Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации муниципального образования
"Черняховский муниципальный район"
от 29 июня 2009 г. N 591
Порядок
принятия решении о разработке долгосрочных районных целевых программ, их формирования и реализации
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает правила принятия решений о разработке долгосрочных районных целевых программ (далее - целевая программа), их формирования и реализации.
2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
1) целевая программа - комплекс взаимоувязанных мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих эффективное решение задач, соответствующих приоритетам развития района;
2) подпрограмма - составная часть целевой программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач целевой программы, объединенных по одному признаку;
3) эффективность программы - соотношение затрат, связанных с реализацией программы, и ее результатов, включая экономическую, бюджетную, социальную и экологическую эффективность, в зависимости от направления деятельности программы;
4) бюджетная эффективность экономической программы - увеличение финансовых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы вследствие реализации программы;
5) социальная эффективность программы - рост уровня обеспечения населения социальными услугами, улучшение состояния здоровья, увеличение рождаемости и продолжительности жизни, сокращение смертности, рост занятости и реальных доходов населения, повышение качества образования и иных составляющих уровня и качества жизни населения, являющиеся непосредственным следствием реализации программы и поддающиеся количественной оценке;
6) экономическая эффективность программы - результативность выполнения экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам, обусловившим получение этого результата;
7) муниципальный заказчик программы - структурное подразделение администрации района, администрация района ответственные за подготовку и реализацию целевой программы и являющиеся распорядителями бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы в соответствии с местным бюджетом на соответствующий финансовый год;
8) инициатор разработки программы - структурные подразделения, администрации района, администрация района, коммерческие и некоммерческие организации независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, обосновывающие необходимость решения проблемы программным методом;
9) разработчик программы - структурные подразделения администрации района, администрация района или юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, отвечающие за подготовку и согласование проекта целевой программы;
10) исполнители программных мероприятий - юридические лица, индивидуальные предприниматели независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, определяемые на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
11) Межведомственная комиссия по экономической политике - комиссия, созданная на основании постановления главы муниципального образования "Черняховский муниципальный район".
3. Уполномоченным органом по координации работы муниципальных заказчиков программ по подготовке проектов программ и мониторингу исполнения программ является управление экономической политики администрации района (далее - управление экономической политики).
4. Основные этапы разработки и реализации целевых программ:
- отбор проблем для программкой разработки и инициирование разработки программы;
- подготовка заявки на разработку целевых программ;
- экспертиза и отбор заявок на разработку целевых программ;
- организация муниципальным заказчиком программы разработки проекта целевой программы и его согласование;
- экспертиза проектов программ и отбор для дальнейшей реализации;
- утверждение программы главой муниципального образования;
- финансирование и реализация целевых программ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке.
II. Порядок принятия решений о разработке целевых программ
1. Проблемы, решение которых требует применения программно-целевого метода, определяются в концепции социально-экономического развития района, в стратегических документах социально-экономического развития района на среднесрочный и долгосрочный период.
2. Исходя из возможностей районного бюджета на год, следующий за очередным финансовым годом, и на плановый период управление экономической политики направляет уведомление муниципальным заказчикам программ о сроках представления заявок на разработку целевых программ и требованиях к их оформлению.
3. Прием и рассмотрение заявок на разработку программ, планируемых к получению ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год и последующие годы, осуществляются в течение первого квартала текущего финансового года.
Заявки, представленные позже указанного срока, принимаются к рассмотрению с условием возможного финансирования начиная с года, следующего за очередным финансовым годом.
4. Для начала разработки целевой программы ее инициатор направляет заявку в управление экономической политики для организации и проведения экспертизы на предмет целесообразности разработки и реализации инициируемой программы.
Заявка на разработку целевой программы включает в себя следующее:
- письменное обращение на имя начальника управления по экономической политике;
- наименование проблемы и анализ причин ее возникновения, описание задач, требующих комплексного решения, и результатов, на достижение которых направлена целевая программа;
- краткое обоснование необходимости принятия целевой программы;
- потребность в финансовых ресурсах и источники их обеспечения (федеральный, областной, районный бюджеты, бюджеты поселений, внебюджетные источники);
- предварительную оценку социально-экономической эффективности;
- муниципальных заказчиков и разработчиков программы;
- сроки и стоимость подготовки проекта программы.
5. Управление экономической политики организует и осуществляет экспертизу поступившей заявки на разработку целевой программы, готовит заключение и принимает решение о разработке целевых программ, которое выносит на рассмотрение межведомственной комиссии по экономической политике.
