Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Целевые показатели уменьшения антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса, включая планируемый процент уменьшения площади лесов, поврежденных в результате антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок
417. Ежегодно суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет порядка 220-230 тыс. т. Наибольший "вклад" в валовой выброс вредных веществ в атмосферу вносит автотранспорт, удельный вес которого в суммарном антропогенном выбросе вредных веществ составляет свыше 80%, что более чем в 5 раз превышает выбросы стационарных источников. Особенностью Калининградской области является высокая протяженность и плотность автодорожной сети.
418. Процессы деградации лесного фонда происходят в зонах массового отдыха населения, особенно в районах пляжей на морском побережье, протяженность которых на территории области составляет более 130 км. Вокруг водоемов, расположенных в пригородах города Калининграда, а также озера Виштынецкое (Нестеровский район), внутри и вокруг баз и лагерей отдыха.
419. Среди стационарных источников загрязнения атмосферы Калининградской области выбросы предприятий электроэнергетики составляют 29,3% в общем загрязнении атмосферного воздуха, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 28,6%, непроизводственных отраслей, в том числе коммунального хозяйства, - 18,4%, прочих - 6,5%.
420. Общий уровень загрязнения рек Калининградской области по гидрохимическим показателям в 2013 году по сравнению с 2012-м существенно не изменился. Случаев высокого и экстремально высокого загрязнения не отмечено.
421. По результатам исследований 2013 года установлено:
1) содержание тяжелых металлов в дождевых осадках, почвах, растениях на территории области значительно ниже предельно допустимой концентрации (далее - ПДК), за исключением содержания валового мышьяка в песчаных и супесчаных почвах, где его количество находится в пределах 1-2 ПДК, что обусловлено особенностями минералогического состава почвообразующих пород;
2) загрязнение почв и растений долгоживущими радионуклидами отсутствует;
3) содержание остаточных количеств стойких хлорорганических пестицидов (ДДТ и ГХЦГ) в почве и растениях ниже предельно допустимых значений, остаточные количества пестицидов, применявшихся для обработки почв и в период вегетации растений, в почве и растениях не обнаружены.
422. В соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" необходимо рассчитывать вредное воздействие на окружающую среду при проектировании лесопользования в проектах освоения лесов.
423. Обязательным условием принятия материалов по проектам освоения лесов на государственную экспертизу является наличие в них (в составе разделов проекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.
424. Утвержденное приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года N 372 Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации определяет этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.
425. Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включают следующие этапы:
1) определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказ от деятельности);
2) анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
3) выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
4) оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
5) определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
6) оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
7) сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
8) разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
9) разработка рекомендаций по проведению после проектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
10) подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов).
426. В соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года N 372, раздел охраны окружающей среды в проектной документации должен содержать следующие подразделы:
1) охрана и рациональное использование земельных ресурсов;
2) охрана атмосферного воздуха от загрязнения;
3) охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения;
4) охрана окружающей среды при складировании (утилизации) отходов промышленного производства;
5) охрана растительного и животного мира;
6) прогноз изменения состояния окружающей среды под воздействием проектируемого объекта;
7) эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий.
427. Сбор, накопление, хранение и размещение отходов на предприятии должны быть организованы в соответствии с действующими нормами и правилами.
428. Сбор образующихся отходов осуществляется раздельно по видам и классам токсичности.
429. Оценка воздействия отходов на окружающую природную среду производится с учетом условий хранения и их физико-химических свойств: растворимость в воде, летучесть, реакционная способность, опасные свойства (взрывоопасность и пожароопасность), агрегатное состояние.
430. Отходы, имеющие наибольшую возможность повлиять на окружающую среду (отработанные аккумуляторы, масла, нефтешламы), хранятся в условиях, исключающих случайное их попадание в окружающую среду - в специальных закрытых емкостях. Отходы, имеющие меньшую возможность влияния на окружающую среду (древесные отходы, металлический лом, отработанные шины и др.), хранятся в специально отведенных местах, исключающих возможность захламления территории предприятия этими отходами. Агрегатное состояние и реакционная способность этих видов отходов позволяют размещать их на предназначенных для этих целей площадках.
431. Твердые бытовые отходы, промасленная ветошь, масляные фильтры накапливаются в контейнерах с крышками в местах, исключающих опрокидывание контейнеров.
