Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Потребительский рынок
31. Потребительский рынок, являясь крупной составной частью экономики Калининградской области, призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечения качества и безопасности их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории Калининградской области, в том числе с учетом развития конкуренции на потребительском рынке.
32. Потребительский рынок Калининградской области состоит из следующих элементов: оптовой торговли; розничной торговли; бытовых услуг, оказываемых населению; общественного питания.
33. Как и в других субъектах Российской Федерации, на розничном рынке продовольственных и промышленных товаров Калининградской области отмечается рост числа и расширение деятельности крупных организаций розничной торговли, применяющих современную сетевую технологию ("розничных сетей"). При этом в последние годы областные сети приобретают мультиформатный характер, то есть развивают свою деятельность как в формате крупных торговых точек (универсамов и супермаркетов), так и в формате небольших магазинов "шаговой" доступности, реализующих продовольственные товары повседневного спроса. Изменения структуры рынка имеют целый ряд следствий с точки зрения возможностей, способов и форм покупки продовольственных товаров населением, соотношения различных форм организации бизнеса в торговле.
34. Современная система оптовой и розничной торговли начала формироваться в 1992 году. В последние годы особенно динамично развивались крупные торговые сети, на долю которых приходится около 45% оборота розничной торговли Калининградской области. В то же время, по состоянию на 01 марта 2009 года, из 27 запланированных к размещению рынков на территории Калининградской области функционирует 21 рынок, из них - 20 универсальных рынков и 1 специализированный (автомобильный) рынок.
35. Кроме того, 3 рынка функционируют как сезонные ярмарки, на 3 рынках (существовавших до вступления в силу Закона о розничных рынках) не завершена реконструкция, и, соответственно, не выдано разрешение на право организации розничного рынка.
36. Доля розничных рынков в суммарном обороте розничной торговли составляет около 6%. В целях расширения рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продукции, выращенной на приусадебных участках, на территориях муниципальных образований Калининградской области организованы ярмарки выходного дня.
37. Общее количество организаций, работающих в секторе оптовой и розничной торговли, а также в секторе оказания платных услуг населению, постоянно возрастает. В 2008 году на территории Калининградской области в секторе оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования было зарегистрировано более 16,5 тысяч# организаций, общая численность занятых в секторе - свыше 40 тысяч человек.
38. Тенденция развития торговых сетей характерна для розничной сети промышленных и продовольственных товаров Калининградской области. На территории города Калининграда в настоящее время имеются торговые точки семи розничных сетей, операторами которых являются пять организаций:
1) общество с ограниченной ответственностью "Калининградрозторг" - владеет сетью магазинов товаров повседневного спроса под торговой маркой "Дешево", с торговой площадью от 130 до 400 кв. м и ассортиментом около 3000 наименований и сетью универсамов под торговой маркой "Квартал", с торговой площадью от 450 кв. м и ассортиментом более 4000 наименований; торговые точки расположены в 12 городах Калининградской области, в том числе, в городе Калининграде;
2) общество с ограниченной ответственностью "Виктория - Балтия" - имеет сеть супермаркетов на территории города Калининграда, с торговой площадью от 1800 до 7000 кв. м и ассортиментом от 2800 до 25000 наименований;
3) общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Вестер" - владеет сетью "магазинов у дома", продающих товары повседневного спроса, под торговой маркой "Сосед", с торговой площадью от 60 до 460 кв. м и ассортиментом от 1500 до 4000 наименований и сетью универсамов и супермаркетов под торговой маркой "Вестер", с торговой площадью от 420 до 3000 кв. м и ассортиментом до 10000 наименований; торговые точки расположены в 6 городах Калининградской области, в том числе в городе Калининграде;
4) общество с ограниченной ответственностью "Седьмой континент - СЗ" - имеет сеть универсамов на территории города Калининграда с торговой площадью до 1900 кв. м;
5) общество с ограниченной ответственностью "КалининградАгроТорг" и общество с ограниченной ответственностью "Торговая сеть Копилка" владеют на территории Калининграда сетями магазинов товаров повседневного спроса и универсамов, работающих под торговой марками "Семья", "Копилка", "Экспресс 7", "Экспресс Маркет", с торговыми площадями от 140 до 520 кв. м и ассортиментом от 4000 до 9000 наименований. Работа под одними торговыми марками и некоторые другие признаки позволяют рассматривать данных участников рынка как группу лиц.
39. Операторы двух сетей - общество с ограниченной ответственностью "Виктория - Балтия" и общество с ограниченной ответственностью "Калининградрозторг" - образуют единую группу лиц, следовательно, при анализе рынка должны рассматриваться как один хозяйствующий субъект.
40. Общество с ограниченной ответственностью "Виктория Балтия" и общество с ограниченной ответственностью "Калининградрозторг" входят в группу лиц с открытым акционерным обществом "Группа компаний "Виктория", основанной в 1993 году и в настоящее время работающей на территориях города Москвы, города Санкт-Петербурга, города Калининграда в форматах "супермаркет", "магазин шаговой доступности" ("Квартал"), "дискаунтер" (магазины "Дешево"), которая специализируется на розничной торговле продовольственными товарами. Под торговой маркой "Виктория" налажен выпуск питьевой воды. При супермаркетах имеются производственные цеха по выпуску хлебобулочных и кулинарных изделий, продукция из цехов ежедневно поступает в торговые залы. В открытое акционерное общество "Группа компаний "Виктория" входит также общество с ограниченной ответственностью "Виктория Кэш К", которому принадлежит магазин оптово-розничной торговли "Кэш энд Кэрри", работающий в формате магазина-склада.
41. Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Вестер" относится к группе компаний "Вестер". В группу входят розничные организации, торгующие не только продовольственными товарами, но и книгами, бытовой техникой и электроникой, парфюмерией и косметикой, фармацевтикой (в том числе работающие под вывесками - "Вестер Супермаркет", "Сосед", "Максимус", "Техновыгода", "Вестер Инфо", "Книги и книжечки", "Алло!", "Монте Кристо", "Напитки мира", "Ля Франсе", "Авиценна"). Группа компаний основана в 1990 году в городе Калининграде и в соответствии с информацией, опубликованной в сети Интернет, группа в конце 2007 года была представлена в 24 городах России, Казахстана и Украины. Группа компаний "Вестер" работает в форматах "супермаркет" и "гипермаркет". Товарооборот группы компаний "Вестер" в 2008 году достиг 22,51 млрд. рублей. С открытием магазина "Бомба" группа компаний "Вестер" представила новый для калининградского рынка формат магазина - "классический гипермаркет". Особенностью этого торгового объекта стала возможность приобретения покупателями товара в розницу, оптом и мелким оптом.
42. Открытое акционерное общество "Седьмой континент" основано в 1994 году в городе Москве. В конце декабря 2007 года 127 магазинов сети были расположены не только в городе Москве и Московской области, но и в городе Калининграде и Калининградской области, в городе Перми, городе Санкт-Петербурге, городе Рязани, городе Челябинске, городе Минске (Республика Беларусь) в форматах "супермаркет", "магазин шаговой доступности", "гипермаркет". Организация активно привлекает капитал путем осуществления дополнительных эмиссий акций. Торговый оператор "Седьмой Континент" вошел на калининградский рынок через покупку местной сети "Алтын", а затем выкупил права аренды на все магазины московской сети "Самохвал".
43. Доли сетевых организаций по объемам продаж отдельных видов продовольственных товаров значительно колеблются, что является косвенным свидетельством различной рыночной силы розничных организаций в сфере реализации отдельных видов товаров.
44. Например, доля открытого акционерного общества "Группа компаний "Виктория" в розничном товарообороте крупных и средних организаций колеблется от 5% по товарной позиции "мясо и птица" до 80% по продаже овощей. Также значительную долю имеет группа лиц в реализации колбасных изделий (около 40%) и сыров (около 50%). С учетом того, что аналогичная картина складывается также при анализе структуры продаж в разрезе товарных групп по другим сетевым организациям, становится понятно, по каким товарным позициям розничные сети могут оказывать существенное влияние на конкурентную среду и ценообразование в сфере розничной торговли Калининградской области.
45. Показатель среднедушевого оборота розничной торговли и платных услуг в Калининградской области отстает от данных по Российской Федерации приблизительно на 20%. На формирование данного показателя влияет ряд внутренних и внешних факторов: уровень развития потребительского рынка, его инфраструктура, численность населения и его платежеспособность, экономическая и социальная политика государства, наличие благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.
46. В Калининградской области выявлены следующие барьеры входа на рынок оптовой и розничной торговли:
1) развитие крупных торговых сетей может создать ряд проблем для конкурентной среды в сфере розничной торговли, это касается, в первую очередь, угрозы более частого применения антиконкурентных ограничений в контрактах, связывающих участников цепочки поставки товара, что влечет сдерживание производства, вытеснение с рынка малых форм организации торговли и определенного ассортимента;
2) ограничения, связанные со сформировавшейся структурой розничной торговли в разрезе различных форматов торговли, не являющихся взаимозаменяемыми для потребителей: рынок розничной торговли через торговые точки крупных форматов оценивается как высококонцентрированный и для входа новых операторов розничных сетей и независимых торговых точек в данный сегмент требуются значительные инвестиции; кроме того, взаимное влияние конкурирующих сетевых организаций и независимых торговых точек, реализующих различные форматы торговли, является несимметричным, крупные сетевые организации ощущают конкуренцию только со стороны других розничных сетей, малый бизнес и представители мелкорозничной торговли практически не оказывают влияние на деятельность и ценовую политику крупных розничных организаций, однако, в свою очередь, крупные розничные сети существенно влияют на деятельность независимых торговых точек, вытесняя малый бизнес и "неорганизованную" торговлю;
3) эксклавность Калининградской области и относительно небольшой покупательский спрос населения.
