Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы, обоснование необходимости
программной разработки
14. В Калининградской области проживает 937,9 тыс. человек, из них значительную часть - 76,4% - составляет городское население. В регионе, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан старшего поколения (женщин старше 55 и мужчин старше 60 лет), за последние 5 лет произошло увеличение пожилых жителей на 10,3 тыс. человек. Доля граждан старшего поколения составляет 196,2 тысячи человек, или 20,91% от общего количества проживающих в Калининградской области. Согласно данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, на 1000 жителей трудоспособного возраста приходится 556 лиц нетрудоспособного возраста, их них 326 - это пожилые люди.
Главным источником дохода большинства граждан старшего поколения Калининградской области остается пенсия. Средний размер назначенных ежемесячных пенсий по Калининградской области в 2009 году составил 5965,2 рубля (96,56% от общероссийского показателя за аналогичный период). Материальное положение пенсионеров с возрастом становится более сложным по сравнению с работающими гражданами в связи с падением уровня внутрисемейных доходов. Их активность в поисках дополнительных источников пополнения бюджета ограничивается возрастными нарушениями здоровья.
В Калининградской области предпринимаются меры по повышению уровня качества жизни граждан старшего поколения. Создана развитая система социального обслуживания населения: бытовые, медицинские, психологические, юридические и иные услуги оказываются в 35 социальных учреждениях, таких как центры социального обслуживания населения, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, госпиталь для ветеранов войн. Достаточно широкое развитие получили социальные услуги на дому - оказание хозяйственно-бытовых услуг и лечебно-профилактической помощи больным и одиноким пенсионерам. По итогам 2010 года уходом на дому воспользовались 7414 граждан пожилого возраста, проживающих в городе и сельской местности.
Социальное обслуживание на дому экономически эффективно и максимально нацелено на удовлетворение потребностей конкретного человека. Одновременно на базе комплексных центров созданы службы социальных перевозок граждан, утративших способность к передвижению, пункты проката технических средств реабилитации, клубы общения для пожилых людей, действует ряд отделений социально-бытовых услуг (прачечные, парикмахерские, мастерские по ремонту одежды).
Построено два специализированных дома для ветеранов войны, в которых имеется 112 благоустроенных однокомнатных и полностью меблированных квартир. В 14 стационарных учреждениях социального обслуживания необходимый уход получают около 2500 граждан пожилого возраста и инвалидов. По состоянию на 01 января 2011 года в очереди на помещение в дома-интернаты состоят 173 человека, из них 86 - в психоневрологические интернаты. Наиболее сложно решаются вопросы направления на стационарное социальное обслуживание лиц, страдающих психическими расстройствами, средний срок ожидания путевки в дом-интернат составляет около двух лет. На протяжении нескольких лет данная проблема частично решалась за счет увеличения койко-мест уже действующих учреждений, что привело в отдельных учреждениях к снижению норматива жилой площади на человека до 70%.
15. Уровень и качество жизни пожилых людей, как правило, ниже, чем у трудоспособной части населения. Неудовлетворительное состояние здоровья, не всегда удовлетворительное материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части людей преклонного возраста. Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях тяжело переживают свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены. Снижается ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей граждан старшего поколения - в связи с этим возрастает число одиноких людей, нуждающихся в постоянном социальном обслуживании и социальной защите.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих.
В сфере охраны здоровья, социального и культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Таким образом, анализ положения пожилых граждан по социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем данных лиц в Калининградской области: это неудовлетворительное состояние здоровья, потребность в посторонней помощи, одиночество. В связи с этим многообразие и сложность социальных проблем имеет долгосрочный характер.
16. Вариант решения проблемы.
Для решения обозначенных проблем необходима организация межведомственного взаимодействия, концентрация мер, направленных на повышение качества жизни граждан старшего поколения, разработка и реализация новых подходов в деятельности учреждений социальной сферы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.