Решение Калининградского областного суда
от 26 мая 2009 г. N 3-20/09
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2009 г. N 71-Г09-12 настоящее решение оставлено без изменения
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи - С.А.А.
с участием прокурора - К.М.Ю.
при секретаре - Ф.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Калининградской области об оспаривании в части Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области в 2009 году медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней, утв. постановлением Правительства Калининградской области от 22 октября 2008 года N 696,
у с т а н о в и л :
Постановлением Правительства Калининградской области от 22 октября 2008 года N 696 утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Калининградской области в 2009 году медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней.
Указанное постановление подписано Губернатором Калининградской области, официально опубликовано в газете "Калининградская правда", N 206 от 6 ноября 2008 года и вступило в силу с 1 января 2009 года (п. 4 постановления).
Подпунктом 1 пункта 14 главы 4 "Нормативы объемов медицинской помощи" названной Программы установлены следующие нормативы объема амбулаторно-поликлинической помощи: норматив посещений в расчете на одного человека в год - 7,289 посещения, в том числе в рамках программы обязательного медицинского страхования - 7,289 посещения; норматив пациенто-дней в дневных стационарах всех типов в расчете на одного человека в год - 0,348 пациенто-дня, в том числе в рамках программы обязательного медицинского страхования - 0,348 пациенто-дня.
Подпунктом 2 пункта 14 названной Программы установлен норматив объема стационарной помощи в количестве 2,612 койко-дня в расчете на одного человека в год.
Подпунктом 3 пункта 14 названной Программы установлен норматив вызовов скорой медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования - 0,314 вызова на одного человека в год.
Пунктом 16 главы 5 "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи" названной Программы установлен норматив затрат на 1 посещение в амбулаторно-поликлинических учреждениях в среднем 147,9 руб. (за счет средств обязательного медицинского страхования - 147,9 руб.); норматив затрат на 1 пациенто-день в дневных стационарах в среднем 280,0 руб. (за счет средств обязательного медицинского страхования - 280,0 руб.); норматив затрат на 1 койко-день в стационарах в среднем 758,4 руб. (за счет средств обязательного медицинского страхования - 759,63 руб.); норматив затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи - 1012,8 руб. (за счет средств обязательного медицинского страхования - 997,17 руб.).
Пунктом 21 главы 7 "Виды медицинской помощи, предоставляемой в рамках программы обязательного медицинского страхования" названной Программы установлен перечень заболеваний, при которых амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, включая лекарственное обеспечение, предоставляется в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Подпунктом 2 пункта 27 главы 9 "Виды медицинской помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов всех уровней" названной Программы предусмотрено предоставление за счет средств областного бюджета специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи; высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи, перечень которых утверждается приказом Министерства здравоохранения Калининградской области; психиатрической помощи, оказываемой областным государственным учреждением здравоохранения "Психиатрическая больница N 5".
Прокурор Калининградской области обратился в суд с заявлением об оспаривании в части названной Программы и просил, уточнив требования, признать недействующими и не подлежащими применению вышеприведенные положения пунктов 14 и 16 территориальной Программы, которыми, по мнению прокурора, установлены заниженные нормативы объемов медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по сравнению с нормативами, установленными Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утв. постановлением Правительства РФ от 05.12.2008 г. N 913, и которыми предусмотрено оказание скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, что не соответствует разделу V федеральной Программы государственных гарантий.
Кроме того, прокурор, уточнив требования, просил признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим пункт 21 территориальной Программы государственных гарантий в части невключения в программу обязательного медицинского страхования первичной медико-санитарной, неотложной и специализированной медицинской помощи при ВИЧ-инфекции, что не соответствует разделу III федеральной Программы государственных гарантий.
Прокурор также просил, уточнив требования, признать недействующим и не подлежащим применению подпункт 2 пункта 27 территориальной Программы государственных гарантий в части отсутствия правового регулирования оказания специализированной медицинской помощи в онкологических диспансерах (в части содержания), кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических и других специализированных медицинских учреждениях Калининградской области при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, а также при наркологических заболеваниях, что, по мнению прокурора, не соответствует разделу III федеральной Программы.