Критерии, на основе которых производятся экспертная оценка заявок на разработку целевых программ и их отбор для дальнейшей разработки, следующие:
- соответствие предметной области инициируемой программы приоритетным направлениям социально-экономического развития района;
- значимость для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития конкретных отраслей и территорий, науки, образования и социальной сферы, для обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;
- невозможность комплексного решения проблемы в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость муниципальной поддержки ее решения;
- необходимость концентрации ресурсов для решения проблемы;
- возможность привлечения для финансирования программы средств федерального и областного бюджетов, бюджетов поселений, а также внебюджетных источников.
Управление экономической политики при подготовке заключения о разработке новых целевых программ исходит из общего объема средств районного бюджета на реализацию целевых программ и расходы инвестиционного характера на очередной финансовый год и плановый период.
6. Для проведения экспертизы заявки управление экономической политики вправе привлекать отделы, комитеты, управления администрации района, которые представляют свои заключения по заявке в течение пяти рабочих дней со дня обращения к ним. Для экспертизы финансовой части заявки привлекается комитет по финансам, формированию и казначейскому исполнению бюджета администрации района (далее - Комитет по финансам). В экспертном заключении Комитета по финансам должен быть указан рекомендуемый объем бюджетный ассигнований на разработку и реализацию программы, исходя из прогнозируемых возможностей районного бюджета.
Также для проведения экспертизы управлением экономической политики могут привлекаться специализированные организации и отдельные специалисты.
7. Межведомственная комиссия по экономической политике в течение одного заседания рассматривает все заявки по инициируемым целевым программам, заслушивает предложения управления экономической политики и выносит свое решение, в котором должны быть указаны:
- рекомендации по разработке целевой программы ("рекомендовать" или "не рекомендовать");
- рекомендуемый муниципальный заказчик программы;
- рекомендуемый срок разработки целевой программы;
- рекомендуемый объем бюджетных ассигнований на разработку и реализацию целевой программы.
8. Проект перечня целевых программ представляется главе муниципального образования на утверждение.
9. После утверждения проекта перечня целевых программ, подлежащих разработке, и муниципальных заказчиков по данным программам управление экономической политики информирует об этом инициаторов и муниципальных заказчиков программ.
10. По программам, предусматривающим работу нескольких муниципальных заказчиков, для координации их деятельности главой муниципального образования назначается муниципальный заказчик - координатор.
III. Порядок формированиям реализации целевой программы
3.1. Формирование целевой программы
3.1.1. Формирование целевой программы производится разработчиком целевой программы при условии положительного решения межведомственной комиссии по экономической политике о разработке целевой программы и утверждения главой муниципального образования.
3.1.2. На этапе разработки целевой программы муниципальный заказчик:
- в случае необходимости в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области, проводит конкурсный отбор разработчиков целевой программы с оплатой их работы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- готовит и передает разработчику исходное задание на разработку целевой программы;
- осуществляет руководство разработчиками программы или самостоятельно разрабатывает целевую программу;
- проводит предварительное согласование проекта целевой программы с управлением экономической политики и со всеми заинтересованными отделами и структурными подразделениями администрации района;
- направляет в установленные сроки проект программы в управление экономической политики для заключения;
- обеспечивает доработку проекта целевой программы в соответствии с замечаниями, содержащимися в заключениях управления экономической политики и других заинтересованных структурных подразделений администрации района.
3.1.3. На этапе разработки целевой программы муниципальный заказчик имеет право:
- получать в органах местного самоуправления информацию, необходимую для разработки целевой программы;
- в целях обеспечения своевременной и качественной разработки проекта программы вступать в договорные отношения с разработчиками программы и прекращать договорные отношения с ними е соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области;
- по необходимости получать от разработчиков целевой программы любую информацию относительно хода разработки проекта целевой программы и его содержания;
- осуществлять разработку проекта целевой программы частично или полностью собственными силами;
- своевременно получать от управления экономической политики заключение по проекту целевой программы;
- вносить изменения и дополнения в проект целевой программы в целях устранения замечаний, указанных в заключениях управления экономической политики и других заинтересованных структурных подразделений администрации.
3.1.4. Целевая программа утверждается:
в случае отсутствия аналогичной областной целевой программы - на срок не менее 3 лет; в случае действия аналогичной областной целевой программы - на срок реализации данной программы.
3.1.5. Целевые программы, утвержденные решениями районного (окружного) Совета депутатов до 01.01.2009 года, действуют до окончания срока их действия.
