Письмо Управления МНС по г. Москве от 23 марта 2000 г. N 30-12/12275
Вопрос: Типичная последовательность действий инспекторов территориальных ИМНС при проверке торгового предприятия:
1. Под видом обыкновенного покупателя инспектор покупает какой-либо товар.
2. После окончания денежных расчетов между продавцом и покупателем инспектором объявляется "контрольная покупка".
3. Как правило, продавцу предъявляется так называемое направление на проверку, в котором обычно отсутствует название проверяемой организации и указывается абстрактный адрес.
4. Проверяющие обследуют контрольно-кассовую машину на наличие пломб, голограмм. Проверяется наличие всех необходимых документов.
5. По результатам проверки составляется акт, даже если никаких нарушений не выявлено.
Просим дать ответы на нижеперечисленные вопросы.
1. Законны ли действия инспектора ИМНС, осуществляющего так называемую процедуру "контрольной покупки" (убедительная просьба при положительном ответе на вопрос ссылаться на конкретные нормы действующего законодательства)?
2. Какие обязательные требования должны быть указаны в направлении на проверку торгового предприятия?
3. В случае предъявления неправильно оформленного направления на проверку предприятия, какие действия может (должен) предпринять продавец (киоска, тонара, палатки, павильона - наличие административных лиц предприятия на момент проведения проверки не предусматривается)?
4. Правомерно ли составление акта проверяющими по окончанию проверки, даже если нарушений не обнаружено?
Ответ: 1. В соответствии с действующим законодательством налоговые органы не наделены правом контрольной (проверочной) закупки. С учетом данного обстоятельства был введен Порядок совместных действий органов Госналогслужбы России, ФСНП России, МВД России при проведении проверок соблюдения Закона о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением субъектами предпринимательства при реализации товара на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и других отведенных для торговли местах (утв. Госналогслужбой РФ 11.11.97 N БЕ 6-16/780, МВД РФ 03.11.97 N 1/13929, ФСНП РФ 04.11.97 N НК-3551), а также Методические рекомендации по организации контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. Госналогслужбой РФ и ДНП РФ 29 июля, 3 августа 1994 г. NN НИ-6-14/281, ВЯ-1155), в соответствии с которыми в проверке принимают участие сотрудники органов, наделенных правом контрольной закупки.
Кроме того, проверки выполнения Закона о применении ККМ могут проводится налоговыми инспекторами следующими методами, исключающими осуществление контрольной закупки:
- визуального наблюдения проверяющими за продажей товаров (оказанием услуг, проведением работ) покупателям (клиентам);
- приобретение проверяющими товаров в личное пользование.
2. Объекты проверок (группу объектов) определяет начальник отдела по согласованию с руководителем (заместителем) инспекции. Перед началом проверки в выписываемом поручении на проверку указывается место проверяемых объектов (адрес проверяемого объекта, группы объектов). Вместе с поручением выдаются номерные бланки актов проверки. Проверяющий наделен правом осуществлять проверку неопределенного количества организаций (индивидуальных предпринимателей), поэтому в поручении на проведение проверки не указываются наименования и другие реквизиты конкретных организаций (индивидуальных предпринимателей). В акте, составляемом после проведения проверки, указываются в обязательном порядке: наименование, организационно-правовая форма, месторасположение, дата и номер документа о регистрации, юридический и фактический адрес объекта проверки, а также другие необходимые сведения.
3. В случае предъявления неправильно оформленного поручения на проверку, которое не соответствует установленной вышеназванными Методическими рекомендациями форме, рекомендуется отразить это в акте, составляемом после проведения проверки, поскольку должностному лицу организации предоставлено право давать объяснения по результатам проверки. В соответствии со ст. 231 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, в том числе объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности.
4. Пунктом 4.3 вышеназванных Методических рекомендаций предусмотрено, что результаты проверки оформляются актом и соответствующими приложениями к нему. Акт проверки отражает все выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства по применению ККМ. При отсутствии нарушений делается соответствующая запись. Акт проверки применения ККМ оформляется независимо от того, установлено правонарушение или нет.
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Родионов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 23 марта 2000 г. N 30-12/12275
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 7, 2000 г.