Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
главы администрации
городского округа "Город Калининград"
от 10 ноября 2009 г. N 2012
Ведомственная целевая "Программа природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа "Город Калининград" на 2010 год"
Паспорт ведомственной целевой Программы
Наименование ведомства |
Комитет городского хозяйства |
Наименование программы |
Программа природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа "Город Калининград" на 2010 год |
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
Глава администрации городского округа "Город Калининград" |
Цели и задачи программы |
Цель - улучшение экологической обстановки на территории городского округа "Город Калининград". Задачи: 1. Повысить уровень экологического образования и просвещения. 2. Обеспечить полный сбор ртутьсодержащих отходов от муниципальных ЛПУ, МОУ, МДОУ, бюджетных организаций и гарантированную утилизацию отходов в установленном порядке. 3. Выявить несанкционированные сбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в водные объекты, выбросы ЗВ в воздушную среду, превышающие допустимые концентрации, выявить загрязненные участки почв. 4. Получить режимно-справочную информацию о состоянии загрязнения природной среды. |
Целевые индикаторы программы и их значения |
Мероприятия программы направлены на поэтапное достижение целевых количественных показателей. Целевыми индикаторами (показателями) программы и их значениями являются: - количество участвующих в экологических семинарах школьников (повышение экологической грамотности учащихся, пропаганда бережного отношения к природе); - обеспечение полного сбора ртутьсодержащих отходов в количестве 30 тыс. шт. от муниципальных ЛПУ, МОУ, МДОУ, бюджетных организаций и гарантированной утилизации отходов позволит предупредить случаи загрязнения вредными веществами 1 класса опасности; - планируемое количество отобранных проб воды позволит выявить несанкционированные источники загрязнения на основных водных объектах, проб атмосферного воздуха (по обращениям граждан), выявить источники выбросов ЗВ в воздушную среду, превышающие допустимые концентрации, а также источники и характер загрязнения почв; - получаемая ежемесячная и годовая информация о состоянии окружающей среды используется для обеспечения населения достоверной информацией (пресс-релизы комитета городского хозяйства постоянно размещаются в газете "Гражданин" и на сайте администрации городского округа), а также при определении приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды; |
Перечень программных мероприятий |
1. Проведение летнего эколого-краеведческого лагеря "Юный исследователь - 2010"; 2. Проведение смотра-конкурса, научно-практических конференций, семинаров школьников и студентов; 3. Развитие централизованной системы сбора и переработки ртутьсодержащих отходов, образуемых в муниципальных ЛПУ, МОУ, МДОУ, бюджетных организациях. 4. Аналитический контроль за содержанием загрязняющих веществ в стоках предприятий и организаций при сбросе в водоемы и водотоки города, а также за выбросами в воздушную среду и загрязнением почвы. 5. Сбор и представление информации о состоянии загрязнения природной среды на территории городского округа "Город Калининград". |
Сроки и этапы реализации программы |
2010 год |
Объемы финансирования, всего |
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа "Город Калининград" - 2010 г. - 1764,3 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы (в количественно измеряемых показателях) |
- проведение летнего эколого- краеведческого лагеря "Юный исследователь - 2010" не менее чем на 40 школьников; - участие в смотрах-конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах школьников и студентов не менее 300 чел. - обеспечение полного сбора и переработки ртутьсодержащих отходов от муниципальных организаций здравоохранения, образования и бюджетных муниципальных организаций в количестве 30,0 тыс. шт. ртутьсодержащих ламп; - в рамках аналитического контроля за содержанием загрязняющих веществ в стоках предприятий и организаций при сбросе в водоемы и водотоки города, а также за выбросами в воздушную среду и загрязнением почвы планируется отобрать и исследовать следующее количество проб: воды водных объектов - не менее 70; почв в местах загрязнения, в том числе аварийных - не менее 5; источников загрязнения атмосферы - не менее 5. - получение в 2010 году ежемесячного обзора состояния загрязнения окружающей природной среды в количестве 12 шт. и ежегодника состояния загрязнения природной среды в количестве 1 шт. |
I. Анализ текущего состояния в сфере компетенции ведомства
В настоящее время, несмотря на проведение природоохранных мероприятий, в том числе в соответствии с "Программой природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа "Город Калининград" на 2009 г." (далее Программа) и снижению уровня производства на многих предприятиях, проблема загрязнения воздушного бассейна, водоемов и почвы в городе стоит по-прежнему остро. Сокращение крупного промышленного производства не привело к значительному сокращению загрязнения окружающей среды, так как появилось большое количество мелких предприятий, не имеющих эффективных очистных сооружений. Сложная экологическая ситуация связана с комплексом причин как техногенного, так и природного характера.
По данным Калининградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Калининградский ЦГМС) в 2008 году интегральный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) составил 10,8, перейдя от уровня "очень высокий" (2005-2006 г.г.) до уровня "высокий" (2005-2006 г.г. - ИЗА более 14, 2007 году - 11,9). Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на территории города являются автотранспорт, промышленные предприятия и предприятия жилищно-коммунального хозяйств.
В связи с ростом количества единиц автотранспорта, доля автотранспорта в суммарном выбросе вредных веществ в атмосферу в 2008 г. увеличилась и составила 88,15% (58,45 тыс. тонн). Цель прошедшего в 2007-2008 г.г. международного проекта "Загрязнение воздуха в Калининграде, вызванное транспортом: моделирование системы, внедрение и практика" - конструирование модели и инструмента для учета влияния атмосферного воздуха, загрязненного выбросами от автотранспорта, на окружающую среду. Опробованная модель будет использована для подготовки решений руководства в вопросах снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом уже в 2009 г. Кроме того, долгосрочной целевой программой "Развитие транспорта общего пользования городского округа "Город Калининград" в 2009-2013 годах" предусмотрена разработка мероприятий по снижению негативного влияния транспорта общего пользования на экологическую ситуацию на территории города".
Основными стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия коммунального хозяйства и энергетики.
С целью снижения негативного воздействия на окружающую среду, в рамках выполнения природоохранных мероприятий в 2009 г. были закрыты 2 угольные котельные МУП "Калининградтеплосеть".
Неудовлетворительное состояние водотоков и водоемов города обусловлено нарушениями природоохранного законодательства, заключающимися в несанкционированном сбросе сточных вод, а также захламлении русел ручьев и вдоль береговой зоны бытовыми отходами. Большинство очистных сооружений предприятий города не соответствуют современным экологическим требованиям. Существующие городские очистные сооружения города, обеспечивающие только механическую очистку канализационных стоков, морально и физически устарели. В связи с перегруженностью городской канализационной сети несколько десятков тысяч кубических метров канализационных стоков ежегодно сбрасываются в реку Преголя и некоторые ручьи через аварийные выпуски. Следует отметить, что часть стоков МУП КХ "Водоканал" составляют производственные сточные воды промпредприятий, сбрасывающих недостаточно очищенные сточные воды в городскую канализацию.
С июня 2008 г. началась инвентаризация выпусков сточных вод в основные водные объекты городского округа, в рамках которой в 2009 г. были направлены обращения в федеральные надзорные органы по необходимости внеплановых проверок выполнения природоохранного законодательства ООО "Продукты питания", ООО "Балтийский мукомол", ООО "Разгон", ООО "Максик" и др.
На базе разработанного в рамках городской экологической программы 2008 года проекта улучшения санитарного и экологического состояния ручья Гагаринского получена финансовая поддержка со стороны федеральных органов власти на выполнение в 2009-2010 г.г. работ по очистке русла ручья в размере 13 млн. руб.
Загрязнение почв в основном является результатом хозяйственной деятельности юридических лиц и несанкционированного захоронения отходов. Очевидна необходимость более полного учета и контроля за объемами, сбором, транспортировкой и утилизацией отходов от источников образования до места их обезвреживания или захоронения, возможность получения оперативной информации по данному вопросу, а также поддержка существующих производств по утилизации опасных отходов. На базе информационной системы данных по обращению с отходами за 1 полугодие 2009 г. собрана информация по образованию и перемещению отходов от 300 предприятий и организаций города. В городском округе обеспечена централизованная система сбора и вывоза ртутьсодержащих ламп, которая позволила исключить за период действия данной системы случаи загрязнения помещений дошкольных и школьных, лечебных и прочих муниципальных учреждений вредными веществами 1 класса опасности. Создание централизованной системы переработки ртутьсодержащих отходов получило положительную оценку Счетной палаты Российской Федерации. За период 2006 - 1 полугодие 2009 г.г. переработано 79,022 тыс. шт. ртутьсодержащих ламп. Централизованный сбор ртутьсодержащих отходов и их утилизация позволяет сэкономить 41% бюджетных средств в отличие от проведения этой работы каждым муниципальным учреждением в отдельности. Представляется необходимым продолжение данной работы с обеспечением полного сбора ртутьсодержащих отходов от муниципальных ЛПУ, МОУ, МДОУ, бюджетных учреждений.
Экологическое образование и экологическое воспитание является одним из основных индикаторов, определяющих успешное устойчивое развитие городского округа. Ежегодно проводятся летние экологические лагеря школьников из разных школ города, в которых учащиеся помимо семинарских занятий проводили в Калининградской области исследовательские работы по вопросам гидрологии, микологии, истории, этнографии со своими учителями и преподавателями из КГТУ, РГУ им. И. Канта. За 2006-2009 г.г. в экологических лагерях приняли участие 249 школьников. Кроме того, были проведены смотры-конкурсы экологической деятельности школ города, в которых приняли участие около 900 учащихся из 21 школы. Информированность общественности по вопросам охраны окружающей среды, понимание жителями города происходящих процессов, уровень полученных знаний формирует у населения осознанную необходимость бережного отношения к окружающей природной среде.
Опыт реализации Программы диктует необходимость систематического и комплексного подхода к решению городских экологических проблем.
II. Цели и задачи Программы и обоснование их выбора
Загрязнение окружающей среды - фактор, способный оказывать влияние на здоровье населения наравне с социально-экономическими факторами. Все возрастающее воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду диктует необходимость контроля ее состояния и осуществление природоохранных мероприятий, компенсирующих это воздействие и обеспечивающих оптимальное состояние окружающей природной среды для человека и живых существ.
Вследствие этих причин, а также в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс, согласно которому 40% средств от платежей за негативное воздействие на окружающую среду с 2005 года поступают в местные бюджеты, возникла необходимость в разработке Программы природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки в г. Калининграде. В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, со ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ, ст. 3 Устава городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 12.07.2007 г. N 257, к компетенции органов местного самоуправления относятся организация мероприятий по охране окружающей среды, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах городского округа. В соответствии с законом Калининградской области "Об экологической политике в Калининградской области" от 21.06.1999 г. N 133 разработка муниципальных экологических программ относится к компетенции органов местного самоуправления в вопросах экологической политики.
Предлагаемая ведомственная целевая "Программа природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа "Город Калининград" на 2010 год" направлена на обеспечение реализации государственной и региональной политики в области охраны окружающей среды и создания благоприятной среды обитания для населения города и является логическим продолжением "Программы природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа "Город Калининград" на 2009 год".
Комплекс разрабатываемых программных мероприятий позволит поэтапно снижать негативное воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, что приведет к улучшению экологической ситуации на территории городского округа.
Промедление с решением существующих проблем и с изменением отношения к окружающей среде не только повлечет повышение уровня загрязнения воды, воздуха, почвы, но и нанесет дальнейший вред природе, приведет к ухудшению здоровья населения городского округа "Город Калининград" и, в конечном итоге, к серьезным экономическим и социальным последствиям.
Решение проблемы программным методом дает возможность более эффективно использовать средства, полученные за негативное воздействие на окружающую среду, в целях улучшения экологической обстановки и поэтапного выхода на нормативный уровень показателей, характеризующих состояние окружающей среды.
В рамках разрабатываемой Программы необходимо выполнить ряд следующих задач:
1. Повысить уровень экологического образования и просвещения - провести летний эколого-краеведческий лагерь "Юный исследователь - 2010", в рамках которого школьники из разных школ города, помимо обучения, будут проводить исследовательские работы по вопросам гидрологии, микологии, истории, этнографии Калининградской области, а также провести ежегодный смотр-конкурс экологической деятельности школ (повышение экологической грамотности учащихся, пропаганда бережного отношения к природе).
2. Обеспечить полный сбор ртутьсодержащих отходов (30 тыс. шт. ртутьсодержащих ламп - ежегодный сбор ртутьсодержащих ламп в муниципальных учреждениях) от муниципальных ЛПУ, МОУ, МДОУ, бюджетных организаций и гарантированную утилизацию отходов в установленном порядке - свести к минимуму объемы временно складируемых в муниципальных учреждениях ртутьсодержащих отходов с целью исключения случаев загрязнения помещений веществами 1 класса опасности и попадания опасных отходов в бытовые отходы.
3. Выявить несанкционированные сбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в водные объекты, выбросы ЗВ в воздушную среду, превышающие допустимые концентрации, выявить загрязненные участки почв - выполнение данного мероприятия позволит снизить поступление загрязняющих веществ в водные объекты за счет выявления и последующего закрытия несанкционированных источников сброса загрязняющих веществ со сточными водами в рамках начавшейся в 2008 году инвентаризации источников сброса сточных вод в основные водные объекты городского округа (постановление главы администрации городского округа "Город Калининград" от 18.06.2008 г. N 1075). Исследование проб атмосферного воздуха (по обращениям граждан) позволит выявить источники выбросов ЗВ в воздушную среду, превышающие допустимые концентрации, для принятия мер к предприятиям-нарушителям. Исследование проб загрязненных территорий позволит выявить источники и характер загрязнения почв.
4. Получить режимно-справочную информацию о состоянии загрязнения природной среды - получаемая ежемесячная и годовая информация о состоянии окружающей среды используется для обеспечения населения достоверной информацией (пресс-релизы комитета городского хозяйства постоянно размещаются в газете "Гражданин" и на сайте администрации городского округа), а также при определении приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды.
III. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий с указанием исполнителей, сроков исполнения, описанием ожидаемых результатов и значения измеряемых целевых индикаторов решения задач и реализации мероприятий представлены в таблице 1.
Перечень мероприятий ведомственной целевой Программы природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа "Город Калининград" на 2010 год"
Таблица 1
IV. Ресурсное обеспечение программы: кадровое, техническое, организационное и финансовое обеспечение
Заказчиком Программы является Комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград". К участию в реализации природоохранных мероприятий привлекаются исполнители, выбираемые на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Финансирование мероприятий осуществляет комитет городского хозяйства в соответствии с муниципальными контрактами, заключаемыми с исполнителями. Общий объем финансирования мероприятий за счет средств городского бюджета составляет 1 764,3 тыс. руб. Прогнозируемое поступление финансовых средств в бюджет г. Калининграда за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду и штрафы за экологические правонарушения на 2010 год - 18 000,0 тыс. руб.
Необходимый объем финансирования природоохранных мероприятий представлен в таблице 2.
Объемы и источники финансирования природоохранных мероприятий
Таблица 2
Мероприятие |
Исполнитель |
Сметная стоимость, тыс. руб. |
Источник финансирования |
Мероприятие 1. Проведение летнего эколого-краеведческого лагеря "Юный исследователь - 2010" |
Исполнитель, выбираемый на конкурсной основе |
500,0 |
Бюджет городского округа |
Мероприятие 2. Проведение смотра-конкурса, научно-практических конференций, семинаров школьников и студентов; |
Исполнитель, выбираемый на конкурсной основе |
140,0 |
-"- |
Мероприятие 3. Обеспечение централизованной системы сбора и переработки ртутьсодержащих отходов, образуемых в муниципальных ЛПУ, МОУ, МДОУ, бюджетных организациях |
Исполнитель, выбираемый на конкурсной основе |
330,0 |
-"- |
Мероприятие 4. Аналитический контроль за содержанием загрязняющих веществ в стоках предприятий и организаций при сбросе в водоемы и водотоки города, а также за выбросами в воздушную среду и загрязнением почвы |
Исполнитель, выбираемый на конкурсной основе |
497,6 |
-"- |
Мероприятие 5. Сбор и представление информации о состоянии загрязнения природной среды на территории городского округа "Город Калининград" |
Исполнитель, выбираемый на конкурсной основе
|
296,7 |
-"- |
Итого |
|
1764,3 |
Бюджет городского округа |
VI. Описание ожидаемых результатов (социально-экономических последствий) реализации Программы, общей оценки ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели ведомства
Реализация мероприятий Программы позволит улучшить экологическую обстановку на территории городского округа "Город Калининград". По итогам реализации мероприятий Программы прогнозируется следующий результат:
- повышение уровня экологического образования и просвещения (участие в летнем эколого-краеведческом лагере "Юный исследователь - 2010" не менее 40 школьников; участие в смотрах-конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах школьников и студентов - не менее 300 человек.
- обеспечение сбора и переработки ртутьсодержащих отходов от муниципальных организаций здравоохранения, образования и бюджетных муниципальных организаций до 30,0 тыс. шт. ртутьсодержащих ламп;
- в рамках аналитического контроля за содержанием загрязняющих веществ в стоках предприятий и организаций при сбросе в водоемы и водотоки города, а также за выбросами в воздушную среду и загрязнением почвы планируется отобрать и исследовать следующее количество проб: воды водных объектов - не менее 70; почв в местах загрязнения, в том числе аварийных - не менее 5; источников загрязнения атмосферы - не менее 5;
- получение ежемесячного обзора состояния загрязнения окружающей природной среды в количестве 12 шт. и ежегодника состояния загрязнения природной среды в количестве 1 шт.
VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам (этапам) в течение всего срока реализации программы
Оценка эффективности расходования бюджетных средств на выполнение природоохранных мероприятий определяется следующими показателями:
- Участие не менее 40 школьников - мероприятие 1. Проведение летнего эколого-краеведческого лагеря "Юный исследователь-2010". Сметная стоимость мероприятия - 500,0 тыс. руб.
- Участие не менее 300 человек - мероприятие 2. Проведение смотра-конкурса, научно-практических конференций, семинаров школьников и студентов. Сметная стоимость мероприятия - 140,0 тыс. руб.
- Обеспечение переработки ртутьсодержащих ламп до 30,0 тыс. шт. - мероприятие 3. Развитие централизованной системы сбора и переработки ртутьсодержащих отходов, образуемых в муниципальных ЛПУ, МОУ, МДОУ, бюджетных организациях. Сметная стоимость выполнения работ - 330,0 тыс. руб.
- Отбор и исследование проб воды водных объектов - не менее 70, почв в местах загрязнения, в том числе аварийных - не менее 5, источников загрязнения атмосферы - не менее 5 - мероприятие 4. Аналитический контроль за содержанием загрязняющих веществ в стоках предприятий и организаций при сбросе в водоемы и водотоки города, а также за выбросами в воздушную среду и загрязнением почвы. Сметная стоимость выполнения работ 497,6 тыс. руб.
- Получение ежемесячного обзора состояния загрязнения окружающей природной среды на территории городского округа в количестве 12 шт. и ежегодника состояния загрязнения природной среды в количестве 1 шт. - мероприятие 5. Сбор и представление информации о состоянии загрязнения природной среды на территории городского округа "Город Калининград". Сметная стоимость услуг - 296,7 тыс. руб.
Следует отметить, что при оценке экономических показателей природоохранных мероприятий недостаточно учитывать только расходы и натуральные показатели сокращения негативного воздействия, для природоохранных мероприятий характерна "запаздывающая" эффективность, когда результаты от того или иного мероприятия могут появиться через определенное время. К таким мероприятиям относится плановая работа по повышению экологической культуры населения и пропаганде бережного отношения к природному комплексу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.