Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы
муниципального образования
от 26 июня 2009 г. N 818
Порядок
принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ,
их формирования, реализации и оценки эффективности
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях формирования системы программно-целевого бюджетного планирования, повышения эффективности расходования бюджетных средств, определяет требования к содержанию, разработке, утверждению, реализации и контролю за исполнением долгосрочных целевых программ в муниципальном образовании "Гусевский муниципальный район" (далее - муниципальный район), а также закрепляет процедуры изменения (корректировки) или досрочного прекращения долгосрочных целевых программ по результатам их реализации и распространяется на всех участников инициирования, разработки, утверждения, финансирования и исполнения программ.
1.2. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
Долгосрочная целевая Программа (далее - Программа) - увязанный по целям, задачам, ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение социально-экономических, культурных, экологических и других проблем в развитии района.
Инициатор разработки Программы (далее - Инициатор) - глава муниципального образования, структурные подразделения администрации муниципального образования, депутаты районного Совета депутатов Гусевского района (далее - районный Совет), постоянные комиссии районного Совета, а также физические и юридические лица, заинтересованные в разработке Программы.
Заказчик Программы (далее - Заказчик) - должностное лицо или структурное подразделение администрации муниципального образования, на которое возложены соответствующие права, функции и ответственность за разработку, реализацию и координацию деятельности участников утвержденной Программы.
Разработчик Программы (далее - Разработчик) - структурное подразделение администрации муниципального района, либо юридическое или физическое лицо, уполномоченное Заказчиком для разработки проекта Программы.
Исполнитель Программы (далее - Исполнитель) - структурное подразделение администрации муниципального образования, физическое или юридическое лицо, несущее ответственность перед Заказчиком за своевременную и качественную реализацию всей Программы или отдельных ее мероприятий, включенных в состав Программы, обеспечивающий эффективное и целевое использование средств муниципального бюджета, направленных на реализацию Программы.
1.3. Долгосрочная целевая Программы разрабатывается на срок три года и более и может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках Программы. Деление Программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
1.4. Разработка и реализация Программы должна осуществляться в соответствии с основными принципами:
- соответствие целей и задач Программы прогнозу и стратегии социально-экономического развития района;
- обоснованность по ресурсам, в том числе по источникам финансирования, исполнителям и срокам осуществления комплекса мероприятий, составляющих Программу;
- отнесение расходов на реализацию Программы по их экономическому содержанию;
- соответствие расходов на реализацию Программы с возможностями муниципального бюджета в течение всего срока ее действия;
- востребованность Программы и ее поддержка населением района.
1.5. По каждой Программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации в соответствии с порядком, утверждаемым главой муниципального образования. По результатам указанной оценки администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта решения о местном бюджете в районный Совет депутатов может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.
1.6. В процессе разработки, формирования, реализации Программы выделяются следующие основные этапы:
- инициирование разработки Программы;
- отбор проблем для решения программно-целевым методом;
- принятие решения о разработке программы;
- формирование количественно измеримых показателей и критериев оценки Программы;
- разработка проекта Программы;
- утверждение Программы;
- реализация Программы и контроль за ходом ее выполнения;
- оценка результатов реализации программы.
2. Инициирование разработки долгосрочных целевых программ
2.1. На этапе инициирования разработки Долгосрочных целевых программ и отбора проблем для их программной проработки необходимо учитывать:
- значимость проблемы;
- невозможность комплексно решить проблему, обозначенную Инициатором, за счет использования действующих на данный момент механизмов;
- необходимость муниципальной поддержки в решении обозначенной Инициатором проблемы;
- необходимость межотраслевого, межведомственного взаимодействия для решения обозначенной проблемы;
- наличие действующих федеральных, областных программ, затрагивающих данную проблему;
- востребованность в услугах, оказание которых будет возможно в результате реализации Программы и её поддержка районным сообществом.
2.2. Инициатор готовит пояснительную записку по обоснованию необходимости разработки Программы в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку.
2.3. Пояснительная записка по обоснованию необходимости разработки Долгосрочной целевой программы в обязательном порядке должна включать:
- содержание проблемы и анализ причин её возникновения;
- цели программы и их обоснование;
- способы решения проблемы, предполагаемый перечень мероприятий и (или) проектов, которые необходимо осуществить;
- предполагаемая потребность в финансовых ресурсах и возможные источники финансирования;
- предлагаемые Заказчик(-и), Разработчик(-и), Исполнитель(-и);
- обоснование ориентировочных сроков и этапов реализации;
- ожидаемые результаты реализации программы;
- предполагаемая эффективность от решения данной проблемы программно-целевым методом.
2.4. Пояснительная записка направляется Инициатором в Координационный Совет по рассмотрению долгосрочных муниципальных целевых программ (далее - Координационный совет) для рассмотрения и принятия решения о необходимости разработки Программы.
2.5. Заслушав сообщение Инициатора о необходимости разработки Программы, ознакомившись с представленной пояснительной запиской по обоснованию необходимости разработки Программы, а также выслушав мнения Заказчика и финансового управления муниципального образования, Координационный совет дает свои рекомендации о целесообразности разработки Программы.
2.6. С учётом рекомендаций Координационного совета глава муниципального образования принимает решение о разработке долгосрочной целевой программы и назначении Заказчика.
3. Порядок формирования и разработки долгосрочных целевых программ
3.1. Заказчик выступает Разработчиком Программы или определяет Разработчиком (-ми) структурное подразделение администрации и/или юридическое или физическое лицо размещения заказа.
3.2. Разработчик Программы:
- разрабатывает проект Программы;
- согласовывает с Исполнителями мероприятий Программы сроки их выполнения и объёмы финансирования.
3.3. Структура Программы должна включать в себя:
- титульный лист, с указанием наименования Программы, отражающего основную суть программы и сроков её действия;
- паспорт Программы (приложение N 2 к данному Порядку)
- разделы, указанные в приложении N 3 к данному Порядку.
3.4. В случае если Программа содержит подпрограммы, то ее структура должна включать паспорт и обоснование разработки в целом по Программе. Каждая подпрограмма оформляется в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку.
3.5. Программа должна обладать:
- четко сформулированными целью и задачами, соответствующими приоритетам Стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- системой показателей для измерения результатов реализации Программы, описанием поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
- обоснованием потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов Программы, оценки внешних условий и рисков для реализации Программы;
- системой управления реализацией Программы, разграничением полномочий и ответственности различных единиц управления.
3.6. К проекту Программы прилагаются:
- пояснительная записка;
- лист согласования с заинтересованными сторонами и участниками реализации Программы, сроки выполнения мероприятий, объёмы финансирования;
- сведения о наличии других действующих федеральных, областных, муниципальных программах, реализующих те же или подобные цели и задачи, что и предполагаемая Программа.
4. Порядок утверждения долгосрочной целевой Программы
4.1. Проект Программы с прилагаемыми к нему материалами, предварительно согласованный финансовым управлением и всеми заинтересованными сторонами, вносится на рассмотрение и обсуждение Координационного совета.
На заседании Координационного Совета Заказчик представляет и защищает проект Программы, при необходимости на заседание приглашаются Разработчик(-и) и Исполнитель(-и) Программы.
4.2. Координационный Совет рассматривает и оценивает проект Программы, основываясь на следующих критериях:
- приоритетный характер проблемы, предлагаемой для решения программным методом;
- обоснованность, комплексность и экологическая безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;
- необходимость выделения ассигнований из бюджета, привлечение внебюджетных средств и средств бюджетов вышестоящих уровней для решения задач Программы;
- социально-экономическая эффективность Программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации Программы и её влияние на социально-экономическое развитие района.
- наличие и адекватность механизма оценки эффективности реализации (системы показателей) и контроля за исполнением Программы;
- социально-экономическую эффективность Программы в целом, ожидаемые результаты от реализации Программы.
В ходе рассмотрения проекта Программы Координационным советом устанавливается соответствие предъявляемым к ней требованиям, предусмотренным настоящим Порядком, в случае необходимости формируются рекомендации по доработке проекта Программы.
4.3. В случае поступления замечаний и предложений от членов Координационного Совета Заказчик обеспечивает доработку проекта Программы и повторно представляет доработанный проект Программы в Координационный Совет.
В случае одобрения проекта Программы Координационным Советом Заказчик представляет проект Программы вместе с решением заседания Координационного Совета, проектом постановления об утверждении Программы главе муниципального образования для рассмотрения и утверждения.
4.4. Программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению постановлением главы муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете в районный Совет.
5. Порядок финансирования долгосрочных целевых программ
5.1. Утвержденная Программа финансируется из средств муниципального бюджета, а также за счет привлекаемых для выполнения Программы внебюджетных источников и средств бюджетов других уровней.
5.2. Финансирование Программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных решением районного Совета о муниципальном бюджете на очередной финансовый год.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы утверждается решением о муниципальном бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой Программе целевой статье расходов бюджета.
5.3. Финансирование Программы осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
7. Внесение изменений в долгосрочные целевые программы
7.1. Внесение изменений в действующую Программу осуществляется Заказчиком в случае:
- уточнения объемов и источников ее финансирования,
- аккумулирования средств Программы на приоритетных мероприятиях,
- уточнения имеющихся, включения новых и исключения мероприятий Программы.
7.2. Заказчик готовит предложения о внесении изменений в Программу и пояснительную записку, в которой отражаются причины изменений и их влияние на показатели эффективности реализации Программы.
7.3. Внесение изменений в действующую Программу утверждается постановлением главы муниципального образования, его подготовка осуществляется аналогично процедуре утверждения Программы.
8. Порядок оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ
8.1. Объектами оценки результативности и эффективности реализации являются программные мероприятия согласно Приложению N 4 к настоящему Порядку, утвержденные в составе Программы.
Ежегодно Заказчики в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представляют в Координационный совет отчет о ходе реализации Программы за отчетный год и период с начала реализации по форме согласно таблице 1. К отчету о ходе реализации Программы прилагается пояснительная записка содержащая:
- общую оценку вклада Программы в достижение стратегических целей развития района на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
- анализ причин отклонений (с выделением внешних и внутренних причин);
- оценку возможностей достижения запланированных конечных результатов Программы к моменту ее завершения.
8.2. Координационный совет на основе представленных отчётов проводит оценку эффективности реализации Программы за отчетный год и период с начала реализации.
8.3. Оценка эффективности реализации Программы отражает степень достижения запланированного результата вследствие реализации Программы при фактически достигнутом уровне расходов на ее реализацию.
Оценка состояния каждого индикатора результативности определяется на основании результатов данных таблицы 1.
Оценка состояния индикатора осуществляется путем установления соответствия между:
уровнем расходов, направленных на достижение установленного значения индикатора в отчетном периоде и фактически полученным значением индикатора в отчетном периоде.
Полученные оценки обобщаются по всем индикаторам результативности.
8.4. На основании полученной обобщенной оценки устанавливается результативность исполнения Программы и делается вывод о степени эффективности расходов бюджета на реализацию Программы.
По результатам оценки расходов на реализацию программных мероприятий могут быть сделаны следующие выводы:
- эффективность бюджетных расходов снизилась по сравнению с предыдущим годом;
- эффективность бюджетных расходов находится на уровне предыдущего года;
- эффективность бюджетных расходов повысилась по сравнению с предыдущим годом;
- бюджетные расходы неэффективны.
Выводы делаются на основе оценки фактических значений индикаторов результативности, проведенной по итогам отчетного периода.
8.5. При рассмотрении оценки эффективности реализации Программы на заседании Координационного Совета принимается во внимание:
- степень выполнения запланированных мероприятий;
- степень достижения целей и решения задач;
- степень соответствия запланированному уровню затрат;
- отклонения показателей результатов реализации и затрат от плановых показателей;
- оценка влияния результатов Программы на социально-экономическое развитие района.
8.6. По результатам оценки эффективности реализации Программы Координационный Совет даёт рекомендации о дальнейшем финансировании Программы, о внесении изменений в нее (корректировка целей, сроков реализации, объемов финансирования и перечня программных мероприятий) или о досрочном прекращении реализации.
8.7. Результаты оценки эффективности реализации Программы вместе с рекомендациями Координационного Совета направляются главе муниципального образования и учитываются при формировании муниципального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в отношении дальнейшего финансирования Программы.
Таблица 1
Анализ результативности долгосрочной целевой Программы
N п/ п |
Наименование мероприятия (*) |
Сроки исполнения |
Показатели результатов деятельности |
Объем бюджетных расходов, тыс. руб. |
||||||
наименование показателя (*) |
ед. изм. |
плановое значение (*) |
фактическое значение |
отклонение, (-/+, %) |
плановое значение (*) |
фактическое значение |
отклонение, (-/+, %) |
|||
1. |
Мероприятие 1 |
|
индикатор результативности 1 |
|
|
|
|
|
|
|
индикатор результативности 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
2. |
Мероприятие 2 |
|
индикатор результативности 1 |
|
|
|
|
|
|
|
индикатор результативности 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
3. |
Мероприятие 3 |
|
индикатор результативности 1 |
|
|
|
|
|
|
|
индикатор результативности 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
N |
Мероприятие N |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: (*) - данные заполняются из Приложения N 4 к настоящему Порядку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.