В судебном заседании прокурор уточненные требования поддержал, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представители Правительства Калининградской области Д.Л.Г., С.Е.И., А.Е.М., А.М.В. просили в удовлетворении требований отказать, полагая их не основанными на законе.
Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителей Правительства Калининградской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь. Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о ее реализации. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объем оказания медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 года N 913 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, в соответствии с разделом I которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2009 год в соответствии с настоящей федеральной программой, при этом территориальные программы могут определять дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Разделом IV федеральной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год предусмотрены нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи, которые существенно отличаются от установленных территориальной программой нормативов.
Так, федеральной Программой определен норматив объема амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях, - 9,198 посещения (в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 8,458 посещения); норматив объема амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,577 пациенто-дня (в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,479).
В то же время, подпунктом 1 пункта 14 территориальной Программы установлены более низкие нормативы объема амбулаторной помощи: норматив посещений в расчете на одного человека в год - 7,289 посещения (в том числе в рамках программы обязательного медицинского страхования - 7,289 посещения); норматив пациенто-дней в дневных стационарах всех типов в расчете на одного человека в год - 0,348 пациенто-дня (в том числе в рамках программы обязательного медицинского страхования - 0,348 пациенто-дня).
Федеральной Программой установлен норматив объема стационарной медицинской помощи - 2,812 койко-дня, а подпунктом 2 пункта 14 территориальной Программы - норматив объема стационарной помощи в количестве 2,612 койко-дня в расчете на одного человека в год.
Кроме того, разделом V федеральной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год определены следующие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи: на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений - 218,1 руб. (в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования - 168,4 руб.); на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 руб. (в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования - 470,5 руб.); на 1 койко-день в больничных учреждениях - 1380,6 руб. (в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования - 1167 руб.).
Вместе с тем, пунктом 16 территориальной Программы установлены иные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи: на 1 посещение в амбулаторно-поликлинических учреждениях в среднем 147,9 руб. (за счет средств обязательного медицинского страхования - 147,9 руб.); норматив затрат на 1 пациенто-день в дневных стационарах в среднем 280,0 руб. (за счет средств обязательного медицинского страхования - 280,0 руб.); норматив затрат на 1 койко-день в стационарах в среднем 758,4 руб. (за счет средств обязательного медицинского страхования - 759,63 руб.).
Сопоставительный анализ федеральной и региональной Программ свидетельствует об установлении Правительством Калининградской области региональных стандартов медицинской помощи на более низком уровне, чем это предусмотрено вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 г. N 913.
Как справедливо указывает Правительство Калининградской области, разделом IV Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год определено, что при формировании территориальной программы нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций.
В то же время, из представленного Правительством Калининградской области расчета объемов медицинской помощи на 2009 год следует, что с учетом структуры населения области (17,5% детей, 82,5% взрослых против базового норматива структуры населения - 22% детей, 78% взрослых и, соответственно, поправочного коэффициента (для детей - 0,795, для взрослых - 1,058) расчетный норматив объема амбулаторной помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях, превышает федеральный (9,198 посещения) и составляет 9,242 посещения; объем стационарной медицинской помощи также превышает федеральный норматив (2,812 койко-дня) и составляет 2,877 койко-дня; норматив объема амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров менее федерального (0,577 пациенто-дня) и составляет 0,542 пациенто-дня при том, что территориальной программой установлен норматив объема медицинской помощи в дневных стационарах менее расчетного - 0,348 пациенто-дня - при отсутствии к этому соответствующего обоснования.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности доводов Правительства Калининградской области о реализации при формировании территориальной Программы его права корректировать нормативы объемов медицинской помощи с учетом особенностей возрастного состава населения в Калининградской области.
Ссылки Правительства области об установлении объемов всех видов медицинской помощи исходя из фактической потребности населения Калининградской области в медицинской помощи в 2007-2008 г.г. сами по себе не могут быть признаны достаточным правовым основанием к снижению гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, которая должна предоставляться гражданам в соответствии с федеральной Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, при том, что исходя из потребности населения в медицинской помощи стоимость территориальной программы государственных гарантий может быть только увеличена, а не уменьшена (п. 14 письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 декабря 2008 года, которым даны разъяснения о формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий во исполнение пункта 2 постановления Правительства РФ от 5 декабря 2008 года N 913).
Более того, из представленных Правительством области сведений о соотношении запланированных в 2007-2008 г.г. объема медицинской помощи, а также норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и фактической потребности в медицинской помощи видно, что фактическая потребность населения Калининградской области оказалась выше запланированной в 2007 году в отношении стационарной медицинской помощи, в 2008 году - в отношении медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, а фактические финансовые затраты в 2008 году превысили запланированные в отношении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (в том числе в рамках программы обязательного медицинского страхования) и стационарной медицинской помощи (в том числе в рамках программы обязательного медицинского страхования).
Утверждения о том, что медицинская помощь предоставляется населению области независимо от запланированных объемов, не свидетельствуют о соответствии оспариваемых прокурором положений пунктов 14 и 16 территориальной Программы федеральным нормативам.
Правительство Калининградской области, возражая против заявления прокурора, также сослалось, в частности, на рекомендательный характер установленных федеральной Программой нормативов, что, по мнению Правительства области, вытекает из пункта 10 письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 декабря 2008 года N 10407-ТГ о том, что при условии установления территориальных нормативов объема стационарной и скорой медицинской помощи ниже нормативов, установленных Правительством Российской Федерации, допускается увеличение размера территориальных нормативов амбулаторной медицинской помощи по сравнению с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации.
Суд полагает такие суждения ошибочными при том, что в силу приведенных положений федерального законодательства коррекция объемов медицинской помощи может быть осуществлена субъектом Российской Федерации с учетом не только структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, но и с применением поправочного коэффициента, учитывающего особенности демографического состава населения, который в Калининградской области выше расчетного показателя по Российской Федерации.
Суд также принимает во внимание, что в силу пункта 11 указанных разъяснений Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 декабря 2008 года субъект Российской Федерации вправе самостоятельно расширять перечень специальностей в соответствии с уровнем оказания медицинской помощи и проводить коррекцию объемов по профилям отделений медицинских организаций и по специальностям в пределах рекомендуемых объемов, а согласно пункту 14 названных разъяснений утвержденные Правительством Российской Федерации финансовые нормативы являются минимальными и определены исходя из нормативов объема в расчете на одного человека по видам медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема соответствующего вида медицинской помощи без учета влияния районных коэффициентов.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что оспариваемые прокурором положения пунктов 14 и 16 территориальной программы не соответствуют приведенным положениям Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год и положениям ст. 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, по смыслу которых территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, но не уменьшать гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, которая должна предоставляться гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Кроме того, подпунктом 3 пункта 14 территориальной Программы установлен показатель объема скорой медицинской помощи - 0,314 вызовов в рамках обязательного медицинского страхования, а подпунктом 4 пункта 16 территориальной Программы при установлении норматива затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи в размере 1012,8 руб. предусмотрено финансирование этих затрат в размере 997,17 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, разделом V Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год не предусмотрено, что норматив затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи включает в себя средства обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и разделом III Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, является расходным обязательством муниципального образования.
В то же время, в территориальной Программе отсутствует указание о том, что скорая медицинская помощь оказывается в рамках обязательного медицинского страхования за счет перечисленных территориальному фонду обязательного медицинского страхования средств местных бюджетов муниципальных образований.
Напротив, в таблице 1 "Сводный расчет объемов и стоимости программы", которая является составной частью территориальной Программы, имеются сведения о финансировании из средств ОМС (с учетом страховых взносов на неработающее население) расходов на оказание скорой медицинской помощи в размере 293510,7 тыс. руб., за счет областного бюджета - специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи в размере 8434,6 тыс. руб.
Подпунктом 3 пункта 27 территориальной Программы предусмотрено предоставление в рамках Программы за счет средств бюджетов муниципальных образований только содержания социальных коек (за исключением расходов, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования).
Какие-либо сведения о бюджетных обязательствах муниципальных образований в сфере оказания скорой медицинской помощи в территориальной Программе отсутствуют.
Доказательств того, что перечисление денежных средств на оказание скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) из бюджетов муниципальных образований территориальному фонду обязательного медицинского страхования фактически имеет место, суду не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что включение скорой медицинской помощи подпунктом 3 пункта 14 и подпунктом 4 пункта 16 территориальной Программы в систему обязательного медицинского страхования не соответствует приведенным выше положениям федерального законодательства.
Кроме того, пунктом 21 территориальной Программы установлен перечень заболеваний, при которых амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, включая лекарственное обеспечение, предоставляется в рамках программы обязательного медицинского страхования.
При этом, как справедливо указывает прокурор, в нарушение раздела III федеральной Программы государственных гарантий в программу обязательного медицинского страхования не включена первичная медико-санитарная, неотложная и специализированная медицинская помощь при ВИЧ-инфекции.
Ошибочное невключение в программу обязательного медицинского страхования такого вида медицинской помощи при ВИЧ-инфекции не оспаривается Правительством области.
Однако Правительство Калининградской области до настоящего времени не внесло соответствующие дополнения в территориальную Программу.
С учетом изложенного суд полагает не соответствующим федеральному законодательству пункт 21 территориальной Программы государственных гарантий в части невключения в программу обязательного медицинского страхования первичной медико-санитарной, неотложной и специализированной медицинской помощи при ВИЧ-инфекции.
Суд также считает, что сам по себе факт принятия территориальной программы в октябре 2008 года до утверждения Правительством Российской Федерации федеральной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год не предоставляет органу государственной власти Калининградской области права на занижение федеральных стандартов медицинской помощи и не опровергает доводов прокурора о несоответствии оспариваемых положений пунктов 14, 16, 21 территориальной Программы федеральному законодательству при том, что территориальная Программа государственных гарантий вступила в силу с 1 января 2009 года, то есть одновременно с федеральной Программой.
Доводы Правительства Калининградской области о том, что не представляется возможным приведение нормативов объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в соответствие с федеральной Программой госгарантий при том, что источник покрытия дополнительных расходов не определен, суд полагает не имеющими правового значения при рассмотрении настоящего дела в порядке главы 24 ГПК РФ.
Суд также принимает во внимание, что выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования с учетом совокупных доходных источников их финансового обеспечения, а также стимулирование эффективности реализации территориальных программ подлежит осуществлению в соответствии с законодательством РФ (раздел VI федеральной Программы государственных гарантий).
Такой механизм предусмотрен п. 4 ст. 4 Федерального закона от 25.11.2008 г. N 215-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", а также Правилами использования в 2009 году Федеральным фондом обязательного медицинского страхования средств нормированного страхового запаса, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2009 г. N 69.
При таких обстоятельствах суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании недействующими и не подлежащими применению оспариваемых положений пунктов 14, 16, 21 Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области в 2009 году медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней, утв. постановлением Правительства Калининградской области от 22 октября 2008 года N 696.
Проверяя доводы прокурора о несоответствии федеральному законодательству положений подпункта 2 пункта 27 территориальной Программы в части отсутствия правового регулирования оказания специализированной медицинской помощи в онкологических диспансерах (в части содержания), кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических и других специализированных медицинских учреждениях Калининградской области при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, а также при наркологических заболеваниях, суд принимает во внимание, что правовое регулирование таких видов медицинской помощи в территориальной Программе имеется.
Так, разделом III федеральной Программы государственных гарантий установлен перечень заболеваний, лечение которых должно осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования (инфекционные и паразитарные заболевания, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита; новообразования, болезни эндокринной системы и т.д.).
Кроме того, разделом III федеральной Программы государственных гарантий предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется, в частности, специализированная медицинская помощь, оказываемая в онкологических диспансерах (в части содержания), кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических и других специализированных медицинских учреждениях при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, а также при наркологических заболеваниях.
Пункт 21 территориальной Программы устанавливает более широкий перечень заболеваний, при наличии которых медицинская помощь предоставляется в рамках программы обязательного медицинского страхования, по сравнению с перечнем, приведенным в разделе III федеральной Программы государственных гарантий.
