Письмо Управления МНС по г. Москве от 2 февраля 2000 г. N 02-11/1789
Вопрос: 1. В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности перед ООО возник ряд вопросов связанных с применением налогового законодательства, ответы на которые по нашему мнению не достаточно четко дает действующее законодательство.
В частности, имеет ли ООО право взять в зачет по расчетам с Бюджетом суммы НДС, приходящиеся на сверхнормативные издержки обращения, связанные с затратами на рекламу?
Возможно ли в данной ситуации применение п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ и толкование нами законодательства в пользу налогоплательщика ООО?
2. В связи с отсутствием в Инструкции ГНС РФ N 39 от 11.10.95 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (в ред. от 19.07.99) конкретных ограничений на принятие к зачету уплаченного НДС по затратам на рекламу просим дать разъяснения: является ли это основанием для принятия к зачету всего уплаченного по рекламе НДС без учета нормирования данных затрат?
Ответ: В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" учет хозяйственных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. В соответствии с Положением по введению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н (зарегистрирован в Минюсте России 27 августа 1998 года N 1598) хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Законодательство о налогах, ставя правильность исчисления налога в зависимость от отражения хозяйственных операций в регистрах и по счетам бухгалтерского учета, не связывает исчисление налога с моментом отражения хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета, но определяет иные условия для формирования налоговой базы и исчисления суммы налога, подлежащей уплате. Не удивительно, что законодательство о налоге использует понятия, которые не приемлемы для законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, так как понятия "относится" и "фактически отнесена" не согласуются с принципом непрерывности законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, а предполагают наступление (совершение) события (действия) по истечении периода времени.
В целях налогообложения понятие "отнесение на издержки производства и обращения" следует отождествляться не только с фактическим отражением затрат на счетах бухгалтерского учета, но и с их отнесением на себестоимость продукции (работ, услуг). В пункте 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" устанавливает, что зачет (возмещение) суммы налога допускается только по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, то есть на себестоимость продукции (работ, услуг).
Следовательно, в статье 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" при исчислении суммы налог на добавленную стоимость, подлежащей внесению в бюджет, зачету (возмещению), учитываются суммы налога, полученные от покупателей и только суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится или фактически отнесена (списана) на себестоимость продукции (работ, услуг) в установленном порядке.
Таким образом, при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей внесению в бюджет, должны учитываться суммы налога, фактически уплаченные рекламопроизводителям (рекламораспространителям) за оказанные ими рекламные услуги в рамках договора на оказание услуг по рекламе, стоимость которых относится на себестоимость в установленном порядке. Причем данный порядок должен определяться налоговыми нормами.
Себестоимость данных услуг по рекламе представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на их оказание и реализацию.
Для целей налогообложения произведенные организацией (рекламодателем) расходы, в том числе и расходы на рекламу, корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов (постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 661).
В постановлении Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 "Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (далее - Положение) Министерству финансов Российской Федерации было поручено разработать и утвердить нормы и нормативы расходов на рекламу, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения. Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации издало письмо от 6 октября 1992 года N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" (зарегистрировано в Минюсте РФ 7 октября 1992 г. N 71).
Общая величина фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведенным в Приложении 2 к письму Минфина России (в редакции письма Минфина России от 29.04.94 N 56).
Расходы на рекламу, превышающие установленные нормы, на себестоимость для целей налогообложения не относятся.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость по сверхнормативным расходам на рекламу должны относиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Заместитель начальника Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 2 февраля 2000 г. N 02-11/1789
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 4, апрель 2000 г.