47. К факторам, ограничивающим конкуренцию в отрасли, относятся прежде всего те факторы, с помощью которых крупные участники рынка могут усложнять доступ конкурентов на рынок:
1) сетевой характер бизнеса, особенно с учетом того, что ряд областных розничных организаций работают одновременно в различных форматах (что способствует более широкому охвату различных групп потребителей, продвижению единого брэнда розничной сети, мобильности в части адаптации к изменению конъюнктуры рынка, структуры и предпочтений целевых групп покупателей);
2) наличие у сетевых организаций долгосрочных договоров с областными поставщиками продовольственных товаров.
48. В настоящее время наблюдаются следующие негативные явления в сфере потребительского рынка:
1) наличие диспропорций в системе товародвижения, неудовлетворительное соотношение складских и торговых площадей;
2) недостаток современных типов торговых структур, особенно в оптовом звене (распределительные и логистические центры), складских площадей, отвечающих международным стандартам качества;
3) отсутствие системы стандартов обслуживания - показателей, характеризующих текущее состояние сферы потребительских услуг;
4) отсутствие механизма ответственности работодателя за привлечение и использование работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки;
5) недостаток работников, имеющих соответствующее образование и подготовку.
49. Основными недостатками развития инфраструктуры потребительского рынка являются: отсутствие схем размещения объектов, развитие и строительство объектов без учета потребности в них различных социальных групп населения.
50. Слабо развито звено организаторов оптового оборота. В настоящее время потребительский рынок базируется на разрозненных мелких сетях оптовых посредников, мелкооптовых рынках и многочисленных мелких розничных торговцах. Процессы структурной перестройки и развития оптово-распределительного звена системы товародвижения существенно отстают от запросов розничной торговли.
51. Не получили должного развития обеспечивающие функционирование торговых сетей системы логистики, объекты транспортной инфраструктуры: автостоянки, парковки и другие сервисные службы, широко распространенные в развитых странах мира.
52. Сложившееся неравномерное размещение объектов торгового обслуживания не полностью отвечает потребностям населения, особенно в сельской местности.
53. Доля производства услуг, в том числе бытовых, в валовом региональном продукте Калининградской области в 2008 году оценочно составила 53,0%, в 2007 году - 55,2%, в среднем по Российской Федерации - 49,1% (в валовом внутреннем продукте). При этом доля услуг в валовом внутреннем продукте в развитых странах составляет от 60% до 80%.
54. Программа предполагает развитие розничной и оптовой торговли по следующим направлениям:
1) формирование необходимой системы каналов товародвижения приоритетно для отечественных товаропроизводителей;
2) содействие развитию оптовых организаций муниципального уровня, гарантирующих на территории муниципальных образований Калининградской области стратегическую стабильность потребительского рынка;
3) предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
4) создание условий для реализации населению Калининградской области продукции непосредственно сельхозпроизводителями и товаропроизводителями;
5) обеспечение систематического мониторинга цен на всех стадиях реализации продукции;
6) упорядочение и качественное улучшение объектов мелкорозничной торговой сети, ликвидация торговли в неустановленных местах;
7) создание условий для привлечения инвестиций в муниципальные образования Калининградской области, малопривлекательные для бизнеса, но важные для удовлетворения потребностей населения (реконструкция торговых площадей мини-рынков, приобретение торгового и холодильного оборудования);
8) разработка органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области мероприятий по обеспечению территориальной доступности продовольственных товаров населению Калининградской области.
55. В оптовой торговле необходимо осуществить организационные меры, направленные на привлечение инвестиций по следующим областям:
1) развитие системы оптовых организаций, состоящих из независимых оптовых структур, сбытовых подразделений местных промышленных организаций и оптовых структур крупных розничных организаций;
2) создание системы оптовых продовольственных рынков, включающей межрегиональные рынки, в том числе специализированные рынки, которые должны ориентироваться как на областной рынок продавцов и производителей, так и на субъекты Российской Федерации и страны ближнего зарубежья;
3) создание и развитие таких форм организации оптового оборота, как оптовые выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.