Решение Калининградского областного суда
от 29 октября 2009 г. N 3-64/2009
Определением СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 10 февраля 2010 г. N 71-Г09-27 настоящее решение оставлено без изменения
Калининградский областной суд в лице судьи - С.А.А.
при секретаре - П.Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р.Н.М. об оспаривании постановления Правительства Калининградской области от 21 ноября 2008 года N 765 "О внесении дополнения в постановление Правительства Калининградской области от 15 февраля 2007 года N 61 "О порядке возмещения расходов лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, на установку телефона и проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом",
у с т а н о в и л :
Пунктом 1 постановления Правительства Калининградской области от 21 ноября 2008 года N 765 внесено дополнение в Порядок возмещения расходов лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, на установку телефона и проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, утв. постановлением от 15 февраля 2007 года N 61, а именно: подпункт 2 пункта 3 Порядка после слов "подтверждающих фактические расходы граждан" дополнен словами "; если при наличии железнодорожного сообщения гражданами использовался другой вид транспорта (водный, воздушный, междугородный автомобильный транспорт), возмещение затрат осуществляется в размере 100 процентов стоимости плацкартного проезда железнодорожным транспортом, но не более фактических расходов".
В силу пункта 2 постановления оно вступило в силу со дня его официального опубликования и распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
Постановление Правительства Калининградской области от 21 ноября 2008 года N 765 официально опубликовано 28 ноября 2008 года.
Р.Н.М. обратился с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению со дня принятия постановления Правительства Калининградской области от 21 ноября 2008 года N 765, ссылаясь на то, что заявитель является пенсионером и относится к категории лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных. Оспариваемое постановление, по утверждению заявителя, не соответствует Закону Калининградской области от 16 декабря 2004 года N 473 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области", в соответствии со статьей 2 которого Правительство области, определяя порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, не имеет права уменьшить размер таких мер. Постановлением Правительства области от 21 ноября 2008 года N 765 фактически уменьшен размер возмещения затрат на проезд названной категории граждан при том, что статьей 6 Закона области размер возмещения затрат на проезд не ограничен стоимостью проезда в плацкартном вагоне железнодорожного транспорта, а до принятия оспариваемого постановления от 21 ноября 2008 года N 765 в целях возмещения затрат на проезд за основу бралась стоимость проезда в купейном вагоне. Кроме того, действие оспариваемого постановления, ухудшающего положение льготной категории граждан, незаконно распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Оспариваемым постановлением нарушены законные права и интересы заявителя на свободу выбора средств передвижения и создание комфортных условий проезда.
В судебное заседание Р.Н.М. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела с участием его представителя М.И.В.
Представитель Р.Н.М. - М.И.В. требования поддержала, изложив в их обоснование аналогичные доводы. Кроме того, дополнила основания заявления ссылками на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта принципу равенства, поскольку лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, осуществлявшим проезд железнодорожным транспортом, производится возмещение затрат на проезд исходя из фактических расходов, а лицам этой же категории, использовавшим другой вид транспорта, - исходя из стоимости проезда в плацкартном вагоне, то есть в меньшем размере.
Представители Правительства Калининградской области Г.А.Л. и А.М.А. полагали заявление не подлежащим удовлетворению.
Выслушав пояснения представителей заявителя и Правительства Калининградской области, суд приходит к следующему.
На основании пункта "ж" части 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На основании п. "е" ст. 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Закона РФ от 22 декабря 1992 года N 4185-1) лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ редакция статьи 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" изменена и предусмотрено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации; расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации; Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Передавая полномочия по осуществлению социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, Федеральный закон N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года предусмотрел дополнительные гарантии, обеспечивающие сохранение сложившегося уровня социальной защиты. Так, в соответствии с его преамбулой и статьей 153 при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Принятым во исполнение статьи 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" Законом Калининградской области от 16 декабря 2004 года N 473 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области" (в редакции Закона области от 15 ноября 2006 года N 76) установлены меры социальной поддержки лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, лиц, пострадавших от политических репрессий, при этом предусмотрено, в частности, право данной категории граждан на возмещение затрат на проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда (п.п. 2 п. 2 ст. 6),
Из содержания, приведенных положений закона следует, что лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеют право на полное возмещение затрат на проезд один раз в год любым железнодорожным транспортом (без ограничения категории комфортности и в пределах фактических расходов) и право на возмещение затрат на проезд в размере 50% стоимости проезда иным видом транспорта лишь при условии использования водного, воздушного или междугородного автомобильного транспорта ввиду отсутствия железнодорожного сообщения.
На основании ст. 2 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года N 473 условия и порядок предоставления мер социальной поддержки определяются Правительством области.
Во исполнение этой нормы закона постановлением Правительства Калининградской области от 15 февраля 2007 года N 61 установлен Порядок, возмещения расходов лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, на установку телефона и проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом.
Согласно подпункту 2 пункта 3 Порядка возмещения расходов лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, на установку телефона и проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, утв. постановлением Правительства Калининградской области от 15 февраля 2007 года N 61 (в первоначальной редакции), названная категория граждан имеет право на возмещение затрат по оплате проезда (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом на основании документов (проездных билетов), подтверждающих фактические расходы граждан.
Возможность возмещения затрат в случае проезда водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом при наличии железнодорожного сообщения предусмотрена не была.
В дальнейшем пунктом 1 постановления Правительства Калининградской области от 21 ноября 2008 года N 765 вышеуказанный подпункт 2 пункта 3 после слов "подтверждающих фактические расходы граждан" дополнен словами "; если при наличии железнодорожного сообщения гражданами использовался другой вид транспорта (водный, воздушный, междугородный автомобильный транспорт), возмещение затрат осуществляется в размере 100 процентов стоимости плацкартного проезда железнодорожным транспортом, но не более фактических расходов".
Из буквального содержания приведенных норм следует, что оспариваемым постановлением Правительства Калининградской области от 21 ноября 2008 года N 765 установлена дополнительная возможность возмещения затрат на проезд лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, в случае, если эти лица при наличии железнодорожного сообщения воспользовались иными видами транспорта.
В судебном заседании представители Правительства Калининградской области настаивали на том, что до принятия оспариваемого постановления от 21 ноября 2008 года N 765 возмещение затрат на проезд воздушным и иными видами транспорта при наличии железнодорожного сообщения не производилось, в подтверждение чего представили соответствующие сведения ОГУ "Центр социальной поддержки населения".
Р.Н.М. не представил суду сведений о том, что кому-либо из граждан указанной категории до принятия оспариваемого постановления Правительства области N 765 было произведено возмещение затрат на проезд иным видом транспортом при наличии железнодорожного сообщения. Не производилось такое возмещение стоимости проезда и самому заявителю, которому возмещены в полном объеме затраты по проезду железнодорожным транспортом в 2006 и 2007 г.г., а в 2008 году возмещены расходы в полном объеме по проезду железнодорожным транспортом в направлении Калининград-Москва и выплачена компенсация проезда по представленному авиабилету в направлении Москва-Ларнака и обратно в пределах стоимости проезда в плацкартном вагоне по территории Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Правительство области, действуя в пределах своей компетенции, при реализации правомочия по определению порядка возмещения затрат на проезд лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, не уменьшило размер возмещения затрат и, соответственно, не ухудшило положение данной категории граждан, на что ошибочно ссылался заявитель.
Утверждения о том, что пункт 1 оспариваемого постановления Правительства Калининградской области нарушает принцип равенства граждан одной категории, суд полагает не основанными на законе, поскольку лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, не лишены права выбора вида транспорта при одновременном наличии железнодорожного и других видов сообщения и при осведомленности об отсутствии иного (помимо установленного оспариваемым постановлением Правительства области) правового регулирования порядка возмещения затрат на проезд иными видами транспорта при наличии железнодорожного сообщения.
На основании пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъекты Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Согласно ст. 33 Закона Калининградской области от 10 ноября 1997 года N 38 "О правовых актах органов государственной власти Калининградской области" действие правового акта органа государственной власти области не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, если иное не установлено в самом акте (п. 1); придание правовому акту обратной силы не допускается, если: правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность; правовой акт вводит новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет или в областные внебюджетные фонды либо иным образом ухудшает положение налогоплательщиков; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области (п. 2).
Принимая во внимание, что пунктом 1 оспариваемого постановления Правительства области от 21 ноября 2008 года N 765 не уменьшены объем и условия предоставления мер социальной поддержки лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, по сравнению с действовавшим до его принятия законодательством и, напротив, усилена социальная защищенность данной категории граждан за счет бюджета Калининградской области, а также не установлено какой-либо ответственности и не возложено новых дополнительных обязанностей, суд приходит к выводу о том, что предусмотренный пунктом 2 оспариваемого постановления порядок введения его в действие (в том числе придание ему обратной силы) не противоречит федеральному и региональному законодательству и не нарушает права граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
По смыслу ч. 1 ст. 251, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части по требованию гражданина при одновременном наличии двух условий: несоответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод гражданина.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит закону и не нарушает прав и свобод Р.Н.М., суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Р.Н.М. о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Калининградской области от 21 ноября 2008 года N 765 "О внесении дополнения в постановление Правительства Калининградской области от 15 февраля 2007 года N 61 "О порядке возмещения расходов лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, на установку телефона и проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской# областной суд в течение 10 суток.
Мотивированное решение составлено 2 ноября 2009 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 29 октября 2009 г. N 3-64/2009
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании