Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
102. Организациями без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности в 2009 году использованы инвестиции в основной капитал, направленные в жилищное строительство на сумму 6933,6 млн. рублей, или 21,9% от общего объема инвестиций (2008 год - 15,9%;)
103. В настоящее время застройщиками жилых домов в Калининградской области являются 17 крупных и средних организаций. Наибольшие объемы ввода жилья в 2009 году имели организации: закрытое акционерное общество "Балтийская финансово-строительная компания" - 32,6 тыс. кв. м, общество с ограниченной ответственностью "Ремжилстрой-Инвест" - 31,3 тыс. кв. м, общество с ограниченной ответственностью "Тикон" - 15,0 тыс. кв. м, общество с ограниченной ответственностью "АртСпецСтрой" - 13,9 тыс. кв. м, общество с ограниченной ответственностью "Калининграднефтестрой" - 11,4 тыс. кв. м, общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис-Жилстрой" - 11,3 тыс. кв. м.
104. Фактическая стоимость для застройщика является базой при последующем определении цены на жилье. В 2008 году средняя стоимость строительства одного квадратного метра введенной площади жилых домов квартирного типа и общежитий составила 28453,6 рублей, что на 8243,2 рубля выше уровня 2007 года.
105. По-прежнему основной ввод в действие жилых домов сосредоточен в городской местности. За 2008 год по сравнению с 2007 годом в городской местности ввод в действие жилых домов вырос на 6,9%, в сельской местности - на 2,4%.
106. Снижение покупательной способности населения из-за финансового кризиса значительно уменьшило привлекательность жилищного строительства для инвестиций. Это привело к уменьшению производства местных строительных материалов и недозагрузке производственных мощностей организаций строительной индустрии.
107. Кроме того, существуют следующее ограничение развития конкуренции на рынке вновь возводимой жилой недвижимости: рассмотрение представленной документации, заявок на оформление, а также согласование и выдача технических условий для подключения к инженерным сетям осуществляются с затягиванием сроков.
108. Для обеспечения конкуренции на строительном рынке необходимо:
1) обеспечить введение полноценного саморегулирования в строительстве в целях исключения из процесса конкуренции недобросовестных подрядчиков и обеспечения действительно экономически обоснованного снижения расчетных цен на объекты;
2) создать условия для привлечения организаций малого и среднего бизнеса в целях проведения работ, а также проектирования и экспертизы;
3) устранить проблемы подключения новых сооружений к магистральной инфраструктуре, разработать в соответствии с действующим законодательством программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и утвердить инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, в рамках которых должны быть установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры;
4) обеспечить "прозрачность" и административную регламентацию процедур исполнительных органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления Калининградской области по предоставлению лицензий на разработку общераспространенных полезных ископаемых, по утверждению документов территориального планирования и градостроительного зонирования, по выдаче разрешений на строительство и вводу объектов в эксплуатацию.
109. Рынки песка, щебня и гравия Калининградской области являются высоконцентрированными. На рынках песка и гравия доля одного хозяйствующего субъекта - открытое акционерное общество "Калининградский карьер" - составляет более 60%, на рынке щебня 98% добычи приходится на открытое акционерное общество "Калининградский карьер" и открытое акционерное общество "Карьероуправление". К барьерам для входа на товарный рынок нерудных строительных материалов относятся:
1) экономические ограничения:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений в покупку оборудования и техники, необходимых для добычи нерудных строительных материалов, при длительных сроках окупаемости этих вложений;
- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке, обусловлено необходимостью получения лицензии на разработку гравийных и песчаных карьеров;
2) административные ограничения:
- необходимость получения лицензии на разработку гравийных и песчаных карьеров.
110. В целях развития конкуренции на рынках песка, щебня и гравия необходимо обеспечить:
1) проведение либерализации процессов государственного регулирования отрасли в части выдачи разрешений на освоение новых месторождений в соответствии с действующим законодательством;
2) проведение геологоразведочных работ месторождений высококачественного сырья для производства строительной керамики, в том числе облицовочного кирпича;
3) ведение кадастров месторождений для производства строительных материалов различного назначения и размещение этих кадастров в сети Интернет на сайте ответственных органов исполнительной власти Калининградской области;
4) совершенствование областной нормативно-правовой базы недропользования.
111. Участниками рынка производства глиняного (керамического) кирпича в 2009 году являлись более 4 хозяйствующих субъектов. Наибольшие доли приходились на общество с ограниченной ответственностью "Сириус" и общество с ограниченной ответственностью "Балткерамика". Рынок глиняного (керамического) кирпича в Калининградской области является рынком с неразвитой конкуренцией. С вводом в 2010 году в Краснознаменском муниципальном районе общества с ограниченной ответственностью "Пятый элемент" мощностью 52,5 млн. шт. условных кирпичей полностью закрывается потребность Калининградской области в керамическом кирпиче.
112. В 2009 году выявлен лишь один существенный барьер входа на рынок - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости вложений (выражается в потребности в оборудовании и производственных помещениях для производства кирпича). При этом данный барьер является преодолимым, так как затраты, связанные с его преодолением, оправдываются доходами, которые получит хозяйствующий субъект, намеревающийся войти на данный рынок.