Так, в перечень заболеваний, лечение которых финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальной Программой включены также заболевания, передаваемые половым путем, заразные кожные заболевания, туберкулез и синдром приобретенного иммунодефицита, а также онкологические заболевания, психические расстройства и расстройства поведения.
В то же время, по мнению суда, включение медицинской помощи при таких заболеваниях в систему обязательного медицинского страхования само по себе не означает необоснованного финансирования расходов на оказание медицинской помощи при названных заболеваниях за счет средств обязательного медицинского заболевания.
Из материалов дела следует и не оспаривается прокурором, что с 2006 года в Калининградской области, наряду с некоторыми иными субъектами Российской Федерации, проводится в рамках пилотных проектов переход к одноканальному финансированию медицинской помощи, предусматривающему передачу средств из бюджета субъекта Российской Федерации в территориальный фонд обязательного медицинского страхования на страхование неработающего населения и вследствие этого концентрацию государственных средств в системе обязательного медицинского страхования.
Сам по себе переход к одноканальному финансированию медицинской помощи не противоречит закону при условии перечисления в фонд обязательного медицинского страхования соответствующих бюджетных средств.
Согласно представленным Правительством Калининградской области сведениям специализированная медицинская помощь, оказываемая в соответствующих диспансерах Калининградской области при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, а также при наркологических заболеваниях, финансируется в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования за счет средств бюджета Калининградской области через страховые взносы на обязательное медицинское страхование в порядке одноканального финансирования.
Эти данные объективно подтверждены таблицей 2 "Стоимость программы по источникам финансирования", которая является приложением к территориальной Программе и из которой видно, что средства обязательного медицинского страхования формируются не только за счет налоговых и прочих поступления, но и за счет страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 1657702,5 тыс. руб.
Таким образом, территориальная Программа содержит правовое регулирование оказания специализированной медицинской помощи и такое регулирование не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем суд полагает не подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании недействующим и не подлежащим применению в части подпункт 2 пункта 27 территориальной Программы государственных гарантий.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление прокурора Калининградской области удовлетворить частично.
Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу:
- подпункт 1 пункта 14 главы 4 "Нормативы объемов медицинской помощи" Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области в 2009 году медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней, утв. постановлением Правительства Калининградской области от 22 октября 2008 года N 696, в части установления норматива количества посещений в расчете на одного человека в год - 7,289 посещения, в том числе в рамках программы обязательного медицинского страхования - 7,289 посещения; а также норматива пациенто-дней в дневных стационарах всех типов в расчете на одного человека в год - 0,348 пациенто-дня, в том числе в рамках программы обязательного медицинского страхования - 0,348 пациенто-дня;
- подпункт 2 пункта 14 главы 4 названной Программы в части установления норматива объема стационарной помощи в количестве 2,612 койко-дня в расчете на одного человека в год;
- подпункт 3 пункта 14 главы 4 названной Программы в части установления норматива вызовов скорой медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования - 0,314 вызова на одного человека в год;
- подпункты 1, 2, 3, 4 пункта 16 главы 5 названной Программы в части установления норматива затрат на 1 посещение в амбулаторно-поликлинических учреждениях в среднем 147,9 руб. (за счет средств обязательного медицинского страхования - 147,9 руб.); норматива затрат на 1 пациенто-день в дневных стационарах в среднем 280,0 руб. (за счет средств обязательного медицинского страхования - 280,0 руб.); норматива затрат на 1 койко-день в стационарах в среднем 758,4 руб. (за счет средств обязательного медицинского страхования - 759,63 руб.); норматива затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи - 1012,8 руб. (за счет средств обязательного медицинского страхования - 997,17 руб.);
- пункт 21 главы 7 названной Программы в части невключения в программу обязательного медицинского страхования первичной медико-санитарной, неотложной и специализированной медицинской помощи при ВИЧ-инфекции.
В остальной части в удовлетворении требований прокурору Калининградской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение 10 суток.
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2009 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 26 мая 2009 г. N 3-20/09
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании