Решение Калининградского областного суда
от 27 ноября 2009 г. N 3-73/09
Определением СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 71-Г09-26 настоящее решение оставлено без изменения
Калининградский областной суд в лице судьи - С.А.А.
с участием прокурора - К.М.Ю.
при секретаре - П.Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.А.В. об оспаривании в части Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области" (в редакции Закона от 16 февраля 2009 года),
у с т а н о в и л :
Калининградской областной Думой 21 февраля 2008 года принят и 18 марта 2008 года Губернатором Калининградской области подписан Закон Калининградской области N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области", официально опубликованный в издании "Калининградская правда", N 52, 26 марта 2008 года.
Пунктом 3 ст. 77 названного Закона области предусмотрено, что подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону (абзац 1); в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. В подписном листе указываются также сведения о принадлежности кандидата к общественному объединению и о его статусе в этом общественном объединении, если о членстве в нем он указал в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 24 настоящего Закона (абзац 2).
Приложением N 1 установлена форма подписного листа для кандидатов, выдвигаемых в порядке самовыдвижения.
В форме подписного листа после слов "мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем самовыдвижение кандидатом в депутаты (кандидатом на должность главы муниципального образования ... по избирательному округу N _______ (*)" стоит сноска, в которой указано, что данные по избирательному округу указываются только в подписных листах кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования.
В силу п. 1 ст. 110 названного Закона области он вступил в силу через 10 дней со дня его официального опубликования и не распространяется на правоотношения, возникшие в связи с проведением муниципальных выборов, назначенных до его вступления в силу.
Законом Калининградской области от 16 февраля 2009 года N 328, официально опубликованным 28 февраля 2009 года и вступившим в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, внесены изменения в статьи 23 и 86 Закона области N 231 от 18 марта 2008 года.
Ш.А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании приведенных положений пункта 3 статьи 77 Закона области и Приложения N 1 к данному Закону, на основании которых решением Зеленоградской территориальной избирательной комиссии от 9 сентября 2009 года N 69/327-2, оставленным без изменения вступившим в законную силу решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 21 сентября 2009 года, ему было отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования "Красноторовское сельское поселение" только по тому основанию, что в подписных листах не указано наименование избирательного округа, что свидетельствует о несоблюдении формы всех представленных для регистрации Ш.А.В. подписных листов. Заявитель считает, что приведенные выше нормы Закона Калининградской области N 231 от 18 марта 2008 года не соответствуют ст. 21 Федерального закона N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избираться и быть избранными в органы местного самоуправления" в части установления обязанности указывать в подписных листах наименование избирательного округа, а также объема сведений о кандидатах, указываемых в подписных листах. Более того, даже в том случае, если субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать форму подписных листов и их содержание, то, по утверждению заявителя, вышеприведенные положения пункта 3 ст. 77 и форма подписного листа согласно Приложению N 1 неоднозначны, неясны и не позволяют сделать определенный вывод о том, следует ли кандидату на должность главы муниципального образования указывать наименование избирательного округа в подписном листе. Считает, что сноска в приложении N 1 к Закону обязывает кандидата не указывать наименование избирательного округа при проведении выборов главы муниципального образования, поскольку в силу закона такие выборы проводятся по единому избирательному округу. Ссылается на нарушение его пассивного избирательного права оспариваемыми нормами Закона области N 231 от 18 марта 2008 года.
Ш.А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие в присутствии его представителя П.Н.С., в связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя (ч.ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ).
Представитель Ш.А.В. - П.Н.С. требования поддержала, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель Калининградской областной Думы К.А.А. полагал заявление не подлежащим удовлетворению.
Определением судьи Калининградского областного суда от 9 ноября 2009 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен разработчик проекта Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области" - избирательная комиссия Калининградской области.
Представитель избирательной комиссии Калининградской области Б.И.Н. просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав пояснения представителей заявителя, Калининградской областной Думы, избирательной комиссии Калининградской области, заключение прокурора об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона N 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избираться и быть избранными в органы местного самоуправления" определена сфера действия настоящего Федерального закона, который подлежит применению в случаях, если:
законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;
представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;
в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;
полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;
законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;
истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;
отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;
органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;
в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (пункт 1 статьи 1).
Только наличие какого-либо из перечисленных обстоятельств, перечень которых является исчерпывающим, является основанием для применения Федерального закона N 138-ФЗ.
Таких оснований, обязывающих учитывать положения Федерального закона N 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года в ходе подготовки и проведения в октябре 2009 года выборов главы муниципального образования "Красноторовское сельское поселение", не имеется.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 настоящего Федерального закона он применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Принимая во внимание положения пункта 2 ст. 1 Федерального закона N 138-ФЗ и установление Законом области N 231 от 18 марта 2008 года порядка проведения муниципальных выборов, суд считает необоснованным довод заявителя о несоответствии оспариваемых положений Закона области нормам Федерального закона N 138-ФЗ.
Согласно пункту 3 ст. 23 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены только указываемые в подписном листе объем сведений об избирателе, участнике референдума и порядок внесения подписи избирателя в подписном листе.
При этом пунктом 8 ст. 37 названного Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом, под которым понимается в силу п. 17 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ, в частности, закон субъекта Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать форму подписного листа и порядок его заверения и такое право реализовано законодателем Калининградской области путем принятия Закона Калининградской области N 231 от 18 марта 2008 года "О муниципальных выборах в Калининградской области".
Утверждения заявителя о неопределенности оспариваемых им норм Закона области N 231 от 18 марта 2008 года являются ошибочными.
На основании п. 3 ст. 77 Закона области "подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается".
В силу этой нормы закона указание фамилии, имени, отчества, числа, месяца и года рождения, основного места работы или службы и занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, и наименования избирательного округа, в котором он выдвигается, является обязательным.
В отношении кандидатов, являющихся депутатами и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, законом установлено дополнительное требование: они обязаны указывать в подписных листах сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Утверждения заявителя о том, что в соответствии с п. 3 ст. 77 Закона области сведения с указанием наименования представительного органа, наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, и наименования избирательного округа, в котором он выдвигается, указываются, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, основаны на неправильном толковании закона.
Так, слово "наименование" применительно к представительному органу, в котором являющийся депутатом кандидат исполняет обязанности на непостоянной основе, применено законодателем Калининградской области в ином склонении по сравнению со склонением этого же термина применительно к наименованию избирательного округа, в котором выдвигается кандидат.
Таким образом, с учетом буквального толкования положений пункта 3 ст. 77 Закона области можно сделать вывод о том, что указание в подписном листе наименования избирательного округа, в котором выдвигается кандидат, является обязательным независимо от того, является ли кандидат депутатом представительного органа местного самоуправления и выдвигается ли кандидат на должность главы муниципального образования либо депутата местного совета.
Суд также принимает во внимание, что примененная законодателем Калининградской области в абзаце втором пункта 3 ст. 77 Закона конструкция предложения содержится до настоящего времени в федеральном законодательстве.
Так, согласно пункту 5 ст. 36 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" при сборе подписей избирателей в подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата, занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, а также наименование политической партии, выдвинувшей кандидата, либо делается запись: "Самовыдвижение".
Приведенная норма Федерального закона N 19-ФЗ, по мнению суда, является дополнительным подтверждением обоснованности позиции Калининградской областной Думы и избирательной комиссии Калининградской области об отсутствии противоречий между абзацем вторым пункта 3 ст. 77 Закона Калининградской области N 231 от 18 марта 2008 года и федеральным законодательством.
Приложением N 1 к названному Закону области установлена форма подписного листа в поддержку самовыдвижения кандидата, в которой предусмотрена обязанность по указанию в преамбуле подписного листа названия избирательного округа и его номера, при этом такое приложение N 1 имеет сноску, в соответствии с которой данные по избирательному округу указываются только в подписных листах кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования.
Вместе с тем, из положений приложения N 1 к Закону области во взаимосвязи с нормой, содержащейся в пункте 3 ст. 77 Закона, следует, что в подписном листе все кандидаты обязаны указывать наименование избирательного округа (в частности, при выдвижении на должность главы муниципального образования - единый избирательный округ), а в случае выдвижения кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования - дополнительно номер избирательного округа.
Приведенные выше нормы закона являются ясными и не допускают какого-либо иного толкования.
Само по себе то обстоятельство, что в силу п. 1 ст. 13 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области" выборы главы муниципального образования проводятся по единому избирательному округу, не освобождает кандидатов, по мнению суда, от обязанности по соблюдению формы подписного листа, в том числе от обязанности указывать наименование избирательного округа.
На основании ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку Закон Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области" в оспариваемой заявителем части принят с соблюдением компетенции субъекта Российской Федерации по регулированию отношений в сфере муниципальных выборов, не противоречит федеральному законодательству, не содержит неопределенности и не нарушает пассивного избирательного права Ш.А.В., суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Ш.А.В. об оспаривании пункта 3 ст. 77 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области" (в редакции Закона от 16 февраля 2009 года) и Приложения N 1 к названному Закону - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской# областной суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2009 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 27 ноября 2009 г. N 3-73/09
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании