Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV. Организация труда и отдыха водителей.
§ 1. Общие требования.
1. Режим труда и отдыха водителей, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным пассажирским транспортом, должен соответствовать требованиям, установленным приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 года N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".
2. Время труда и отдыха водителей при осуществлении регулярных перевозок учитывается в графиках работы водителей, а при осуществлении нерегулярных перевозок - в путевых листах.
3. При выполнении нерегулярных перевозок в путевой лист должны вноситься записи о планируемом времени труда и отдыха водителя на каждый рабочий день.
Планируемое время труда и отдыха водителей должно включать:
а) время выезда и возврата в гараж;
б) время перерывов для отдыха и приема пищи.
Если нерегулярные перевозки осуществляются водителями-предпринимателями, записи в путевом листе проставляются соответствующим водителем-предпринимателем.
Записи в путевом листе о планируемом времени труда и отдыха водителей заверяются подписью (штампом) уполномоченного должностного лица.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки (за исключением водителей-предпринимателей), обязаны не реже одного раза в год проводить занятия с водителями по повышению профессионального мастерства, включая проверку знаний правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров, ручной клади и багажа, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления транспортными средствами в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при ДТП.
5. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя. Водитель, не сдавший зачет о прохождении курса занятий, к самостоятельной работе на линии не допускается.
6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки, обязаны организовать прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей определяется Методическими рекомендациями "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденных Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002 года.
7. Стажировка водителей, переведенных на новый тип транспортного средства или новый маршрут регулярного сообщения, организуется работодателем, а в случае осуществления перевозок водителями-предпринимателями стажировка организуется Министерством (уполномоченным органом местного самоуправления).
§ 2. Организация стажировки водителей.
1. Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы, срока перерыва в работе, типа транспортного средства, вида маршрутов и вида перевозок в соответствии с методическими рекомендациями "Положение о порядке проведения стажировки водителей автотранспортных средств".
2. Стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами работодателя или путем заключения договоров на проведение стажировки.
3. Стажировка должна производиться под руководством водителя-наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство на право стажировки водителей, предоставляемое в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя.
5. Водитель, не получивший допуск к управлению транспортным средством после прохождения стажировки, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.
§ 3. Организация предрейсовых медицинских осмотров водителей
транспортных средств.
1. Предрейсовый медицинский осмотр осуществляется медицинским работником, допущенным к данному виду деятельности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской помощи" вместе с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской помощи (далее - медицинский работник).
2. Водитель транспортного средства проходит предрейсовый медицинский осмотр не позднее, чем за двадцать минут до выхода в рейс (в смену) по предъявлению им путевого листа, а также документа, удостоверяющего личность.
3. При необходимости выполнения нескольких рейсов в течение дня предрейсовый медицинский осмотр проводится однократно, перед первым рейсом.
4. Предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств производится индивидуально в соответствии с Методическими рекомендациями "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)" согласно письма Министерства здравоохранения от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-02 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств".
5. Осмотренные лица допускаются к управлению транспортными средствами при отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний и нарушений функционального состояния организма.
6. Не допускаются к управлению транспортными средствами лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов).
В случае несогласия с данным заключением, эти лица направляются в сопровождении медицинского работника на освидетельствование в ближайшую государственную лечебно-профилактическую организацию, уполномоченную проводить медицинское освидетельствование для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения согласно действующему законодательству Российской Федерации.
7. Прохождение предрейсового медицинского осмотра оформляется отметкой в путевом листе транспортного средства.
В случае, если в течение рабочего дня происходит смена водителей, то записи, относящиеся к предрейсовому медицинскому осмотру, должны производиться раздельно по каждому водителю.
8. Отметка в путевом листе о прохождении предрейсового медицинского осмотра заверяется подписью (штампом) медицинского работника. В штампе проставляется время прохождения медицинского осмотра.
9. В случае использования для перевозок многодневных путевых листов в нем дополнительно делается отметка о датах прохождения каждого предрейсового медицинского осмотра.
10. Если перевозка по маршруту регулярного сообщения осуществляется в течение свыше суток без заезда транспортного средства в гараж (например, при выполнении перевозок в межмуниципальном сообщении на маршрутах большой протяженности - необходимость ночевок) ежедневные предрейсовые медицинские осмотры водителей осуществляются сторонними организациями по договору с перевозчиком. В этом случае при отправлении в рейс водителю должен быть выдан график работы с указанием мест и времени прохождения предрейсовых медицинских осмотров.
§ 4. Разработка графиков работы водителей.
1. График работы водителя разрабатывается с условием обязательного соблюдения:
- режимов труда и отдыха водителей, установленных приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 года N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей";
- нормативов времени движения транспортного средства между остановочными пунктами, установленными в паспорте соответствующего маршрута регулярного сообщения.
2. График работы водителей устанавливает:
а) время выезда и возвращения транспортного средства в гараж;
б) время прохождения через остановочные пункты;
в) время прибытия, стоянки, отправления транспортного средства с конечной станции маршрута;
г) время заезда транспортного средства в гараж (депо) на техническое обслуживание или отстой;
д) время и место смены бригад и перерыва для приема пищи.
3. Графики работы водителей разрабатываются ежемесячно на каждый день, смену или рейс с ежедневным суммированным учетом рабочего времени.
4. Графики работы водителей утверждаются руководителем транспортного предприятия, индивидуальным предпринимателем (за исключением водителей-предпринимателей).
5. Графики работы водителей доводятся до сведения водителей за две недели до введения их в действие.
6. График работы водителя выдается для исполнения водителю при выезде на линию.
7. Об изменении графика работы водителя и изменении в связи с этим времени явки на работу водитель должен быть поставлен в известность не менее чем за сутки до начала работы.
8. Если регулярные перевозки осуществляются водителями-предпринимателями, разработка и доведение до водителей графиков работы организуется Министерством (уполномоченным органом местного самоуправления), открывшим соответствующий маршрут.
9. Записи в графике работы водителей заверяются подписью (штампом) уполномоченного должностного лица, а в случае если указанные записи производятся должностным лицом сторонней организации - подписью соответствующего должностного лица и печатью сторонней организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.