3.2. Требования к содержанию целевой программы
3.2.1. Целевая программа состоит из следующих обязательных разделов:
1) "Паспорт программы", который содержит краткие сведения о программе, включая ее основные параметры;
2) "Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом". В разделе содержатся описание программной ситуации и ее последствий для района, обоснование решения проблемы в приоритетном порядке в данное время и целесообразность использования программно-целевого подхода при ее решении.
В качестве предмета программы должна быть выбрана конкретная приоритетная проблема экономического или социального развития района (далее - программная ситуация);
3) "Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы". В разделе указывается цель программы исходя из анализа программной ситуации. Цель направлена на полное или частичное решение проблемы.
Цель программы должна соответствовать следующим требованиям:
- соответствие приоритетной проблеме, решение которой требует применения программного метода;
- конкретность;
- достижимость.
Задачи представляют собой относительно самостоятельные части, на которые разбивается цель программы, и обязательно имеют количественное выражение. Задачи программы должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствие и упорядоченность по отношению к цели программы;
- измеримость в конкретных количественных показателях;
- определенность по срокам достижения;
4) "Система программных мероприятий и их технико-экономическое обоснование". Раздел содержит конкретные программные мероприятия. Каждое программное мероприятие описывается соответствующими количественными и качественными показателями.
К числу программных мероприятий относят инвестиционные (объекты капитальных вложений) или некоммерческие проекты, увязанные с ними мероприятия, предусматривающие поставку продукции, оказание услуг и производство работ, а также нормативных правовых преобразований, посредством реализации которых достигаются цель и задачи программы.
Программные мероприятия могут быть взаимоувязаны в подпрограммы. Количество уровней подпрограмм определяется исходя из учета масштабов и степени сложности программной цели. Подпрограммы могут формироваться по отраслевому и функциональному признакам.
Программные мероприятия должны соответствовать следующим признакам:
- целевая направленность на кардинальное и долговременное изменение проблемной ситуации (или ее части);
- ограниченность во времени или наличие изначально определенных сроков начала и окончания мероприятия, увязанных с достижением одной или нескольких задач программы;
- фиксированная величина выделяемых ресурсов (финансовых, материально-технических, трудовых и т.д.);
- новизна и неповторяемость действий;
- комплексный учет взаимосвязанных социальных, экономических, организационных, технических, технологических, экологических задач;
- наличие специальной организационной структуры управления программным мероприятием (или их совокупностью).
Все программные мероприятия должны быть однозначно увязаны с целью и задачами целевой программы. Не допускается включение в программу мероприятий, дублирующих основную деятельность муниципального заказчика программы и подведомственных ему учреждений, реализация которых возможна на основе не программного финансирования.
Мероприятия, включаемые в целевую программу, должны иметь технико-экономическое обоснование, разработанное в соответствии с требованиями типового макета программы;
5) "Механизм реализации целевой программы". В разделе излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических и правовых рычагов, обеспечивающих решение проблемы;
6) "Ресурсное обеспечение программы". В данном разделе определяются общий объем финансирования программы с указанием всех возможных источников финансирования, источники их формирования, финансовые механизмы (институты), направления и виды расходования средств, сроки их выделения и конкретные получатели финансовых средств;
7) "Прогноз конечных результатов и критерии результативности и эффективности реализации целевой программы". В разделе в количественном выражении описываются конечные результаты, которые должны быть достигнуты на основе сосредоточения ориентированных в пространстве и во времени средств, мер и действий, согласованных по содержанию, срокам и этапам реализации программы, исполнителям, ресурсам. Производится расчет затрат ресурсов на единицу ожидаемого результата. Приводятся критерии оценки эффективности программы;
8) "Организация управления реализацией программы". В разделе описываются организационно-функциональная структура управления процессом реализации целевой программы, технология осуществления контроля. Структура управления формируется с учетом специфики программы.
3.2.2. Обязательным требованием, предъявляемым ко всем целевым программам без исключения, является их соответствие Типовому макету целевой программы (приложение N 1 к настоящему Порядку).
3.2.3. В зависимости от предметной области целевых программ к их содержанию предъявляются следующие требования.
По характеру решаемых проблем программы подразделяются на:
- социальные,
- экономические,
- инновационные,
- природоохранные.
Социальные программы должны соответствовать одному или нескольким из условий социальной эффективности программных мероприятий, в том числе:
- рост уровня обеспечения населения социальными услугами (образование, здравоохранение, социальное, культурное обслуживание и спорт);
- повышение качества предоставляемых социальных услуг (образование, здравоохранение, социальная защита, культурное обслуживание и спорт);
- повышение социальной компетенции населения за счет увеличения информированности;
- повышение гарантий обеспеченности прав и свобод человека;
- обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры;
- рост занятости и реальных доходов населения;
- улучшение жилищных и культурно-бытовых условий населения;
- повышение надежности и качества снабжения населения топливом и энергией, коммунальными услугами;
- восстановление, реконструкция архитектурных ансамблей и отдельных памятников, благоустройство территорий и т.д.
Экономические программы должны соответствовать следующим требованиям:
- экономическая эффективность программы (экономия условного топлива, увеличение мощности, снижение эксплуатационных затрат, экономия бюджетных средств и т.д.);
- окупаемость программы, как правило, не более трех лет;
- получение бюджетного эффекта (увеличение налогооблагаемой базы, увеличение налоговых поступлений).
Инновационные программы должны соответствовать следующим требованиям:
- доведение разработки до оформления регламента технологической схемы;
- получение патента или свидетельства;
- проведение полупромышленных испытаний, получение опытных образцов;
- определение прав собственности на результаты программы.
Природоохранные программы должны соответствовать следующим требованиям:
- экологическая эффективность, в том числе:
сокращение выбросов сернистого ангидрида, окислов азота, оксидов углерода и других загрязняющих веществ из числа основных за период реализации программы;
снижение общего количества загрязненных промышленных и бытовых стоков, отводимых в водоемы за период реализации программы;
увеличение пропускной способности модернизированных и новых коммунальных сооружений;
увеличение мощности новых установок по сжиганию опасных и бытовых отходов;
увеличение мощности новых установок по переработке промышленных отходов для их хозяйственного использования и рекуперации;
увеличение емкости (млн. тонн) новых полигонов опасных отходов, минеральных и малоопасных отходов и бытовых отходов;
увеличение площади рекультивации существующих полигонов для складирования промышленных и бытовых отходов;
расширение площади зеленых насаждений.
3.3. Экспертиза проектов целевых программ
3.3.1. Окончательным сроком принятия к рассмотрению управлением экономической политики проектов целевых программ, реализация которых планируется в очередном финансовом году, считается 15 августа года, предшествующего заявленному, либо в сроки, определенные в заявке на разработку целевой программы.
3.3.2. Управление экономической политики по мере поступления проектов целевых программ организует их экспертизу на предмет целесообразности и эффективности реализации программных мероприятий, исходя из требований к содержанию программ, изложенных в настоящем Порядке и готовит заключение.
В случае необходимости для проведения экспертизы управление экономической политики вправе привлекать специалистов. Финансирование работ специалистов по экспертизе проекта целевой программы осуществляется за счет средств муниципального заказчика программы.
При наличии замечаний муниципальному заказчику предоставляется право в сроки, установленные управлением экономической политики, провести доработку проекта целевой программы и повторно представить его для рассмотрения в управление экономической политики.
3.3.3. Проекты целевых программ по мере поступления и прохождения экспертизы выносятся управлением экономической политики на рассмотрение межведомственной комиссии по экономической политике, которая при принятии решения об одобрении целевой программы руководствуется следующими критериями:
- обоснованность, комплексность программных мероприятий, сроки их реализации;
- реальность источников финансирования программы;
- социально-экономическая эффективность программы и ее влияние на структурные изменения в экономике района.
3.3.4. Межведомственная комиссия по экономической политике выносит решение, где указывает рекомендовать или не рекомендовать целевую программу для утверждения главой муниципального образования.
3.4. Утверждение и финансирование программ
3.4.1. Целевые программы утверждаются постановлением главы муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта районного бюджета на соответствующий финансовый год в районный Совет народных депутатов.
3.4.2. Для финансирования целевых программ могут привлекаться средства федерального и областного бюджетов, бюджетов поселений, что учитывается муниципальным заказчиком при подготовке целевой программы и закрепляется соответствующими соглашениями. Кроме бюджетных источников, для финансирования программ могут привлекаться внебюджетные источники.
3.4.3. По программам, финансируемым из внебюджетных источников, заключаются соглашения (договоры) между муниципальным заказчиком программы и инвесторами программных мероприятий.
3.4.4. Для получения ассигнований из районного бюджета в очередном финансовом году муниципальные заказчики программы направляют в Комитет по финансам, формированию и казначейскому исполнению бюджета бюджетную заявку на финансирование целевой программы из районного бюджета на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу в сроки, определяемые исходя из порядка и сроков подготовки проекта районного бюджета на очередной финансовый год.
