Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Величины предельно допустимых рекреационных нагрузок, концентрации загрязнителей в элементах природной среды лесов
388. Воздействие на лесные системы посредством рекреационной нагрузки, загрязнения, промышленных выбросов, вырубки насаждений приводит к антропогенной трансформации лесных экосистем, которая значительно отличается от закономерно сменяющихся этапов естественного развития. Антропогенные трансформации лесных экосистем, как правило, носят регрессивный характер,
389. Для расчетов рекреационной емкости и рекреационной нагрузки используются Общесоюзные нормативы для таксации лесов, утвержденные приказом Госкомлеса СССР от 28 февраля 1989 года N 38. Используя данные нормативы, произведен расчет оптимально возможного количества посетителей лесных территорий кварталов, отдельных частей объектов рекреации или объектов в целом без нарушения экологического равновесия.
Таблица 100
N п/п |
Протяженность дорожной сети на 1000 га лесного фонда |
Преобладающие породы, чел./га |
|||||||
Ольха черная |
Ель, пихта |
Ольха серая |
Сосна, лиственница |
Дуб, клен, ясень |
Осина, ива, тополь |
Береза |
Липа, вяз |
||
1 |
Молодняки |
||||||||
2 |
До 10 |
-/0,6 |
0,7/0,6 |
1,0/0,7 |
1,1/0,7 |
1,2/- |
1,3/- |
1,4/0,8 |
1,5/- |
3 |
11-15 |
-/0,7 |
0,8/0,7 |
1,2/0,8 |
1,3/0,8 |
1,4/- |
1,5/- |
1,7/0,9 |
1,8/- |
4 |
16-20 |
-/0,8 |
0,9/0,8 |
1,4/0,9 |
1,5/0,9 |
1,6/- |
1,8/- |
1,9/1,0 |
2,0/- |
5 |
21-25 |
-/0,9 |
1,0/0,9 |
1,5/1,0 |
1,6/1,0 |
1,8/- |
1,9/- |
2,1/1,1 |
2,2/- |
6 |
Более 25 |
-/0,9 |
1,1/0,9 |
1,6/1,1 |
1,8/1,1 |
1,9/- |
2,1/- |
2,2/1,2 |
2,4/- |
7 |
Средневозрастные и приспевающие насаждения |
||||||||
8 |
До 10 |
-/0,8 |
1,0/0,8 |
1,4/0,9 |
1,5/0,9 |
1,6/- |
1,7/- |
1,8/1,0 |
1,9/- 1 |
9 |
11-15 |
-/0,9 |
1,2/0,9 |
1,7/1,1 |
1,8/1,1 |
1,9/- |
2,0/- |
2,1/1,0 |
2,3/- |
10 |
16-20 |
-/1,0 |
1,4/1,0 |
1,9/1,2 |
2,2/1,2 |
2,2/- |
2,3/- |
2,9/1,3 |
2,6/- |
11 |
21-25 |
-/1,1 |
1,5/1,1 |
2,1/1,1 |
2,2/1,3 |
2,4/- |
2,5/- |
2,7/1,4 |
2,8/- |
12 |
Более 25 |
-/1,2 |
1,6/1,2 |
2,2/1,4 |
2,4/1,4 |
2,6/- |
2,7/- |
2,5/1,5 |
3,0/- |
13 |
Спелые и перестойные насаждения |
||||||||
14 |
До 10 |
-/0,7 |
0,9/0,7 |
1,2/0,8 |
1,3/0,8 |
1,4/- |
1,5/- |
1,6/0,9 |
1,7 |
15 |
11-15 |
-/0,8 |
1,1/0,8 |
1,4/0,9 |
1,5/0,9 |
1,7/- |
1,8/- |
1,9/1,0 |
2,0/- |
16 |
16-20 |
-/0,9 |
1,2/0,9 |
1,6/1,0 |
1,8/1,0 |
1,9/- |
2,0/- |
2,2/1,2 |
2,3/- |
17 |
21-25 |
-/1,0 |
1,3/1,0 |
1,8/1,1 |
1,9/1,1 |
2,1/- |
2,2/- |
2,4/1,3 |
2,5/- |
18 |
Более 25 |
-/1,1 |
1,4/1,1 |
1,9/1,2 |
2,1/1,2 |
2,2/- |
2,4/- |
2,6/1,4 |
2,7/- |
390. Основными видами воздействия на земли (почвы) лесного фонда Калининградской области при строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры являются:
1) изменение рельефа территории, рекультивация;
2) загрязнение отходами, образующимися в результате хозяйственной деятельности, и предполагаемая зона загрязнения данными отходами;
3) деградация поверхности почвы.
391. Отрицательное воздействие на почву в виде повреждения почвенного покрова, его загрязнения, изменения рельефа происходит при устройстве волоков, при лесосечных работах, строительстве лесовозных дорог и веток, при расчистках площадок под склады и т.д. Нарушения почвенного покрова также возникают при использовании территории под погрузочные площадки при лесозаготовках, разработках карьеров при добыче минерального сырья и прочих видах хозяйственной деятельности.
392. При строительстве лесовозных дорог нарушение земель возможно на всей площади земельного отвода, поэтому должна предусматриваться полная рекультивация земель, временно занимаемых под объекты. Рекультивации подлежат:
1) карьеры, разрабатываемые для сооружения земляного полотна лесовозных дорог и дорожного покрытия;
2) сосредоточенные и притрассовые резервы;
3) участки земель, временно отведенные для хранения растительного слоя, снятого на полосе строящихся дорог, верхние склады и т.д.;
4) участки земель под погрузочными площадками.
393. В комплекс работ по рекультивации нарушенных земель включены следующие мероприятия:
1) уплотнение откосов, карьеров и резервов;
2) планирование растительного грунта на уплотненные поверхности и откосы карьеров и резервов;
3) дискование почв;
4) посадка древесно-кустарниковой растительности, пригодной для рекультивации;
5) содействие естественному заращиванию.
394. При строительстве лесовозных дорог предусматривается перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, или в земли других категорий. На площади временного и постоянного отвода земель производится единовременная вырубка (изъятие) лесной растительности, чем лесному хозяйству наносится ущерб.
395. К мероприятиям по охране и рациональному использованию земель при строительстве дорог относятся:
1) вырубка растительности строго в полосе земельного отвода;
2) полное использование (реализация) вырубленной древесины;
3) устройство противопожарных минполос вдоль дороги и уход за ними;
4) возмещение ущерба лесному хозяйству;
5) возмещение ущерба охотничьему хозяйству.
396. Основным видом воздействия, при котором происходит временное изменение лесных земель (почв), являются сплошные санитарные рубки. При проведении рубок образуются следующие отходы:
1) древесные отходы и зелень;
2) отходы от работы техники и автотранспорта;
3) бытовые отходы.
397. Токсичные отходы, не подлежащие переработке, которые должны быть подвергнуты захоронению на специальных площадках, в Калининградской области отсутствуют. Количество отходов при проведении лесохозяйственных работ и последующей разделке на сортименты определено по данным лаборатории использования древесных отходов Центрального научно-исследовательского института механизации лесного хозяйства. Объемы отходов по лесозаготовкам приведены исходя из принятой расчетной лесосеки. Всего при принятых объемах лесопользования и лесопиления на нижнем складе можно получить 370,9 м древесных отходов, 102,6 м3 коры и 1955 т древесной зелени.
398. Ежегодные объемы древесных отходов по видам лесосырьевых ресурсов представлены в таблице 101:
Таблица 101
N п/п |
Лесосырьевой ресурс |
Ед. изм. |
Количество отходов на 1 тыс. м3 вывезенной древесины на нижний склад |
Всего |
1 |
Древесина |
|||
2 |
Деловая |
тыс. м3 |
- |
319 |
3 |
Дровяная |
тыс. м3 |
- |
236 |
4 |
Итого |
тыс. м3 |
- |
555 |
5 |
Общий объем - запас корневой |
тыс. м3 |
- |
621 |
6 |
Отходы |
|||
7 |
Твердые и кусковые |
тыс. м3 |
65,5 |
332,6 |
В том числе ветви, сучья, вершины |
тыс. м3 |
14 |
86,9 |
|
хворост |
тыс. м3 |
11 |
68,3 |
|
корни |
тыс. м3 |
11 |
68,3 |
|
пни |
тыс. м3 |
3 |
18,6 |
|
откомлевка |
тыс. м3 |
1,75 |
9,1 |
|
козырьки |
тыс. м3 |
0,75 |
4,2 |
|
отходы от распиловки (горбыли, рейки, торцовые отрезки) |
тыс. м3 |
24 |
76,6 |
|
8 |
Мелкие |
тыс. м3 |
12 |
38,3 |
в том числе: опилки от лесопиления |
тыс. м3 |
11 |
35,1 |
|
опилки от разделки хлыстов |
тыс. м3 |
1 |
3,2 |
|
9 |
Всего древесных отходов |
|||
10 |
Кора |
тыс. м3 |
26,5 |
102,6 |
В том числе: молодая (ветвей, сучьев, вершин) |
тыс. м3 |
3,5 |
21,9 |
|
старая (стволовая) |
тыс. м3 |
13 |
80,7 |
|
11 |
Древесная зелень |
тыс. м3 |
- |
1455,0 |
в том числе: хвоя и кора |
т |
36,5 кг с 1 м3 |
940,0 |
|
лапки (ветки тоньше 6 мм, неодревесневшие побеги) |
т |
20,0 кг с 1 м3 |
515,0 |
399. При всех рубках рекомендуется производить обязательную очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины.
400. Загрязнение атмосферного воздуха на территории лесов Калининградской области происходит от следующих источников:
1) антропогенные:
- двигатели лесозаготовительной техники (трелевочные трактора, лесопильные комплексы, бензопилы и т. д.);
- очистка мест рубок методом сжигания (в неопасный в пожарном отношении период), а также сжигание топлива (дров) в котельных и обогревательных домиках на лесосеках;
- двигатели автотранспорта (лесовозов, автотранспорта для перевозки людей, горюче-смазочных материалов и т.д.);
- пыление грунтов на лесовозных дорогах при движении автотранспорта;
2) природные: лесные пожары.
401. Выхлопные газы от двигателей внутреннего сгорания представляют собой смесь примерно 200 веществ. В них содержатся углеводороды, оксид углерода, оксиды азота, альдегиды, обладающие резким запахом и раздражающим действием, и другие. Вследствие неполного сгорания топлива в двигателях часть углеводородов превращается в сажу и смолистые вещества.
402. По данным Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства и открытого акционерного общества "Центральный научно-исследовательский и проектно конструкторский институт механизации и энергетики лесной промышленности", средний расход горюче-смазочных материалов на 1 м3 заготовленной ликвидной древесины (валка деревьев, обрезка сучьев, трелевка, погрузка) составляет:
1) бензина - 0,18 кг;
2) дизельного топлива - 2,06 кг.
403. При освоении запроектированных объемов рубок к 2018 году ежегодно будет сжигаться:
1) бензина-148 т;
2) дизельного топлива - 1693,6 т.
404. Выброс загрязняющих веществ от сожженного топлива работающих двигателей, составляет:
1) на бензине - 2,8%;
2) на дизельном топливе - 3,8%.
405. Соответственно, в атмосферу ежегодно будет выбрасываться 68,5 т загрязняющих веществ.
406. При лесозаготовках техника всегда рассредоточена по всей территории, ее местонахождение постоянно меняется, поэтому возможные негативные воздействия на атмосферный воздух незначительны и не выходят за установленные нормативы.
407. При очистке мест рубок методом сжигания в неопасный в пожарном отношении период выбросы загрязняющих веществ в атмосферу могут повышаться в несколько раз по сравнению с выбросами от двигателей лесозаготовительной техники, поэтому такой метод очистки вырубок следует назначать в крайних случаях, в основном на тех площадях, где планируется создание лесных культур с механизированной подготовкой почвы и посадкой. Загрязнение атмосферы при сжигании дров в котельных и обогревательных домиках незначительное, поэтому нет необходимости их учитывать.
408. Расчеты, оценивающие воздействие лесовозной дороги с максимальной нагрузкой до 100 автомобилей в сутки на состояние атмосферного воздуха, показывают невысокое загрязнение. Расчетные данные максимальной концентрации вредных веществ выхлопных газов на границе нормативного санитарного разрыва - на расстоянии 50 м от края дороги - ни по одному веществу не превышают 0,15% предельно допустимой концентрации.
409. При движении автотранспорта на таких дорогах при определенных условиях происходит пыление грунтов. Такие условия могут возникнуть в летний сухой период, в дневные и ранние вечерние часы, когда нет росы на дороге. Стена леса вдоль дороги не дает пыльному облаку распространяться далее нескольких десятков метров от дороги, поэтому пыление грунтов не влияет на загрязнение воздуха.
410. Основной загрязнитель воздуха - крупные лесные пожары, возникающие в пожароопасный период. Сведения о лесных пожарах и выполнение запроектированных противопожарных мероприятий за прошедшие ревизионные периоды приведены в лесоустроительных проектах. Для предупреждения и ограничения распространения пожаров, а также борьбы с ними проектируются соответствующие противопожарные мероприятия.
411. Состояние загрязнения атмосферного воздуха при реализации проектных мероприятий должно контролироваться со стороны исполнителя работ, лесничеств и органов Росприроднадзора.
412. Уровень воздействия на окружающую среду при реализации намечаемой хозяйственной деятельности при соблюдении предусмотренных природоохранных мероприятий допустимый. Он соответствует требованиям существующей нормативной документации, что и является обоснованием экологической возможности реализации намечаемой деятельности.
413. Освоение объемов лесопользования и выполнение лесохозяйственных мероприятий, предусмотренных Лесным планом, должно положительно сказаться на экономической и социальной сфере районов Калининградской области.
414. Общая численность работающих для выполнения проектируемых объемов работ с учетом всех основных и вспомогательных производств значительно возрастет. Создание такого количества рабочих мест даст возможность снизить уровень безработицы в районах.
415. Строительство лесовозных магистралей положительно отразится на транспортном освоении районов, снизит транспортные затраты на перевозку грузов, повысит мобильность при тушении лесных пожаров и проведении лесохозяйственных мероприятий.
416. Проектируемые объемы лесохозяйственных мероприятий и лесопользований не будут иметь негативных последствий на среду жизнедеятельности населения при соблюдении ограничений, предусмотренных лесохозяйственными регламентами лесничеств, с учетом того, что лесные ресурсы имеют свойство восстанавливаться.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.