Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Информационно-коммуникационные технологии и связь
66. Развитие информационно-коммуникационных технологий и связи осуществляется в рыночных условиях в основном за счет инвестиций операторов связи и организаций сферы информационных технологий. За последние годы отрасль связи развивалась устойчивыми темпами, основные показатели развития приведены в таблице:
Таблица 1
N п/п |
Показатели |
Единицы измерения |
Отчетный период |
|||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|||
1 |
Количество операторов связи / выданных лицензий |
шт. |
271/553 |
587 / 678 |
352/813 |
400/909 |
2 |
Емкость телефонной сети общего пользования (фиксированная связь) |
шт. |
293653 |
305452 |
309550 |
320624 |
3 |
Емкость телефонной сети общего пользования (мобильная связь) |
шт. |
1124421 |
1182879 |
1450081 |
1631104 |
4 |
Доля населения, охваченного фиксированной связью |
на 100 чел. |
30,7 |
31,2 |
32,5 |
33,6 |
5 |
Доля населения, охваченного мобильной связью |
на 100 чел. |
119 |
125 |
152 |
173 |
6 |
Доля населения - пользователей сети Интернет (выделенный доступ) |
на 100 чел. |
8,8 |
13,7 |
14,7 |
17,3 |
7 |
Доля работников, занятых в сфере связи |
на 100 чел. |
0,684 |
0,669 |
0,663 |
0,551 |
8 |
Объем услуг связи |
млн. руб. |
4735,1 |
5901,6 |
6196,7 |
6754,5 |
67. На развитие рынка и себестоимость современных услуг связи - доступа к сети Интернет, передачи данных, междугородней и международной связи существенное влияние оказывают несколько крупных организаций. Себестоимость вышеуказанных услуг связи не менее, чем на 30% состоит из стоимости организации магистральных каналов передачи данных. Транспортную инфраструктуру для организации связи Калининградской области с основной территорией России предоставляют:
1) открытое акционерное общество "Ростелеком" по волоконно-оптической линии передачи Калининград - Советск - по территории сопредельных государств (Литва, Швеция, Финляндия) - Санкт-Петербург;
2) закрытое акционерное общество "Компания ТрансТелеКом" по волоконно-оптической линии передачи на электрических опорах железной дороги, обеспечивая выход в Россию через Литву и Беларусь, а также выход в Польшу;
3) закрытое акционерное общество "Синтерра" по волоконно-оптической линии передачи Калининград - Чернышевское - территории сопредельных государств (Литва, Беларусь) - Москва.
Магистральная и внутризоновая сеть связи
68. Основу внутризоновой и магистральной телекоммуникационной инфраструктуры составляют опорные узлы связи, включающие линейные и технические участки связи и волоконно-оптические линии передачи (ВОЛП), протяженность которых составляет около 4000 км, из них официально оформлено 1368,4 км. Трассы ВОЛП проложены ко всем муниципальным районам и городским округам. Более 75% телекоммуникаций построено на основе цифровых технологий.
69. Рынок внутризоновой фиксированной связи характеризуется высокой конкуренцией и рентабельностью услуг связи в городской местности и низкой - в сельской местности.
70. По уровню развития фиксированной связи Калининградская область занимает только 10 место в Северо-Западном федеральном округе. По итогам 2009 года количество номеров телефонных сетей фиксированной связи составило 33,6 на 100 человек населения - такой же, как в среднем по России, в том числе количество городских телефонных сетей - 40,1, сельских - 9,7 (один из самых низких показателей по России).
71. Услуги местной телефонной связи предоставляют 32 оператора (в 2008 году было 35). Существенные позиции занимают Калининградский филиал открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком", закрытое акционерное общество "ВестБалтТелеком", общество с ограниченной ответственностью "Связьинформ". Совместная абонентская база в городе Калининграде общества с ограниченной ответственностью "Связьинформ" и закрытого акционерного общества "ВестБалтТелеком" превосходит абонентскую базу Калининградского филиала открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком", что способствует развитию конкуренции.
72. За последние два года в сельской местности не наблюдалось существенного роста абонентской базы, а по отдельным муниципальным образованиям Калининградской области наметилось сокращение абонентов.
73. Емкость телефонной сети составляет 320624 номера, увеличение внутризоновых телефонных сетей за 2009 год составило 79428 номеров.
74. Частично удалось уменьшить "цифровой разрыв" между городом и селом за счет реализации федеральной программы "Универсальные услуги связи" путем строительства универсальных таксофонов в сельских населенных пунктах (построено 1099 таксофонов в 1081 населенном пункте) и организации пунктов коллективного доступа в отделениях почтовой связи. Данная программа была направлена на развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры на экономически непривлекательных территориях.
75. На строительство линейно-кабельных сооружений связи существенное влияние оказывают следующие факторы: необходимость проведения работ по разминированию и вывозу взрывоопасных предметов, проведение проектно-изыскательских работ, сложность согласования землеотвода с большим количеством землепользователей, необходимость восстановления мелиоративной системы, нахождение значительной части территории Калининградской области в приграничной зоне, что требует дополнительных согласований для получения разрешения на строительство.
В связи с этим стоимость прокладки 1 км ВОЛС составляет около 0,8-1 млн. рублей в сельской местности и около 0,4-0,6 млн. рублей - в городе (одна из самых высоких по России).
76. Услуги почтовой связи оказывают 14 операторов, существенное положение на этом рынке занимает Управление федеральной почтовой связи Калининградской области - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", которое имеет 252 отделения почтовой связи, в которых размещено 227 пунктов коллективного доступа к сети Интернет "Кибер-Почта@". Протяженность почтовых маршрутов по территории Калининградской области составляет более 12,5 тыс. км.
77. Деятельность Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" является планово убыточной. Цены на почтовые услуги, подлежащие государственному регулированию, не обеспечивают компенсацию обоснованных затрат. Рентабельные городские отделения почтовой связи компенсируют затраты на содержание сельских отделений. Существующая почтовая сеть не оптимизирована по своей структуре. В соответствии с нормативами в городе Калининграде не хватает 8 отделений почтовой связи, в то время как в сельской местности их избыток составляет 33 отделения почтовой связи.
78. Услуги подвижной связи предоставляют 6 операторов. Основными операторами являются открытое акционерное общество "ВымпелКом" (39,7% рынка), открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (33,1%) и открытое акционерное общество "МегаФон" (24%). На их долю приходится более 96,8% рынка услуг подвижной связи. По развитию сотовой связи Калининградская область занимает 2 место по Северо-Западному федеральному округу после города Санкт-Петербурга. На 100 человек населения приходится 173 телефонных аппарата сотовой связи и 3G-модема.
79. Развитию рынка услуг подвижной связи препятствует ограниченность частотного ресурса в Калининградской области. Дальнейшее развитие услуг подвижной связи возможно только после внедрения цифрового телевидения и использования освободившихся аналоговых частот (цифровой дивиденд) в интересах подвижной связи.
80. Рост номерной емкости сотовой связи за 2009 год составил более 180 тыс. номеров. Основу инфраструктуры сотовой связи составляют базовые станции - 946 шт., что обеспечивает стопроцентное покрытие территории Калининградской области и предоставление качественных услуг связи.
81. К экономическим барьерам входа на рынок подвижной связи относится необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на строительство инфраструктуры сети при длительных сроках окупаемости этих вложений.
82. К административным ограничениям относится:
1) сложный порядок и длительность получения разрешения на использование радиочастот;
2) ограниченность частотного ресурса;
3) необходимость согласования использования частот с близлежащими государствами;
4) оформление разрешений на строительство объектов связи (выделение земельных участков под строительство мачт и башен для размещения антенных устройств);
5) получение разрешительных документов на строительство линейно-кабельных сооружений;
6) необходимость согласований проектной документации на строительство антенно-мачтовых сооружений;
7) особый порядок проведения изыскательских, проектных и строительных работ на приграничных территориях.
83. К другим барьерам входа на рынок подвижной связи можно отнести стратегию поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, связанную с платой за арендуемые помещения, формированием цен на аренду мест под размещение оборудования на антенно-мачтовых сооружениях, а также с координацией стоимости услуг подвижной связи. Возможно снижение стоимости услуг подвижной связи с выходом на рынок нового оператора "Теlе2".
84. Эфирное телевещание осуществляют 6 операторов связи, радиовещание - 15 операторов, услуги кабельного вещания предоставляют 13 операторов.
85. Калининградская область вошла в "пилотную" зону по цифровому телевидению. Принято решение о вводе одновременно двух пакетов программ (16 каналов).
86. Сеть создается в два этапа таким образом, чтобы обеспечить возможность приема цифрового телевизионного сигнала для 100% населения области:
1) на I этапе (2009-2010 годы) в Калининградской области планируется развернуть сеть вещания, обеспечивающую охват 70-80% населения с использованием собственной инфраструктуры ФГУП "Российская Телевизионная и Радиовещательная Сеть";
2) на II этапе (2011 год) планируется построить 12 маломощных ретрансляторов в приграничных районах для полного охвата населения.
Наземная сеть цифрового телерадиовещания
87. Введенная монополия государства на эфирное распространение цифровых пакетов программ существенно изменит рынок коммерческого телевещания и вытеснит наземные аналоговые сети распространения программ. Так, к 2015 году, по оценке Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, ожидается прекращение вещания в аналоговом режиме.
88. Правительством Российской Федерации приняты нормативные акты, обязывающие осуществлять бесплатное распространение общедоступных пакетов программ в сетях кабельного телевидения.
89. Практически во всех городах Калининградской области имеется возможность получения цифровых пакетов программ кабельного телевидения. Операторами кабельного телевидения уже приняты меры по осуществлению раздельного учета затрат на содержание кабельных сетей вещания и распространение пакетов программ.
90. Услуги связи в целях кабельного вещания оказывают 12 операторов связи. Практически во всех городах Калининградской области имеется возможность получения пакетов программ кабельного телевидения. Наибольшую абонентскую базу имеют закрытое акционерное общество "Экран" и общество с ограниченной ответственностью "Антенная служба Плюс". С 2009 года в городе Калининграде операторы кабельного телевидения начали предлагать услуги цифрового телевидения.
91. Услуги доступа к информационным ресурсам сети Интернет оказывают 53 оператора (в 2008 году было 45 операторов). Наибольшую абонентскую базу имеют Калининградский филиал открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" (более 60 тыс. портов), общество с ограниченной ответственностью "ТИС-Диалог" (более 26,5 тыс. портов), общество с ограниченной ответственностью "СЦС Совинтел" (более 25 тыс. портов).
92. За 2009 год монтированная емкость для доступа к сети Интернет увеличилась на 27,8 тыс. портов. Объем трафика, переданного по сети Интернет, за 2009 год увеличился в 2,5-2,7 раза в сравнении с 2008 годом и составил более 15 тыс. терабайт, при этом цены в среднем снизились на 30%.
93. Около 350 организаций непосредственно связаны с информационными технологиями, большинство из них являются микропредприятиями или зарегистрированы в форме индивидуальных предпринимателей.
94. Около 20% данных организаций связаны с производством оборудования в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ); около 26,5% организаций осуществляют оптовую торговлю товарами, связанными с ИКТ; около 20% организаций осуществляют деятельность в области связи и телерадиовещания; около 33,3% организаций связаны с оказанием ИКТ-услуг.
95. В общем объеме ИКТ-продукции ИКТ-услуги составляют только 9,9%, остальная часть (90,1%) приходится на производство технических средств, что обуславливается действием Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
96. Таким образом, наблюдается дисбаланс в сфере ИКТ - в сторону производства технических средств и слабого производства программного обеспечения.
97. К сдерживающим факторам развития конкуренции можно отнести:
1) ограниченность частотного ресурса, что сдерживает внедрение современных беспроводных информационных технологий;
2) отсутствие в необходимом количестве прямых магистральных линий передач, связанных с основной территорией России, что приводит к высокой стоимости услуг междугородной и международной связи и доступа к сети Интернет;
3) "хуторная" система поселений в сельской местности, на территории области насчитывается 1081 населенный пункт, из них более 70% населенных пунктов имеют численность менее 50 человек, это является причиной значительного цифрового разрыва между городскими и сельскими населенными пунктами;
4) высокая плотность объектов военного назначения, что требует проведения работ по конверсии частотного диапазона;
5) приграничное расположение предписывает международное согласование использования частотного ресурса, вносит дополнительные ограничения мощности передающих радиоэлектронных средств;
6) существующие высокие тарифы естественных монополий на услуги: фиксированной и магистральной связи;
7) неоптимальная структура сети почтовой связи и существующие низкие тарифы на услуги почтовой связи делают убыточной отрасль почтовой связи на территории Калининградской области;
8) введение государственной монополии на распространение цифровых телевизионных пакетов программ вытесняет с рынка коммерческие сети наземного (эфирного) вещания.
98. Принимая во внимание, что развитие информационно-коммуникационных технологий осуществляется в основном в рыночных условиях, при наличии естественных монополий в отдельных отраслях и сферах деятельности государством должны быть обеспечены удобные, доступные и прозрачные механизмы регулирования, эффективные меры стимулирования развития конкуренции, а также меры контроля и надзора за нарушениями законодательства о конкуренции.
99. Основные меры, принимаемые для снятия ограничений развития конкуренции:
1) оптимизация сети почтовой связи, а также привлечение международных компаний для организации посылочной торговли на территорию России из Калининградской области, что повысит рентабельность отрасли почтовой связи и в целом благоприятно скажется на продвижении товаров, услуг и финансов;
2) создание инновационного бизнес-инкубатора для осуществления разработок в области информационных технологий, в том числе осуществление оффшорного программирования;
3) упрощенный порядок согласования разрешений на проектно-изыскательские работы и строительства на приграничной территории;
4) проведение специализированной выставки "ИнфоЭкспо", а также информационных форумов, способствующих налаживанию связей и обмену положительным опытом.
100. Конкуренция в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи охватывает практически все виды услуг, за исключением отрасли почтовой связи, где реально существует конкуренция только по услугам доставки срочной корреспонденции.
101. В целях развития конкуренции на рынке ИКТ необходимо обеспечить:
1) создание условий для предоставления населению Калининградской области равного доступа к качественным услугам связи и развитие сетей связи на территории Калининградской области;
2) создание равных условий для всех участников рынка связи, содействие привлечению альтернативных монополистам операторов связи;
3) установление единых требований и нормативов к информационным системам персональных данных и системам обработки конфиденциальной информации (в настоящее время существуют требования Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации), что в отдельных случаях предопределяет наличие двойного количества лицензий по одному виду деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.