432. Большая часть древесных отходов утилизируется непосредственно на вырубках при очистке лесосек. Древесные отходы некондиционной древесины на нижних складах хранятся на специально отведенных территориях с дальнейшей их утилизацией в котельных.
433. Мероприятия, направленные на снижение влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды (исключение загрязнения почвы и водных объектов):
1) селективный сбор отходов;
2) своевременный вывоз отходов с территории предприятия;
3) своевременное заключение договоров на передачу, утилизацию, размещение отходов со специализированными предприятиями (аккумуляторы, металлический лом, люминесцентные лампы);
4) обезвреживание отходов для снижения класса опасности (нейтрализация отработанного электролита и т.д.);
5) утилизация отходов на самом предприятии (древесные лесосечные - для укрепления волоков, древесные отходы от производства щепы - в собственной котельной для получения тепловой энергии, регенерация отработанных масел и т. д.);
6) соблюдение разработанных на предприятии инструкций по обращению с отходами;
7) контроль со стороны лесничеств и органов Росприроднадзора.
434. Водные объекты, расположенные в пределах крупных городов, промышленных центров Калининградской области, испытывают значительную экологическую нагрузку, происходит их неконтролируемое загрязнение, засорение бытовыми и промышленными отходами. Русла рек засорены крупными твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО), металлическими предметами.
435. В результате деятельности промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального и сельского хозяйства, расположенных на территории Калининградской области, происходит загрязнение не только водных объектов, но и их водосборов. Диффузный сток с селитебных территорий, промышленных зон и нарушенных земель, фильтрация в грунтовые воды стоков со свалок ТБО вносят значительный вклад в загрязнение водных объектов. Стоки с животноводческих ферм, сбросы из навозохранилищ, повышенный внос азотных и фосфорных удобрений на поля и другие неконтролируемые сельскохозяйственные диффузные источники также загрязняют водные объекты.
436. Отрицательное воздействие на водные объекты может происходить при реализации следующих видов намечаемой деятельности:
1) при производстве лесозаготовительных работ;
2) при эксплуатации сортировочно-погрузочных комплексов;
3) при транспортировке древесины по лесовозным дорогам.
437. Основными видами возможного воздействия на водные объекты Калининградской области являются загрязнение вод водотоков и нарушение их гидравлического режима, а также нарушение режима поверхностного и внутрипочвенного стока.
438. Для этого необходимо выполнение следующих мероприятий, ограничивающих негативное воздействие на водные объекты:
1) применение технически исправных машин и механизмов с отрегулированной топливной аппаратурой, исключающей потери горючесмазочных материалов;
2) заправка машин только на специально оборудованных площадках автозаправщиком с механизированной подачей топлива, сбор отработанных масел в специальные емкости, устройство складов горюче-смазочных материалов, мастерских участков за пределами водоохранных полос с обваловыванием земляным валом и устройством минерализованной полосы;
3) в целях исключения повреждения русла и берегов водотоков, а также их загрязнения при переправе лесозаготовительной техники к местам производства работ через водотоки предусматривается сооружение временных переправ-настилов, которые после завершения работ разбираются; для погрузочных площадок в соответствии с утвержденными технологическими картами производства работ в первую очередь используют поляны, прогалины и другие места, свободные от леса, а также подроста, не имеющие соприкосновений с руслами рек и ручьев; магистральные и пасечные волоки должны располагаться в местах, исключающих трелевку древесины по руслам постоянных и временных водотоков;
4) в лесах водоохранных зон осуществление рубок главного пользования запрещается; разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов;
5) сбор образующихся в результате деятельности всех видов отходов и их утилизация (особенно порубочных остатков);
6) сбросы ливневых и талых вод с площади искусственных сооружений (мостов) лесовозной дороги в водотоки высшей рыбохозяйственной категории не должны превышать предельно допустимые показатели;
7) установка на границе водоохранных зон рек, ручьев по всей трассе лесовозной дороги информационных указателей природоохранного назначения;
8) применение техники, исключающей значительное уплотнение почвенных горизонтов и нарушающей режим водного стока.
439. При использовании лесов необходимо строго соблюдать положения Водного кодекса Российской Федерации и режим хозяйствования в водоохранной зоне водотоков. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации минимальная ширина водоохранной зоны при длине реки (ручья) от источника должна составлять:
1) до 10 км - 50 м;
2) от 10 до 50 км - 100 м;
3) от 50 и более - 200 м.
440. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохраной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
441. Ширина прибрежных полос для рек, озер и других водных объектов устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта:
1) 30 метров для обратного или нулевого уклона;
2) 40 метров для уклона до 3°;
3) 50 метров для уклона 3° и более.
442. Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливается в размере 200 м, независимо от уклона и характера прилегающих земель.
443. В водоохранной зоне рек (ручьев) запрещается:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
444. Функции водоохранной полосы:
1) охрана качества воды в реках (в водоохранной полосе с ее мощным слоем растительности на поверхности почвы образуется подстилка из разлагающегося материала); вся подстилка насыщена влагой; пористый характер поверхности почвы полосы способствует регулированию стока воды в водоемы; почва в этих местах абсорбирует воду во время влажных сезонов и медленно выпускает эту влагу в ручьи (это минимизирует эффект паводкового стока, а также предохраняет водотоки от преждевременного пересыхания);
2) поддержание температуры воды и ее чистоты (предохраняет русла от отложений и способствует нересту рыбы);
3) до 90% питательных веществ в лесных ручьях поступает от прилегающей растительности;
4) многие береговые откосы стабилизируются деревьями, они закрепляют почву и предотвращают эрозию в половодье;
5) многие звери и птицы используют прибрежную полосу для размножения, укрытия, питания;
6) защита водотоков от процесса эрозии почвы.
445. Состояние загрязнения и водного режима при реализации проектных мероприятий должно контролироваться со стороны исполнителя работ, лесничества и органов Росприроднадзора.
446. В целях сохранения и обогащения животного мира (в том числе охотничьих животных) в условиях хозяйственной деятельности все лесохозяйственные и лесоэксплуатационные работы необходимо рассматривать с точки зрения сохранения животного мира и среды их обитания. В настоящее время порядок пользования лесом для ведения охотничьего хозяйства урегулирован статьями 36 и 37 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым лесное пользование и лесохозяйственные мероприятия в лесах должны осуществляться с учетом необходимости сохранения благоприятных условий для обитания диких животных.
447. Дополнительно к действующим правилам и нормам необходимо предусмотреть следующие мероприятия:
1) осуществление арендатором и специалистами арендатора, ведущими лесозаготовительные работы, постоянного мониторинга за объектами животного мира, в том числе охотничьими животными, и информирование соответствующих районных служб о происходящих изменениях и нарушениях; для этого по лесозаготовительному предприятию издается распоряжение (приказ) о назначении должностного лица (инженера по лесфонду, мастера верхнего склада и так далее) ответственного за проведение мониторинга за объектами животного мира; этим распоряжением (приказом) по предприятию запрещается выезжать на лесозаготовительные участки работникам предприятия в рабочее время с огнестрельным охотничьим оружием;
2) оставление на вырубаемых площадях дуплистых деревьев (5-6 штук/га) для гнездования куницы;
3) сохранение деревьев с гнездовьями крупных хищных птиц;
4) устройство галечников из расчета один галечник на 8 тыс. га угодий;
5) устройство порхалищ из расчета 5 порхалищ на 1000 га;
6) устройство солонцов из расчета 1 солонец на 1000 га - расход соли на один солонец - 20 кг в год (количество солонцов корректируется в зависимости от численности лосей и согласовывается с районным охотоведом);
7) приостановка лесозаготовительных работ весной, в период гнездования пернатых и откладывания ими яиц;
8) проектировка набора лесосек в рубку с учетом зеленого коридора для миграции животных;
9) разумное сочетание сплошных, постепенных и выборочных рубок (конкретный способ рубки определяется в плане, проекте плана рубок главного пользования, с уточнением их при отводе делянок), в результате чего будет достигнуто мозаичное расположение насаждений разного возраста, породного состава, сомкнутости, а также сочетание многоярусных древостоев и открытых угодий (не облесившихся вырубок);
10) запрет лесокультурных работ на тетеревиных токах и их расчистка;
11) строгое соблюдение норм и правил использования химикатов и минеральных удобрений при проведении химуходов и при подкормке лесных культур;
12) тщательная заделка протравленных семян в питомниках и при создании лесных культур.
448. Указанные мероприятия значительно улучшают кормовые и защитные свойства среды обитания животного мира, в том числе охотничьих угодий, и способствуют сохранению высокого качества среды обитания животных.
449. Постоянный контроль и практическая работа районных охотоведов совместно с представителями лесничеств и арендаторами позволяют исключить ухудшение среды обитания животного мира на рассматриваемом участке лесных земель.