113. Реализацией глиняного (керамического) кирпича в Калининградской области занимается более 30 хозяйствующих субъектов. Данный рынок является рынком с умеренно развитой конкуренцией. Выявлено доминирующее положение хозяйствующих субъектов - общество с ограниченной ответственностью "Сириус" (27% от рынка), общество с ограниченной ответственностью "Бетег - предпринимательская группа" (14,5%), общество с ограниченной ответственностью "Салон Росимпорт" (13,5%), совокупная доля которых превысила 50%, а доля каждого - 8%.
114. На рынке производства железобетонных изделий в 2009 году действовало 9 хозяйствующих субъектов. Объем оптового рынка железобетонных изделий в 2008 году составил 256,3 млн. рублей, в первом полугодии 2009 года - 151,6 млн. рублей. Наибольшие доли на рынке занимали открытое акционерное общество "Завод ЖБИ-2" (2008 год - 53,2%, первое полугодие 2009 года - 75,3%) и общество с ограниченной ответственностью "Калининградский завод ЖБИ - Мелиорация" (32,2% и 12,2% соответственно). Доля всех остальных организаций составляла менее 15% в 2008 году и менее 2,5% в первом полугодии 2009 года. Оптовый рынок железобетонных изделий признан высококонцентрированным.
115. Основными факторами, препятствующими новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующим на нем хозяйствующим субъектом, являются следующие факторы:
1) необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
2) наличие экономически оправданного минимального объема производства, связанного со снижением спроса на рынке строительства жилья в связи с экономическим кризисом;
3) транспортные ограничения, связанные с изолированным положением Калининградской области;
4) высокие издержки на инертные материалы (песок, гравий, щебень), необходимые для производства железобетонных изделий;
5) зависимость от поставщиков основного сырья для производства железобетонных изделий - цемента и гранитного щебня;
6) ввоз железобетонных изделий с территории России, из Республики Беларусь.
116. Ввиду ввода организаций строительной индустрии на территории Калининградской области наблюдается снижение поставок в область строительных материалов из Республики Беларусь. В 2008 году в Калининградскую область из Республики Беларусь поступило строительных материалов и изделий на 29,7 млн. долларов США, что ниже уровня 2007 года на 30,8%.
117. Особенностью Калининградской области является то, что в непосредственной близости от ее границ, на территории сопредельных государств, имеется много крупных производителей строительных материалов и изделий, которые, используя льготы режима Особой экономической зоны в Калининградской области (в виде беспошлинного ввоза товаров), а также поддержку своих государств (в виде скрытых экспортных субсидий, возврата НДС), получают лучшие, по сравнению с калининградскими производителями, условия ведения бизнеса.
118. Растущий в последние годы объем импорта строительных материалов приводит к дестабилизации внутреннего рынка и затрудняет реализацию продукции местных производителей. Так, например, при равной себестоимости, разница в отпускных ценах на отечественную и импортную продукцию, обусловленная только начислением НДС на продукцию калининградских производителей, составляет 18%.
119. В целях развития конкуренции на строительном рынке Калининградской области необходимо:
1) стимулирование технического перевооружения существующих производств и создание с целью снижения монополизации строительного рынка новых организаций, производящих современные и качественные строительные материалы на базе местных полезных ископаемых;
2) проведение совместно с научными организациями Калининградской области научно-исследовательских работ по проблемам создания эффективных строительных материалов и технологий.
120. Рынок управления многоквартирными домами в городе Калининграде относится к рынкам с развитой конкуренцией, в то же время в части муниципальных образований Калининградской области обслуживанием всех имеющихся многоквартирных домов занимаются лишь несколько хозяйствующих субъектов. По состоянию на 01 января 2010 года в городе Калининграде на рынке услуг по управлению многоквартирными домами действовало 92 хозяйствующих субъекта. Наибольшие доли рынка в 2009 году занимали общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Балтийского района" (7,11% рынка), общество с ограниченной ответственностью "МУП ЖЭУ N 29" (5,48%), общество с ограниченной ответственностью "Монарх" (4,27%). Вместе с тем, к барьерам входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами относятся:
1) значительные финансовые вложения в капитальный и текущий ремонт жилого фонда, большую часть которого составляет старый и ветхий жилой фонд, а также несвоевременная оплата населением услуг по содержанию жилья;
2) исторически сложившееся у населения предпочтение, которое отдается управляющим компаниям, организованным на базе ЖЭУ, в соотношении с вновь создаваемыми управляющими компаниями.
121. В целях развития конкуренции в сфере управления многоквартирными домами необходимо:
1) устранение административных барьеров при привлечении организаций различной формы собственности к оказанию услуг по управлению многоквартирными домами;
2) установление нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на электроснабжение, отопление, горячее и холодное водоснабжение на уровне, обеспечивающем безубыточную деятельность поставщиков коммунальных ресурсов;
3) внедрение ресурсосберегающих технологий с целью повышения энергоэффективности существующих объектов жилищно-коммунального хозяйства;
4) развитие инициативы собственников жилья в вопросах управления многоквартирными домами, обеспечение условий для "информированного выбора" услуг потребителями;
5) привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию жилищно-коммунальной инфраструктуры и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
6) создание электронного информационного ресурса, посвященного вопросам жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, в целях повышения информированности граждан, членов товариществ собственников жилья об управляющих компаниях, их тарифах, услугах, о возможности выбора управляющей компании, а также возможности и механизмах самостоятельного управления домами;
7) создание общедоступного источника информации по финансовому и техническому состоянию организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
8) создание саморегулируемых организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.