качество государственных услуг стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
5.1. Социально-бытовые услуги
5.1.1. Предоставление жилой площади.
Предоставляемое жилое помещение должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания клиентов. При размещении клиентов должны быть учтены их физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость. Все жилые помещения должны отвечать санитарным нормам, требованиям безопасности, в том числе противопожарным, быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового благоустройства и удобны для инвалидов.
Помещения, предназначенные для реабилитации, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать проведение мероприятий и учитывать специфику обслуживаемых клиентов, отвечать санитарным нормам, правилам и требованиям безопасности (в том числе и пожарным), обеспечены средствами коммунально-бытового благоустройства, удобны для инвалидов, доступны для воздуха, защищены от влажности воздуха, запыленности и вибрации.
5.1.2. Предоставление в пользование мебели.
Мебель предоставляется в пользование клиентам в соответствии с утвержденными натуральными нормами. Предоставляемая мебель должна отвечать требованиям современного дизайна, быть удобной и подобранной с учетом физического состояния клиента.
5.1.3. Приготовление и подача пищи.
Горячее питание, включая диетическое, по комплексному набору должно приготавливаться из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности по калорийности, учитывать состояния здоровья клиентов, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и утвержденным натуральным нормам, и быть представлено с учетом состояния здоровья клиентов.
5.1.4. Предоставление мягкого инвентаря.
Комплекты мягкого инвентаря: постельные принадлежности, нательное и пастельное белье, верхняя одежда костюмно-плательной и пальтовой группы, обувь, головные уборы, галантерейные изделия, чулочно-носочные изделия предоставляются клиентам, согласно утвержденным натуральным нормам. Они должны быть удобными в носке, соответствовать росту и размерам клиентов, отвечать, по возможности, их запросам по фасону и расцветке, удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. Постельные принадлежности должны быть удобными в пользовании, подобранными с учетом физического состояния клиентов (инвалидов, тяжелобольных, малоподвижных).
5.1.5. Предоставление услуг индивидуально-обслуживающего и гигиенического характера.
Услуги индивидуально-обслуживающего и гигиенического характера являются ежедневными. Они предоставляются клиентам, неспособным по состоянию здоровья выполнить обычные житейские процедуры: встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по палате и вне палаты, ухаживать за зубами или челюстью, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, менять нательное и постельное белье.
При оказании этих услуг необходима особая корректность обслуживающего персонала по отношению к клиенту.
5.1.6. Предоставление транспорта.
Предоставление клиентам транспорта осуществляется при необходимости доставки их в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом.
5.1.7. Организация ритуальных услуг
Ритуальные услуги выполняются при отсутствии у умершего родственников или нежелании их заняться погребением.
5.1.8. Создание условий отправления религиозных обрядов.
При создании условий для отправления религиозных обрядов должны быть строго учтены вероисповедания, пол, физическое состояние клиента, а также особенности их проведения, принятые в различных конфессиях.
5.1.9. Поддержание условий проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Все жилые, служебные и производственные помещения должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, содержать# в чистоте и порядке.
5.2. Социально-медицинские услуги
5.2.1. Содействие в получение медицинской помощи.
Медицинская помощь предоставляется клиентам в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. Она предусматривает своевременное, полное и высококачественное выполнение всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных соответствующими программами. Медицинская помощь оказывается с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния клиентов.
5.2.2. Обеспечение ухода за клиентами.
Уход за клиентами осуществляется с учетом их состояния здоровья и предусматривает оказание санитарно-гигиенических услуг: наблюдение (с готовностью в любой момент прийти на помощь), обмывание, гигиенические ванны, промывка и обработка медицинскими препаратами ротовой полости, носоглотки, глаз, ушей, обтирание, стрижка ногтей, причесывание, а также помощь в передвижении (по необходимости), по назначению врача выдачу лекарств и проведение медицинских процедур.
5.2.3. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.
Содействие в проведении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи органам Государственной службы медико-социальной экспертизы в правильном определении потребностей свидетельствуемых клиентов в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, в мерах социальной защиты, его медицинские показания и пожелания.
5.2.4. Организация реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера.
Содействие в проведении реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации клиентов и обеспечивает выполнение оптимального для каждого клиента набора разработанных мероприятий по социальной реабилитации, состоящей из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации и медицинской реабилитации, включающей восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование.
5.2.5. Организация диспансеризации и госпитализации.
Содействие в организации прохождения диспансеризации должно обеспечивать посещение клиентами всех предписанных им врачей-специалистов для углубленного и всестороннего обследования состояния здоровья.
Госпитализация или содействие в госпитализации клиентов в лечебно-профилактические учреждения и направление их по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях) должны быть осуществлены строго по медицинским показаниям, с учетом пожелания клиентов.
5.2.6. Содействие в получении протезно-ортопедической и слухопротезной помощи.
Содействие в получении протезно-ортопедической и слухопротезной помощи должно осуществляться в соответствии с потребностями клиентов и должно позволить клиентам в кротчайшие# сроки получить реабилитационные изделия хорошего качества, надежные и удобные в пользовании.
5.2.7. Проведение медицинских процедур.
Проведение медицинских процедур (выполнение инъекций и очистительных клизм, перевязка, наложение компрессов, дача лекарств, обработка пролежней и раненных поверхностей, закапывание капель, помощь в пользовании катетерами и др. медицинскими приборами) должно осуществляться в соответствии с назначениями врача и осуществляться с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда клиентам.
5.2.8. Организация лечебно-оздоровительных мероприятий, физических упражнений и лечебно-трудовой деятельности.
Организация лечебно-оздоровительных мероприятий и лечебно-трудовой деятельности должна обеспечивать привлечение клиентов к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом, в зависимости от состояния здоровья, и осуществляться с целью поддержания их активного образа жизни.
Оказание помощи в выполнении физических упражнений должно осуществляться с целью укрепления здоровья клиентов и обеспечивать овладение ими комплексом физических упражнений, безопасных и доступных для их физического здоровья.
5.2.9. Содействие в получении страхового медицинского полиса.
Содействие в получении страхового медицинского полиса должно быть обязательным и своевременным.
5.2.10. Проведение консультирования по социально-медицинским вопросам.
Консультирование по социально-медицинским вопросам должно обеспечивать клиентам оказание квалифицированной помощи в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных социально-медицинских проблем.
5.2.11. Проведение первичного осмотра клиента.
Первичный осмотр клиентов, поступающих в социальное учреждение, проводит терапевт. При его проведении врач выполняет следующие мероприятия:
- выслушивает жалобы поступившего клиента;
- проводит наружный осмотр кожи и слизистых оболочек;
- пальпирует лимфатические узлы, область живота, железы;
- обследует клиента на предмет обнаружения костных деструкций;
- осматривает гениталии и перинатальную область, слизистую полость рта, уши, голову, волосяные покровы, ногти;
- проверяет зрение, слух память.
Первичный осмотр должен осуществляться с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда клиентам.
5.2.12. Оказание клиентам первой доврачебной помощи.
Первичная доврачебная помощь оказывается клиентам при возникновении несчастного случая или внезапного экстренного заболевания (наложение жгута при кровотечениях, осуществление искусственного дыхания, удаление рвотных масс и т.д.) до приезда бригады Скорой медицинской помощи и в соответствии с инструкцией.
5.3. Социально-правовые услуги
5.3.1. Оказание консультирования по социально-правовым вопросам.
Консультирование клиентов по социально-правовым вопросам должно содержать максимально полную информацию об установленных в законодательстве их правах на получение социального обслуживания в государственной, муниципальной и негосударственной системах социального обслуживания, а также о путях их защиты от возможных нарушений.
5.3.2. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката/ обеспечение представительствования в суде.
Содействие в получении бесплатной помощи адвоката или обеспечении представительствования в суде должно осуществляться в соответствии с установленным законодательством и гарантировать клиентам квалифицированную юридическую защиту их законных прав, содействовать принятию ими объективного решения по рассматриваемому вопросу.
5.3.3. Содействие в обеспечении клиентов жилыми помещениями.
Оказание содействия в обеспечении клиентов жилыми помещениями в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, занимаемыми ими ранее по договору найма или аренды, должно осуществляться на# течение шести месяцев с момента поступления их в учреждение, либо во внеочередном порядке в случае их отказа от услуг социального обслуживания, если занимаемое ранее ими жилье не может быть возвращено.
5.3.4. Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в совершении уголовно-наказуемых деяний в отношении клиентов.
Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в совершении уголовно-наказуемых деяний в отношении клиентов заключается в подготовке им необходимых для предоставления в суд заключений, представление (участие) их интересов в судебных процессах.
5.3.5. Защита имущественных интересов клиентов.
Защита имущественных интересов клиентов заключается в обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих клиентам и сданных ими на хранение социальному учреждению.
5.3.6. Получение по доверенности пенсий, пособий и других социальных выплат.
Получение по доверенности пенсий, пособий и других социальных выплат должно осуществлять# по желанию клиента и при обязательном оформлении доверительного документа.
5.4. Социально-педагогические услуги
5.4.1. Осуществление социально-педагогической диагностики и обследование личности.
Осуществление социально-педагогической диагностики и обследование личности клиента, проведенное с использованием современных приборов, аппаратуры, тестов, должно давать объективную оценку состояния клиента для определения эффективных методов оказания ему помощи.
5.4.2. Содействие клиентам в получении образования.
Содействие в получении образования клиентами определяется их физическими возможностями, умственными способностями, выбором специальных обучаемых программ и наличием у них уже имеющихся знаний.
Процесс обучения должен осуществляться в комфортных и удобных для них условиях.
5.4.3. Предоставление анимационных услуг. Организация и проведение клубной и кружковой работы.
Предоставление анимационных услуг должно включать экскурсии, посещения театров, выставок, организацию клубной и кружковой работы, проведение концертов художественной самодеятельности, праздничных мероприятий и юбилеев.
Организация досуга клиентов должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов клиентов и способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности клиентов, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе, к проведению других культурно-досуговых мероприятий.
5.4.4. Организация посильной трудовой деятельности клиентов.
Организация посильной трудовой деятельности клиентов должна сопровождаться педагогической поддержкой, направленной на повышение квалификации и качества их труда, и помощью в своевременном снабжении их сырьем и сбыте произведенной ими продукции.
5.4.5. Организация социально-трудовой реабилитации.
Организация социально-трудовой реабилитации клиентов должна обеспечивать, с учетом состояния здоровья, создание условий, позволяющих вовлечь их в различные формы жизнедеятельности, используя их остаточные трудовые возможности, в проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам и восстановлению личностного и социального статуса.
5.4.6. Организация обучения пользованию техническими средствами реабилитации.
Организация обучению клиентов пользованию техническими средствами реабилитации (в том числе и физкультурно-спортивной реабилитации) должна развивать у них практические навыки и умения самостоятельно пользоваться этими средствами.
5.4.7. Педагогическая коррекция клиентов.
Педагогическая коррекция должна проводиться для умственно-отсталых детей с целью улучшения их личности, для исправления дефектов речи.
5.4.8. Обучение клиентов основам домоводства.
Обучение основам домоводства должно способствовать приобретению выпускниками учреждений социального обслуживания (интернатов) навыков самоконтроля и самообслуживания, поведения в быту и в общественных местах, а также владеть другими навыками жизнедеятельности. Обучение должно быть наглядным и эффективным. Результатом обучения является освоение ими таких бытовых процедур, как приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой.
5.4.9. Организация процесса обучения несовершеннолетних клиентов.
Обучение клиентов, находящихся в детских социальных учреждениях, должно осуществляться по программам специального и полного (среднего) образования.
5.5. Социально-экономические услуги
5.5.1. Обеспечение клиентов при выписке из социальных учреждений одеждой, обувью и денежным пособием.
При выписке из социальных учреждений клиенты обеспечиваются одеждой, обувью, согласно установленным законодательством нормам.
5.5.2. Содействие в решении вопросов занятости.
Содействие в трудоустройстве, поиске временной (сезонной) работы или рабочих мест с сокращенным рабочим днем должно заключаться в предоставлении клиентам объективной информации о состоянии ситуации на рынке труда, оказании практической помощи в поиске и выборе места работы, в устройстве на курсы переподготовки через службы занятости.
5.6. Социально-психологические услуги
5.6.1. Проведение психологического консультирования и социально-психологических бесед.
Социально-психологическое консультирование (беседа) должно помочь клиентам в налаживании межличностных отношений, способствовать созданию комфортных условий проживания и мобилизации их внутренних ресурсов на решение возникшей проблемы.
5.6.2. Проведение психодиагностики.
Психодиагностика должна помочь определить и проанализировать психологическое состояние клиентов и их индивидуальные способности, влияющие на возникновение у них отклонений, с целью разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
5.6.3. Осуществление психологической коррекции.
Психологическая коррекция должна обеспечить преодоление и ослабление отклонений в развитии клиентов и способствовать повышению их эмоциональной устойчивости.
5.6.4. Проведение занятий в группах поддержки.
Проведение занятий в группах психологической поддержки должно помочь клиентам снять последствия психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, и привить им социально значимые нормы поведения и навыки жизнедеятельности, помочь процессу их адаптации в обществе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.