450. Размер возможного (заблаговременного) ущерба животному миру от воздействия лесозаготовок в настоящее время подсчитать не представляется возможным, так как юридически оформленные нормативные документы по определению вероятного ущерба отсутствуют. Имеются отдельные разрозненные разработки различных институтов, в которых зачастую не учитывается все разнообразие отрицательного и положительного влияния рубок главного пользования на среду обитания животного мира.
451. Необходимо принять меры к снижению численности бобра на землях лесного фонда. В результате деятельности бобра значительные площади лесов подтоплены и насаждения усыхают.
452. В случае нарушения лесного и природоохранного законодательства, приведшего к нанесению реального ущерба животному миру и среде обитания, с арендатора лесного участка взыскивается ущерб.
453. Основанием для взыскания ущерба с нарушителя является Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире". В соответствии с данным федеральным законом объекты животного мира не должны причинять вред лесному хозяйству. При выделении защитных участков с ограничением хозяйственной деятельности (глухариных токов, бобровых полос по берегам рек и других участков) арендатору должна выплачиваться компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
454. В случае организации охотничьих хозяйств на территории конкретного лесничества необходима разработка проекта перспективного плана организации охотничьего хозяйства - внутрихозяйственного охотустройства, которое целесообразно выполнять после проведения лесоустройства по специальному заказу охотхозяйств на договорных условиях.
455. На стадии реализации проекта внутрихозяйственного охотустройства осуществляется только государственный и общественный экологический контроль, при непосредственном проведении мероприятий (проведении рубок, эксплуатации лесовозных дорог и так далее) - все виды контроля.
456. Объекты экологического контроля:
1) проектная документация и разрешения на ведение работ (в том числе разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документы на право пользования землей и недрами, проект рекультивации);
2) ведение работ в границе существующего отвода;
3) обеспечение поверхностного стока, предотвращение его загрязнения, образования линейной и плоскостной эрозии;
4) укладка водопропускных труб, которая должна предшествовать устройству земляного полотна (при строительстве лесовозных дорог);
5) своевременное укрепление откосов участков полотна дороги, отсыпка которых завершена;
6) размещение строительных площадок, строительно-дорожных машин, складов строительных материалов;
7) качество и своевременность выполнения работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению их плодородия снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы;
8) организация рабочих площадок;
9) вывоз строительного мусора и отходов в места захоронения;
10) приемка законченных строительством участков дороги, сооружений, промышленных площадок, искусственных сооружений.
457. Мониторинг хозяйственной деятельности осуществляется лицами, в компетенцию которых входит осуществление технического контроля за строительством объектов. Финансирование данных работ осуществляется в пределах затрат, связанных с содержанием и работой администрации заказчика или подрядной строительной организации.
458. Контроль за выполнением рекультивационных работ осуществляют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, органы технического надзора.
459. Во время приемки рекультивированных земель обязательно контролируются:
1) соответствие выполненных работ проекту;
2) качество планировочных работ;
3) мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы;
4) наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения;
5) полнота выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, а также требований в зависимости от дальнейшего использования рекультивированных земель;
6) качество выполнения противоэрозионных мероприятий;
7) наличие на рекультивированном участке отходов.
460. Наблюдение за воздействием на окружающую среду на стадии эксплуатации лесосырьевой базы, лесовозных дорог и промышленных площадок ведут должностные лица организации-природопользователя, природоохранные органы и органы санитарного надзора. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой организации-природопользователя с выполнением следующих задач:
1) проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды;
2) соблюдение нормативов качества окружающей среды;
3) выполнение требований природоохранного законодательства.
461. Основные функции службы производственного экологического контроля в период эксплуатации объектов заключаются в следующем:
1) разработка программы проведения экологического контроля при эксплуатации объектов, согласование ее с органами государственного экологического контроля;
2) обучение персонала знанию основ охраны окружающей среды и правил природопользования;
3) организация периодичных инструментальных замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ;
4) ведение документации и периодичность отчетов перед органами государственного экологического контроля и общественностью.
462. В случае если создание специальной экологической службы не предусматривается, для осуществления производственного экологического контроля необходимо назначение ответственного исполнителя.
463. Все результаты производственного экологического контроля обязательно ежегодно представляются предприятием в территориальные органы, уполномоченные в области охраны окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.