Бюджетные заявки принимаются только по целевым программам, утвержденным главой муниципального образования, по форме, представленной в приложении N 2 к настоящему Порядку.
3.4.5. На основании бюджетных заявок муниципальных заказчиков целевых программ и результатов оценки эффективности целевых программ, а также исходя из предельных объемов средств, доведенных Комитетом по финансам, управление экономической политики формирует проект перечня целевых программ, который вместе со справками об эффективности программ выносится на рассмотрение межведомственной комиссии по экономической политике.
Межведомственная комиссия по экономической политике по результатам рассмотрения проекта перечня целевых программ принимает решение по объемам финансирования каждой программы отдельно. Решение комиссии оформляется протоколом.
При рассмотрении перечня целевых программ и определении объемов их финансирования за счет средств районного бюджета межведомственная комиссия по экономической политике исходит:
- из возможностей районного бюджета на текущий финансовый год и плановый период;
- из распределения средств между видами программ;
- из объемов финансирования, запрашиваемых в предыдущие годы реализации программ, и средств, фактически выделенных на их реализацию;
- из экономической, социальной, бюджетной, экологической эффективности программ в предыдущие годы их реализации;
- из экономической и социальной значимости программных мероприятий для поступательного развития района.
3.5. Изменение или досрочное прекращение реализации программы
3.5.1. Основаниями для внесения предложений по изменению или досрочному прекращению целевых программ являются:
- досрочное выполнение целевой программы;
- отсутствие бюджетных средств для реализации программы на очередной финансовый год и плановый период полностью или частично;
- низкая эффективность программных мероприятий;
- возникновение иных обстоятельств, препятствующих реализации программы.
3.5.2. Изменение или досрочное прекращение реализации программы инициируется муниципальным заказчиком программы или управлением экономической политики.
В случае инициации решения об изменении или досрочном прекращении программы муниципальный заказчик программы готовит итоговый отчет о ходе ее реализации с обоснованием причин прекращения или изменения программы.
Мотивированные предложения об изменении или досрочном прекращении реализации программы проходят экспертизу в управлении экономической политики и затем рассматриваются межведомственной комиссией по экономической политике.
3.5.3. По каждой целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения ежегодной оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, а также критерии указанной оценки утверждаются главой муниципального образования.
3.5.4. По результатам указанной оценки главой муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта местного бюджета на очередной финансовый год в районный Совет депутатов может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию целевой программы, приостановлении или досрочном прекращении ее реализации.
В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих целевых программ муниципальных контрактов в районном бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
Копия решения межведомственной комиссии по экономической политике с указанием перечня муниципальных контрактов, по которым не достигнуто соглашение об их прекращении, с разбивкой сумм по годам должна быть направлена в Комитет по финансам и соответствующим муниципальным заказчикам программ не позднее, чем за один месяц до дня внесения проекта районного бюджета на очередной финансовый год в районный Совет депутатов.
3.5.5. В случае сокращения финансирования целевой программы за счет средств районного бюджета и иных источников муниципальный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников финансирования и вносит в установленном порядке изменения и дополнения в программу.
3.5.6. Внесение изменений в целевую программу, касающихся увеличения объемов финансирования программных мероприятий, допускается при условии обеспечения опережающей положительной динамики ожидаемых результатов программы и утверждается постановлением главы муниципального образования.
3.6. Контроль за ходом реализации целевых программ
3.6.1. Порядок организации управления целевой программой, а также форма и сроки представления отчета определяются главой муниципального образования.
3.6.2. Информация представляется в текстовом и табличном вариантах. Табличный вариант должен содержать перечень мероприятий и объем финансирования из всех источников на очередной финансовый год, а также фактическое финансирование за отчетный период.
3.6.3. При подготовке ежегодной информации о ходе выполнения программы и по окончании каждого из этапов реализации целевой программы в управление экономической политики муниципальными заказчиками программ представляются достигнутые качественные и количественные результаты, эффективность выполнения целевой программы как по отдельным мероприятиям, так и в целом по целевой программе.
3.6.4. Оценка результативности и эффективности целевой программы осуществляется муниципальным заказчиком программы по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации целевой программы. Результаты оценки применяются для оценки эффективности реализации целевых программ, проводимой в соответствии с Порядком проведения оценки эффективности реализации целевых программ на территории района.
3.6.5. Муниципальный заказчик программ вправе предусмотреть создание органа (межведомственного совета, рабочей группы), осуществляющего оперативное управление реализацией целевой программы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации МО "Черняховский муниципальный район" Калининградской области от 29 июня 2009... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.